НДС при импорте товаров должен рассчитать и заплатить непосредственно покупатель. Однако учет импортных операций достаточно сложен. Чтобы вам было проще разобраться, читайте как и по каким ставкам платить налог, какие товары не облагаются НДС, смотрите проводки и примеры расчета.

В этой статье вы узнаете :

Все товары, которые ввозятся на территорию нашей страны, подлежат обложению НДС в обязательном порядке. И при этом не важно, кто приобретает товар или услугу – упрощенцы или компании на общем режиме, на ЕНВД или патенте, организация или индивидуальный предприниматель. В качестве товара можно ввозить материалы, готовые для использования запчасти, сырье, оборудование, при этом начислить и уплатить НДС нужно в любом случае.

Скачайте и возьмите в работу :

Чем поможет : выстроить эффективную систему управления налоговыми рисками, избежать претензий налоговых органов и оптимизировать работу по возмещению НДС из бюджета.

Кто уплачивает НДС при импорте

НДС при импорте товаров, материалов и прочего сырья должен рассчитать и заплатить непосредственно покупатель, то есть российская организация или предприниматель. Причем налог платится таможенным органам, в этом НДС при импорте похож на таможенные пошлины.

Необходимо также составить таможенную декларацию, в которой нужно рассчитать сумму налога самостоятельно. Рассчитанная сумма НДС уплачивается на таможне либо одновременно вместе с подачей таможенной декларации, либо в течение 15 дней после того как товар поступил на таможню. Можно заплатить сумму налога и до прихода товара – это не будет нарушением. В противном случае таможенники начисляют пени за неуплату.

Но есть исключение – налог может быть уплачен в налоговые инстанции, если товар ввозится из страны ЭАЕС (Евразийский экономический союз), то есть заключила с ней международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления. В этом случае налоговая декларация формируется по итогам квартала, в котором были ввезены материалы и товары до 20 числа следующего за кварталом месяца. Налоговую отчетность можно подать как в бумажном виде, так и электронном (но это при условии, что численность персонала составляет не менее 100 человек). Платится налог одновременно с подачей декларации. .

Читайте также :

Чем поможет : оформление полученной предоплаты в качестве задатка освобождает продавца от обязанности платить НДС до момента отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. В момент отгрузки обеспечительная функция задатка исчезает, и он трансформируется в аванс, с которого нужно рассчитать и заплатить налог.

Чем поможет : чтобы избежать ошибок, когда вычисляете НДС или очищаете от этого налога выручку, автоматизируйте расчеты в Excel. Решение подскажет, какие функции пригодятся.

Чем поможет: вычет НДС с авансов позволяет создать постоянно действующий механизм регулирования налоговых платежей. Он работает как в холдинге, так и в отношениях между независимыми организациями.

Импорт сырья без НДС – такое возможно?

Возможно. Но не для всех видов товаров. Полный список таких товаров представлен в статье 150 НК РФ. Список товаров довольно внушительный, среди них:

  • некоторые медицинские препараты иностранного производства (перечень этих препаратов установлен на законодательном уровне – подробнее в статье 149 НК РФ);
  • сырье для производства медицинских лекарств и аналогов, которые не изготавливаются в нашей стране;
  • культурные ценности, приобретаемые субъектами РФ либо правительством для архивов, музеев, и т.д.;
  • произведения искусства и печати для музеев и архивов;
  • безвозмездная помощь иностранных компаний (изделия производства или сырье за исключением подакцизных);
  • природные алмазы;
  • банкноты в валюте и в рублях, иные средства платежа и ценные бумаги (облигации, векселя, акции и т.п.);
  • и многое другое.

Еще по теме :

Кому полезно : компаниям с налоговой нагрузкой по НДС выше рекомендованной, решение поможет снизить выплаты в бюджет.

В чем опасность : налоговики снимут вычет по сомнительному расходу, даже если докажете реальность сделки.

Чем поможет : не ошибиться с периодом при составлении перспективного бюджета поступления денежных средств в компанию.

Таможенный НДС при импорте – для каких процедур?

Нужно или нет рассчитывать налог – вопрос не простой. И зависит он в первую очередь от вида таможенной процедуры. Если ввозить материалы для производства собственной продукции либо материалы, которые будут уничтожаться – ситуации абсолютно разные. И, соответственно, начислять НДС или нет – тут нужно обратиться к статье 151 НК РФ. Проанализируем эту статью и для наглядности сведем в таблицу 1 все возможные случаи таможенных процедур.

Таблица 1. НДС для различных таможенных процедур

№ п/п

Таможенная процедура

Нужно ли платить НДС?

Если ввозится сырье или готовые изделия для потребления на территории нашей страны

Да, в полном объеме

Если ввозится ранее импортированный товар и при этом ранее налог не платился

Если товары ввозятся временно

Нет, применяется полное или частичное освобождение

Ввозятся продукты переработки товаров

Таможенное декларирование припасов

Нет, не платится

Перевозка производится транзитом

Отказ от ввозимых товаров в пользу государства

Товары ввозятся для уничтожения

Если товар помещается для переработки на таможенной территории с условием вывоза продуктов такой переработки в определенный срок

Беспошлинная торговля или реэкспорт (ранее вывезенные товары возвращаются на территорию нашей страны)

Ввозимая продукция помещается на таможенный склад

Нет, не платится, но если в дальнейшем продукция будет выпущена на внутренний рынок – налог нужно будет заплатить

Итак, мы определились с тем, нужно ли начислять НДС. Давайте определимся теперь, по какой же ставке будет облагаться ввоз тех или иных товаров. .

