ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Тема 1.5
на рубеже XX - XXI веков.

ЗАНЯТИЕ № 9

Краткое содержание:

Геополитическое положение Ближнего Востока

Ближний Восток - название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами, для которых это был ближайший к ним восточный регион. Как правило, к странам Ближнего Востока относятся Бахрейн, Иордания, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия и Турция. Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, ассирийцы, грузины, азербайджанцы. Большинство населения - мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также христианства и иудейства. Ближний Восток является одним из путей из Европы и Африки в Азию.На Ближнем Востоке есть минимум четыре центра геополитического притяжения. Несмотря на их различие, они являются в большей степени стабилизирующим, чем дестабилизирующим фактором. Их сценарии интеграции различны, как и зоны геополитического влияния.

Ø Турция выстраивает свою экспансию на основании пантюркизма - близком этническом родстве тюркских народов, расположенных главным образом в сфере интересов другой цивилизации - православной. Это территории азербайджанцев, гагаузов, крымских татар.

Ø Египет из-за своего удачного положения по обе стороны Суэцкого канала (что характеризует бурно растущую экономику) претендует на лидерство на южном и восточном побережье Средиземного моря. Усиление этого государства и участие в Европейской экспансивной политике делают это государство в перспективе удобным для переброски вооруженных сил к берегам стран Ближнего Востока. Объединение усилий с Сирией и Ливаном может сделать Египет центром притяжения арабского мира.



Ø Иран осуществляет свое геополитическое влияние, основываясь на теории исламской революции. Дело в том, что до середины XX века регион был колониальными владениями Великобритании, Франции и Германии, а после падения империй и установления биполярной системы в регионе действовали три силы - лояльные Западу (Саудовская Аравия), социалистскически ориентированные (Ирак, Египет) и традиционалисты, основывающие свою идеологию либо на арабской этнической, либо религиозной мусульманской идентичности. Освобождение региона от социалистических и прозападных сил дало бурный толчок в развитии исламоцентризма.

Ø Экспорт ваххабизма (ортодоксального ислама), официальной религии Саудовской Аравии , предопределил расширение зоны влияния этого государства. В добавление к этому многие мусульманские святыни находятся на территории, именно этого государства, что естественным образом влияет на симпатии и антипатии государств..

Экономика

Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки всегда была специфична. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Нефть радикально изменила распределение экономической мощи, и выделились богатые страны - экспортеры нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт.

Социально-экономические противоречия

Арабо-израильский конфликт

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке из-за Палестины (территории, находящейся у берегов Средиземного моря и с древних времен являвшейся ареной войн между различными государствами). По мирному договору 1920 года Палестина обрела статус мандатной территории Великобритании. После Второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобританией - была принята Резолюция ООН 1947 года, согласно которой историческая Палестина делилась на два государства, арабское и еврейское, экономически связанных через таможенный союз, общую валютную систему, равный доступ к источникам воды и энергии. Обеспечивался выход обоих государств к морю. В Иерусалиме и Вифлееме из-за наличия важных религиозных мест устанавливалось международное управление.



В мае 1948 года закончился срок действия британского мандата на Палестину. Четырнадцатого мая 1948 года Давид Бен-Гурион (евреи его называют «отцом нации») объявил создание Государства Израиль . Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом появилась проблема палестинских беженцев, которая до сих пор не решена. За несколько дней таких беженцев появилось около 250000 . 15 мая Сирия, Ливан, Иордания и Египет объявили войну только что созданному еврейскому государству.

С тех пор на Земле Обетованной каждые десять лет происходила большая война, не считая пограничных инцидентов. Конфликт продолжается на протяжении уже более шестидесяти лет, и пока не ясно, когда и каким образом он закончится.

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Раздел 1. Основные направления и процессы политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже XX - XXI веков

Тема 1.5 . Страны Северной Африки и Ближнего Востока
на рубеже XX - XXI веков.

