В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федераций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169; 2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст. 5488; 2008, № 22, ст. 2582; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669; № 38, ст. 4497; 2010, № 9, ст. 960; № 22, ст. 2776; № 25, ст. 3190; № 26, ст. 3350; № 28, ст. 3702; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 32, ст. 4843), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 353 «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14940, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 42) в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 302 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный № 21376, Российская газета, 2011, № 162), приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации И.В. Пономарева.

И.о. Министра В.А. Токарев

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития РФ
от 4 октября 2011 г. № 481

Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС).

2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

3.1.1 затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

3.1.2. затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

3.1.3. затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

4.1.1. работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

4.1.2. дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту;

Выбор соответствующих НЦС;

Подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях № 1, 2, 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений;

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

7. В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

Определение функционального назначения объекта;

Мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Дата начала и окончания работ на объекте;

Регион строительства.

8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

* - используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N - общее количество используемых показателей государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М - мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

* - прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических рекомендациям на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

* - коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минрегиона России;

* - коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

* - коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

* - коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

Зр - дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

НДС - налог на добавленную стоимость.

10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:

Ин.стр. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах;

Ипл.п. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах.

11. Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.

12. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

13. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности (количества мест, площади и другие) которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

14. Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих НЦС, суммируются. После чего к полученной сумме прибавляется величина налога на добавленную стоимость.

15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

16. Сметный расчет стоимости строительства объекта с использованием НЦС рекомендуется оформлять согласно примеру, приведенному в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

17. При составлении сметных расчетов, выполненных на основе НЦС, рекомендуется учитывать, что:

17.1. НЦС не распространяются на объекты капитального строительства, по которым уже приняты или согласованы нормативные правовые акты, устанавливающие размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых (планируемых к представлению) на их строительство;

17.2. при определении стоимости строительства жилых домов с использованием НЦС «Жилые здания» расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость строительства, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства

№ п/п Субъект Российской Федерации Коэффициенты Примечание
Центральный Федеральный округ 1
1. Белгородская область 1
2. Брянская область 1
3. Владимирская область 1
4. Воронежская область 1
5. Ивановская область 1
6. Калужская область 1
7. Костромская область 1
8. Курская область 1
9. Липецкая область 1
10. Московская область 1
11. Орловская область 1
12. Рязанская область (2 зона) 1
13. Смоленская область 1
14. Тамбовская область (1 зона) 1
15. Тверская область 1
16. Тульская область (1 зона) 1
17. Ярославская область 1
18. г. Москва 1
1
19. Республика Карелия (1 зона) 1,09
20. Республика Коми (1 зона) 1,09 1,22 севернее полярного круга
21. Ненецкий автономный округ (1 зона) 1,09
22. Архангельская область (1 зона) 1,09
23. Вологодская область (3 зона) 1
24. Калининградская область 1
25. Ленинградская область (1 зона) 1
26. Мурманская область 1,09
27. Новгородская область 1
28. Псковская область (1 зона) 1
29. г. Санкт-Петербург 1
Южный федеральный округ
30. Республика Адыгея (Адыгея) 0,94
31. Астраханская область 0,94
32. Волгоградская область 0,94
33. Республика Калмыкия 1
34. Краснодарский край 0,94
35. Ростовская область 0,94
36. Республика Дагестан (1 зона) 0,94
37. Республика Ингушетия 0,94
38. Кабардино-Балкарская Республика (1 зона) 0,94
39. Карачаево-Черкесская Республика 0,94
40. 0,94
41. Чеченская Республика 0,94
42. Ставропольский край 0,94
Приволжский федеральный округ:
43. Республика Башкортостан 1,09
44. Республика Марий Эл 1
45. Республика Мордовия 1
46. Республика Татарстан 1
47. Удмуртская Республика 1,09
48. Чувашская Республика - Чувашия (1 зона) 1
49. Кировская область (1 зона) 1,09
50. Нижегородская область 1
51. г. Саров (Нижегородская область) 1
52. Оренбургская область 1,09
53. Пензенская область (1 зона) 1
54. Пермский край 1,09
55. Самарская область 1
56. Саратовская область (1 зона) 1
57. Ульяновская область 1
Уральский федеральный округ
58. Курганская область 1,09
59. Свердловская область 1,09
60. Тюменская область (1 зона) М9
61. Челябинская область 1,09
62. 1,09 1,19 севернее 60 параллели
63. Ямало-Ненецкий автономный округ (2 зона) 1,09 1,19 севернее 60 параллели
Сибирский федеральный округ
64. Республика Алтай (1 зона) 1,09
65. Республика Бурятия 1,09
66. Республика Тыва 1,09
67. Республика Хакасия 1,09
68. Алтайский край (1 зона) 1,09
69. Красноярский край(1 зона) 1,09 1,12 севернее 60 параллели
70. Иркутская область 1,09 1,19 севернее 60 параллели
71. Кемеровская область (2 зона) 1,09
72. Новосибирская область (4 зона) 1,09
73. Омская область 1,09
74. Томская область 1,09 1,19 севернее 60 параллели
75. Забайкальский край 1,09
76. Республика Саха (Якутия) 1,09
77. Приморский край 1,09
78. Хабаровский край (1 зона) 1,09 1,13 севернее 60 параллели
79. Амурская область 1,09
80. Камчатская край (1 зона) 1 1,06 севернее 60 параллели
81. Магаданская область 1,09
82. Сахалинская область (2 зона) 1,09
83. 1,09
84. Камчатский край 1,09
85. Чукотский автономный округ 1,09