«Импортные» ставки НДС

Особенностью исчисления НДС при импорте является то, что определение ставки и все расчеты необходимо сделать в то время, пока продукция или материалы находятся на таможне. При ввозе товаров применяйте одну из двух ставок – 10% или 18%. нулевая ставка при импорте не применяется, об этом говорится в пункте 5 статьи 164 НК РФ. Как определить, какую именно ставку применить?

  1. Сначала определите код товара по Единому таможенному тарифу ЕАЭС, в котором все товары разделены на 97 групп.
  2. Соотнесите найденный код с кодом для вида ввозимой продукции или сырья по перечню. Данные перечни составлены только для товаров, облагаемых при импорте по ставке 10%, утверждены Правительством РФ.
  3. Если Вы не нашли код продукции в указанном перечне – облагайте по ставке 18%.

Перечни установлены Правительством для четырех групп товаров: продовольственные товары, медицинские товары, товары для детей и печатные книги и издания.

Произвести уплату суммы налога вы должны непосредственно на таможне. Если вы неправильно определили налоговую ставку и, соответственно, рассчитали неверно сумму налога к уплате, таможенные органы сделают перерасчет. В случае, если вы не согласны с расчетом таможенников, вы можете обратиться в вышестоящий таможенный орган. Если и он насчитает вам сумму налога больше – придется доплатить.

Как рассчитать и отразить в бухучете «импортный» НДС

После того как вы определились со ставкой НДС, пора приступать к расчету налога. Сумма налога будет определяться перемножением ставки налога и налоговой базы. В налоговую базу входит – полная стоимость сырья, продукции вместе с акцизом (если ввозятся подакцизные товары) и таможенной пошлиной). Наглядно формула будет иметь следующий вид:

НДС = (Таможенная стоимость + Акциз + Таможенная пошлина) * Cтавка (10 или 18%)

Когда вы ввозите несколько товаров, делайте несколько расчетов налога – для каждой группы товара отдельно. Полученные расчеты просуммируйте и округлите до копеек. Такой порядок расчета «импортного» НДС закреплен в пункте 3 статьи 160 НК РФ.

Сумма налога платится таможенникам только в рублях, поэтому если ввозится товар в иностранной валюте, то сумму налога пересчитывается на рубли по текущему курсу, установленному Центральным Банком РФ на дату регистрации декларации с расчетом налога к уплате.

Пример расчета НДС при импорте

ООО «Колобок» закупает у индивидуального предпринимателя из Казахстана пшеницу для производства муки и хлебобулочных изделий на собственном заводе в городе Варна Челябинской области. Расчет согласно договору производится в долларах по текущему курсу. 10 июня была внесена предоплата в размере 20000 долларов. Вагон с 100 тоннами зерна был доставлен на таможню 18 июня, декларация подана в таможенный орган 20 июня. Таможенная стоимость партии составила 50000 долларов (с учетом аванса).

Справочно . Курс доллара на 20 июня 2018 года по отношению к рублю составил 64,0683 рубля (Данные ЦБ РФ).

Действуем по приведенному ранее алгоритму:

1. Пересчитаем в рубли таможенную стоимость зерна, округлив до копеек.

ТСтоимость = 50000 у.е. * 64,0683 руб. = 3.203.415,00 рублей

2. Таможенная пошлина согласно Единого таможенного тарифа составит 5% (для кода 1001 91 200 0). Рассчитаем ее:

ТПошлина = 50000 у.е.*64,0683 руб. * 5% = 160.170,75 руб.

3. Рассчитаем налоговую базу:

НалБаза = 3.203.415,00 + 160.170,75 = 3.363.585,75 руб.

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.04 №908 ввоз пшеницы облагается по ставке 10% (код 01.11.12.120).

НДС = 3.363.585,75 руб. * 10% = 336.358,58 руб.

В итоге, ООО «Колобок» заплатил сумму налога 336.358,58 рубля при ввозе сырья для производства собственной муки.

Поскольку право собственности перешло на зерно 20 июня, то бухгалтер ООО «Колобок» должен сделать следующие бухгалтерские проводки (таблица 2).

Таблица 2 . НДС при импорте: бухгалтерские проводки 2018

Дебет счета

Кредит счета

Операция

Внесена предоплата в размере 20000 долларов (курс доллара на 10 июня 62,3431 рубля, в пересчете 1.246.862,00 рубля)

Оплачена таможенная пошлина в размере 160.170,75 рублей

Право собственности на зерно для переработки перешло ООО «Колобок», стоимость сырья и пошлины включена в себестоимость зерна

Отражена сумма рассчитанного НДС в размере 336.358,58 рублей на основании справки-расчета

Оплатили сумму НДС на таможне в размере 336.358,58 рубля

Предъявлен к вычету НДС, уплаченный таможенникам

Оплачен поставщику оставшаяся сумма за зерно в размере 30000 долларов (по курсу 64,0683 рубля – 1.922.049,00 рубля)

Отражена положительная курсовая разница в размере 34.504,00 рубля

Отражена отрицательная курсовая разница (при снижении курса доллара)

Последние две проводки делаются бухгалтером в зависимости от того, как изменится курс валюты, в которой ведутся расчеты. В нашем примере бухгалтером посчитана положительная курсовая разница

НДС при импорте услуг

Ответ прост – также платить, только уже не на таможне, а в федеральный бюджет. Для услуг применяется ставка 18%. На таможне никаких деклараций (либо иных документов) оформлять не требуется. Получая какую либо услугу от иностранного поставщика, Вы выступаете в роли налогового агента, следовательно, должны удержать сумму налога и заплатить ее в бюджет. Делается это на основании договора (соглашения, контракта). Если в договоре не указана сумма НДС, Вы как импортер будете вынуждены заплатить сумму налога из собственных средств.

