• GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

    Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX–XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

    Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.

    От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. В нем выделяются различные уровни (подсистемы), которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы, включающие в свою очередь собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность , т.е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. Иначе говоря, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической или правовой жизни.

    Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.

    Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека , который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

    В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производ-
    ственную,



    социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.

    Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т.е. производство информации.

    При рассмотрении общества как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга сфер закономерно возникают вопросы: какой из них принадлежит детерминирующая роль; существуют ли в обществе системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы и возможности ее функционирования?

    В современной философии однозначного ответа на эти вопросы не существует, что и показал анализ моделей общества.

    Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности, техницистское направление – технику, плюралистическая модель вообще отрицает одностороннюю детерминацию социальных процессов.



    Исследователи, разделяющие материалистические взгляды на общество, роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, отводят материальному производству.

    Какие аргументы приводятся в подтверждение этого вывода?

    Во-первых, материальное производство есть основа , условие существования общественного человека, так как оно удовлетворяет первейшие потребности в жизненных средствах (пища, одежда, жилище и т.д.), от которых зависит существование социума и образующих его людей. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать. Но это взаимодействие предполагает труд, производство материальных благ.

    Во-вторых, материальное производство является генетически первоначальной , исходной формой социальной деятельности, ибо труд – главная причина происхождения человека, его выделения из царства животных, возникновения сознания и общества.

    В-третьих, материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности , т.е. определяет в конечном счете социальные, политические и духовные процессы жизни людей (развитие социальной структуры, изменение политической жизни, создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы). При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.

    В-четвертых, материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий.

    Однако вывод об определяющей роли материального производства (подчеркнем это еще раз) не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистиче-
    ского типа и некоторых вариантов марксизма, оно лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы). Так, М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования.

    Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.

    Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект является одновременно его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).

    Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы - эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать со стороны не только социально обусловленных качеств, но и природных, биологических и психологических особенностей.

    Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления отражаются и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.

    Уровни изучения.

    Социальные и природно-психологические явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления - этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его основные сферы, социальные группы), для организации общества (макро-, мезо- и микроуровни власти), для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика), для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т. д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение. (Даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические, социальные и т. д.)

    Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличия соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.

    Составные.

    Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает в себя эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (схема 3). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет противоположность (фемининность - маскулинность, интроверсия - экстраверсия, рационализм - иррационализм, духовное - материальное, государство - гражданское общество, структуры формальная - неформальная и т. д.). Эта закономерность действует и относительно трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера содержит следующие пары противоположностей: эмоцио

    Схема 3.

    нальная - рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая - сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная - рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой - наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).

    В обществе носителями базовых ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности являются определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т. п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует прежде всего о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.

    Базовые ценности и социальные циклы.

    Базовые ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все базовые ценности содержатся в коллективном бессознательном одновременно, и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П. Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем - духовно-интуитивной идеациональной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем: буддизма (познавательная сфера), христианства (эмоциональная сфера), ислама (волевая сфера). Сословный цикл представляет собой чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократический слой священнослужителей (духовные времена, Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою, т.е. "третьему сословию" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний - люмпенизированным и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной): техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "человековеды" (психологи и социологи).

    Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-биологический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).

    Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует в основном структуре общества, т. е. организм индивидуальный во многом тождествен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.

    МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

    Учитель истории, обществозанания

    Урок обществознания для 10 класса

    Тема урока: «Общество как сложная система»

    Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

    Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

    Образовательные:

      Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

    Развивающие:

      уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

      уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

      уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

    Воспитательные:

      формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

    Основные понятия:

    Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

    Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

    Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

    Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

    Дополнительная литература:

    Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

    Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

    План урока.

    I . Оргмомент (2 мин.).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

    III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

    Понятие "общество".

    Взаимосвязь общества и природы.

    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

    Общественные науки, их особенности.

    IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

    V . Рефлексия (2мин.)

    Ход урока.

    I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Тестовые задания:

    1. Что изучают общественные науки?

    1) звезды, моря

    2) изменения веществ

    3) животных

    4) результат деятельности человека

    2. Что такое социальный прогресс?

    2) развитие общества

    3. Что такое солидный возраст?

    1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

    2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

    3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

    4. Какое утверждение является верным?

    А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

    Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    5. Что относится к материальной культуре?

    1) мифы

    2) знания

    3) паровая машина

    4) язык

    6. Что такое технический прогресс?

    1) совершенствование орудий труда и техники

    2) развитие общества

    3) физическое развитие человека

    4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

    7. Какое утверждение является верным?

    А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

    Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    8. Что относится к духовной культуре?