Рекомендуемые зональные коэффициенты изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации

№ п/п Федеральный округ, регион Базовый районный коэффициент* Зональные коэффициенты Примечание
Центральный федеральный округ
1 Брянская область I - 1,000 II - 1.015 III - 1.035 IV - 1.055
2 Тамбовская область I - 1.000 г. Тамбов II - 1,010 III - 1,011 IV - 1,012 V - 1,013
3 Тверская область I - 1,017 II - 1,005 III - 1,012 IV - 1,024 V - 1,054
Северо-Западный федеральный округ
1 Республика Карелия I зона - 1,000 г. Петрозаводск II - 1,007 III - 1,009 IV -1,015 V - 1,024 VI - 1,026 VII - 1,062 VIII - 1,037 IX - 1,045 Х - 1,081 XI - 1,054 XII - 1,092 XIII - 1,200 XIV - 1,103 XV - 1,207 XVI - 1,220 XVII - 1,231 XVIII -1.233
2 Республика Коми I зона - 1,000 г. Сыктывкар II - 1,030 III - 1,040 IV - 1,000 V - 1,060 VI - 1,030 VII - 1,070 VIII - 1,030 IX - 1,090 Х - 1,090 XI - 1,040 XII - 1,030 XIII - 1,090 XIV - 1,080 XV - 1,180 XVI - 1,190 XVII - 1,200 XVIII - 1,160 XIX - 1,200 XX - 1,240
3 Вологодская область III зона - 1,002 г. Сокол I - 1,000 II - 0,959 III - 1,002 IV - 0,990 V - 0,997 VI - 0,996 VII - 1,004 VIII - 1,004 IX - 0,990 X - 0,995 XI - 1,006 XII - 1,001 XIII - 1,006 XIV - 0,997 XV - 1,002 XVI - 0,999 XVII - 1,000 XVIII - 1,001 XIX - 0,997 XX - 0,993 XXI - 0.997 XXII - 0,999 XXIII - 1,007 XXIV - 1,013 XXV - 1,010 XXVI - 1,012
Южный федеральный округ
- - - -
Северо-Кавказский федеральный округ
1 Республика Северная Осетия - Алания I зона - 1,000 II - 1,050 III - 1,080 IV - 1,130
Уральский федеральный округ
1 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра III зона - 1,000 I - 0,956 II - 0,940 IV - 1,034 V - 0,998
Сибирский федеральный округ
1 Республика Хакасия I зона - 1,000 II - 1,019 III - 1,0324 IV - 1,0463 V - 1,064
2 Алтайский край I зона - 1,000 I - 1,017 II - 1,055 III - 1,094 IV - 1,133 V - 1,171 Для зон с районным коэффициентом Кз 1,15
III - 1,102 IV - 1,141 V - 1,179 Для зон с районным коэффициентом Кз 1,20
3 Красноярский край I зона - 1,000 г. Красноярск II - 1,000 III - 1,050 IV - 1,060 V - 1,090 VI - 1,800 * - 1,870 * - 1,780 * - 1,910 * - 1,840 VIII - 1,410 IX - 1,140 Х - 1,160 XI - 1,310
4 Новосибирская область IV зона - 1,000 1 - 0,912 II - 0,925 III - 0,962 V - 0,996 VI - 0,996 VII - 0,996
5 Томская область Александровский р-н - 1,37 Кроме объектов инженерной инфраструктуры и специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, газопроводы, связь и т.д.) Поправочные коэффициенты приведены для территориальной сметной базы-2001 города Томска на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ для муниципальных образований Томской области (Кп) Учет в текущем уровне цен осуществляется в соответствии с примечанием к настоящей таблице.
Асиновский р-н - 1,12
Бакчарский р-н - 1,34
Верхнекетский р-н - 1,25
Зырянский р-н - 1,13
Каргасокский р-н - 1,39
Кожевниковский р-н - 1,13
Колпашевский р-н - 1525
Кривошеинский р-н - 1,24
Молчановский р-н - 1,25
Парабельский р-н - 1,29
Первомайский р-н - 1,1
Тегульдетский р-н - 1,3
Томский - 1,09
Чаинский р-н - 1,37
Шегарский р-н - 1,14
Город - Кедровый - 1,61
Город - Стрежевой - 1,29
6 Забайкальский край I зона - 1,000 Вся территория Забайкальского края, кроме II и III зоны II - 1,018 III - 1,029
Дальневосточный федеральный округ
1 Республика Саха (Якутия) I зона - 1,000 г. Якутск II - 0,9721 III - 1,2695
2 Хабаровский край I зона - 1,000 II - 1,020 III - 1,050 IV - 1,101 V - 1,110 VI - 1,130 VII - 1,150 VIII - 1,180 IX - 1,230 Х - 1,180 XI - 1,350 XII - 1,830 XIII - 2,080 XIV - 2,570
3 Амурская область I зона - 1,000 г. Благовещенск II - 1,020 III - 1,040 IV - 1,070 V - 1,150 VI - 1,200
4 Еврейская автономная область I зона - 1,000 II - 1,020 III - 1,040 IV - 1,060 V - 1,090 VI - 1,120
5 Чукотский автономный округ I зона - 1,000 II - 1,040 III - 1,078 IV - 1,135 V - 1,188 VI - 1,241 VII - 1,346 VIII - 1,441