ЗАНЯТИЕ № 9

«Социально-экономическое положение стран Ближнего востока и Египта на рубеже ХХ –ХХI веков»

Краткое содержание: География «Ближнего Востока». Ближний Восток - переплетение мировых цивилизаций и узловой пункт социально-экономических противоречий. Арабо-израильский конфликт. Модернизация стран Ближнего Востока в конце XX века. Авторитарные режимы стран Ближнего Востока, попытки демократизации: Иран, Ирак, Египет. Проблемы интеграции на Ближнем Востоке. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Лига арабских государств

В настоящее время в мире появилась группа стран Востока (регион Дальнего Востока), которая структурно перестает быть Востоком в классическом смысле этого слова. В таком же направлении несколько медленней и много трудней идут еще две группы стран -- ряд латиноамериканских и юго-восточноазиатских. Часть стран Востока, двигаясь в сторону структурной перестройки, являет собой сложные системы из сосуществующих и имеющих шансы еще долго сосуществовать двух структур, старой и новой. И наконец, остальные достаточно твердо держатся за сохранение старой структуры либо просто не в состоянии добиться существенных результатов в попытке ее трансформации очень трудно.

Во второй половине двадцатого столетия в странах Востока сложилась трудная социально-экономическая ситуация.

Упадок роли европейских государств после Второй мировой войны создал условия для краха колониализма. Освободившиеся страны видели свою главную задачу в преодолении отсталости, которая усугублялась начавшимся после войны быстрым ростом населения. Освободившиеся страны, учитывая особенность их развития, называют поэтому «третьим миром» в отличие от Запада и Востока. Считая виновником своей отсталости "империализм", освободившиеся страны поначалу добивались своей экономической независимости. Они пытались повысить цены на вывозимое ими сырье и заменить импорт машин с Запада собственным производством. Они, таким образом, пытались противопоставить себя мировой экономике. Это оказалось недостижимой задачей. Освободившиеся страны стали искать пути интеграции в мировую экономику. Они стали поощрять экспорт, иностранные капиталовложения. Это была уже новая экономическая политика. Для привлечения иностранного капитала надо было проводить рыночные реформы: стабилизировать денежное обращение, приватизировать государственный сектор, вводить свободные цены и т.д. Все это означало не противопоставление себя мировой экономике, а попытку интегрироваться в нее, стать ее органической частью. На примере "новых индустриальных стран" стало очевидно, что это единственный путь преодоления отсталости.

Преодоление отсталости оказалось для стран Азии и Африки не только экономической проблемой. Оно стало, в сущности, взаимодействием цивилизаций. Ведь отсталость была связана с господством традиционных вековых укладов. ее преодоление означало модернизацию общества. Модернизация оказалась не чем иным, как попыткой внедрить элементы новой, чуждой цивилизации. Это цивилизационное взаимодействие породило невероятные сочетания, которыми так богат "третий мир", когда за фасадом парламентских институтов вдруг обнаруживались родоплеменные отношения, когда вдруг появились "исламские республики", закреплявшие в конституциях бесправие женщин и допускавшие телесные наказания, когда в ультрасовременном городе вдруг обнаруживалось, что для женщин существуют отдельные лифты и т.д. Попытка ускоренной модернизации приводила к попятному движению. Так, в Иране произошла исламская революция, государство перестало быть светским, были восстановлены нормы исламского права.

В решении всех проблем страны "третьего мира" нащупывали каждая свой путь развития. У них были разные стартовые позиции и развивались они неодинаковыми темпами. С точки зрения экономического развития особое место, конечно же, занимают страны - экспортеры нефти, имеющие достаточно стабильный источник доходов. Среди них наиболее благополучно выглядят арабские государства Персидского залива, правда, как это ни парадоксально, богатство обернулось консервацией в этих странах патриархально-кланового строя и абсолютных монархий.

В Юго-Восточной Азии деколонизация шла гораздо сложнее. Ряд стран добились независимости после вооруженной борьбы. В этом регионе также пролег фронт "холодной войны". Значительное влияние имела на страны Юго-Восточной Азии Вьетнамская война. В результате поражения США Вьетнам стал своеобразной местной сверхдержавой. Но сам он оказался в тяжелом экономическом положении. В конце концов он отказался от экспансии и по примеру Китая стал проводить рыночные реформы, чтобы оживить экономику. Остальные страны сделали ставку на развитие по японскому образцу экспортных отраслей промышленности. Они добились больших успехов. Гонконг, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины вошли в число "новых индустриальных стран". Используя иностранный капитал и технологии, обильные трудовые ресурсы на местах, этим странам удалось создать развитую обрабатывающую промышленность, работающую в основном на экспорт и успешно конкурирующую на рынках стран Запада. Наименее развитыми во всех отношениях остаются страны Тропической и Южной Африки.