    1) храм

    2) орудия труда

    3) паровая машина

    4) язык

    III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

    Беседа: Предлагается ответить на вопрос

    Что такое общество? (ответы студентов)

    Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

    общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

    Особенности социальной системы

    Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

    Черты общества как системы:

    Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

    Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

    Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

    Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

    Социальные институты (мини-лекция)

    Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

    Основные институты общества:

    Семья

    Школа

    Производство

    Церковь

    Государство

    Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

    В воспроизводстве рода;

    В безопаности и социальном порядке;

    В средствах существования;

    В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

    Характерные черты социальных институтов:

    1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

    2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

    3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

    4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

    5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

    IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

    Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

    Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

    Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

    Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

    Вопросы и задания к документу

      Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

      Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

      Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

    V. Рефлексия

    Лесенка. “Моё состояние”

    VI. Домашнее задание: (3 мин.)

    §2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

    Общество как сложная динамичная система.(08.09)

    Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. (Что такое динамика?) Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

    Особенности социальной системы.

    Характерные черты общества как системы:

    1) Имеет сложный характер (включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем – сфер общественной жизни. Общество является суперсистемой.

    2) Наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т.п.)

    3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления свой деятельности.

    3) общество как система относится к числу самоуправляемых. Как вы думаете какая подсистема выполняет управленческую функцию? Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными. В истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали => общество является динамичной системой.

    Типы социальной динамики

    Социальные Изменения – переход тех или иных соц. объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т.е. модификацикации в соц. организации, соц институтах, соц структуре, установленных в общ- ве образцах поведения

    Развитие – изменения, которые приводят к глубоким качественным сдвигам в обществе, преобразованиям соц. связей, переходу всей соц. системы в новое состояние.

    Прогресс –направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжим себя формам и структурам.

    Эволюция – это постепенные непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

    Революция – коренной качественный переворот во всей соц структуре общества, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу

    Соц. реформа – переустройство какой – либо сферы общественной жизни (институтов, учреждений и порядков и т.п.) при сохранении существующего общественного строя.

    Человек - универсальный компонент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

    Общество как система обладает интегративным свойством (ни один из компонентов системы в отдельности этим свойством не обладает). Это качество - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.

    В результате взаимосвязи, взаимодействия компонентов, входящих в систему общ – ва, у общества как у социальной системы появляется новое св – во – способность создавать всё новые и новые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

    В философии самодостаточность рассматривается как главное отличие общества от составляющих его частей.

    Любая система находится в определённой среде, с которой она взаимодействует.

    Среда социальной системы любой страны – природа и мировое сообщество.

    Функции:

    Адаптации

    Целедостижения (способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду)

    Поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру

    Интеграции – способности интегрировать т. е. включать в себя новые общественные образования (явления, процессы и т.п.) в единое целое.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    Слово «институт» в переводе с латинского означает «установление»

    В социологии социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

    Пирамида Абрахама Маслоу

    Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)

    Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

    Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)

    Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.

    Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)

    Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).

    Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).

    Социологи выделяют 5 общественных потребностей:

    1) в воспроизводстве рода

    2) в безопасности и социальном порядке

    3) в средствах существования

    4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

    5) в решении духовных проблем смысла жизни

    Соответственно данным потребностям в общ – ве сложились и виды деятельности. Которые потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты :

    - семьи и брака

    - политические институты (в особенности государство)

    - экономические институты (в первую очередь производство)

    - институты образования, науки и культуры

    - институт религии

    Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

    Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными обязательными для всех членов данного общества.

    Черты социального института:

    Социальный институт – это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой потребности (например, все работники системы образования)

    Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответственные типы поведения.

    Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого либо вида деятельности.

    Наличие с и делает поведение людей более предсказуемым, а а общство в целом более устойчивым.

    Типология обществ.

    Современные исследователи выделяют 3 основных исторических типа общества:

    1) традиционное (аграрное)

    2) индустриальное (капиталистическое)

    3)постиндустриальное общество (информационное)

    Основой для деления на эти типы общества является:

    Отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде),

    Отношение людей друг к другу (тип социальной связи)

    Система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)

    Традиционное общество.

    Понятие Т.О. охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет средневековые гос- ва мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные признаки.

    В Т.О. основа жизнедеятельности - земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.

    Человек традиционного общества зависим от природы.

    Метафоры: земля кормилица, земля матушка, выражают бережное отношение к природе как к источнику жизни из которого не полагалось черпать лишнего.

    Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель, и не царь природы. Он малая толика великого космического целого, мироздания.

    Социальная основа традиционного общества – отношение личной зависимости.

    Для традиционного общества характерно внеэкономическое отношение к труду: работа на господина, плата оброка.

    Человек т о не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив,он воспринимал себя неотъемлемой частью общины, деревни, полиса. Социальный статус человека в т о определялся не личными заслугами, а социальным происхожденем. «на роду написано» Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией.

    Традиция- свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти- словом, все что мы называем повседневной жизнью – воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.

    Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность т о с крайне замедленным темпом общественного развития.

    ! При переходе от традиционного общества к индустриальному внеэкономическое отношение к труду.

