«Индийская святая Анандамайи Ма (30.04.1896 — 27.08.1982) — это самая красивая индианка и вообще самая красивая женщина из тех, что я видел, её небесная красота затмевает земную красоту других женщин. Имя «Анандамайи Ма» в переводе с санскрита означает «Мать, проникнутая блаженством». В Индии многие её последователи считают её воплощением богини Дэви. С глубочайшим почтением и любовью к ней относились Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Свами Шивананда называл ее «самым чистым цветком, который когда-либо появлялся на земле Индии».
Анандамайи Ма родилась в небольшой деревне с преимущественно мусульманским населением Кхеора в Восточной Бенгалии (ныне территория Бангладеш). Родители принадлежали к брахманам, были бедны, но очень благочестивы. Отец Анандамайи Ма — Bipin Behari Bhattacarya — был горячим поклонником Кришны, вставал в три часа утра, чтобы петь гимны Кришне, часто в религиозном восторге уходил из дома и жене приходилось его искать и возвращать обратно. Однажды штормовой ветер сорвал крышу с их дома, но отец Анандамайи не прервал исполнение гимна Кришне и продолжал петь под заливавшим дом дождем. Мать Анандаймайи — Moksada Sundari Devi — также была религиозна, в конце жизни она стала монахиней. Перед рождением дочери она часто видела во снах разные божества и когда её дочь появилась на свет, назвала её Нирмала Сундари, что означает «безупречная красота». Позже Нирмала Сундари станет известна во всей Индии как Анандамайи Ма.

Святая Анандамайи Ма (Anandamayi Ma)

С раннего детства девочка поражала своими необыкновенными способностями. Нирмала полностью осознавала и хорошо помнила то, что с ней происходило с самого момента рождения. Родители иногда наблюдали, как их дочь разговаривает с растениями и невидимыми для других существами. Из-за бедности и нужды Нирмала посещала школу только в течение двух лет, едва научившись читать и писать. Когда Нирмале исполнилось 12 лет и 10 месяцев, её выдали замуж. Мужем Нирмалы стал Ramani Mohan Chakravorty, позже принявший религиозное имя Bholanath. Браки в Индии ранние, но жена начинает жить с мужем только после достижения совершеннолетия, поэтому до 18-летнего возраста Нирмала жила в доме старшего брата мужа.


Когда Нирмала стала жить с мужем вместе, то он, к своему горю, обнаружил, что сексуальная жизнь с женой совершенно невозможна. Как только он хотел от жены исполнения супружеского долга, то она впадала в обморочное состояние, её тело искажалось и цепенело и ему приходилось читать мантры, чтобы она пришла в себя. Однажды, когда он прикоснулся к телу жены, его словно ударило током. Когда Нирмале был 21 год, у нее навсегда прекратились менструации. Нирмала не могла выполнять и работу по дому, т.к. постоянно впадала в религиозные экстазы. Мужу Нирмалы предлагали жениться снова, он отказался, т.к. надеялся, что такое состояние жены временно, но потом он понял, что такое состояние жены не прекратится никогда, т.к. его жена святая. Он стал её первым учеником в декабре 1922 года, Нирмале было тогда 26 лет.

Анандамайи Ма с мужем


Анандамайи Ма с мужем


В 1925 году её ученик Jyotish Chandra Roy (Bhaiji) называет Нирмалу «Анандамайи Ма» (Мать, проникнутая блаженством).

Анандамайи Ма с мужем (справа) и учеником Bhaiji (слева), 1932 год

В 1926 году Анандамайи Ма проходит мимо мусульманской могилы и проникшись исламом, начинает читать отрывки из Корана и произносить мусульманскую молитву. Позже, в одном из интервью, Анандамайи Ма говорит, что считает себя не только индуисткой, но и христианкой и мусульманкой одновременно.
Число последователей Анандамайи Ма растет, с 1932 года она начинает ездить по всей Индии, не находясь более двух недель в одном месте.

Анандамайи Ма с последователями


В 1933 году её посещает жена будущего премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, через нее об Анандамайи Ма узнают Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, которые также стали посещать её, дочь Джавахарлала Неру — Индира Ганди — также не раз посещала Анандамайи Ма и относилась к ней с величайшим уважением.

Индира Ганди (слева), Анандамайи Ма (в центре), Джавахарлал Неру (справа)


Анандамайи Ма с мужем (слева) и Йоганандой (справа)

По свидетельству очевидцев, Анандамайи Ма обладала сверхъественными способностями, например, излечивала людей от любых болезней лишь простым прикосновением. Но сверхъественные способности — сиддхи — не были для нее (как и для другого великого индийского мистика Рамакришны) целью, а были лишь побочными эффектами религиозной практики. Единственным смыслом жизни Анандамайи Ма была реализация Бога. У нее никогда не было учителя и она не знала религиозных текстов. Она не рассматривала себя как гуру. Однако она всегда готова была помочь людям, которые искали ее духовного водительства. Она несла людям мысль о том, что Бог пребывает внутри каждого человека, а весь мир представляет собой Божественное творение и его игру. Отличительной чертой Анандамайи Ма, по словам последователей, было стремление пробудить сильное желание к духовной жизни у каждого, кто с ней общался. Все ее действия и советы меняли людей и открывали им путь к Богу. Она говорила так: «Святой подобен дереву. Он не зовет никого к себе и не отсылает никого прочь. Он предлагает защитить каждого, кто хочет прийти к нему, будь это мужчина, женщина, ребенок или животное. Когда вы сидите под деревом, оно защитит вас от изменчивости погоды, от жара солнца и от проливающегося дождя и одарит вас цветами и фруктами».