Несмотря на все трудности, модернизация стран "третьего мира" шла семимильными шагами. Им удалось создать отечественную промышленность. Сделало шаг вперед и сельское хозяйство: внедрение современных технологий, "зеленая революция" сняли угрозу массового голода в большинстве развивающихся стран. Они добились признания своих проблем как проблем глобальных, их голос отчетливо звучит на всех мировых форумах. Изменилась их социальная структура. Значительная часть самодеятельного населения уже работает по найму, появился местный предпринимательский капитал, свой средний класс, ушло в прошлое всесилие помещиков и родовой знати. В целом, хоть и неравномерно, уровень жизни вырос. Постепенно формируются социально-экономические условия для укоренения демократических институтов. В 80-е годы этот процесс, совпавший с демократическими преобразованиями в Восточной Европе, впервые привел к тому, что более половины населения мира живет в условиях политической свободы. Столь динамичные изменения - еще один феномен XX столетия.

Восток в наши дни состоит из трех основных групп стран, развивающихся в рамках отличных друг от друга моделей. Первые две из них -- японская модель гармоничного синтеза и индийская модель симбиоза -- жизнеспособны и в постоянной помощи извне не нуждаются. Более того, часть из них сама способна оказать помощь другим и делает это (имеются в виду Япония и нефтедобывающие страны). Третья группа стран, развивающаяся по африканской модели и тяготеющая к традиции в ее наиболее отсталой, чаще всего полупервобытной модификации, явно нежизнеспособна. В лучшем из ее вариантов развитие по этой модели ведет к стагнации, в худшем -- к кризису и катастрофам. Эта группа стран не может жить без чужой помощи в самом элементарном смысле слова: страны Африки, пусть даже не все, просто не в состоянии себя прокормить. Это же относится и к некоторым беднейшим странам Азии.

Не все страны современного Востока вписываются в вычлененные основные три модели. Часть их находится как бы вне их. Это относится, в первую очередь, к таким странам, как Китай и Вьетнам, энергично приступившим к переделке структуры, а также к таким, как КНДР, где все это еще впереди.

Формально руководство КНР (да и Вьетнама) все время подчеркивает, что ориентируется на строительство социализма. Однако на деле речь идет о существенной роли социальных гарантий и об ограниченности функций рынка и частной собственности, которые традиционно контролирует восточное государство.

Если подвести все разнообразие современного Востока под какие-то генеральные рамки, то перед нами окажутся четыре основные модели. Рассмотрим их более основательно, с учетом потенций и перспектив.

колониализм исламский революция капиталистический

В начале ХХ века главным средством проникновения на Ближний Восток были железные дороги. Все крупные колониальные державы: Великобритания, Франция, Германия и Россия строили в своих восточных владениях железные дороги, связывая свою территорию, свои форпосты с пока еще не занятыми территориями.

Наибольшую известность получило строительство Транссибирской железной дороги, связавшей восточную оконечность российских железных дорог с Владивостоком. Длинная железнодорожная магистраль, 2 тысячи километров из которой прошли по территории Китая, помогла России захватить и привязать к себе Маньчжурию. Привязать к себе Среднюю Азию помогла Закаспийская железная дорога, связавшая Оренбург с городом Верный (Алматы). Англия связывала свои африканские колонии Трансафриканской железной дорогой от Александрии до Кейптауна. Стремились построить дорогу от Стамбула до Басры через территорию Османской империи немцы. Этот проект так и не осуществился, но был долгое время причиной дипломатических войн. Значение железных дорог было очень велико. Кто владел железными дорогами, а строители делали все, чтобы не выпустить из рук контроля над ними, тот владел ввозом-вывозом, а вместе с этим и торговлей, как внешней, так и внутренней. С помощью несложных манипуляций с тарифами можно было монополизировать рынок любой страны, вытеснив с него и внешних продавцов, и внутренних. С помощью железной дороги Россия осуществила сначала экономическую, а потом, в 1900-1901 годах, и военную оккупацию Маньчжурии. Железные дороги имели военное значение. По ним легко можно было перебросить войска и припасы в любое место, куда была протянута колея. Когда готовились соглашения о строительстве железных дорог, страны-строители выговаривали право на военное сообщение по ним, а также право на охрану придорожной полосы и станций. Если снова обратиться к хрестоматийному примеру русской железной дороги в Маньчжурии, то ее строительство на территории независимой Цинской империи охраняли русские войска. Впоследствии, по этой дороге возились грузы и материалы для русской военно-морской базы в Порт-Артуре. Именно войска, расквартированные вдоль КВЖД, приняли участие в подавлении боксерской войны 1900-1901 годов и в оккупации Китая. Во все времена колонизация требовала охраны имущества. Когда колонизация велась торговыми факториями, иностранные войска охраняли склады, товарные базы и сеттльменты. Когда колонизаторы проводили колонизацию путем железных дорог, то войска охраняли пути, станции, депо и прилегающие к ним поселки персонала. Теперь же, когда колонизация ведется с помощью развития нефтедобычи, войска охраняют скважины, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня на Ближнем Востоке железных дорог не строят. Единственный железнодорожный проект, который сегодня обсуждается, строительство железной дороги в Афганистане, так и не двигается с места. Зато есть другой объект, который сегодня выполянет колонизаторские функции железных дорог. Это нефтепромыслы и нефтепроводы. Нефтепромыслы – это чрезвычайно уязвимое производство. Для вывода его из строя достаточно удачного взрыва или даже выстрела. Загорание нефти или нефтепродуктов, и пожар довершат разрушение оборудования нефтепромысла или нефтеперерабатывающего завода. Поэтому территория, где ведется добыча или переработка нефти, а также производится ее погрузка или транспортировка по нефтепроводам, должны быть надежно защищены. На этой территории не должно вестись и даже планироваться войн и боевых действий. Эта защищенная территория должна быть достаточно велика по площади, чтобы исключить любую вероятность нападения или диверсии. Яркий пример установления такой защищенной зоны можно наблюдать на строительстве нефтепровода Баку – Джейхан. Часть нефтепровода пролегает по турецкой территории, часть по грузинской, а часть по азербайджанской. За турецкую часть можно не беспокоиться, потому что Турция – член НАТО и обладает достаточными силами для охраны трубы. Турецкое правительство следует союзническим США курсом, и гарантирует безопасность проекта. Для обеспечения полной безопасности трубы необходимо поставить под контроль Грузию и Азербайджан. История того, как Госдеп США пытался управлять событиями в этих странах, заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же пока обратим внимание на то совпадение, что подготовительные работы и начало строительство нефтепровода Баку – Джейхан сопровождалось предложениями США к Грузии и Азербайджану: помощь, принятие в НАТО, содействие в подготовке и вооружении армии, а также и давлением, как было в Грузии. Война в Ираке, если принять во внимание нефтяные интересы США, тоже является частью грандиозного проекта по созданию зоны безопасности. Садам Хусейн мог нанести внезапный удар по нефтепроводу. Война в Ираке также преследовала цель безопасности трубы Баку – Джейхан, но уже с юга, с границ с Ираком. Нужно защищить также нефтепромыслы Казахстана и Туркменистана, которые являются источниками нефти, наряду с Бакинскими месторождениями. Это задача более сложная, ибо южная часть этого региона – это зона боевых действий. Но и эту задачу американцы постарались разрешить, вторгшись в Афганистан, и создав военные базы в Узбекистане и Киргизии. Правда, решение этой задачи еще далека от завершения, однако абрис американского контроля уже обозначился. На западе это член НАТО – Турция. Турецкий порт Джейхан является краним западным пунктом нефтепровода, с которого должна вестись погрузка нефти на суда. Затем, восточнее, две подконтрольные страны: Грузия и Азербайджан. В