    Системы действуют и в обществе в виде классов, социаль­ных общностей, национальных образований, профессиональ­ных групп и пр. Само общество в целом есть социальный орга­низм, или система, функционирующая по своим специфиче­ским законам. Системный подход в изучении общества требует выделения в нем определенных структур. Структура - это инва­риантное, или стабильное состояние системы, отражающее ус­тойчивую связь между его элементами. Заметный вклад в по­нимание общества как целостной системы, которая включает в себя иерархически организованные структуры, внес американ­ский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Со­гласно его теории, совокупность социальных и культурных систем и личностей, которые взаимодействуют между собой, находится в сложном иерархическом соподчинении, часто про­никая друг в друга. К социальным системам современная соци­альная философия относит классы и социальные слои, порож­даемые производственными, то есть базисными отношениями, социальные институты (семья, государство, бизнес, образова­ние, религии), социальные группы (статусные группы, толпа, социальные круги, малые группы, большие группы), социаль­ные организации (социальные структуры, создающиеся для достижения определенных целей).

    Социальная структура включает в себя прежде всего соци­альные классы. Но для решения определенных познавательных 108


    задач элементами социальной структуры могут рассматривать­ся страты (слои), принадлежность людей к которым определя­ется разными факторами: уровнем их доходов, образом их жиз­ни, престижностью района проживания, выполняемыми ими социальными ролями и т.п. Переход из одного страта в другой обеспечивается социальной мобильностью, характер которой определяется прежде всего типом господствующих обществен­ных отношении. Она также иногда зависит от энергии лично­стей, от конкретных социальных ситуаций, например, от эко­номического кризиса, от войны и пр.

    В итоге, общество тоже существует как целое, или система.

    Словарь

    Бирегулятор - регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечи­вающий устойчивое функционирование всей системы. Гармония - категория в философии и эстетике, показывающая це­лесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью. Дифференциация - процесс разделения системы на части. Единое - философская категория, отражающая подчиненность все­го в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования. Изменчивость - смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воз­действиям среды.

    Интеграция - процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.

    Комплекс - сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов. Космос - в философии древних греков видимая или умопостигае­мая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

    Принцип обратной связи - принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодей­ствии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в пове­дении системы.

    Саморегулирование (самоорганизация) - способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних меха­низмов управления.


    Сегрегация - процесс отделения одних частей системы от других. Система - совокупность элементов, находящихся в упорядочен­ном взаимодействии.

    Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействую­щих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт - социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; опреде­ленный аспект социального организма в виде организованных сис­тем связей и социальных норм.

    Социальная мобильность - процесс перемещения людей из од­них социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

    Социальный организм - общество, рассматриваемое как целост­ное и структурное образование, функционирующее по специфиче­ским законам; общество, взятое в его противопоставлении приро­де.

    Страты - социальные слои, принадлежность к которым определя­ется уровнем доходов, престижностью профессии, районом про­живания и т.п.

    Структура - инвариантное, или неизменное, состояние системы. Устойчивость - свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри. Хаос - в мировоззрении древних греков неорганизованное состоя­ние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являю­щееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его органи­зованных частей.

    Холизм - направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.

    Вопросы для самоподготовки

    1) Покажите сходство и различие понятий «единое», «целое»,
    «система», «общее», «идея».

    2) Что такое организованность с точки зрения А.А. Богданова и в
    чем ее критерии?

    3) «Бог есть отчужденная сущность человека».

    «Бог есть организованная бесконечность, в которой гармони­чески соединены материя и дух».

    Какое из этих двух высказываний о Боге Вам представляется более предпочтительным и почему?

    4) Покажите различие понятий «дух», «душа», «энергия», «энте­
    лехия», «сущность».


    5) Почему в век научно-технической революции употребляются
    понятия дух и душа?

    6) Что такое система?

    7) Понятие «целое» в философии и биологии.

    8) Понятие «Единое» в истории философии и религии.

    9) Что. лежит в основе Единого - материя или дух?

    10) Понимание системного принципа организации материи в Но­
    вое Время.

    11) Основные принципы теории организации Л.А. Богданова.

    12) Понятие иерархии.

    13) Что такое структура?

    14) Виды структур и иерархий.

    15) Эквифинальность и способы ее реализации.

    16) Основные положения холизма.

    17) Наследственность и устойчивость как свойства систем.

    18) Изменчивость как свойства систем.

    19) Факторы эволюции систем разной природы.

    20) Особенности социальных систем.

    21) Виды культурных систем и их специфика.

    22) Покажите различия во взглядах Н.Я. Данилевского и П. Соро­
    кина в понимании культуры.

    23) Основные принципы теории социальной стратификации.

    24) Социальная мобильность и ее факторы.

    25) Роль информации в развитии систем.

    Вопросы компьютерного контроля

    1. Что такое система?

    а. Рядоположенность предметов любой природы

    б. Порядок в расположении предметов одного типа

    в. Любая совокупность элементов

    г. Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

    2. Как следует понимать организацию?

    а. Как нечто целое

    б. Как иерархическую структуру

    в. Как упорядоченную связь элементов

    г. Как нечто управляемое

    3. Какие системы называются большими?

    г. Занимающие большое место в пространстве

    4. Что такое холизм?

    а. Учение о целостностях любой природы

    б. Учение о целом, изучающим психическую энергию


    СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