Важно. Есть услуги, которые освобождаются от налогообложения – например, медицинские услуги (подробнее весь перечень таких услуг представлен в ст.149 НК РФ), в этом случае рассчитывать и платить ничего не нужно. Однако подать налоговую декларацию в налоговые инстанции все равно придется.

Можно ли получить вычет по НДС при импорте?

Конечно, возможно, хотя при импорте есть несколько особенностей, отличных от вычета внутри страны:

  1. Вы как импортер на общей системе налогообложения. Если вы применяете, например, упрощенку или освобождены от уплаты НДС, то заплатите сумму налога на таможне и включите эту сумму в стоимость ввезенной продукции или сырья;
  2. Весь импортируемый товар будет использоваться на российской территории и только в операциях, облагаемых НДС;
  3. На каждую импортную поставку у Вас есть подтверждающие документы;
  4. Сумма налога была уплачена на таможне – также подтверждается документально. Право на вычет есть только в том случае, если сумму налога непосредственно заплатил импортер (либо его посредник, но за счет импортера).

Какими же документами можно подтвердить право на вычет «импортного» НДС? В качестве таковых могут выступать:

  • таможенная декларация;
  • контракт с иностранными предпринимателями или организациями;
  • счет на оплату поставщика;
  • банковские выписки, чеки и т.д.

А как быть, если ранее была внесена предоплата за импортируемый товар? В этом случае НДС рассчитывается и уплачивается при внесении предоплаты. Чтобы избежать двойного налогообложения, при уплате конечного НДС при поступлении продукции или сырья, НДС с оплаченного аванса предъявляется как налоговый вычет. Но этот факт также потребуется подтвердить документально.

Как мы видим, пакет документов не сложный – в подтверждении права на налоговый вычет нет ничего сложного. Тем не менее, многие компании предпочитают не вести дела с таможенниками самостоятельно, а доверять посредникам. Если посредник ведет дела от лица за счет средств импортера, право на вычет не теряется.

Способы оптимизации НДС в компании

О легальных способах оптимизации НДС в компании на видео рассказывает Игорь Ямпольский, налоговый юрист «Лемчик, Крупский и партнеры». можно пройти в . По результатам обучения выдаем гос. сертификат о повышении квалификации.

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ »

МИНСК, 2008

1. Значение и сущность межгосударственного регулирования ВЭД.

2. Тарифное регулирование внешней торговли.

3. Нетарифные ограничения ВЭД.

4. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли.

5. Международные организации во внешнеэкономической деятельности.

Успех или неудача внешнеторговых операций зависит не только от конъюнктуры рынка, от наличия умелого использования факторов производства, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Как и любая экономическая деятельность, ввоз и вывоз товаров является объектом государственной политики. В процессе развития мировой торговли выработались определенные инструменты этой политики, используемые во всех странах мира. Национальные территории объявлены таможенными территориями государства, они окружаются таможенной границей.

Плохая осведомленность белорусских участников ВЭД об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, сокращает фактически получаемую валютную выручку, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок. Во избежание этого необходимо постоянно следить за изменениями в механизме внешнеторгового регулирования, знать отличия национальных таможенных режимов, а также нормы, вводимые международными соглашениями.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что во всех странах, а также в документах, выработанных ВТО по отношению к внешней торговле применяется термин "регламентация". Что касается Белоруссии, то она использует термин "регулирование", который и будет употребляться в дальнейшем.

Усиление вмешательства государства во ВЭД обусловлено необходимостью расширения внешнеэкономических функций предприятий, и их зависимостью, как и экономики в целом, от международных масштабов интернационализации и кооперации производства, от состояния внешних рынков, разнообразия мер регулирования в отдельных странах.

В настоящее время нет ни одного государства в мировом обществе, которое бы не регулировало свою внешнюю торговлю. Степень этого регулирования в большинстве стран, по оценкам экспертов, достаточно высока. Например, Австрия имеет квоту на ввоз мяса, равную 10 тыс. т. для каждой страны-поставщика. Власти Германии не позволяют потребителям пользоваться дешевой электроэнергией из Франции, вынуждая подключаться к собственным более дорогим источникам, и т.д.

Регламентация внешней торговли в современной международной практике приобрела характерные черты, обусловленные,прежде всего, основными тенденциями развития мировой торговли 90-х гг., интенсивным процессом формирования единых организационных форм, правовых и информационно-технических норм и правил взаимодействия на мировом рынке, а также системы межгосударственных соглашений и договоренностей. К настоящему времени, осуществлена унификация форм и средств обеспечения регулирования внешней торговли, расчетных и платежных операций и документооборота по внешнеторговым сделкам большинства государств.