Анандамайи Ма в образе Кришны

Часто во время киртана (пения и чтения религиозных гимнов) она впадала в транс. Однажды, нанося алую краску на лоб одной женщины, она уронила ящичек, упала и стала кататься по земле. Затем медленно поднялась и встала на больших пальцах ног. Обе руки её были вытянуты вверх, голова слегка наклонена в сторону и назад, а неподвижный взгляд сияющих глаз был обращён к дальнему краю неба. Она начала двигаться и танцевать, словно наполненная небесным присутствием, пока наконец тело её не осело на пол, словно растаяв, и она опять стала кататься по земле. Затем из уст её полился мягкий напев, а из глаз хлынули слёзы.

Анандамайи Ма, 1926 год

Анандамайи Ма, погруженная в самадхи


Во время киртана она часто наклоняла голову назад, пока не касалась затылком спины, делала вращательные движения кистями и стопами, пока не падала плашмя на пол, начинала по нему кататься, сильно потягивалась, размер её тела мог увеличиваться или уменьшаться, при этом приостанавливалось дыхание. Иногда казалось, что в теле её нет костей, она подпрыгивала, как резиновый мячик, но движения её были стремительны, как молнии. Корневые мешочки волос разбухали, заставляя волосы вставать дыбом. Какая бы мысль не пронеслась у неё в мозге, тут же тело демонстрировало соответствующее ей физическое выражение. В согласии с дыханием тело её колебалось ритмично, словно волны накатывали на берег и, раскинув руки, она покачивалась в такт музыке. Точно так, как опавшие листья слегка покачиваются на ветру, так изящны были её движения. Ни один человек, каких бы усилий он не прилагал, не мог бы повторить их. Все присутствующие чувствовали, что мать танцевала под влиянием божественных сил, которые колебали всё её существо волнообразно. Во время самадхи её тело начинало светиться так, что все окружающие видели это. В такие периоды взглянувшие на неё могли испытать блаженство, а коснувшиеся её ног падали без сознания. Однажды её последовательницы сказали ей: «Теперь, когда Вы с нами, нам не нужно посещать храм». »


Индийская святая Анандамайи Ма

«Моё сознание никогда не ассоциировало себя с этим временным телом. Я была такой же до того, как пришла на эту землю. Когда я была совсем маленькой девочкой - я была такой же» - Анандамайи-Ма.

Индийская святая Анандамайи Ма (30.04.1896 - 27.08.1982) — красивая индианка и вообще, её небесная красота затмевает земную красоту многих женщин. Имя "Анандамайи Ма" в переводе с санскрита означает «Мать, проникнутая блаженством". В Индии многие её последователи считают её воплощением богини Дэви. С глубочайшим почтением и любовью к ней относились Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Свами Шивананда называл ее «самым чистым цветком, который когда-либо появлялся на земле Индии».

Анандамайи Ма родилась в небольшой деревне с преимущественно мусульманским населением Кхеора в Восточной Бенгалии (ныне территория Бангладеш). Родители принадлежали к брахманам, были бедны, но очень благочестивы. Отец Анандамайи Ма - Бипин Бехари Бхаттакарья — был горячим поклонником Кришны, вставал в три часа утра, чтобы петь гимны Кришне, часто в религиозном восторге уходил из дома, и жене приходилось его искать и возвращать обратно. Однажды штормовой ветер сорвал крышу с их дома, но отец Анандамайи не прервал исполнение гимна Кришне и продолжал петь под заливавшим дом дождем. Мать Анандаймайи - Моксада Сундари Деви — также была религиозна, в конце жизни она стала монахиней. Перед рождением дочери она часто видела во снах разные божества и когда её дочь появилась на свет, назвала её Нирмала Сундари, что означает «безупречная красота». Позже Нирмала Сундари станет известна во всей Индии как Анандамайи Ма.

С раннего детства девочка поражала своими необыкновенными способностями. Нирмала полностью осознавала и хорошо помнила то, что с ней происходило с самого момента рождения. Родители иногда наблюдали, как их дочь разговаривает с растениями и невидимыми для других существами. Из-за бедности и нужды Нирмала посещала школу только в течение двух лет, едва научившись читать и писать. Когда Нирмале исполнилось 12 лет и 10 месяцев, её выдали замуж. Мужем Нирмалы стал Рамани Мохан Чакраворти, позже принявший религиозное имя Бхоланат. Браки в Индии ранние, но жена начинает жить с мужем только после достижения совершеннолетия, поэтому до 18-летнего возраста Нирмала жила в доме старшего брата мужа. Когда Нирмала стала жить с мужем вместе, то он, к своему горю, обнаружил, что сексуальная жизнь с женой совершенно невозможна. Как только он хотел от жены исполнения супружеского долга, то она впадала в обморочное состояние, её тело искажалось и цепенело и ему приходилось читать мантры, чтобы она пришла в себя. Однажды, когда он прикоснулся к телу жены, его словно ударило током.

Мужу пришла мысль, что она, возможно, одержима и привёл её к священнику для церемонии экзорцизма, и на общем совете один доктор предположил, что у неё нечто вроде Божественного упоения. Когда Нирмале был 21 год, у нее навсегда прекратились менструации. Нирмала не могла выполнять и работу по дому, т.к. постоянно впадала в религиозные экстазы. Мужу Нирмалы предлагали жениться снова, он отказался, т.к. надеялся, что такое состояние жены временно, но потом он понял, что такое состояние жены не прекратится никогда, т.к. его жена святая. Он стал её первым учеником в декабре 1922 года, Нирмале было тогда 26 лет. В 1925 году её ученик Джотиш Чандра Рой называет Нирмалу "Анандамайи Ма" (Мать, проникнутая блаженством). В 1926 году Анандамайи Ма проходит мимо мусульманской могилы и проникшись исламом, начинает читать отрывки из Корана и произносить мусульманскую молитву. Позже, в одном из интервью, Анандамайи Ма говорит, что считает себя не только индуисткой, но и христианкой и мусульманкой одновременно. Число последователей Анандамайи Ма растет, с 1932 года она начинает ездить по всей Индии, не находясь более двух недель в одном месте.

