Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу совпадали. Тем не менее, Гумилев знал, что женится на женщине, которая никогда не согласиться стать домохозяйкой в привычном понимании этого слова и не сможет довольствоваться ролью примерной супруги и матери. Кроме этого, Анна Ахматова выходила замуж не по любви, а из чувства сострадания к человеку, который испытывал к ней очень сильные чувства. Впрочем, прошло совсем немного времени, и супруги поменялись ролями: Ахматова без памяти влюбилась в своего избранника, а Гумилев охладел к той, которую когда-то боготворил. В итоге Ахматова, отчаявшись, стала изображать в своих стихах образы мнимых любовников, чтобы скрыть собственные чувства, хотя втайне и надеялась на то, что сможет растопить заледеневшее сердце супруга. Однако в 1915 году поэтесса оставила попытки вернуть Гумилева, который все меньше и меньше времени проводил с семьей. Подтверждает это и стихотворение «Я улыбаться перестала…» - одно из немногих, которое поэтесса посетила не вымышленному персонажу, а своим взаимоотношениям с супругом.

История одной любви в стихах. Анна Ахматова и Николай Гумилев.

Свою семейную жизнь Ахматова характеризует просто и емко: «Одной надеждой меньше стало, одною песней больше будет». Теперь она уже не питает иллюзий по поводу того, что этот брак еще можно спасти. И дело не только в Гумилеве, который попросту сбегает из дома при каждом удобном случае, маскируя свое нежелание терпеть рядом властную и целеустремленную супругу любовью к путешествиям. Сама Ахматова ловит себя на мысли, что ее чувства к мужу постепенно угасают. Отсутствие любви ее угнетает настолько, что поэтесса готова выставить на всеобщее обозрение свои взаимоотношения с Гумилевым, лишь бы заглушить душевную боль.
Очень скоро Ахматова осознает, что эта тактика не приносит ожидаемых результатов. Ведь на фоне многочисленных стихов, посвященных воображаемым мужчинам, строки, адресованные мужу, попросту теряются. Именно поэтому поэтесса заставит себя переломить ситуацию и забыть человека, который ей дорог. Гордая и непокорная, она заведет новый роман с женатым мужчиной лишь ради того, чтобы вычеркнуть из своей жизни законного супруга, ведь «нестерпимо больно душе любовное молчанье», которое лишает смысла само существование Ахматовой, воспевающей любовь в каждой своей строчке.

*****
Я улыбаться перестала

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

«Я улыбаться перестала…» Анна Ахматова

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала…»

Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу совпадали. Тем не менее, Гумилев знал, что женится на женщине, которая никогда не согласиться стать домохозяйкой в привычном понимании этого слова и не сможет довольствоваться ролью примерной супруги и матери. Кроме этого, Анна Ахматова выходила замуж не по любви, а из чувства сострадания к человеку, который испытывал к ней очень сильные чувства. Впрочем, прошло совсем немного времени, и супруги поменялись ролями: Ахматова без памяти влюбилась в своего избранника, а Гумилев охладел к той, которую когда-то боготворил. В итоге Ахматова, отчаявшись, стала изображать в своих стихах образы мнимых любовников, чтобы скрыть собственные чувства, хотя втайне и надеялась на то, что сможет растопить заледеневшее сердце супруга. Однако в 1915 году поэтесса оставила попытки вернуть Гумилева, который все меньше и меньше времени проводил с семьей. Подтверждает это и стихотворение «Я улыбаться перестала…» — одно из немногих, которое поэтесса посетила не вымышленному персонажу, а своим взаимоотношениям с супругом.

Свою семейную жизнь Ахматова характеризует просто и емко : «Одной надеждой меньше стало, одною песней больше будет». Теперь она уже не питает иллюзий по поводу того, что этот брак еще можно спасти. И дело не только в Гумилеве, который попросту сбегает из дома при каждом удобном случае, маскируя свое нежелание терпеть рядом властную и целеустремленную супругу любовью к путешествиям. Сама Ахматова ловит себя на мысли, что ее чувства к мужу постепенно угасают. Отсутствие любви ее угнетает настолько, что поэтесса готова выставить на всеобщее обозрение свои взаимоотношения с Гумилевым, лишь бы заглушить душевную боль.

Очень скоро Ахматова осознает, что эта тактика не приносит ожидаемых результатов. Ведь на фоне многочисленных стихов, посвященных воображаемым мужчинам, строки, адресованные мужу, попросту теряются. Именно поэтому поэтесса заставит себя переломить ситуацию и забыть человека, который ей дорог. Гордая и непокорная, она заведет новый роман с женатым мужчиной лишь ради того, чтобы вычеркнуть из своей жизни законного супруга, ведь «нестерпимо больно душе любовное молчанье», которое лишает смысла само существование Ахматовой, воспевающей любовь в каждой своей строчке.

Ахматова, Анна Андреевна. "Я улыбаться перестала... " 1915
Стихотворение из третьей книги Ахматовой «Белая стая» . Навеяно знакомством с Б. В. Анрепом (1883-1969), поэтом и художником. По его воспоминаниям, знакомство в Ахматовой произошло в 1914 г. , но это, очевидно, ошибка памяти. Ахматова несколько раз вспоминала, что их познакомил Н. В. Недоброво в Царском Селе, весной 1915 г. , накануне отъезда Анрепа в действующую армию. Тогда же новому знакомому были посвящены первые стихотворения - "Сон", "Я улыбаться перестала... ". В 1915-16 гг. , когда Анреп приезжал с фронта в командировки и в отпуск, они встречались, и знакомство переросло в сильное чувство с ее стороны и, по-видимому, осталось на уровне горячего интереса с его. По свидетельству Ахматовой, ею посвящены Анрепу 17 стихотворений в "Белой стае" и 14 в сб. "Подорожник" (для сравнения - в "Подорожнике" всего 30 стихотворений, то есть почти половину занимают стихотворения, посвященные Анрепу) . Анреп также посвятил Ахматовой несколько стихотворений. «Одной надеждой меньше стало, //Одною песней больше будет» -эти строки Ахматова написала Анрепу на подаренном ему экземпляре книги "Вечер" 13 февраля 1916 г. , перед отъездом Анрепа на фронт.

В творчестве Анны Ахматовой не очень много стихотворений, которые посвящены реальным людям и событиям. В основном, речь идет о придуманных, о вымышленных персонажах и сюжетах.

Одним из немногих реальных творений является работа «Я улыбаться перестала … ». Созданные стихотворные строки Ахматова посвятила отношениям с Николаем Гумилевым. Ведь их брачный союз был не очень счастливым.

Анна вышла замуж за Николая только из сострадания, ведь мужчина не один раз пытался покончить с собой из-за неразделенной любви. Однако за годы семейной жизни чувства супруга стали остывать, в то время, как Анна просто безумно влюбилась в Николая.

Теперь она пытается высказаться ему о своих чувствах в стихотворной форме, привлечь его внимание, вернуть счастье в их семейные отношения. Но все совершенно напрасно. На фоне таких переживаний в 1915 году и было написано стихотворение «Я улыбаться перестала …».

Постепенно, поэтесса перестает тешить себя воображаемыми иллюзиями о том, что все еще можно вернуть. Николай пропадает из дома чаще и чаще, прикрываясь своим желанием путешествовать. Анна понимает, что чувства ее стали остывать. Она больше не желает что-либо наладить. Теперь, Ахматова готова открыть завесу своих отношений с супругом, чтобы хоть как-то избавиться от того угнетенного состояния, в котором она находится.

Однако эта тактика не срабатывает. И теперь Ахматова попросту решает забыть о своем супруге. Она начинает флиртовать с мужчинами, заводит роман только лишь ради того, чтобы избавиться от мыслей про своего супруга. Иного выхода поэтесса не видела, ведь так тяжело и больно переживать «любовное молчание» со стороны родного человека.