Для национальных систем внешнеторгового сотрудничества характерен высокий уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и обязанности субъектов ВЭД, но в первую очередь - пределы возможностей исполнительной власти, что исключает непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.

Особенностью современного механизма регламентирования, является высокая степень оснащенности информационно-технической базы внешнеторговой деятельности, способствующей ускорению потоков информации, ее обработки и созданию банков данных.

И, наконец, важнейшая его черта - комплексный подход к использованию многообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю, разобщение которых является неоправданным.

Комплексный характер современной зарубежной практики регламентирования внешней торговли обусловлен конкретным набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация представляет собой экономическую политику государства, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

Протекционизм - это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трех уровнях:

1) между отдельными странами во взаимной торговле;

2) между государствами, входящими в единый таможенный союз;

3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, ВТО), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений,большинство государств в качестве основной законодательной базы, имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом национальных переговоров. Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах. Предметом обсуждения является, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования,таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций : защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют соответственно 1,8%; 1,6%; 1,4%; на полуфабрикаты - 6,1%; 6,2%; 6,3%; на готовые изделия - 7,0%; 7,0%; 6,4%.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки . Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группировки. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов . В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин : адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.)

Контингентирование (квотирование) связано с введением контингентов - ограничений в стоимостном или количественном выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров.

Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукции из развивающихся стран. В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой.

Список товаров, подлежащих контингентированию при импорте в Японию, составляется Министерством внешней торговли и промышленности. Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся.

Объем экспорта в натуральном или

Квота = стоимостном выражении заданный период * 100 %

экспортная Объем внутреннего производства соот-

ветствующей продукции за этот период

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Объем импорта в натуральном или

Квота = стоимостном выражении за данный период * 100 %

импортная Объем внутреннего потребления в стране

соответствующей продукции за этот период

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Лицензирование предполагает, что государство через специальный уполномоченный орган выдает разрешение на проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам.

Лицензионная система сегодня - важное орудие проведения внешней политики потекционизма, так как позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые) лицензии. Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза товара, включенного в списки, в пределах определенного срока. Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действия. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.

Применяемые странами системы лицензирования, построены по-разному. Например, в Японии для проведения импортных операций, необходимо иметь лицензию в случаях ввоза, во-первых, товаров подлежащих контингентированию, и, во-вторых, товаров определенной номенклатуры, произведенных в некоторых странах. Во всех этих случаях разрешение на импорт выдается банком, ведущим внешнеторговые расчеты. При этом, если товар подлежит квотированию. требуется разрешение Министерства внешней торговли и промышленности. Экспортировать из Японии можно практически все, за исключением той продукции, которая входит в международные дискриминационные списки.

В Финляндии с 1 января 1990 г. действует указ о количественных ограничениях во внешней торговле. Для вывоза из страны продукции выдаются лицензии, для ввоза продукции - необходима экспортная контрольная декларация.

Лицензирование применяется отдельными странами с целью соблюдения количественных и стоимостных квот по некоторым товарам. Так, в качестве меры для защиты своей текстильной промышленности от "размывания" дешевым импортом Финляндия применяет двусторонние соглашения с развивающимися странами - крупными поставщиками этой продукции. По своей сути лицензирование тесно связано с контингентированием.

Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Однако законодательство автоматически обычно не применяется. Его действие вступает в силу лишь в тех случаях, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны, замедляет уровень ее развития.

Основным критерием при определении нормального уровня цены является сравнение фактических экспортных цен, с ценами на этот или аналогичный товар в стране, где осуществляется демпинг. Если сравнить товары в данной стране не представляется возможным, то берутся цены на рынках третьих стран. При этом,учитывается ряд дополнительных факторов, в том числе дизайн, косвенные налоги, издержки обращения и др.

После признания факта демпинга,законодательные органы проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинговой практики. Так, в США, Японии устанавливается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и нормальной ценами. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут повлечь за собой принудительный уход с рынка.

К демпингу прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объем продаж, вытеснить конкурентов. Причем демпинг может осуществляться как фирмой-экспортером, так и государством. Через государство демпинг достигается посредством субсидирования экспортных поставок из средств госбюджета.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений выступают, как правило, страны с развитой рыночной экономикой: США, западноевропейские государства. Ответчиками выступают как сами развитые страны, так и развивающиеся и страны Восточной Европы. Объектами антидемпинговых расследований являются сырье и продукция обрабатывающей промышленности.

"Добровольные " ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей страны.

"Добровольное" ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объема поставок по инициативе самого экспортера. Например, под давлением правительства США,Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке.

Чаще "добровольные" ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.

Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. Все они, сохраняя относительную самостоятельность, находятся во внутреннем противоречивом единстве. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.

В связи с этим, условия осуществления экспортно-импортных операций, во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка и принятого уровня валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п. Краткосрочное и среднесрочное валютное регулирование, преследует общеэкономические цели - стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьбу с инфляцией и другие.

Из всей совокупности инструментов валютного регулирования, важнейшим является валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса, заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которых служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны.

Наиболее распространенный способ использования валютного курса для регулирования внешнеторгового оборота, заключается в изменении его (пересмотр курса той или иной валюты) путем девальвации или ревальвации. К этим методам страны прибегают в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках, а также в условиях существенного отклонения уровня инфляции в рамках фиксированных валютных курсов, когда рыночный курс длительное время и в ощутимых размерах отклоняется от валютного паритета.