В 1933 году её посещает жена будущего премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, через нее об Анандамайи Ма узнают Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, которые также стали посещать её, дочь Джавахарлала Неру — Индира Ганди — также не раз посещала Анандамайи Ма и относилась к ней с величайшим уважением. По свидетельству очевидцев, Анандамайи Ма обладала сверхъественными способностями, например, излечивала людей от любых болезней лишь простым прикосновением. Но сверхъественные способности — сиддхи — не были для нее (как и для другого великого индийского мистика Рамакришны) целью, а были лишь побочными эффектами религиозной практики. Единственным смыслом жизни Анандамайи Ма была реализация Бога. У нее никогда не было учителя и она не знала религиозных текстов. Она не рассматривала себя как гуру. Однако она всегда готова была помочь людям, которые искали ее духовного водительства. Она несла людям мысль о том, что Бог пребывает внутри каждого человека, а весь мир представляет собой Божественное творение и его игру. Отличительной чертой Анандамайи Ма, по словам последователей, было стремление пробудить сильное желание к духовной жизни у каждого, кто с ней общался. Все ее действия и советы меняли людей и открывали им путь к Богу. Она говорила так: "Святой подобен дереву. Он не зовет никого к себе и не отсылает никого прочь. Он предлагает защитить каждого, кто хочет прийти к нему, будь это мужчина, женщина, ребенок или животное. Когда вы сидите под деревом, оно защитит вас от изменчивости погоды, от жара солнца и от проливающегося дождя и одарит вас цветами и фруктами".

Часто во время киртана (пения и чтения религиозных гимнов) она впадала в транс. Однажды, нанося алую краску на лоб одной женщины, она уронила ящичек, упала и стала кататься по земле. Затем медленно поднялась и встала на больших пальцах ног. Обе руки её были вытянуты вверх, голова слегка наклонена в сторону и назад, а неподвижный взгляд сияющих глаз был обращён к дальнему краю неба. Она начала двигаться и танцевать, словно наполненная небесным присутствием, пока, наконец, тело её не осело на пол, словно растаяв, и она опять стала кататься по земле. Затем из уст её полился мягкий напев, а из глаз хлынули слёзы. Во время киртана она часто наклоняла голову назад, пока не касалась затылком спины, делала вращательные движения кистями и стопами, пока не падала плашмя на пол, начинала по нему кататься, сильно потягивалась, размер её тела мог увеличиваться или уменьшаться, при этом приостанавливалось дыхание. Иногда казалось, что в теле её нет костей, она подпрыгивала, как резиновый мячик, но движения её были стремительны, как молнии. Корневые мешочки волос разбухали, заставляя волосы вставать дыбом. Какая бы мысль не пронеслась у неё в мозге, тут же тело демонстрировало соответствующее ей физическое выражение. В согласии с дыханием тело её колебалось ритмично, словно волны накатывали на берег и, раскинув руки, она покачивалась в такт музыке. Точно так, как опавшие листья слегка покачиваются на ветру, так изящны были её движения. Ни один человек, каких бы усилий он не прилагал, не мог бы повторить их. Все присутствующие чувствовали, что мать танцевала под влиянием божественных сил, которые колебали всё её существо волнообразно. Во время самадхи её тело начинало светиться так, что все окружающие видели это. В такие периоды, взглянувшие на неё могли испытать блаженство, а коснувшиеся её ног падали без сознания. Однажды её последовательницы сказали ей: "Теперь, когда Вы с нами, нам не нужно посещать храм".

Йогические практики Анандамайи Ма были спонтанными, и она сравнивала их с фабрикой, где все всевозможные машины работали автоматически и согласованно, чтобы произвести продукцию. Случалось, что она лила слёзы, а то часами смеялась или очень быстро говорила на языке, похожем на санскрит, а то начинала танцевать, кружась, как лист на ветру. Кроме того, она проводила голодовки в течение долгого времени, а бывало так, что могла съесть столько еды, сколько способны съесть восемь человек.

В истории Индийской религиозной традиции телесные изменения считаются спонтанным выражением религиозных эмоций. Изменения Анандамайи Ма были более ярко выражены, чем большинство распространённых проявлений, которые обычно свидетельствуют о сильной религиозной эмоции. Проявления, подобные тем, что были у Анандамайи Ма, даны в писаниях, посвящённых уважаемым Индийским святым прошлого.

Анандамайи Ма совершала всевозможные паломничества по всей Индии, останавливаясь в ашрамах, построенных учениками в её честь. В Дакке строили храм в её честь, но в тот де6нь, когда строительство закончилось, она его покинула. Она перебралась в Дехрадун, где жила в заброшенном храме Шивы почти год без денег, без одеяла часто при минусовой температуре. Обладая йогическими способностями, она могла читать мысли и эмоции своих учеников на расстоянии, могла увеличить или уменьшить размер своего тела, а также излечивать больных людей. Одна женщина утверждала, что была спасена от верной смерти в автокатастрофе, когда Анандамайи Ма «ухватила её жизненную субстанцию» и затем вернула в мёртвое тело.

Для того, чтобы глубже понять суть учения и природу сущности Анандамайи Ма, приведу перевод отрывка из её письма одной молодой бенгальской девушке-студентке, члены семьи которой были преданными учениками А.М. Следует заметить, что сама она ничего не писала, говорила на бенгали, и за ней записывали доверенные люди, постоянно находящиеся при А.М. Несколько писем этой корреспондентке были обнаружены при разборе старого архива в ашраме А.М. в Альморе много лет спустя после их написания.

Письмо второе, апрель 1934г.

Дорогая Бхрамар, Дхъян: При непрерывном повторении Имени приходит состояние dhyan (дхъян). Тебе пока не следует задумываться, что при этом является высшим, а что низшим. Старайся сделать так, чтобы Имя всегда было на твоих губах, а память о Имени - в твоём сердце. И только тогда ты увидишь, что твоё состояние дхъян придёт автоматически.