*Примечание: Наименование и границы зон, а также зональные коэффициенты изменения стоимости строительства, отсутствующие в приложении № 2 к Методическим рекомендациям рекомендуется принимать в соответствии с территориальными сметными нормативами, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Примечание. Сейсмическое районирование территории Российской Федерации принимается в соответствии с действующими документами в данной области.

Рекомендуемые коэффициенты к срокам продолжительности строительства в районах Российской Федерации

1. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации рекомендуется применять следующие коэффициенты:

1,6 - побережье и острова Северного Ледовитого океана; все районы Магаданской области; Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы Архангельской области; все районы Ненецкого автономного округа; все районы Камчатского края; Таймырский и Эвенкийский районы Красноярского края; все районы Чукотского автономного округа; все районы Сахалинской области; все районы севернее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Ямало-Ненецкого автономного округа; Охотский район Хабаровского края; все районы севернее 60-й параллели Республики Саха (Якутия);

1,4 - все районы Мурманской области, за исключением городов Мурманска, Дудинка, Игарка, Норильск; Туруханский район Красноярского края; все районы южнее 60-й параллели Республика Саха (Якутия);

1,2 - все районы Амурской области; все районы Архангельской области, за исключением городов Архангельска и Северодвинска; все районы Республики Бурятия, за исключением города Улан-Удэ; все районы Республики Карелия, за исключением города Петрозаводска; все районы Республики Коми; город Мурманск; все районы Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской области и все районы Красноярского края севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, за исключением городов, расположенных на этой магистрали, а также городов Братска и Томска; все районы севернее 60-й параллели Пермского края; все районы Приморского края, за исключением городов Владивостока и Находки; все районы Республики Тыва; все районы южнее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Хабаровского края, за исключением городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани и Хабаровска; все районы Забайкальского края, за исключением города Читы.

2. Продолжительность строительства объектов, возводимых в горных местностях с высотой над уровнем моря 1500 м и более, применяется в соответствии с проектом организации строительства и не может превышать продолжительность строительства аналогичных объектов в обычных условиях более чем на 30%.

3. Продолжительность строительства объектов, возводимых в районах пустынь и полупустынь и характеризуемых средней температурой июля выше 27 С° и количеством осадков менее 300 мм в год, определяется с применением коэффициента 1,1.

4. Продолжительность строительства объектов жилищно-гражданского назначения, возводимых в районах с коэффициентом сейсмичности 7 баллов и выше, определяется с применением коэффициента 1,1.

5. В случаях, когда на территорию строительного объекта распространяется несколько повышающих коэффициентов, в расчет может приниматься только один из них.

Пример (цифры условные)

Расчетная стоимость строительства детского сада на 250 мест для Республики Северная Осетия - Алания

№ п/п Наименование объекта строительства Обоснование Единица измерения Кол. Стоимость единицы изм. по состоянию на 01.01.2011, тыс. руб.* Стоимость в текущем (прогнозном), тыс. руб.
1. Детский сад на 250 мест НЦС81-02-03-2011
Стоимость 1 места * кол.мест мест 250 590,67 147 667,50
Коэффициент на сейсмичность Приложение 3 1,06
Стоимость детского сада с учетом сейсмичности 156 527,55
2. Наружные инженерные сети
2.1 Водоснабжение. Водопровод из стальных труб d=200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. НЦС 81-02-14-2011 км 0,20 3 888,00 1 944,00
2.2 Водоотведение (канализация). Канализация из чугунных труб d=200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. НЦС 81-02-14-2011 км 0,30 2 738,00 1 095,20
2.3 Энергоснабжение. Прокладка кабеля медного в траншее. НЦС 81-02-12-2011 км 0,50 2 896,00 2 027,20
2.4 Наружные сети связи. Подземная прокладка телефонного кабеля. НЦС 81-02-11-2011 км 0,40 3 120,16 1 248,06
2.5 Теплотрасса. Бесканальная прокладка трубопроводов в изоляции ППУ d=150 мм. НЦС 81-02-13-2011 км 0,70 14 526,24 10 168,37
3. Малые архитектурные формы.
3.1 Детские площадки. НЦС 81-02-16-2011 мест 250 19,87 4 967,50
3.2 Ограждение. НЦС 81-02-16-2011 100 м 4,50 59,56 268,02
4. Элементы озеленения и благоустройства.
4.1 Озеленение (деревья, живая изгородь, газоны, цветники) НЦС 81-02-17-2011 мест 250 2,66 665,00
4.2 Проезды и площадки. НЦС 81-02-08-2011 100 м2 3,10 80,59 249,83
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства 22 633,18
Коэффициент на сейсмичность Приложение 3 1,05
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства с учетом сейсмичности 23 764,84
Всего стоимость детского сада с учетом сейсмичности 180 292,39
5. Поправочные коэффициенты
Поправочный коэффициент перехода от базового района Московская область к ТЕР Северная Осетия - Алания (1 зона) 0,83
Зональный коэффициент для Республики Северная Осетия - Алания (от 1 зоны к 3 зоне) Приложение 2 1,08
Регионально-климатический коэффициент Приложение 1 0,94
Стоимость строительства с учетом сейсмичности, территориальных и регионально-климатических условий 151 917,25
6. Плата за землю расчет 1 500,00
7. Затраты на подключение к инженерным сетям расчет 18 230,07
Всего по состоянию на 01.01.2011 171 647,32
Продолжительность строительства мес. 10
Начало строительства 1.01.2012
Окончание строительства 1.11.2012
Расчет индекса-дефлятора на основании показателей Минэкономразвития России Ии.стр. с 01.01.2011 по 01.01.2012 =108% Ипл.п. с 01.01.2012 по 1.10.2012=106% Информация Министерства экономического развития Российской Федерации 1,11
Всего стоимость строительства с учетом срока строительства 190 528,53
НДС Налоговый кодекс Российской Федерации % 18 34 295,13
Всего с НДС 224 823,66

Составил: _______________________

Проверил: _______________________

Приказ Министерства регионального развития РФ от 4 октября 2011 г. № 481 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры”

Текст приказа размещен на сайте Министерства регионального развития в Internet (http://www.minregion.ru)

Обзор документа

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта включает несколько этапов.

На первом этапе рекомендуется собрать исходные данные по объекту. Так, определяются его функциональное назначение, мощностные характеристики (общая площадь, количество мест, протяженность и т. д.), даты начала и окончания работ на объекте, регион строительства.

Нормативы выбираются по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

Продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих нормативов, суммируются. Прибавляется величина НДС.

Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в нормативах, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЦЕНЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Москва 2011

РАЗРАБОТАНЫ саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга».

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481.

ВНЕСЕНЫ в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета под регистрационным номером от 14.10.2011 № 153.

МДС 81-02-12-2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ -
УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС).

2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

3.1.1 затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

3.1.2 затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

3.1.3 затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС не включают в себя:

4.1.1 работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 , утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД).

4.1.2 дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении № к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту;

Выбор соответствующих НЦС;

Подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях № , , , к настоящим Методическим рекомендациям и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений;

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

7. сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

Определение функционального назначения объекта;

Мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Дата начала и окончания работ на объекте;

Регион строительства.

8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

НЦС , - используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N - общее количество используемых показателей государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М - мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

И пр - прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом настоящих Методических рекомендациям на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально- экономического развития Российской Федерации;

К тр - коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минрегиона России;

К рег - коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение № к настоящим Методическим рекомендациям);

К с - коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение № к настоящим Методическим рекомендациям);

К зон - коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение № к настоящим Методическим рекомендациям);

З р - дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 , утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

НДС - налог на добавленную стоимость.

10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:

Ин.стр . - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах;

Ипл.п . - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах.

11. Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.

12. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении № к настоящим Методическим рекомендациям.

13. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности (количества мест, площади и другие) которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

14. Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих НЦС, суммируются. После чего к полученной сумме прибавляется величина налога на добавленную стоимость.

15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

16. Сметный расчет стоимости строительства объекта с использованием НЦС рекомендуется оформлять согласно примеру, приведенному в приложении № к настоящим Методическим рекомендациям.

17. При составлении сметных расчетов, выполненных на основе НЦС, рекомендуется учитывать, что:

17.1. НЦС не распространяются на объекты капитального строительства, по которым уже приняты или согласованы нормативные правовые акты, устанавливающие размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых (планируемых к представлению) на их строительство;

17.2. при определении стоимости строительства жилых домов с использованием НЦС «Жилые здания» расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость строительства, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

Приложение № 1

№ п/п

Субъект Российской Федерации

Коэффициенты

Примечание

Центральный Федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область (2 зона)

Смоленская область

Тамбовская область (1 зона)

Тверская область

Тульская область (1 зона)

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия (1 зона)

1,09

Республика Коми (1 зона)

1,09

1,22 севернее полярного круга

Ненецкий автономный округ (1 зона)

1,09

Архангельская область (1 зона)

1,09

Вологодская область (3 зона)

Калининградская область

Ленинградская область (1 зона)

Мурманская область

1,09

Новгородская область

Псковская область (1 зона)

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея (Адыгея)

0,94

Астраханская область

0,94

Волгоградская область

0,94

Республика Калмыкия

Краснодарский край

0,94

Ростовская область

0,94

Северо - Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан (1 зона)

0,94

Республика Ингушетия

0,94

Кабардино-Балкарская Республика (1 зона)

0,94

Карачаево-Черкесская Республика

0,94

Республика Северная Осетия - Алания

0,94

Чеченская Республика

0,94

Ставропольский край

0,94

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан

1,09

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

1,09

Чувашская Республика - Чувашия (1 зона)

Кировская область (1 зона)

1,09

Нижегородская область

г. Саров (Нижегородская область)

Оренбургская область

1,09

Пензенская область (1 зона)

Пермский край

1,09

Самарская область

Саратовская область (1 зона)