Особенно часто страны прибегают к девальвации, то есть официальному занижению курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. В этих условиях у экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства, одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну.

Зарубежной практике известны яркие примеры использования такой формы регулирования валютного курса. Так, Японии в 60-70 гг. благодаря заниженному курсу иены и снижению цен на ввозимую продукцию удалось проникнуть и утвердиться на многих мировых рынках. Правительство Японии в целях поощрения экспорта и в дальнейшем не раз снижало курс иены к доллару.

Великобритании в 1970-1974 гг. с помощью девальвации удалось не только сократить пассив внешнеторгового баланса, но и довести его до уровня актива. Однако вследствие девальвации, особенно в результате резкого уменьшения курса национальной валюты, может наступить более сильное внешнее обесценение ее по сравнению с внутренним, которое создаст благоприятные условия для использования валютного демпинга - спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса.

Обратное влияние на внешнюю торговлю государства оказывает ассиметричный девальвации процесс ревальвации , означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта. Ревальвация нередко подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом. Так было, например, с ФРГ, вынужденной под активным давлением стран-конкурентов (США, Англии, Франции) ревальвировать западногерманскую марку и задержать развитие экспорта в 60-е гг. В 70-е гг. в странах ЕС также были пересмотрены валютные паритеты большинства развитых стран Запада, то есть уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательскую способность каждой из них с ограничением допустимых пределов колебаний ("валютный коридор"), и распространена система "плавающих" валютных курсов , пределы колебания которых не ограничены. Этот процесс значительно расширил возможности использования других средств валютного воздействия на международные расчеты - валютных интервенций, маневрирования процентной ставкой, валютных ограничений, в том числе и для третьих стран, и т.п.

Активное распространение в качестве элемента регулирования, получила валютная интервенция посредством манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками. Чаще всего она реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью сохранения курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней денежно-кредитной политики от внешней, получило название "стерилизации".

Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.

Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения . Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.

Таким образом, валютный курс является опосредствующим звеном прямого административного вмешательства государства во внешнюю торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного фонда валютный контроль может иметь лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного рынка.

Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 г. заменена на Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО - международная организация, действующая на базе международного многостороннего соглашения. регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

Соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 130 стран. Это страны с развитой рыночной экономикой, большинство развивающихся и некоторые восточноевропейские (Венгрия, Польша, Румыния). Белоруссия и другие государства-члены СНГ готовятся вступить в члены ВТО.

Вступление в ВТО дает странам определенные преимущества. Так, они располагают друг о друге необходимой информацией относительно внешнеэкономической политики, принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли, предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др.

Вместе с тем участие в ВТО предполагает и ряд обязательств со стороны государств. В частности, они должны перейти к рыночной экономике, ограничить использование нетарифных ограничений, не повышать уровень таможенных пошлин, не субсидировать экспорт, регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, внешнеэкономической политике, состоянии внешней торговли.

Основными принципами деятельности ВТО являются:

1) применение во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования , то есть предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Это важнейший принцип ВТО. Он ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торговле;

2) установление взаимных уступок стран-участниц в таможенных тарифах.

Переговоры об уступках в таможенных тарифах на основе взаимности проводятся в двустороннем порядке в отношении пошлин на товары, по которым одна страна является главным поставщиком этого товара в другую страну. При этом согласованные в двустороннем порядке таможенные уступки в силу принципа наиболее благоприятствуемой нации распространяются автоматически на остальные страны-участницы ВТО.

Таможенные уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их.

Переговоры о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в несколько лет тарифных конференциях;

3) недискриминация стран-участниц во внешней торговле;

4) либерализация внешней торговли , в том числе отказ стран от количественных ограничений импорта.

Высшим органом ВТО являются сессии , а исполнительным - совет представителей . Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты, среди них: Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Основной формой работы ВТО являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия "раундов". За всю историю деятельности ВТО было проведено несколько таких "раундов". Важнейшие из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.) и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).

Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является Совет таможенного сотрудничества, одно из главных направлений деятельности которого - создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка. В числе других направлений - разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 2004.

2. Журнал “Внешняя торговля”.

3. Журнал “Дело”.

4. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. – М.: Международные отношения, 2007.

5. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Е.Г.Ищенко. – М., Новосибирск: ИРИЦ Сибирь, 2007.

О, великое импортозамещение! Об этом сейчас твердят все кому не лень. Только вот далеко не все получается (да и нужно ли это?) производить в России. Поэтому импорт был, есть и будет. А значит, бухгалтеру придется разбираться с особенностями учета, ох каких непростых бухгалтерских операций.

Несомненно, что для разбора всех операций по импорту не хватит не то что одной статьи, даже книги. Поэтому предлагаю сконцентрироваться на одной конкретной проблеме – расчет НДС при импорте товаров и порядок его уплаты.

Причем даже в рамках этой теме есть две совершенно разные – импорт из Таможенного союза (ЕАЭС – Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и импорт из других стран. О втором варианте мы поговорим в данной статье.

1. Уплата НДС при импорте товаров

2. Импорт без НДС – для каких товаров

3. Таможенный НДС при импорте – для каких процедур?