Баку идет перегрузка нефти с каспийских танкеров для перекачки по нефтепроводу. Госдеп США прилагает максимум усилий, чтобы поставить эти две страны под свой контроль, вплоть до принятия их в НАТО и объявления их "частью Европы". Главным поставщиком нефти предполагается быть Казахстану, который, используя частично оставшуюся от советских времен, частично новопостроенную, инфраструктуру, ведет добычу и транспортировку нефти к побережью Каспия, в порт Мангышлак. Казахское правительство долго колебалось в вопросе участия в этом проекте, но не столь давно это соглашение было подписано. Вместе с участием Казахстана в этом нефтяном проекте заговорили и о том, что казахская армия будет вооружаться американским оружием. Это и понятно. Казахстан нужен как союзник, и как возможная база для развертывания американских войск. Политическая проблема проекта заключается в том, что южнее этих стран находятся страны с очень нестабильным положением: Ирак и Афганистан, или враждебные к США – Иран. Вторжение в 2001 году в Афганистан и в 2003 году в Ирак преследовало именно эти цели – обезопасить новый район добычи нефти. Американские военные базы появились в Ираке, Афганистане, Узбекистане и Киргизии. Остался лишь один Иран. В принципе, складывается очень серьезный узел противоречий, который будет масштабнее, чем даже узел противоречий в Персидском заливе. Трасса нефтепровода пролегает почти в самой географической середине мусульманского мира. Рано или поздно американцы почувствуют себя здесь полными хозяевами и возьмуться перекраивать границы и переставлять правительства. Об этом достаточно ясно говорит в своих последних работах Збигнев Бжезинский. Но в этом регионе есть интересы таких крупных стран, как Россия и Китай. Перестройка политической карты региона без учета интересов двух крупных и влиятельных соседей неизбежно вызовет новый мировой конфликт. Итак, политику США на Ближнем Востоке можно назвать неоколониалистской только лишь потому, что она начинается вновь. По сути же и по результатам они ничем не отличается от колонизаторства тех же англичан или русских. Ближний Восток определенно возвращается в эпоху колониальной зависимости. В принципе, это является очевидным. Если какая-то страна разместила на территории другой страны какое-то достаточно ценное имущество, в виде торговой фактории, железной дороги или нефтеперерабатывающего завода, то логичным продолжением этого является требование обеспечения возможности охраны этого имущества. В слаборазвитой стране правительство, как правило, плохо контролирует территорию, и потому это имущество охраняют иностранные войска. От иностранного военного присутствия до установления колониальной администрации – только шаг. Размещение военных баз – это уже колонизация. Если это очевидно, то нельзя ли от таких проектов, которые чреваты зависимостью, отказаться? Теоретически, конечно, отказаться можно, но практический опыт говорит, что отказов от проектов не было. И вот почему. Колонизатор в самом начале своей деятельности предлагает нечто выгодное не только ему, но и той стране, правительству которой адресовано предложение. Выгода от торговли, от развития коммуникаций или производства – бесспорно обоюдная. Потому предложение колонизатора, как правило, принимается. Так было и на этот раз. Казахстан быстро принял предложение о совместной эксплуатации месторождения Тенгиз, потом предложения о разработке других месторождений, а вот сейчас вступил в проект, который закабаляет добрую треть мира. Все взаимосвязано. Казахстан уже сейчас превратился в американский протекторат, чтобы там не говорили официозные агитаторы из Вашингтона и Астаны. Американская активность чревата еще и тем, что обнадеживает те политические силы в ближневосточных странах, которые возлагают надежды на колониальный путь развития. Это обстоятельство, теперь уже независимо от американцев, помогает колонизации Ближнего Востока. Оппозиционные политики в ряде стран уже сейчас воюют за власть, надеясь по приходу к ней тут же включиться в "мировой рынок", то есть большой колонизационный проект, и обеспечить то процветание, которое они обещают. Что следует из этого положения? Во-первых, что американцы не уйдут из этого региона. Ни через год, ни через десять лет. Они постараются сидеть в них до самой последней возможности, о чем и заявил Дональд Рамсфелд в Ташкенте. Думаю, все это продлится не меньше, чем несколько десятилетий. Во-вторых, ради великого нефтяного проекта, экономическое развитие стран этого региона откладывается на неопределенное время. Нефть не сделает их богаче, а только разорит. Арабам удалось под шумок, в удобный момент, национализировать нефтепромыслы, и положить большую часть прибыли от нефти в свой карман. Сейчас же национализация не пройдет. Для того и контроль вводится, и войска расставляются, чтобы не допустить к власти правительство с идеями национализации, а если же такое появится, то быстро его ликвидировать. В-третьих, американские усилия и экономические проблемы региона выращивают и воспитывают такую генерацию политиков, которые будут считать колониальное развитие своей страны само собой разумеещимся делом. Они будут добровольно и идейно помогать американским колонизаторам в деле затягивания колониального ярма.