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

1,09

Свердловская область

1,09

Тюменская область (1 зона)

1,19

Челябинская область

1,09

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Ямало-Ненецкий автономный округ (2 зона)

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай (1 зона)

1,09

Республика Бурятия

1,09

Республика Тыва

1,09

Республика Хакасия

1,09

Алтайский край (1 зона)

1,09

Красноярский край (1 зона)

1,09

1,12 севернее 60 параллели

Иркутская область

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Кемеровская область (2 зона)

1,09

Новосибирская область (4 зона)

1,09

Омская область

1,09

Томская область

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Забайкальский край

1,09

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

1,09

Приморский край

1,09

Хабаровский край (1 зона)

1,09

1,13 севернее 60 параллели

Амурская область

1,09

Камчатская край (1 зона)

1,09

Магаданская область

1,09

Сахалинская область (2 зона)

1,09

Еврейская автономная область

1,09

Камчатский край (КАО)

1,09

1,13 севернее 60 параллели

Чукотский автономный округ

1,09

Приложение № 2

№ п/п

Федеральный округ, регион

Базовый районный коэффициент *

Зональные коэффициенты

Примечание

Центральный Федеральный округ

Брянская область

I - 1,000

II - 1.015

III - 1.035

IV - 1.055

Тамбовская область

1 - 1.000

г. Тамбов

II - 1,010

III - 1,011

IV - 1,012

V - 1,013

Тверская область

I - 1,017

II - 1,005

III - 1,012

IV - 1,024

V - 1,054

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

I зона - 1,000

г. Петрозаводск

II - 1,007

III - 1,009

IV - 1,015

V - 1,024

VI - 1,026

VII - 1,062

VII - 1,037

IХ- 1,045

Х - 1,081

ХI - 1,054

ХII - 1,092

ХIII - 1,200

ХIV- 1,103

ХV- 1,207

ХVI- 1,220

ХVII- 1,231

ХVIII- 1.233

Республика Коми

I зона - 1,000

г. Сыктывкар

II- 1,030

III- 1,040

IV- 1,000

V- 1,060

VI- 1,030

VII- 1,070

VIII- 1,030

IХ- 1,090

Х - 1,090

XI - 1,040

ХII - 1,030

ХIII - 1,090

ХIV - 1,080

ХV - 1,180

ХVI - 1,190

ХVII - 1,200

ХVIII- 1,160

XIX -1,200

XX - 1,240

Вологодская область

III зона - 1,002

г. Сокол

I - 1,000

II - 0,959

III - 1,002

IV- 0,990

V - 0,997

VI - 0,996

VII - 1,004

VIII - 1,004

IX - 0,990

Х- 0,995

ХI - 1,006

ХII - 1,001

ХIII - 1,006

XIV - 0,997

XV-1,002

XVI - 0,999

ХVII - 1,000

ХVIII- 1,001

ХIХ - 0,997

ХХ - 0,993

ХХI - 0.997

ХХII - 0,999

ХХIII - 1,007

ХХIV - 1,013

ХХV - 1,010

XXVI -1,012

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Северная Осетия - Алания

I зона -1,000

II-1,050

III -1,080

IV- 1,130

Уральский федеральный округ

Ханты- Мансийский автономный округ - Югра

III зона - 1,000

I- 0,956

II- 0,940

IV-1,034

V - 0,998

Сибирский федеральный округ

Республика Хакасия

I зона - 1,000

II - 1,019

III - 1,0324

IV - 1,0463

V - 1,064

Алтайский край

I зона - 1,000

I - 1,017

II - 1,055

III - 1,094

IV - 1,133

V - 1,171

Для зон с районным коэффициентом Кз 1,15

III - 1,102

IV - 1,141

V - 1,179

Для зон с районным коэффициентом Кз 1,20

Красноярский край

I зона -1,000

г. Красноярск

II - 1,000

III - 1,050

IV - 1,060

V - 1,090

VI - 1,800

VII-1 - 1,870

VII-2- 1,780

VII-3-1,910

VI-4-1,840

VIII - 1,410

IХ - 1,140

Х - 1,160

XI - 1,310

Новосибирская область

IV зона - 1,000

I - 0,912

II - 0,925

III - 0,962

V - 0,996

VI - 0,996

VII - 0,996

Томская область

Александровский р-н - 1,37

Кроме объектов инженерной инфраструктуры и специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, газопроводы, связь и т.д.) Поправочные коэффициенты приведены для территориальной сметной базы-2001 города Томска на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ для муниципальных образований Томской

области (Кп)

Учет в текущем уровне цен осуществляется в соответствии с примечанием к настоящей таблице.