О сне : Некоторые сны исполняются в предназначенное время, но никто не скажет, когда это время наступит. Я всегда с тобой, запомни это. Пусть твой ум всегда будет сосредоточен на боге. Проводи своё время в чистоте, с энтузиазмом и радостью. Это всё, что я должна сказать тебе.

Далее приведу частичный анализ этих писем, сделанный тем преданным учеником-писателем, кто обнаружил это письмо к девушке, у которой, очевидно, была проблема с медитацией: «Английский эквивалент слова дхъян-медитация не был использован в письме. Мы понимает под медитацией некий процесс, в то время как для Ма -это состояние Антакаран (внутреннее Я). И в письме слово дхъян используется в обоих значениях:как процесс и как состояние. Ответ, данный Ма на вопрос об определении, что есть Дхъян (медитация): Achinta-e- param dhyan. (a=no; chinta=thought; e=verily; parama=the ultimate). Попытаемсяпонять, чтоонаимелаввиду. Парадокс в том, что несмотря на то, что мы знаем подразумеваемую здесь истину, мы всё же пытаемся привнести Всеобъемлющую Высшую Реальность в область мысли, но у нас и нет другой альтернативы. Здесь есть кажущееся противоречие: с одной стороны, Ма говорит, что Высшую Реальность невозможно достичь умом или многократным слушанием разговоров о Нём, а с другой стороны она употребляет слова Shrotavya, что значит «должно быть услышано», Nidhidhyasitavya (о Нём следует размышлять). Намерение этого письма в том, что Ма хотела вдохновить молодую девушку заниматься духовной практикой. Вначале нам следует понять суть сказанного ею разумом, а затем может быть мы сможем испытать Садхану. Чтобы слышать, нам нужны органы чувств, чтобы размышлять нам, нужен разум».

А теперь отрывки из нескольких диалогов Ма с учениками:

Ма сказала: «Когда я выхожу к вам, вы все можете подойти ко мне, особенно те, кто приехал издалека(иностранцы). Я всегда играю с людьми. Я продолжаю играть с каждым из вас. Я могу играть с вами по-разному, как мне захочется».

Привожу слова, которые смутили того, кто записал разговор :

«Если у вас осталось что-то, что вы не отдали мне, тогда и оставайтесь с этим (т. е. идите дальше по этому пути). А иначе-вы абсолютно мой».

Ответы на многочисленные вопросы к ней приходят не как результат обдумывания, они спонтанно выливаются, как интуитивное понимание. Вот задаётся вопрос : «Почему Ма не отвечает на крик её детей»? Немедленно без секундного размышления раздаётся ей призыв: «Питаджи, Питаджи» -но никто не отзывается на её призыв. Она опять зовёт, и тут кто-то встаёт и отвечает. Анандамайи Ма от всей души смеётся и победно говорит: «Ты не сразу отозвался, потому что думал, что я звала тебя несерьёзно. Но ответил, когда понял, что я действительно к тебе обращалась. Так же и великая Мать знает, когда её дети просто так, играючи, к ней взывают, а когда она действительно нужна им. Когда они падают, им больно, они просят о помощи, и она немедленно отзывается». Одному ученику она напомнила ученику об учении Христа: «Проси, и тебе дадут, ищи, и обрящешь, стучи, и тебе откроют». Но твои просьбы и поиски должны быть мощными, они должны идти из глубины твоего существа, только когда есть существенная просьба, — будет и соответственный ответ».

Кто-то однажды заявил: « Ма, нам так надоели бесконечные тревоги и жалобы на домашние проблемы людей толпами приходящих к тебе. Ма ответила: «Это происходит потому, что вы считаете, что ваше собственное тело и их тела чётко разделены. Вы не чувствуете веса своей головы, рук, ног, десяти пальцев, ваших ног, ваших туловищ, вы не думаете о них, как о бремени, потому что вы знаете, что они — жизненно важные части вашего тела, также и я ощущаю, что все эти люди — неотъемлемая часть Этого тела. Я не чувствую напряжения от этого, и их беды не стали для меня обузой. Их радости, печали и победы — жизненно важны для меня. Они мои тоже. У меня нет ни эгоцентризма, ни чувства отделённости от них. Каждый из вас имеет «высоту и глубину вечности» во мне в равной степени.

Все эти случаи из жизни Анандамайи Ма перекликаются со следующими строчками, данными на хинди: «Как это чудесно; во Мне всё — и безбрежный простор Моего Существа, и рябь отдельно поднимающихся «Я», они поднимаются, они ударяются друг о друга, играют некоторое время, а затем наконец исчезают во Мне, каждый согласно своей природе».

P . S . От автора статьи : Мне посчастливилось посетить Ашрам Анандамайи Ма в Варанасе в 2004 году. Нам показали дорогу к её Ашраму, при котором была гостиница, где мы и остановились. Там оформлен небольшой музей, из его материалов я и узнала об Анандамайи Ма. Её облик покорил меня с первой минуты, там же приобрела книгу о ней. Оставив вещи в гостинице, мы пошли в Храм и там встретили немолодого человека, говорившего по-английски. Я выяснила, что он — Свами Виджаянанда — ученик Анандамайи Ма с 1951 года, когда он приехал к Святой совсем ещё молодым человеком из Франции с целью внутреннего духовного пробуждения, по его словам. Свами очень словоохотлив, он рассказал нам немало случаев из жизни Анандамайи Ма.

Очень надеюсь, что хотя бы в какой-то мере мне удалось познакомить вас с этой святой женщиной, удивительным проявлением Непостижимого и Трансцендентного в её образе. Во многих книгах, посвящённых ей, неоднократно упоминается рядом с её именем термин «игра бога», на санскрите «лила». Священные писания Индии трактуют этот термин как «Божественную лилу», игру высших, космических и природных сил.