4. Ставка ндс при импорте товаров

5. Расчет НДС при импорте товаров

6. Расчет НДС при импорте товаров на примере

7. Формирование ГТД в 1С: Бухгалтерия

8. Оплата НДС при импорте: куда и в какой срок

9. Что делать с НДС: импорт при УСН и ОСНО

10. Как получить вычет НДС по импорту

11. Заполнение книги покупок

12. Проводки при начислении НДС при импорте на примере

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Уплата НДС при импорте товаров

Ввоз (импорт) товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является одним из объектов налогообложения по НДС (п. 2 ст. 11, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК).

И здесь под словом «товары» понимается не только те материальные ценности, которые предназначены для перепродажи. К товарам в рассматриваемом нами контексте относятся и материалы, и оборудование, т.е. любое имущество, перемещаемое через границу РФ.

«Ввозной» НДС – это не только налог, одновременно это и таможенный платеж. Поэтому при разборе темы мы будем пользоваться не только налоговым, но и таможенным законодательством.

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. НДС при ввозе уплачивается таможенным органам (п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В случаях, когда товар ввозится из страны, с которой Россия заключила международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления (например, со странами – участницами Таможенного союза), НДС уплачивается налоговым органам (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). В этом случае порядок действий принципиально другой, и в этой статье он рассматриваться не будет.

Уплата НДС при импорте товаров производится декларантом или иными лицами (например, перевозчиком) (ст. 143 НК РФ, ст. 79, 80 ТК ТС). Если декларирование производится таможенным представителем (брокером), то он является ответственным за уплату НДС (ст. 15 ТК ТС).

2. Импорт без НДС – для каких товаров

Всегда ли происходит уплата НДС при импорте товаров? На самом деле нет. Возможен импорт и без НДС. В каких случаях дается право на освобождение?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить:

  • освобождается ввоз товара от налогообложения НДС или нет;
  • под какую таможенную процедуру помещается ввозимый товар.

Ввоз товаров на территорию РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Подчеркну – это самостоятельный объект налогообложения, поэтому в данной ситуации не применяются:

  • п. 3 ст. 39 НК РФ, содержащий перечень операций, не признаваемых реализацией;
  • п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ, в которых перечислены операции, освобожденные от обложения НДС.

Например, если взнос в уставный капитал товарами вносит российская организация, то НДС не начисляется, а если иностранная – НДС начисляется.

Для случая ввоза товаров есть своя норма, когда имеет место импорт без НДС, т.е. операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) – ст.150 НК.

Перечень довольно обширный, не будем его приводить весь, в качестве примера перечислим только некоторые:

  • товары в виде безвозмездной помощи (на основании удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ);
  • медицинские товары по перечню, устанавливаемому Правительством, сырье и комплектующие для их производства, аналоги которых не производятся в РФ;
  • материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов по перечню Правительства;
  • технологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся, по перечню Правительства;
  • расходные материалы для научных исследований, аналоги которых в России не производятся, по перечню Правительства;
  • и др.

Важно: товары, которые ввезены без уплаты НДС по перечню ст. 150, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления освобождения (пп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС). Если в дальнейшем эти условия нарушены, то нужно будет доплачивать НДС. Кроме того, уплатить пени за период с даты регистрации таможенной декларации (или с даты нарушения, если известен день совершения нарушения) до момента уплаты налога.

На эту тему письма Минфина от 07.07.2009 N 03-04-06-01/158, от 13.02.2009 N 03-07-08/30.

3. Таможенный НДС при импорте – для каких процедур?

Итак, мы определились, при ввозе каких товаров НДС не начисляется. Но необходимость уплаты НДС зависит не только от этого, а также от того, под какую таможенную процедуру помещается ввозимый товар.

Все случаи ввоза сведем в таблицу.

Порядок налогообложения Таможенная процедура, под которую помещается ввозимый товар Основание
Налог уплачивается в полном объеме Выпуск товаров для внутреннего потребления пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Переработка для внутреннего потребления пп. 7 п. 1 ст. 151 НК РФ
Налог не уплачивается или уплачивается только его часть Временный ввоз пп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ
Ввоз продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории пп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ
Налог не уплачивается Переработка на таможенной территории (при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок)

Таможенный склад (при дальнейшем выпуске для внутреннего потребления налог уплачивается)

Реэкспорт

Беспошлинная торговля

Свободная таможенная зона

Свободный склад

Уничтожение

Перемещение припасов

Таможенное декларирование припасов

Отказ в пользу государства

Специальная таможенная процедура (для отдельных категорий товаров)

пп. 4, 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, п. 2 ст. 363, п. 3 ст. 202 ТК ТС, п. 1 ст. 303 Закона N 311-ФЗ
Уплачивается налог, от уплаты которого декларант был освобожден либо который был ему возвращен при экспорте Реимпорт пп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ

Таким образом, в нашей ситуации – выпуске товаров для собственного потребления, таможенный НДС при импорте уплачивается. Но перед тем как перейти к расчету налога, нужно определить ставку, по которой он будет облагаться.

4. Ставка ндс при импорте товаров

При ввозе товаров НДС уплачивается по ставке в размере 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Чтобы сделать правильный расчет НДС при импорте, нужно знать налоговую ставку. Для определения ставки НДС по товару, который вы ввозите, нужной пройти следующие шаги:

  1. Установить код ввозимого товара по ТН ВЭД ЕАЭС в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012г. №54).
  2. Найденный код сопоставить с кодами товаров, имеющихся в перечнях товаров, которые при ввозе облагаются по ставке 10%. Данные перечни устанавливаются Правительством, ниже мы их перечислим.
  3. Если код ввозимого вами товара в перечне есть, то применяется ставка НДС при импорте 10%. Если нет, то 18%.