Асиновский

р-н - 1,12

Бакчарский

р-н - 1,34

Верхнекетский

р-н - 1,25

Зырянский

р-н - 1,13

Каргасокский

р-н - 1,39

Кожевниковский

р-н - 1,13

Колпашевский

р-н - 1,25

Кривошеинский

р-н - 1,24

Молчановский

р-н - 1,25

Парабельский

р-н - 1,29

Первомайский

р-н - 1,1

Тегульдетский

р-н - 1,3

Томский - 1,09

Чаинский

р-н - 1,37

Шегарский

р-н - 1,14

Город-Кедровый - 1,61

Город-Стрежевой - 1,29

Забайкальский край

I зона - 1,000

Вся территория Забайкальского края, кроме II и III зоны

II - 1,018

III - 1,029

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

I зона - 1,000

г. Якутск

II - 0,9721

III - 1,2695

Хабаровский край

I зона -1,000

II - 1,020

III - 1,050

IV -1,101

V - 1,110

VI - 1,130

VII - 1,150

VIII - 1,180

IХ - 1,230

Х - 1,180

ХI - 1,350

ХII - 1,830

ХIII - 2,080

ХIV - 2,570

Амурская область

I зона - 1,000

г. Благовещенск

II - 1,020

III - 1,040

IV - 1,070

V - 1,150

V - 1,200

Еврейская автономная

I зона -1,000

II - 1,020

III - 1,040

область

IV - 1,060

V - 1,090

VI - 1,120

Чукотский автономный округ

I зона -1,000

II - 1,040

III - 1,078

IV - 1,135

V - 1,188

VI - 1,241

VII - 1,346

VIII - 1,441

* Примечание : Наименование и границы зон, а также зональные коэффициенты изменения стоимости строительства, отсутствующие в приложении № к Методическим рекомендациям рекомендуется принимать в соответствии с территориальными сметными нормативами, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение № 3

Здания и сооружения

Сейсмичность в баллах

6

7

8

9

Здания непроизводственного назначения (жилые дома, объекты образования, учреждения здравоохранения, спортивные объекты, административные здания и пр.)

1,03

1,04

1,06

Надземные сооружения (автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач и пр.)

1,02

1,03

1,05

Мосты и путепроводы со стальными и сталежелезобетонными пролетными строениями

1,02

1,03

1,05

Мосты и путепроводы с железобетонными пролетными строениями

1,02

1,04

1,08

Примечание . Сейсмическое районирование территории Российской Федерации принимается в соответствии с действующими документами в данной области.

Приложение № 4

1. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации рекомендуется применять следующие коэффициенты:

1,6 - побережье и острова Северного Ледовитого океана; все районы Магаданской области; Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы Архангельской области; все районы Ненецкого автономного округа; все районы Камчатского края; Таймырский и Эвенкийский районы Красноярского края; все районы Чукотского автономного округа; все районы Сахалинской области; все районы севернее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Ямало-Ненецкого автономного округа; Охотский район Хабаровского края; все районы севернее 60-й параллели Республики Саха (Якутия);

1,4 - все районы Мурманской области, за исключением городов Мурманска, Дудинка, Игарка, Норильск; Туруханский район Красноярского края; все районы южнее 60-й параллели Республика Саха (Якутия);

1,2 - все районы Амурской области; все районы Архангельской области, за исключением городов Архангельска и Северодвинска; все районы Республики Бурятия, за исключением города Улан-Удэ; все районы Республики Карелия, за исключением города Петрозаводска; все районы Республики Коми; город Мурманск; все районы Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской области и все районы Красноярского края севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, за исключением городов, расположенных на этой магистрали, а также городов Братска и Томска; все районы севернее 60-й параллели Пермского края; все районы Приморского края, за исключением городов Владивостока и Находки; все районы Республики Тыва; все районы южнее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Хабаровского края, за исключением городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани и Хабаровска; все районы Забайкальского края, за исключением города Читы.