В последнее время я немало размышляю о сущности Бога, которого невозможно познать, что подтверждается в Святых Писаниях разных религий, можно только приблизиться к пониманию его проявлений. Много тысячелетий стоит вопрос определения «Кто есть Бог?». В результате размышлений, пришла к пониманию, что БОГ - ЭТО ВСЁ СУЩЕЕ В ПРОЯВЛЕННОМ МИРЕ. Люди назвали это явление БОГ, чтобы хоть как-то определить его суть. Весь Универсум с мириадами звёзд и планет — это Его Проявления, его лучи. Всё развивается согласно определённому ритму, переходя из стадии Манвантары в Пралайю и снова переход в Манвантару. Этому нет конца и, очевидно, нет начала. ТАК БЫЛО, ТАК ЕСТЬ И ТАК БУДЕТ.

Глава 45

Бенгальская «Мать, проникнутая блаженством» (Ананда Мои Ма)

– Пожалуйста; не уезжайте из Индии, не взглянув на Нирмалу Деви. В ней так и кипит святость. Она всюду известна как Ананда Мои Ма – «мать, пропитанная радостью».

Моя племянница Амита Боз серьезно глядела на меня, произнося эту фразу.

– Конечно, мне очень хотелось бы увидеть эту святую женщину,– ответил я.– Я читал о ее высоком состоянии Богопознания. Около года назад в журнале «Восток и Запад» появилась о ней небольшая статейка.

– Я встречалась с ней,– продолжала Амита.– Недавно она навестила наш городок Джамшедпур. По просьбе своего ученика Ананда Мои Ма вошла в дом умирающего. Она стала у его постели и положила на лоб руку. В тот же момент прекратились предсмертные судороги, и болезнь немедленно исчезла. К приятному изумлению больного, он стал здоров.

Через несколько дней я услышал, что Блаженная Мать находится в доме своего ученика в Бхованипуре, одном из районов Калькутты. Мистер Райт и я немедленно отправились к ней из калькуттского дома моего отца. Когда наш форд приближался к бхованипурскому дому, мы со спутником увидели необычную уличную сцену,

Ананда Мои Ма, стоя в открытом автомобиле, благословляла толпу, насчитывавшую около сотни учеников. Очевидно, она собиралась уезжать. Мистер Райт остановил свой форд на некотором расстоянии и мы с ним подошли к безмолвной толпе. Святая женщина, бросив взгляд на нас, вышла из автомобиля и зашагала навстречу.

– Вы пришли отец! – С этими пламенными словами она обняла меня за шею и положила голову ко мне на плечо. Мистер Райт, которому я только что говорил, что не знаком со святой, был чрезвычайно доволен столь необычным демонстративным приветствием. Глаза учеников также устремились на это внешнее проявление любви; некоторые из них были полны удивления.

Я сейчас же увидел, что святая находилась в высоком состоянии самадхи . Забыв о своем внешнем женском облике, она осознавала себя, как неизменную душу и с этого плана радостно приветствовала другого поклонника Божественного. Она повела меня за руку к своему автомобилю.

Ананда Мои Ма, бенгальская «Мать, проникнутая блаженством».

– Ананда Мои Ма, я задерживаю вашу поездку,– запротестовал я.

– Отец, ведь я вижу вас впервые в этой жизни после стольких сотен лет разлуки! – говорила она.– Пожалуйста, не уходите.

Мы уселись рядом на заднем сиденье автомобиля. Блаженная Мать вскоре погрузилась в состояние полной неподвижности и экстаза. Ее прекрасные глаза, устремленные к небесам, были полуоткрыты и спокойны; взор был направлен в некий внутренний Элизиум, одновременно близкий и далекий. Ученики тихо пели:

«Победа Божественной Матери!»

В Индии я видел много людей, достигших Богопознания. Никогда прежде мне не встречалась женщина столь возвышенной святости. Ее мягкое лицо сияло неизгладимой радостью, давшей ей имя Блаженной Матери. Длинные черные локоны свободно падали назад с непокрытой головы. Красное пятно пасты из сандалового дерева на середине лба символизировало духовный глаз, всегда для нее открытый. Маленькое лицо, маленькие руки и ноги – какой контраст с ее духовным величием!

Пока Ананда Мои Ма оставалась погруженной в транс, я задал несколько вопросов стоявшей подле ученице .

"Ананда Мои Ма много путешествовала по Индии; у нее сотни учеников во многих частях страны,– сказала мне ученица .– Ее смелые усилия вызвали к жизни большое число желаемых общественных реформ. Хотя по рождению она – брахманка , святая не признает кастовых различий. С ней всегда путешествует группа учеников, наблюдающих за тем, чтобы она была хорошо устроена. Мы должны ухаживать за ней, как за ребенком, ибо она не чувствует своего тела. Если ее не кормить, она не станет есть и никогда не попросит еды. Даже если перед ней и положить еду, она ее не коснется. И чтобы предотвратить ее уход из этого мира, мы, ученики, кормим ее из собственных рук. Часто она остается погруженной в божественный транс несколько дней подряд, едва дыша, с немигающим взором. Одним из главных учеников Ананды Мои Ма является ее муж. Много лет назад, вскоре после свадьбы, он принял обет молчания".

Ученица указала на широкоплечего и длинноволосого человека с тонкими чертами лица и окладистой бородой. Он спокойно стоял среди собравшихся, сложив руки, в почтительной позе ученика.

Освежив себя погружением в Беспредельность, Ананда Мои Ма теперь сосредоточила свое сознание на материальном мире.

– Отец, скажите мне, пожалуйста, где вы сейчас живете,– спросила она ясным, мелодичным голосом.

– Сейчас я нахожусь в Калькутте или в Ранчи, но скоро вернусь в Америку.

– В Америку?

– Да, американские искатели духовного знания искрение приветствовали бы вас у себя, как святую женщину из Индии. Не поедете ли вы туда?