Перечни товаров, утвержденные Правительством:

  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №908 – продовольственные товары
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №908 – товары для детей
  • Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003г. №41 – периодические издания и книги
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2008г. №688 – медицинские товары

Пример

ООО «Гранд» собирается возить в Россию живую рыбу – морскую форель из стран, не входящих в ЕАЭС.

В соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза живая морская форель включена в товарную позицию 0301″Живая рыба» под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0301 91 100 0.

В свою очередь, товарная позиция 0301 «Живая рыба» (за исключением ценных пород) включена в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

Следовательно, при ввозе живой морской форели в Россию организации следует исчислить НДС по ставке 10%.

5. Расчет НДС при импорте товаров

Теперь, когда мы знаем ставку НДС при импорте, можно начать расчет НДС при импорте. Для этого потребуется формула (п. 5 ст. 166, абз. 3 п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 160 НК):

НДС = (ТС + ТП + А) * С

ТС — таможенная стоимость ввозимого товара;

ТП — сумма ввозной таможенной пошлины;

А — сумма акциза;

С — ставка НДС в процентах (10 или 18%).

То, что в скобочках – это налоговая база. Как видно из формулы, налог начисляется не только на стоимость самого товара, но и на пошлину и акциз.

Скорее всего, оплату поставщику вы переводили в валюте, поэтому чтобы расчет НДС при импорте был правильным, валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.

Если вы ввозите несколько видов товаров, то НДС по данной формуле нужно считать отдельно для каждой группы товара одного наименования, вида и марки. А затем результаты расчетов суммируются (п. 3 ст. 160 НК). Сумма налога округляется до копеек.

Подробно об определении величины таможенной стоимости, в данной статье мы говорить не будем, т.к. это отдельная и очень большая тема. Для определения таможенной стоимости нужно воспользоваться нормами Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (п. п. 1, 3 ст. 64 ТК ТС).

Таможенная стоимость ввозимых вами товаров указывается в декларации таможенной стоимости ДТС-1.

При ввозе товаров из стран Таможенного союза расчет НДС при импорте делается на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета, например, 10, 41, 07, 08.

6. Расчет НДС при импорте товаров на примере

ООО «Гранд» заключило контракт с французской фирмой «Бонжур» на покупку шампанского в количестве 1000 л. Закупленное шампанское доставлено на таможенную территорию РФ 12 сентября 2016 г. Таможенная декларация была представлена в российский таможенный орган 16 сентября и в этот же день принята. Таможенная стоимость ввезенного шампанского составила 4200 евро. Курс евро по отношению к рублю, установленный Банком России на 16 сентября, составил 73,2126 руб./евро.

  1. Пересчитываем таможенную стоимость (ТС) в рубли:
  1. Определяем величину таможенной пошлины.

Шампанское в Едином таможенном тарифе Таможенного союза имеет код ТН ВЭД ТС — 2204 10 110 0. Ставка таможенной пошлины по нему на дату представления таможенной декларации составляла 12,5%.

Таким образом, величина таможенной пошлины (ТП) в рублях составит:

4200 евро x 73,2126 руб./евро x 12,5% = 38 436,62 руб.

  1. Определяем сумму акциза (А ), которую следует уплатить за ввезенное шампанское.

На дату представления таможенной декларации ставка акциза для шампанского составляла 26 руб. за 1 л (п. 1 ст. 193 НК РФ).

Таким образом, сумма акциза составит:

1000 л x 26 руб. = 26 000 руб.

  1. Налоговая база для исчисления НДС составит:

ТС + ТП + А = 307 492,92 руб. + 38 436,62 руб. + 26 000 руб. = 371 929,54 руб.

  1. Определяем сумму НДС , подлежащую уплате.

Шампанское не относится к товарам, облагаемым НДС при ввозе товаров по ставке 10%, следовательно, применяем ставку в размере 18%:

371 929,54 руб. x 18% = 66 947,32 руб.

Итак, в связи с ввозом шампанского на территорию РФ ООО «Гранд» обязано уплатить на таможне НДС в размере 66 947,32 руб.

7. Формирование ГТД в 1С: Бухгалтерия

Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите, как оформляется ГТД в видео-формате.

8. Оплата НДС при импорте: куда и в какой срок

НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (подп. 1 п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты к учету (п.19 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). В этом случае оплата НДС при импорте происходит в налоговый орган.

9. Что делать с НДС: импорт при УСН и ОСНО

Итак, рассчитанную сумму НДС вы уплатили. Дальнейший порядок действий зависит от того, является ли ваша организация плательщиком НДС или нет. Возможно 2 варианта:

  1. НДС включается в стоимость ввезенных товаров или в расходах, учитываемых при налогообложении, для случаев:

— организация применяет спецрежим (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент)

— используется освобождение от обязанностей налогоплательщика по ст.145 НК.

— имеет место ситуация из п.2 ст.170 НК: товары приобретены для использования в необлагаемых операциях и операциях, местом реализации которых не признается РФ, операциях, которые не признаются реализацией.