2. Продолжительность строительства объектов, возводимых в горных местностях с высотой над уровнем моря 1500 м и более, применяется в соответствии с проектом организации строительства и не может превышать продолжительность строительства аналогичных объектов в обычных условиях более чем на 30 %.

3. Продолжительность строительства объектов, возводимых в районах пустынь и полупустынь и характеризуемых средней температурой июля выше 27 С° и количеством осадков менее 300 мм в год, определяется с применением коэффициента 1,1.

4. Продолжительность строительства объектов жилищно-гражданского назначения, возводимых в районах с коэффициентом сейсмичности 7 баллов и выше, определяется с применением коэффициента 1,1.

5. В случаях, когда на территорию строительного объекта распространяется несколько повышающих коэффициентов, в расчет может приниматься только один из них.

Приложение№ 5
Пример (цифры условные)

Расчетная стоимость строительства детского сада на 250 мест для Республики Северная Осетия - Алания

№ п/п

Наименование объекта строительства

Обоснование

Единица измерения

Кол.

Стоимость единицы изм. по состоянию на 01.01.2011, тыс. руб.*

Стоимость в текущем (прогнозном), тыс. руб.

Детский сад на 250 мест

Стоимость 1 места * кол. мест

мест

590,67

147 667,50

Коэффициент на сейсмичность

1,06

Стоимость детского сада с учетом сейсмичности

156 527,55

2.

Наружные инженерные сети

2.1.

Водоснабжение. Водопровод из стальных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах.

км

0,50

3 888,00

1 944,00

2.2.

Водоотведение (канализация). Канализация из чугунных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. 3,10

80,59

249,83

Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства

22 633,18

Коэффициент на сейсмичность

180 292,39

5.

Поправочные коэффициенты

Поправочный коэффициент перехода от базового района Московская область к ТЕР Северная Осетия - Алания (1 зона)

0,83

Стоимость строительства с учетом сейсмичности, территориальных и регионально-климатических условий

151 917,25

6.

Плата за землю

расчет

1 500,00

7.

Затраты на подключение к инженерным сетям

расчет

18 230,07

Всего по состоянию на 01.01.2011

171 647,32

Продолжительность строительства

мес.

Начало строительства

01.01.2012

Окончание строительства

01.11.2012

Расчет индекса-дефлятор на основании показателей Минэкономразвития России

Ии стр. с 01.01.2011 no 01.01.2012=108 %

Ипл. п. с 01.01.2012 по 1.10.2012 = 106 %

Информация Министерства экономического развития Российской Федерации

1,11

Всего стоимость строительства с учетом срока строительства

190 528,53

НДС

Налоговый кодекс Российской Федерации

% государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены
строительства различных видов объектов капитального строительства
непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169; 2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст; 5488; 2008, № 22, ст. 2582; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669; № 38, ст. 4497; 2010, № 9, ст. 960; № 22, ст. 2776; № 25, ст. 3190; № 26, ст. 3350; № 28, ст. 3702; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 32, ст. 4843), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14940, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 42) в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 302 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный № 21376, Российская газета, 2011,№ 162), приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры согласно приложению к настоящему приказу.

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ -

УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации), рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС).

2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

3.1.1. затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

3.1.2. затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

3.1.3. затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС не включают в себя:

4.1.1. работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой

4.1.2. дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту;

Выбор соответствующих НЦС;

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

7. В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

Определение функционального назначения объекта;

Мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Даты начала и окончания работ на объекте;

Регион строительства.

8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

где:

Используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N - общее количество используемых показателей государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М - мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических рекомендаций на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке "Капитальные вложения (инвестиции)", используемых для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

Коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливается приказами Минрегиона России;

Коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение N 1

Коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

Коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

Зр - дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. N 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. N 07/2699-ЮД);

НДС - налог на добавленную стоимость.

10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:

Ин.стр. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке "Капитальные вложения (инвестиции)", используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен, принятого в НЦС, до планируемой даты начала строительства, в процентах;