– Если отец сможет взять меня, я поеду.

Этот ответ вызвал тревогу у находившихся вблизи учеников.

– Около двадцати человек всегда путешествуют с Блаженной Матерью,– твердо сказал мне один из них.– Мы не сможем жить без нее. Куда бы она не отправилась, мы должны следовать за ней.

Неохотно я отказался от своего плана, ибо выяснилась его практическая неосуществимость из-за склонности группы к самопроизвольному росту!

– Пожалуйста, приезжайте тогда хоть в Ранчи со своими учениками,– попросил я святую во время расставания.– Вы подобны божественному дитяти, и вам понравятся малыши из моей школы.

– Куда бы отец ни взял меня, я поеду с радостью.

Спустя короткое время в Видьялайа Ранчи уже готовилось празднество по случаю обещанного посещения святой. Молодежь вообще радовалась любому празднику – нет уроков, нет занятий по музыке, да к тому же еще будет угощение!

«Победа! Ананда Мои Ма, ки джай!» – Этот повторный припев из десятков маленьких, но полных энтузиазма глоток приветствовал святую и сопровождавшую ее группу, когда они вошли в ворота школы. Поток цветов, звон цимбал, трубные звуки множества раковин, удары мриданга! Блаженная Мать ходила, улыбаясь, по солнечным дворикам Видьялайи, всегда нося в своем сердце портативный рай.

– Как здесь красиво! – любезно сказала она, когда я ввел ее в главное здание. Она уселась около меня с детскою улыбкой на устах. Чувствовалось, что даже среди самых близких друзей она окутана аурой уединения – такова парадоксальная изолированность Вездесущего!

– Пожалуйста, расскажите мне что-нибудь о вашей жизни.

– Отец знает о ней все, зачем же повторения? Она очевидно, чувствовала, что фактическая история одного краткого воплощения на Земле не заслуживает внимания.

Я засмеялся и мягко повторил свою просьбу.

– Отец, мне так мало рассказывать,– усмехнулась она, сложив свои изящные руки.– Мое сознание никогда не отождествляло себя с этим временным телом. Я была «все та же», отец, перед приходом на эту землю; маленькой девочкой я была «все та же». И когда семья, в которой я родилась, устраивала замужество этого тела, я осталась «все той же».

И вот, отец, перед вами я – «все та же». И впоследствии, даже если танец творения вокруг меня превратится в обитель Вечного, я всегда буду «все та же».

Ананда Мои Ма погрузилась в состояние глубокой медитации. Уподобившись статуе, она улетела в свое вечно зовущее ее царство, темная вода ее очей казалась гладкой и безжизненной. Такое выражение нередко появляется тогда, когда святые удаляют свое сознание из физического тела. Это последнее тогда едва ли представляет собою нечто большее, нежели кусок бездушной глины. Мы сидели вместе, погруженные в экстатический транс в течение целого часа. Наконец, она вернулась в наш мир с веселым смешком.

– Ананда Мои Ма,– заговорил я,– пожалуйста, пройдемте со мной в сад. Мистер Райт сделает несколько снимков.

– Конечно, отец. Ваша воля – моя воля.

Ее прекрасные глаза, казалось, сохранили неизгладимый божественный свет, она позировала для множества фотографий.

Наступило время угощения! Ананда Мои Ма присела на одеяло, скрестив ноги; сбоку устроилась ученица , чтобы кормить ее. Как ребенок, святая послушно глотала пищу, когда ученица подносила ее к губам. Было ясно, что Блаженная Мать даже не ощущает какой бы то ни было разницы между карри и сладостями.

Спустились сумерки, и святая уехала вместе со своей группой среди потока розовых лепестков, простирая с благословением руки к моим малышам. Их лица сияли любовью, которую она пробуждает без всяких усилий.

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею; и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» – провозгласил Христос,– «вот, первая заповедь!»

Отбросив прочь все личные привязанности, Ананда Мои Ма обратила свою единственную привязанность к Богу. Не вдаваясь в тончайшие различия, установленные учеными, но, пользуясь безошибочной логикой верующего человека, святая-ребенок разрешила единственную проблему человеческой жизни – установление единства с Божественным. Человек забыл эту совершенную простоту, ныне затуманенную миллионом воздействий. Отказавшись от монотеистической любви к Божественному, народы украшают свое неверие пунктуальными обрядами перед внешним святилищем милосердия. И такие гуманитарные жесты полезны, ибо они на какой-то миг отвлекают внимание человека от него самого, но они не освобождают его от единственной ответственности в жизни, о которой Иисус говорил, как о первой заповеди. Возвышенное обязательство любви к Богу человек принимает на себя с первым глотком воздуха, которым его одаряет единственный Благодетель.

Мне случалось повидать Ананду Мои Ма еще раз после ее визита в Ранчи. Через несколько месяцев она стояла, окруженная учениками, на платформе серапурской станции, ожидая поезда.

– Отец, я отправляюсь в Гималаи,– сказала она.– Добрые люди построили для нас обитель в Дехра Дун.

Когда она входила в поезд, я с удивлением заметил, что где бы она ни находилась: в толпе, поезде, на празднике или в безмолвной медитации – ее взор никогда не отклоняется от Бога. Во мне все еще звучит ее голос, эхо безмерной сладости:

"Вот, ныне и во веки единая с Вечным, «я все та же».