Одним из наиболее «невралгических» районов нашей планеты вот уже в течение весьма длительного времени считается Ближний Восток. Напряженность положения, обостренные до предела отношения между расположенными здесь арабскими странами и Израилем в сочетании со сложным внутриполитическим положением в отдельных странах района, непрекращающиеся акты вмешательства империалистических держав во внутренние дела арабских государств, неудержимый рост национально-освободительного движения арабских народов – все это создает ту исключительно пеструю и постоянно меняющуюся политическую мозаику, которая привлекает к району Ближнего Востока самое пристальное внимание.

Стратегическое и политическое значение «ближневосточного театра» определяется целым рядом причин политического, военно-стратегического и экономического порядка.

Ближний Восток является ареной открытого столкновения сил национально-освободительного движения с империализмом и колониализмом, сил прогресса с силами реакции, нового со старым. Эта борьба осложняется многими внешними и внутренними факторами.

Будучи правопреемницей Советского Союза, Россия при разработке своей внешнеполитической стратегии в регионе Ближнего и Среднего Востока столкнулась с проблемой сохранения преемственности. Сложность ее решения во многом была обусловлена той специфической ролью, которую играет регион в современных международных отношениях, и тем значением, которое он имеет для России. Ближний и Средний Восток представляет наиболее конфликтогенный регион мира. На протяжении всей половины XX века там периодически вспыхивали кратковременные и долгосрочные войны, в которые в той или иной форме оказывались втянуты великие державы и прежде всего СССР и США. Арабо-израильская война 1973 г. вообще имела ярко выраженную тенденцию для международного мира и безопасности, расположенными у границ России.

Перманентная конфликтогенность региона превратила его в самый емкий рынок вооружений. Для ВПК СССР, а затем и России, именно он является наиболее перспективным, поглощая значительную часть российского экспорта вооружений. Российский ВПК кровно заинтересован в его сохранении и расширении, что требует активной политической поддержки.

Затяжной экономический кризис, переживаемый Россией, ставит перед ней неотложную задачу увеличения инвалютных поступлений от экспорта. В этом плане экспорта вооружения имеет немалое значение, однако львиную долю экспортных поступлений Россия получает от энергоносителей. Поскольку страны данного региона играют доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России немалое значение.

В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влияние все более серьезно сказывается не только в Азии и Африке, но даже в Европе и США.

Формирование нового внешнеполитического курса России в регионе проходило в условиях ожесточенной внутриполитической борьбы и постоянного социально-экономического кризиса. Серьезная дискуссия развернулась по поводу отношений с двумя основными стратегическими союзниками СССР в регионе: Ираком и Сирией. Именно эти две страны были наиболее крупными покупателями советского оружия, а поскольку значительная его часть поставлялась в кредит, то к моменту распада СССР их долги составили почти 20 млрд. долларов. Испытывая постоянный дефицит финансовых ресурсов, правящие круги России сочли для себя наиболее целесообразным наладить отношения с этими двумя странами, несмотря на то, что они находились в чрезвычайно сложном международном положении. Бесспорно, это была победа сторонников сохранения преемственности.

Из двух бывших стратегических союзников в наихудшем положении оказался Ирак. Агрессивная, авантюрная внешняя политика, проводимая Саддамом Хусейном, сначала развязавшего войну с Ираном, а затем оккупировавшего Кувейт, вызвала резко негативную реакцию мирового сообщества.

Со второй половины 1989 г. Иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандистскую кампанию против политики стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квоты Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики. Постепенно эта политика начинает квалифицироваться как «экономическая война». 30 мая 1990 г. На заседании Совета Лиги арабских государств (ЛАГ) Саддам Хусейн заявляет, что «экономическая война стала невыносимой». 17 июня он прямо обвиняет Кувейт в том, что тот является одним из инициатором «экономической войны» и, кроме того, незаконно пользуется нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за «кражу иракской нефти» Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл., а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл.

Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.

Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Ее сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения – 240 млрд. долл.

Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, в которой осуждаются агрессивные действия Ирака и содержатся требования о немедленном и безоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказался выполнить эту резолюцию, то 6 августа принимается резолюция 661, предусматривавшая введение системы санкций против Ирака, для обеспечения соблюдения которой была создана специальная комиссия (ЮНСКОМ).

Инициатором принятия этих резолюций были США, которые с самого начала заняли предельно жесткую позицию по отношению к Ираку. Было принято решение дать немедленный военный ответ на агрессию, чтобы не допустить вторжения иракских войск в Саудовскую Аравию. Вполне реальную опасность такого вторжения осознали и Саудовские правящие круги. Получив согласие короля Фахда, президент Дж. Буш отдал 7 августа приказ +о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента американских войск, который был поддержан в регионе Залива мощной эскадрой, насчитывающей 80 боевых кораблей. Затем к американским войскам присоединились воинские части Франции, Великобритании, Египта, Сирии и ряда других стран. Они образовали межнациональные силы, численность которых к январю 1991 г. Достигла 780 тыс. человек.