  1. НДС принимается к вычету, если организация является плательщиком НДС и ситуация не относится к п.2 ст.170 (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Пример

ООО «Гранд» приобрело у иностранного поставщика технологическое оборудование с целью внесения в уставный капитал ООО «Приоритет». Оборудование ввезено на территорию РФ. При ввозе уплачен НДС в сумме 42 000 руб.

Передача в уставный капитал имущества не признается реализацией, поэтому сумму «ввозного» НДС в размере 42 000 руб. ООО «Гранд» должно учесть в стоимости приобретенного оборудования согласно пп.4 п.2 ст.170 НК.

10. Как получить вычет НДС по импорту

НДС, начисляемый при импорте, также как и «внутренний» НДС, можно принять к вычету. Но для этого есть свои, отличающиеся условия:

  1. Товар ввезен в процедуре выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления. Выполнение условия подтверждается декларацией на товары (подается в электронной форме, но таможенные органы по запросу делают бумажную распечатку).
  2. Товар приобретен для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК).
  3. Товар принят к учету, на любой счет (п. 1 ст. 172 НК).
  4. НДС фактически уплачен и этот факт подтвержден первичными документами (п. 1 ст. 172 НК РФ). Условие — налог платил сам налогоплательщик или посредник за счет средств налогоплательщика (Письма Минфина России от 29.12.2014 N 03-07-08/68143, от 25.04.2011 N 03-07-08/123). Если налог платил иностранный поставщик, то права на вычет НДС у покупателя нет (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/188, от 30.06.2010 N 03-07-08/193).

Если вы ввозите товары через агента, то у вас должен быть агентский договор, предусматривающий уплату НДС агентом с последующей компенсацией этих сумм принципалом, т.е. вами (Письмо Минфина России от 26.10.2011г. №03-07-08/297). Также получите копию платежного поручения на уплату налога агентом.

Уплата налога подтверждается таможенной декларацией (где в графе 47 указан уплаченный НДС) и платежным документом. Если налог оплачен таможенной картой, то таможенные органы по требованию выдают письменное подтверждение уплаты. Счет-фактура не оформляется.

11. Заполнение книги покупок

Чтобы получить вычет НДС по импорту, таможенная декларация регистрируется в книге покупок. Также в книгу покупок попадет номер платежки на уплату НДС.

При заполнении книги покупок в соответствующих графах буду указаны:

  • в графе 2 ­ код вида операции «20» (письмо ФНС России от 22.01.2015 № ГД­4­3/794@);
  • в графе 3 ­ номер таможенной декларации (пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137);
  • в графе 7 ­ реквизиты платежного документа на уплату авансового платежа таможенному органу (пп «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137);
  • в графе 9 ­ наименование иностранного поставщика.
  • в графе 15 ­ фактурная стоимость товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины (акциза, при наличии) и начисленного НДС.

Интересная ситуация получается, если вы вносили авансовый платеж в счет уплаты предстоящих пошлин, налогов, сборов. Здесь в отличие от оплаты поставщику не действуют правила п.12 ст.171 и п.9 ст.172 НК. Т.е. принять к вычету НДС со всего аванса нельзя (Письмо от 21.06.2012г. №03-07-08/158).

Т.е. право на вычет НДС по импорту появится, когда аванс (или его часть) будет израсходован по назначению. В этом случае документом, подтверждающим оплату НДС, будет являться отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдаст таможенный орган. Форма отчета утверждена Приказом ФТС России от 23.12.2010г. №2554 (Приложение №2).

12. Проводки при начислении НДС при импорте на примере

ООО «Гранд» импортирует из Франции партию шампанского. Таможенная стоимость партии – 4200 евро. Ставка таможенной пошлины по такому виду товаров – 12,5 процентов. Данные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов. Таможенные сборы составили 2000 руб.

По условиям контракта право собственности на товар переходит к покупателю после таможенного оформления. Право собственности на товары перешло к ООО «Гранд» 16 сентября.

Таможенная стоимость равна цене сделки. Таможенная стоимость партии товара в рублях на 16 сентября составит:

4200 евро x 73,2126 руб./евро = 307 492,92 руб.

Таможенную пошлину, акциз и НДС мы уже рассчитали в прошлом примере:

— таможенная пошлина 38 436,62 руб.

— акциз 26 000 руб.

— НДС 66 947,32 руб.

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» — Кредит 51
– 40 436,62 руб. (38 436,62 руб. + 2000 руб.) – уплачены ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» — Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» - 26 000 руб. — начислен акциз по импортной продукции.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» — Кредит 51 – 26 000 руб. – уплачен акциз на таможне

Дебет 19 — Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 66 947,32 руб.– отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» — Кредит 51 – 66 947,32 руб. – уплачен НДС на таможне

Дебет 41 — Кредит 60 – 307 492,92 руб. – оприходованы импортированные товары;

Дебет 41 — Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
– 40 436,62 руб. (38 436,62 руб. + 2000 руб.) – включены таможенная пошлина и таможенные сборы в себестоимость импортированных товаров;

Дебет 41 – Кредит 19 субсчет «Акцизы» — 26 000 руб. – акциз учтен в стоимости товара

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» — Кредит 19 – 66 947,32 руб. – принят к вычету уплаченный НДС

Какие проблемные вопросы встретились вам по расчету НДС при импорте товаров? Задавайте их в комментариях и мы вместе найдем на них ответ!

Расчет НДС при импорте товаров и право на вычет


1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.