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек автора Эндрюс Линн

Глава 4. Верховная мать Она входит сквозь ночные стены. Ее музыка… моя кровь. Она нежна и чувственна, Когда отпускает твою руку. Джек Кримминс, «Верховная мать» Когда я вышла с асьенды, джунгли встретили меня криками ночных птиц и зверей. Тесно стоящие деревья и

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете [другая версия] автора Давид-Неэль Александра

ГЛАВА III ХАРАКТЕР ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ДОКТРИН МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ -ЕВГЕНИКА Теперь мы обратимся к тому, чего же, собственно, так жадно ищет

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Глава 1 МАТЬ И СЫН ВСТРЕЧАЮТСЯ С ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ ВО

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Сач-чид-ананда (санскр.) Три качества Кришны и Его духовного мира: вечность, знание и блаженство. См. Брахмаджьоти, Кришна,

Из книги Назад в будущее. Разгадка секретного шифра Книги Бытия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Глава девятая. МАТЬ ПО ИМЕНИ ЕВА Прослеживая аккадские, а затем и шумерские корни Библии, можно понять истинный смысл библейских историй, и особенно тех, что изложены в Книге Бытия. Тот факт, что многие шумерские слова имеют не одно, а несколько значений, - в большинстве

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Рябь на воде. Бхагавад Гита автора Балсекар Рамеш Садашива Из книги Хиромантия: практикум и реминисценции автора Хамон Луис

Глава 5. Проблемные клиенты. Мать и дочь После того как мой еврейский друг порвал со мной все отношения, поток клиентов возрос, и десятки мужчин и женщин ежедневно приходили послушать, что я им скажу. Люди рекомендовали меня друг другу, и первые несколько месяцев мой бизнес

Из книги Шри Ауробиндо. Синтез Йоги – II автора Ауробиндо Шри

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Из книги автора

Супраментал и Сат-Чит-Ананда Сверхразум располагается между Сат-Чит-Анандой и низшим творением. Только он обладает ничем не обусловленной и действующей Истиной Божественного Сознания и без него не может быть творения, основанного на Истине.Можно, конечно, достичь

Индийская святая Анандамайи Ма (30.04.1896 - 27.08.1982) - это самая красивая индианка и вообще самая красивая женщина из тех, что я видел, её небесная красота затмевает земную красоту других женщин. Имя "Анандамайи Ма" в переводе с санскрита означает «Мать, проникнутая блаженством". В Индии многие её последователи считают её воплощением богини Дэви. С глубочайшим почтением и любовью к ней относились Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Свами Шивананда называл ее «самым чистым цветком, который когда-либо появлялся на земле Индии». Анандамайи Ма родилась в небольшой деревне с преимущественно мусульманским населением Кхеора в Восточной Бенгалии (ныне территория Бангладеш). Родители принадлежали к брахманам, были бедны, но очень благочестивы. Отец Анандамайи Ма - Bipin Behari Bhattacarya - был горячим поклонником Кришны, вставал в три часа утра, чтобы петь гимны Кришне, часто в религиозном восторге уходил из дома и жене приходилось его искать и возвращать обратно. Однажды штормовой ветер сорвал крышу с их дома, но отец Анандамайи не прервал исполнение гимна Кришне и продолжал петь под заливавшим дом дождем. Мать Анандаймайи - Moksada Sundari Devi - также была религиозна, в конце жизни она стала монахиней. Перед рождением дочери она часто видела во снах разные божества и когда её дочь появилась на свет, назвала её Нирмала Сундари, что означает «безупречная красота». Позже Нирмала Сундари станет известна во всей Индии как Анандамайи Ма.
Святая Анандамайи Ма (Ananda
mayi Ma)

С раннего детства девочка поражала своими необыкновенными способностями. Нирмала полностью осознавала и хорошо помнила то, что с ней происходило с самого момента рождения. Родители иногда наблюдали, как их дочь разговаривает с растениями и невидимыми для других существами. Из-за бедности и нужды Нирмала посещала школу только в течение двух лет, едва научившись читать и писать. Когда Нирмале исполнилось 12 лет и 10 месяцев, её выдали замуж. Мужем Нирмалы стал Ramani Mohan Chakravorty, позже принявший религиозное имя Bholanath. Браки в Индии ранние, но жена начинает жить с мужем только после достижения совершеннолетия, поэтому до 18-летнего возраста Нирмала жила в доме старшего брата мужа.

Когда Нирмала стала жить с мужем вместе, то он, к своему горю, обнаружил, что сексуальная жизнь с женой совершенно невозможна. Как только он хотел от жены исполнения супружеского долга, то она впадала в обморочное состояние, её тело искажалось и цепенело и ему приходилось читать мантры, чтобы она пришла в себя. Однажды, когда он прикоснулся к телу жены, его словно ударило током. Когда Нирмале был 21 год, у нее навсегда прекратились менструации. Нирмала не могла выполнять и работу по дому, т.к. постоянно впадала в религиозные экстазы. Мужу Нирмалы предлагали жениться снова, он отказался, т.к. надеялся, что такое состояние жены временно, но потом он понял, что такое состояние жены не прекратится никогда, т.к. его жена святая. Он стал её первым учеником в декабре 1922 года, Нирмале было тогда 26 лет.





В 1925 году её ученик Jyotish Chandra Roy (Bhaiji) называет Нирмалу "Анандамайи Ма" (Мать, проникнутая блаженством).



В 1926 году Анандамайи Ма проходит мимо мусульманской могилы и проникшись исламом, начинает читать отрывки из Корана и произносить мусульманскую молитву. Позже, в одном из интервью, Анандамайи Ма говорит, что считает себя не только индуисткой, но и христианкой и мусульманкой одновременно.
Число последователей Анандамайи Ма растет, с 1932 года она начинает ездить по всей Индии, не находясь более двух недель в одном месте.



В 1933 году её посещает жена будущего премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, через нее об Анандамайи Ма узнают Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, которые также стали посещать её, дочь Джавахарлала Неру - Индира Ганди - также не раз посещала Анандамайи Ма и относилась к ней с величайшим уважением.