29 ноября Совет Безопасности принимает резолюцию 678, санкционирующую использование военной силы для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские войска должны быть выведены из Кувейта к 15 января 1991 г. Садам Хусейн его отверг.

17 января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировке иракских войск.

26 февраля Садам Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системе санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

В ноябре 1994 г. Иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета и территориальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.

В отличии от Ирака, другой стратегический союзник СССР на Ближнем Востоке, Сирия, смогла выйти из эпохи холодной войны с минимальными потерями, хотя к концу 80-х гг. международная обстановка для нее также складывалась весьма неблагоприятно. Опираясь на военно-политический союз с СССР, президент Сирии Х. Асад в рамках своего традиционного курса на конфронтацию с Израилем пошел на сближение с Ираком, который рассматривался на Западе как один из основных центров «международного терроризма». Поскольку и до этого Х. Асад постоянно солидаризировал с экстремистским крылом ПДС (Палистинское движение сопротивления), которое в свою очередь поддерживало самые тесные контакты с различного рода радикальными террористическими организациями, то Сирия была причислена к государствам, «поддерживающим международный терроризм» и против нее были введены экономические санкции странами Западной Европы и США. Это не могло не оказать отрицательного влияния на экономику страны, которая в значительной степени связана со странами Западной Европы.

Кроме того, страны ССАГПЗ в ответ на сближение Сирии с Ираком прекратили оказание ей финансовой помощи с 1985 г. Эта помощь покрывала основную часть сирийских военных расходов, обеспечивать которые на необходимом уровне экономика страны была не в состоянии. В какой-то степени острота проблемы была снята благодаря поставкам советского оружия в кредит.

Ситуация для Х. Асада осложнялась конфликтами с соседями: Турцией, Иорданией и Ираком. Конфликт с Турцией возник в связи с неофициальной поддержкой Сирией действий боевиков КРП (Курдская рабочая партия). И хотя в 1987 г. был подписан сирийско-турецкий протокол о взаимном обеспечении безопасности, но косвенная поддержка КРП продолжалась через экстремистское крыло ПДС.

Наиболее острым был конфликт с Иорданией. Он возник в результате действий сирийского филиала организации «Братья-мусульмане» (будучи первоначально чисто египетской организацией, они смогли распространить свою политическую доктрину и в других мусульманских странах). В конце 70-х – начале 80-х гг. эта организация развязала гражданскую войну в стране, организовав ряд массовых вооруженных выступлений против режима Х. Асада. Только используя танки и авиацию, сирийская армия смогла подавить эти выступления. Затем «Братья-мусульмане» перешли к широким диверсионно-террористическим действиям. Базы и лагеря боевиков находились на территории Иордании, что привело к резкому обострению отношений между двумя странами. Хотя в конечном итоге Х. Асаду удалось подавить вооруженное сопротивление «Братьев-мусульман», но они сохранили свои опорные пункты в Иордании и свою инфраструктуру в стране.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ Преподаватель: Соломянная И.А. СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»

2 слайд

Описание слайда:

ГЕОГРАФИЯ «БЛИЖНЕГО ВОСТОКА». Бли́жний Восто́к - название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами ближайшему к ним восточному региону. Ближний Восток на карте мира

3 слайд

Описание слайда:

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА Современная политическая карта Ближнего Востока сформировалась после Первой мировой войны, когда Османская империя была разделена на ряд отдельных государств. Также важным политическим событием в современной истории региона является образование Государства Израиль в 1948 году. Значительные запасы нефти на Ближнем Востоке придали новое политическое и экономическое значение региону в XX веке. После 1945 года в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Ираке, ОАЭ ведётся активная нефтедобыча. Во времена холодной войны Ближний Восток стал театром идеологической борьбы между США и СССР. В настоящее время регион политически неустойчив.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ Основное население: арабы, персы, турки, курды, азербайджанцы, евреи, армяне, грузины и ассирийцы.

