ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка»

Разработка урока по русскому языку

2 класс

Правописание сочетаний:

жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.


Разработала:

учитель начальных классов,

1 категории

Козлова Инна Викторовна

2016 год

План-конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема урока: Правописание сочетаний: жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.

Цель : создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу.

Задачи :

Образовательная : повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.

Развивающая : развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.

Воспитательная : прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания; воспитывать положительное отношение к учебе.

Форма проведения : игра-путешествие.

Ученики сидят по группам, так называемым вагонам. 3 группы. Названия групп

Ход урока.

    Организационный момент.

    Приветствие.

Доброе утро!

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Садитесь!

    Создание эмоционального настроя.

Ну - ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

    Формулирование темы и цели урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока. – Правописание сочетаний. Закрепление.

Сегодня, ребята, мы с вами закрепляем и повторяем правописание сочетаний. А какие сочетания мы с вами прошли и выучили? (жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу).

Мы с вами будем учиться распознавать слова с этими сочетаниями, записывать их, будем с вами работать над речью, чтобы вы правильно произносили слова с сочетаниями, прививать любовь к языку через игру.

    Актуализация знаний.

Сегодня, ребята, у нас урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Мы с вами поедем в C трану Знаний, а по пути у нас, как и на любом поезде есть станции, так и у нас.

А скажите, что входит в состав поезда? (Тепловоз и вагоны), а кто руководит поездом и в вагонах? (Поездом – машинист, а в вагонах – проводники).

Машинистом буду я, а вот проводниками будут – Арина Калбека, Марат Казаченко, Артём Рябыш. Каждая группа – это вагончик, незабываем правила работы в группах!)

Итак, чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по группам. Возьмите розовую карточку.

Попова Аксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №24
Населённый пункт: г Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це"
Дата публикации: 09.01.2016
Раздел: начальное образование

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Ц е л и

д е я т е л ь н о с т и

п е д а г о г а:
создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы

о б р а з о в а н и я: предметные:
научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): р е г у л я т и в н ы е – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; п о з н а в а т е л ь н ы е – осуществляют смысловое восприятие текста; к о м м у н и к а т и в н ы е – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные УУД:
проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности I.
С ц е н а р и й

у р о к а

I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Приветствие. Слайд 1. Звучит музыка: Э.Грига «Утро» Учитель: Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать. Пожелаем гостям доброго утра. Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание

-
Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок? - Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2) –Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3) Для меня сегодняшний урок….. (повторения) Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания) На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д) – Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III. Чистописние
: Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши. - Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости) - Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило? - Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц Пишем буквы. (слайд 5) Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.) Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6) Н е з н а й к а. Зачем мне правило учить? Без правил я могу прожить! И так могу я написать Любой диктант с отметкой «пять»! – «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
V. Работа по теме урока.

1. С л о в а р н ы й

д и к т а н т.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь. Для мамы сегодня внимательный сын Чудесные розы поставил в … (кувшин). Не поедет без бензина Ни автобус, ни … (машина).
Ведет медведя в балаган На веревочке … (цыган). Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын … (жираф). Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой:
Кувшын,

машына, цеган
.
жераф.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила. – В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.) – Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Ч т е н и е

у ч е б н и к а (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
V I.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Цирк»

VII. Закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а

у ч е б н и к у.
Уп р а ж н е н и е 29, с. 63. -Прочитаем задание. _Прочитаем текст упражнения -Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. – Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет. Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а (д л я

г л а з

« О б л а к а »)

2.Работа в парах над текстом.
– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11 . Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик Спишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите знакомые орфограммы. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Взаимопроверка Слайд 12 . Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик. Ежик – 4 б., 5 зв.

VIII. Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания) (узнать что-то новое) – мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.) – Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13) -Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное) -У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д) -Было трудно… -Меня удивило…(пение птиц на уроке…) -Было интересно… -Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок) – С каким настроением вы заканчиваете наш урок? У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14) Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом. А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом. Давайте посмотрим! – Молодцы! Сегодня очень хорошо работали … Урок закончен.

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це»

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це

Цели деятельности педагога : создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.

Планируемые результаты образования :

предметные: научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие.

Учитель:

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II . Целеполагание

- Откройте учебники на стр. 63, прочитайте тему. Просмотрите страничку учебника. Над каким правилом будем работать на уроке? (правописание сочетаний жи, ши, ци, же, ше, це.

–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

1.Узнать, зачем нужны правила. 2.Научиться писать слова с сочетаниями жи, ши, ци, же, ше, це.

Учитель: Посмотрите на доску. Расскажите, по какому плану мы будем работать?

Жи, ши, ци.

Каждый урок несет в себе что-то новое. Повторите, на какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Зачем нужны правила?).

1 этап.

Работа в паре. У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложение.

В цирке жили малыши. Подчеркните буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.

Проверка. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Дайте характеристику звуков.

На доске: В цирке жили малыши. (Дети называют – учитель подчеркивает)

Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?

Уч. С. 63. Прочитайте правило.

III . Чистописание :

Как пишутся сочетания жи, ши, ци под ударением? Как пишутся сочетания же, ше, це под ударением?