По свидетельству очевидцев, Анандамайи Ма обладала сверхъественными способностями, например, излечивала людей от любых болезней лишь простым прикосновением. Но сверхъественные способности - сиддхи - не были для нее (как и для другого великого индийского мистика Рамакришны) целью, а были лишь побочными эффектами религиозной практики. Единственным смыслом жизни Анандамайи Ма была реализация Бога. У нее никогда не было учителя и она не знала религиозных текстов. Она не рассматривала себя как гуру. Однако она всегда готова была помочь людям, которые искали ее духовного водительства. Она несла людям мысль о том, что Бог пребывает внутри каждого человека, а весь мир представляет собой Божественное творение и его игру. Отличительной чертой Анандамайи Ма, по словам последователей, было стремление пробудить сильное желание к духовной жизни у каждого, кто с ней общался. Все ее действия и советы меняли людей и открывали им путь к Богу. Она говорила так: "Святой подобен дереву. Он не зовет никого к себе и не отсылает никого прочь. Он предлагает защитить каждого, кто хочет прийти к нему, будь это мужчина, женщина, ребенок или животное. Когда вы сидите под деревом, оно защитит вас от изменчивости погоды, от жара солнца и от проливающегося дождя и одарит вас цветами и фруктами".



Часто во время киртана (пения и чтения религиозных гимнов) она впадала в транс. Однажды, нанося алую краску на лоб одной женщины, она уронила ящичек, упала и стала кататься по земле. Затем медленно поднялась и встала на больших пальцах ног. Обе руки её были вытянуты вверх, голова слегка наклонена в сторону и назад, а неподвижный взгляд сияющих глаз был обращён к дальнему краю неба. Она начала двигаться и танцевать, словно наполненная небесным присутствием, пока наконец тело её не осело на пол, словно растаяв, и она опять стала кататься по земле. Затем из уст её полился мягкий напев, а из глаз хлынули слёзы.





Во время киртана она часто наклоняла голову назад, пока не касалась затылком спины, делала вращательные движения кистями и стопами, пока не падала плашмя на пол, начинала по нему кататься, сильно потягивалась, размер её тела мог увеличиваться или уменьшаться, при этом приостанавливалось дыхание. Иногда казалось, что в теле её нет костей, она подпрыгивала, как резиновый мячик, но движения её были стремительны, как молнии. Корневые мешочки волос разбухали, заставляя волосы вставать дыбом. Какая бы мысль не пронеслась у неё в мозге, тут же тело демонстрировало соответствующее ей физическое выражение. В согласии с дыханием тело её колебалось ритмично, словно волны накатывали на берег и, раскинув руки, она покачивалась в такт музыке. Точно так, как опавшие листья слегка покачиваются на ветру, так изящны были её движения. Ни один человек, каких бы усилий он не прилагал, не мог бы повторить их. Все присутствующие чувствовали, что мать танцевала под влиянием божественных сил, которые колебали всё её существо волнообразно. Во время самадхи её тело начинало светиться так, что все окружающие видели это. В такие периоды взглянувшие на неё могли испытать блаженство, а коснувшиеся её ног падали без сознания. Однажды её последовательницы сказали ей: "Теперь, когда Вы с нами, нам не нужно посещать храм".

Анандамаи Ма была воплощением Божественной любви и знания Истины. С юных лет она осознала, что «вся Вселенная - мое собственное проявление… Я встретилась непосредственно с Единым, проявленным как множественное» — говорила она. Люди разных сословий и религий приходили побыть в ее присутствии и получить наставления. Ее почитали как воплощение Божественной Матери, она являла собой блаженство и любовь.

«Нет ничего, кроме Бога. Все живое и неживое - лишь проявление формы Бога. Он пришел сейчас сюда также в твоем теле».

«Стремись познать себя! Познать себя означает обнаружить все в себе. Нет ничего отдельного от тебя. Поистине знать себя означает знать Его. С обнаружением собтвенной сути исчезают все проблемы и вопросы. Реализация себя есть реализация Бога, а реализация Бога - реализация себя».

Гороскоп Анандамайи Ма

Гороскоп Анандамайи Ма является выдающимся, наглядно отражающим рождение святой. В первом доме расположена Венера в экзальтации в духовном знаке Рыб в позиции варготтама. Высшее проявление энергии Венеры - это чистая безусловная любовь, ярким воплощением которой была Анандамайи Ма. Более того, Венера является Атма-каракой, планетой души в ее гороскопе. Лагнеш и диспозитор Венеры - Юпитер - также находится в экзальтации в 5 доме накопленной кармы прошлых жизней, что указывает на духовное сознание, реализованное в прошлых воплощениях.

В гороскопе имеются еще 2 планеты в экзальтации: Солнце и Сатурн, усиливающие уже и до этого мощную астрологическую карту.

Причиной рождения пробужденного сознания в физическом теле является не что иное как стремление служить освобождению других. В гороскопе есть указания на такое желание души. Во-первых, в карте имеется одна ретроградная планета, указывающее на условный «долг» (если такое слово может быть применимо к святой) и это Сатурн - планета служения, он же хозяин 12 дома отдачи. Во-вторых, Раху (планета направления в будущее) расположена в знаке Водолея (знак общественного служения, управляемый Сатурном) в 12 доме (благотворительность, отдача).

Не думаю, что стоит больше говорить об этом гороскопе, т. к. проявление божественной сути находится за пределами форм, звезд и планет. Стоит лишь отметить, как гороскоп способен отразить уровень духовной реализации, наработанный практикой прошлых жизней и проявленный в этом воплощении с целью служения другим.

«Существует лишь Одна неизменная неделимая реальность, которая раскрывает себя в бесконечной сложности и разнообразии. Эта единственная реальность - Высшая Истина - присутствует всегда, везде, при любых обстоятельствах… Всемогущий Бог не имеет ни имени, ни формы, но все имена и формы - Его. Его суть - Бытие, Сознание, Блаженство. Он - во всем, и все - в Нем».

«Все - Его деяние. Есть только Он, твоя единственная обязанность - всегда помнить об этом. До тех пор, пока остается «я» и «мое», неминуемо будут печали и желания».

статья Валерии Желамской (с)