6 слайд

Описание слайда:

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Большинство населения по вероисповеданию - мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также иудаизма и христианства.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

СЕВЕРНАЯ АФРИКА Северная Африка охватывает территорию, общая площадь которой приблизительно равна 10 млн км², на большей части которой расположена пустыня Сахара. Здесь находятся крупнейшие по территории государства Африки: Алжир Египет Западная Сахара Ливия Марокко Судан Тунис Всего несколько стран имеют площадь менее 1 млн км², а самые крупные страны этой части Африки - Алжир, Судан и Ливия - значительно больше 1,5 млн км². Канарские острова, Мавритания, Мали, Нигер, Чад, Эритрею, Эфиопию, Южный Судан и Мадейру также иногда относят к Северной Африке.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

АКТУАЛЬНЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Актуальными политическими проблемами на Ближнем Востоке являются: война в Ираке, палестино-израильский конфликт, гражданская война в Сирии, геноцид армян, греков, ассирийцев в Турции, а также неустойчивая политическая ситуация в Пакистане и Афганистане, конфликт Пакистана с Индией из-за Кашмира, угроза нападения США на Иран, грузино-осетинский конфликт. Кризисные страны мира

11 слайд

Описание слайда:

«АРАБСКАЯ ВЕСНА» Ара́бская весна - волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли перевороты в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к падению режима) и в Сирии (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ Ли́га ара́бских госуда́рств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских, в которых арабский язык является одним из официальных. Состоит из 22 государств-членов. Создана в 1945 году. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос. Штаб-квартира Лиги находится в Каире. Цели Лиги указаны в соглашении, подписанном в 1945 году, и предусматривают «укрепление связей между государствами, участвующими в ней, выработку единой политической линии для осуществления сотрудничества между ними, защиты их независимости и суверенитета и вообще для рассмотрения дел и интересов арабских стран». Сотрудничество не ограничивается политическими аспектами и включает также экономические, финансовые, коммуникационные, культурные, социальные и санитарные взаимодействия. Кроме того, сотрудничество включает вопросы подданства, паспортов, виз, выдачи преступников.

14 слайд

Описание слайда:

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)‎‎ - региональная закрытая международная организация. В официальном названии организации слово Персидский отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив Арабским. Организация создана 25 мая 1981, её политика определена в Хартии, ратифицированной в 1982 году. Основная цель организации - координация, сотрудничество и интеграция во всех экономических, социальных и культурных делах. Относительное регулирование было осуществлено в экономических и финансовых вопросах; коммерции, таможне и коммуникациях; образовании и культуре; социальных проблемах и проблемах здравоохранения; СМИ и туризме; в законодательных и административных вопросах. Соглашение также должно стимулировать научный и технологический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и сохранении водных ресурсов. По условиям Объединённого экономического соглашения, тарифные барьеры между шестью государствами были упразднены, и народы Залива свободны в открытии производства и осуществлении контрактов в любом государстве на равных правах. Кроме того, в планах имеется создание объединённых сил обороны для быстрого развертывания. Органы Совета сотрудничества государств Персидского залива включают в себя Верховный совет глав государств, которые встречаются ежегодно, Совет министров, который заседает раз в три месяца. Генеральный секретариат находится в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. 6 марта 2012 года шесть членов ССАГПЗ заявили, что Совет сотрудничества стран Залива будет развиваться от регионального блока в конфедерацию.

15 слайд

Описание слайда:

Страны-участники В ССАГПЗ В ССАГПЗ входят: Бахрейн Катар Кувейт ОАЭ Оман Саудовская Аравия. Переговоры о вступлении в ССАГПЗ с 2005 ведёт Йемен. Из арабских государств Персидского залива не является членом ССАГПЗ Ирак. Также к участию в организации приглашены Иордания и Марокко.

16 слайд

Описание слайда:

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ Арабо-израильский конфликт - противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство. Лига арабских государств Израиль Воевали против Израиля Западный берег реки Иордан и Сектор Газа Дата Начало XX века - настоящее время Место Ближний Восток Итог Конфликт продолжается

17 слайд

Описание слайда:

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накаления ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

18 слайд

Описание слайда:

ОПЕРАЦИЯ «ЛИТОЙ СВИНЕЦ» Операция «Лито́й свине́ц» - кодовое название израильской военной операции в секторе Газа, начавшейся 27 декабря 2008 года. Цель операции - уничтожение военной инфраструктуры правящего в Газе исламского радикального движенияХАМАС, признанного большинством развитых стран террористическим и запрещённого в Иордании, и предотвращение ракетных обстрелов территории Израиля. Этот конфликт известен также как война в Газе, а в арабских странах, из-за высокого количества убитых палестинцев - как Бойня в Газе.