Работа в тетрадях. Запишем сочетания в тетрадь.

Повторение правил письма.

Над каким этапом работали?

IV . Актуализация опорных знаний.

V . Работа по теме урока.

2 этап. Где нам пригодятся эти знания? Что пишем дальше? (слова)

1. Словарный диктант.

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в … (кувшин) .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина) .

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год? (ежиха)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф) .

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки

Белые (снежинки).

На доске ключ: Кувшин, машина, ежиха, жираф, снежинки.

Взаимопроверка.

– В каком слове не можете определить букву по этому правилу? Почему? Слово не подходит к этому правилу. (В слове «жираф», так как гласная безударная.) Когда мы можем пользоваться этим правилом? (Когда гласная под ударением).

Учитель: Удалось вам на этом этапе вспомнить и применить правило? Поставьте на полях цветной кружок (зеленый-вспомнили, желтый-не совсем, красный-совсем не вспомнили). Покажите мне карандаш, которым вы рисовали кружок.

VI . Физкультминутка

Я называю слова, если ударение падает на и или е – встаете, руки поднимаете вверх, если безударные – приседаете.

Лыжи, ежи, мыши, цех, цирк, стрижи, ландыши, циркуль, груши, церковь.

VII . Закрепление изученного материала.

Где применили правило? (В словах). С каким этапом урока справились? Что составляем из слов? (Предложения).

Придумайте предложение с любым словом на это правило. (Дети называют предложения). Повторите, как оформляем предложение на письме.

Запись предложения в тетрадь.

Учитель: В каком слове в вашем предложении встретилось правило?

Выполнили 3 этап? Что составляем из предложений? (Текст).

4 этап.

2.Работа в группе над деформированным текстом.

– Текст рассыпался. Расставьте предложения в нужной последовательности.

Карточка:

Звали кота Барсик. Ушки и шейка белые. У Славы жил кот. Сам он рыжий. Слава любил играть с котом. Хвост пушистый.

Проверка.

Встретились ли в тексте слова на наше правило? Какие? С каким этапом урока мы закончили работать?

Какой этап мы не выполнили? Какой вопрос вы перед собой ставили в начале урока, но на него ответа пока не нашли? (Зачем нужны правила?) Как вы думаете, зачем?

Учитель. Правильно, правила нужны для того, чтобы уметь писать грамотно.

VIII . Итог урока.

– Напомните, пожалуйста, какую цель мы перед собой ставили?

(Научиться писать слова)

– Когда появляются правила? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)

– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци? (Слышим [ы], а пишем и.)

Что необычного в сочетаниях же, ше, це? (Слышим [э], а пишем е.)

Рефлексия на конец урока.

Выберете любое высказывание и продолжите его.

Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

У меня получилось… (написать диктант без ошибок… и т.д)

Было трудно…

Было интересно…

Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци под ударением без ошибок)

В начальной школе мы изучим много правил. Надо их учить, чтобы быть грамотными.

– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Урок закончен.

В цирке жили малыши.

Звали кота Барсик.

Ушки и шейка белые.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ - одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке. Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

Диктанты на ЖИ, ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

Диктанты на ЧА-ЩА

Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат, сосут молоко. Молоко - это их пища. Мы пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Диктанты на ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Повторение материала

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы - жители равнин. Холмов они избегают. (34)

Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра. (32)

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа - это солнце, вода, камни. Живая природа - это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы - рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища - рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)

Тема:

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи - ши , же - ше , ци , це , цы ; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) : регулятивные - понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные - осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности I.

Сценарий урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие. Слайд 1.

Звучит музыка: Э.Грига «Утро»

Учитель:

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Целеполагание

- Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?

Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)

Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок .(слайд 3)

Для меня сегодняшний урок….. (повторения)

Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)

На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)

Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.

III. Чистописние :

Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.

Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости - глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)

Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?

Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц

Пишем буквы . (слайд 5)

Повторение правил письма.

IV. Актуализация опорных знаний.

Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)

Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)

Незнайка. Зачем мне правило учить?

Без правил я могу прожить!

И так могу я написать

Любой диктант с отметкой «пять»!

- «Зачем нужны правила?» - это тема нашего урока.

V. Работа по теме урока.

1. Словарный диктант.

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в … (кувшин) .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина) .

Ведет медведя в балаган

На веревочке … (цыган) .

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф) .

Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган . жераф.

Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.

В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)

Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)

2.Чтение учебника (с. 62-63).

Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)

VI. Физкультминутка «Цирк»

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упражнение 29, с. 63.

Прочитаем задание.

Прочитаем текст упражнения

Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.

Самостоятельная работа.

Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)

Физкультминутка(для глаз «Облака»)

2.Работа в парах над текстом.

Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11.

Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Взаимопроверка Слайд 12.

Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.

Ежик - 4 б., 5 зв.

VIII. Итог урока.

Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)

(узнать что-то новое)

Мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)

Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)

Рефлексия на конец урока.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)

Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)

Было трудно…

Меня удивило…(пение птиц на уроке…)

Было интересно…

Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)

С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)

Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.

А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.

Давайте посмотрим!

Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Урок закончен.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: