Что такое спортивное ориентирование сегодня?

Спортивное ориентирование – это очень интересный вид спорта, который поддерживает и развивает не только физическое, но и умственное состояние человека. Вообще, спортивное ориентирование – это такой вид спорта, в котором участники при помощи компаса и должны пройти заданное количество контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Результаты определяются по наименьшему времени прохождения дистанции. Ориентирование проводится в разных дисциплинах:

  • ориентирование по тропам (Трейл-О) – для инвалидов
  • спортивный лабиринт (Ориент-шоу) – новый зрелищный вид спортивного ориентирования на небольших площадках

Официально, ориентирование проводится только в четырех первых дисциплинах. Но спортивный лабиринт стал в последнее время весьма популярен и выделился в особый вид ориентирования.

Ролик о лыжном ориентировании с Чемпионата Мира 2017 в Красноярске

Отличный мотивирующий видео-рассказ об истории и развитии зимнего ориентирования, о современных GPS технологиях и Live трансляциях.

Четырехминутный видео ролик который заставит вас заняться спортивным ориентированием!

Интересный фильм о Тьерри Жоржиу — летние чемпионаты мира по ориентированию

Очень хороший обзор о летнем ориентировании. В этом фильме рассказывается о десятикратном чемпионе мира по спортивному ориентированию французе Тьерри Жоржиу, которому 3 года подряд не удавалось завершить свой последний этап в эстафете на первой позиции.

Группы участников

Ориентированием можно заниматься в любом возрасте, независимо от уровня физической подготовленности и спортивной квалификации. В ориентировании спортсменов делят на половозрастные группы. Условное обозначение группы обычно состоит из двух компонентов. В начале — буква обозначающая пол участника (М и Ж или, соответственно, D и H в английском варианте). Далее следует число, определяющее максимальный возраст спортсмена, допускаемого к участию в этой группе, для младших групп и минимального для групп ветеранов. Самые младшие группы – мальчики до 10 лет и девочки до 10 лет (М,Ж-10), а самые старшие участники выступают в группах – мужчины и женщины ста лет и старше (М,Ж-100 и старше). Группа, в которой ведется основная борьба – М,Ж-21 (от 21 до 34 лет) – так же обозначается М,Ж-Э (Элита), на соревнованиях уровня мастера спорта. Группы также могут делиться по уровню мастерства участников, например М-21А, М-21Б. Группа определяет длину и сложность дистанции, которую побежит спортсмен.

Виды дистанций в соревнованиях по ориентированию

Соревнования проводятся по разным типам дистанций. Как и в лыжных гонках, дистанции по длине делятся на несколько видов: спринт, классика, лонг (марафон). Также проводятся соревнования на сверх коротких дистанциях с большим количеством КП, например даже в искусственно созданном лабиринте на небольшой площадке. По способу старта соревнования подразделяют на раздельный старт, общий (масстарт), гандикап, эстафета, эстафета одного участника (One man relay).

Что уникально для спортивного ориентирования, дистанции делятся по порядку прохождения контрольных пунктов:

  • заданное направление – участник должен отметиться на всех контрольных пунктах в указанном на карте порядке (на карте КП соединены линиями указывающими порядок прохождения от старта до финиша)
  • по выбору – на выдаваемой участнику карте нанесено множество контрольных пунктов, а также обозначено место старта и финиша. Участнику необходимо отметиться на определенном количестве КП (число обычно зависит от возрастной группы). Спортсмен сам выбирает, каким путем он будет брать КП. Самый короткий путь не всегда будет самым быстрым. Необходимо также учитывать рельеф и проходимость местности.
  • маркированная трасса – участнику выдается карта, на которой указано только место старта. Спортсмен едет по маркированной флажками дистанции. Разные по длине дистанции промаркированы флажками разного цвета. На трассе установлены контрольные пункты. Участник должен, во-первых отметится на контрольном пункте, а во-вторых, отметить на карте месторасположение КП, сделав прокол в нужной точке специально подготовленной иголкой. За неверные проколы участнику начисляются штрафные минуты (или круги), прибавляемые к его времени. Побеждает не тот, кто быстрее всех пробежал дистанцию, но тот кто еще и знал где бежит и правильно отмечал месторасположение КП. Такой вид соревнований применяется обычно зимой на лыжах.
  • нитка – обычно применяется для тренировок. На карте нарисован путь (так называемая «нитка»), по которому должен бежать спортсмен. На местности расположены КП. Спортсмен должен отметиться на КП и отметить его месторасположение в карте.

Также, соревнования по спортивному ориентированию подразделяются по времени проведения соревнований: дневные и ночные , однодневные и многодневные . Ночное ориентирование обычно проводится для взрослых спортсменов, т.к. является достаточно экстремальным видом спорта. Ввиду ограниченного обзора, велика вероятность заблудиться или травмироваться. Зато адреналина и эмоций после таких соревнований хоть отбавляй.

Отметка на контрольных пунктах

На каждом контрольном пункте установлена бело-оранжевая «призма» и средство отметки участника – цветной карандаш, компостер или, все чаще, станция электронной отметки. При отметке карандашом или компостером участник должен сделать отметку в нужной клеточке в своей бумажной карточке на каждом КП. При электронной отметке участнику перед стартом выдается электронный чип (если у участника нет своего чипа). На каждом КП стои станция электронной отметки, к которой участник должен приложить свой чип и дождаться звукового сигнала сигнализирующего отметку. Эти отметки – свидетельство прохождения спортсменом всех КП.

Отметка компостером зимой

Электронная отметка

Станция электронной отметки Sportident

Чипы для электронная отметки Sportident

При электронной отметке, при финише участник должен произвести последнюю отметку, которая зафиксирует его финишное время. После этого, участник должен приложить свой чип к считывающей станции и дождаться звукового сигнала. Станция передает информацию об отметке на судейский компьютер, где происходит обработка информации (наличие всех отметок, правильность прохождения дистанции, скорость, время). Сразу же после считывания информации участник получает «сплит » – распечатку списка пройденных им КП с указанием времени и скорости спортсмена на каждом отрезке дистанции (от КП до КП). После окончания соревнований, сплиты всех участников также распечатываются и выкладываются в электронном виде, например, на нашем сайте. Это позволяет анализировать, кто и как шел по дистанции, на каких отрезках лидировал, а где отставал или выбрал не совсем хороший вариант или попросту заблудился («летал»).

На нашем сайте установлен сервис . Мы загружаем туда сплиты участников и дистанции. А участники потом могут рисовать там свои варианты прохождения дистанции. Или даже загружать свой путь из GPS устройства. Все это помогает более наглядно проанализировать все ошибки и раскладку сил участников.

В последнее время, на международных соревнованиях также стала применяться бесконтактная электронная отметка. На ногу участника крепится специальный электронный чип, аналогично тому, как в лыжных гонках. Участнику надо просто проехать рядом со считывающим устройством на контрольном пункте, чтобы зафиксировать отметку.

История спортивного ориентирования

Международной федерации ориентирования (IOF) 50 лет

Спортивное ориентирование зародилось в скандинавских странах. Первые соревнования по летнему и лыжному ориентированию датируются 1890-ми годами.. Ориентирование же на велосипедах и Трейл-О – очень молодые виды спорта, они зародились в конце 1980-х. 21 мая 1961 года была создана Международная федерация ориентирования (IOF) , которая была признана в 1977 году Международным Олимпийским Комитетом. В 2011 году IOF исполняется 50 лет.

В ноябре 1999 года была образована национальная Федерация спортивного ориентирования России , являющаяся полноправным членом Международной федерации IOF.

Несмотря на то что лыжное спортивное ориентирование достаточно массовый вид спорта, его уже несколько десятилетий не принимают в семью олимпийских видов спорта. При этом ссылаются на то что спортивное ориентирование плохо распространено за пределами Европы и то что данный вид спорта очень технически сложно красиво показать публике.

Виды спорта с элементами ориентирования

Кроме самого спортивного ориентирования, есть несколько видов спорта, в которых ориентирование является неотъемлемой частью соревнований. К таким видам можно отнести .

В воскресное утро люди прогуливаются по парку, или лесу. Как вдруг мимо начинают проноситься спортсмены с картами. Многие не понимают, что происходит, куда они бегут и почему в разном направлении и даже навстречу друг другу. Примерно так выглядят соревнования по спортивному ориентированию со стороны, но что же оно представляет собой на самом деле?

Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором перед спортсменом стоит задача пройти указанную на карте местности дистанцию быстрее всех. Победителем считается тот, кто не только максимально быстро преодолел указанную дистанцию, но и сделал это правильно.

Инвентарь ориентировщика это:

2.Карта местности с размеченной дистанцией

3.Чип для отметки на контрольных пунктах (КП)

4.Экипировка для спортивного ориентирования

Для соревнований рисуется подробная карта местности в масштабе от 1:5000 до 1:15000, в зависимости от дистанции. Бывают и нестандартные масштабы в зависимости от ситуации. Далее для каждой возрастной группы составляется определенная дистанция. Она наносится на карту, а на местности устанавливаются специальные контрольные пункты, оборудованные бело-оранжевой призмой и электронной базой для отметки. Для отметки на КП спортсмен пользуется специальным чипом, который крепится на палец.

После старта, который может быть раздельный или массовый, ориентировщик убегает на дистанцию и скрывается с глаз зрителей. Для зрелищности могут организовываться показательные КП возле зрителей. После финиша атлет должен считать информацию с чипа с результатом и порядком отметки на КП. На соревнованиях в заданном направлении участник должен отмечать КП в указанном порядке, а на дистанции по выбору в произвольном.

На крупных соревнованиях, на спортсменов могут крепиться специальные GPS датчики, которые в режиме реального времени показывают их местонахождение на дистанции. Это добавляет зрелищности и наглядности.

Основные правила спортивного ориентирования

Существует большой перечень правил для спортсменов, судей и организаторов, но все же есть основные базовые правила, которые знакомы каждому ориентировщику. В основном все они касаются прохождения дистанции. Для того чтобы спортсмен не был снят, он должен:

1.Уложиться в контрольное время, определенное организаторами

2.Отметить правильные КП (контрольные пункты)

3.Не пересекать запрещенные участки на карте

В зависимости от километража и сложности дистанции организаторы могут устанавливать контрольное время, за которое участник должен преодолеть дистанцию. Если оно будет превышено, то результат участника не будет учитываться.

На соревнованиях участник должен отмечать только те КП, которые отмечены у него в карте. Если будет отмечен чужой КП помимо необходимых, то никаких санкций к спортсмену не будет применяться. Если же будет нарушен порядок прохождения дистанции или отмечены чужие КП вместо своих, то атлет будет снят.

Запрещенными участками на карте могут быть клумбы в парках, участки местности, которые представляют опасность для атлета, частные территории и другие. Чаще всего на таких участках стоят контролеры и следят, чтобы участники не забегали на запрещенную территорию.

Помимо этого, каждый спортсмен обязан в случае крайней необходимости помочь другому. Речь не идет о помощи в прохождении дистанции, а о спасении жизни спортсмена. Поскольку соревнования иногда проходят в отдаленности от людей, то с ориентировщиками на дистанции может случиться все что угодно. Поэтому долг любого, не смотря на соревновательный момент остановиться и помочь.

Виды спортивного ориентирования

Классическим ориентированием является летнее. Помимо летнего ориентирования бегом бывает:

1.Зимнее на лыжах

Для зимнего ориентирования накатывается сетка лыжней. Она и отмечается на карте. Участники зимнего ориентирования движутся по этим лыжням. Контрольные пункты зимой могут стоять только на лыжнях.

Главным отличием в картах для летнего и велоориентирования является то, что в последнем при рисовке учитывается проходимость троп и дорог. В остальном карты полностью идентичны. В велоориентировании КП стоят тоже только на дорогах, хотя движение за их пределами не запрещается.

Спортивное ориентирование включает в себя следующие виды дисциплин:

2.Классика

4.Марафон;

Различаются они по длительности, где спринт самая короткая около 2-4-ех километров, а марафон самая длинная от 15-ти километров. Помимо этих четырех дистанций существуют еще и микроспринт, ночное ориентирование, ултрамарафоны и прочие.

Ночное ориентирование очень интересная дисциплина. Это на порядок сложнее ориентирования в светлое время, но зато и на порядок интереснее. Каждый спортсмен должен иметь при себе налобный фонарик, а контрольные пункты оборудованы небольшим фонариком. Раз в год в Финляндии проводится десятиэтапная эстафеты. Первые этапы стартуют поздним вечером, а последние только следующим днем.

За что любят спортивное ориентирование?

Подводя итог можно смело и уверенно ответить на этот вопрос. Спортивное ориентирование – это очень динамичный, интересный и увлекательный вид спорта. Победа не всегда зависит только от хорошей физической подготовки, но и от умения работать с картой. Ориентирование называют шахматами на ходу, поэтому его можно легко назвать еще и интеллектуальным видом спорта. Постоянное нахождение на свежем воздухе будет не только интересным, но и полезным. Каждый сможет подобрать для себя подходящий вид спортивного ориентирование, а кто-то будет заниматься им круглый год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленская Государственная академия физической культуры спорта и туризма

Факультет заочного обучения

Кафедра туризма и спортивного ориентирования

Реферат

По дисциплине: «Топография»

на тему: «Спортивное ориентирование как вид спорта и его классификация»

Студент-исполнитель:

Новикова Д.А.

1 курса, группы №6

Преподаватель:

Брайцева В.А.

Смоленск 2015

Введение

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентирование значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

1. Оздоровительное значение спортивного ориентирования

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы -- один из методов внеклассной работы.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существует система организации работы по туризму с детьми. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

2. История развития спортивного ориентирования

Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее в непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.

В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников -- пилигримы, странники по святым местам.

Представители эпохи Возрождения М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

В конце XVII -- начале XVIII в. в европейских странах при изучении отдельных предметов учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в места, богатые различными достопримечательностями. Такая простейшая форма путешествий получила название экскурсий.

Современная ситуация в сфере туризма

До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов уменьшилось. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма. Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли -- желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники -- мастера спорта и инструкторы спортивного туризма.

3. Виды спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование -- вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени или по количеству пройденных КП).

Соревнования могут различаться:

1) по способу передвижения:

Бегом (летнее ориентирование, сокращенно -- О); - на лыжах (лыжное ориентирование -- Л О);

На велосипедах (велоориентирование -- ВО);

С иными способами передвижения;

2) по времени проведения соревнований:

Дневные (в светлое время суток);

Ночные (в темное время суток);

3) по взаимодействию спортсменов:

Индивидуальные;

Эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно);

Групповые (двое или более членов команды проходят дистанцию совместно);

4) по характеру зачета результатов:

Личные (определяются места каждому участнику);

Лично-командные (определяются места как каждому участнику, так и команде);

Командные (определяются места только команде);

5) по способу определения результата соревнований:

Однократные (результат одного-единственного состязания -- итоговый результат);

Многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней соревнования, -- итоговый результат);

Квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для попадания в финал);

6) по длине дистанции:

Суперкороткие (парковый спринт -- ПС);

Короткие (спринт); укороченные;

Классические; удлиненные;

Супердлинные (марафонское ориентирование -- МО). Соревнования проводятся в следующих видах ориентирования:

1) ориентирование в заданном направлении (ЗН);

2) ориентирование по выбору;

3) ориентирование на маркированной трассе;

4) эстафеты по всем видам ориентирования.

4. Система и правила проведения соревнований

Туристские соревнования должны начинаться с торжественного построения. Сценарий открытия необходимо продумать заранее.

Место построения следует украсить флагами. Желательно, чтобы участники имели парадную форму, а главная судейская коллегия -- нарукавные знаки отличия. Можно пригласить ветеранов войны и труда, военнослужащих, предусмотреть возложение цветов и гирлянд у памятника или обелиска в честь павших во время гражданской или Великой отечественной войны.

После подъема флага полнота власти переходит к главному судье, который представляет главную судейскую коллегию.

При проведении соревнований большое значение имеет организация насыщенного и интересного досуга. Можно провести костер, вечера дружбы, самодеятельной песни, дискотеку, встречу с интересными людьми, концерт приглашенных детских коллективов, шуточные эстафеты, мини-футбол, показать художественный фильм, видеозаписи соревнований и т. д.

Даже в дни соревнований судьи должны проводить консультации для участников и капитанов команд, привлекая старших судей по отдельным видам. Надо работать и со взрослыми руководителями, которые, участвуя в совещаниях, порой мало задают уточняющих вопросов, боясь обвинений в некомпетентности, и соответственно не доводят всю информацию до участников.

Важно продумать сценарий награждения команд и участников в конце соревнований. Не стоит скупиться на это, победителей и призеров в личном первенстве вплоть до шестого места можно награждать хотя бы дипломами или грамотами. Следует привлекать различные организации для учреждения специальных призов помимо основных наград. Нужно решить, кого из гостей привлечь к вручению наград, но главные призы и награды должен вручать представитель проводящей организации.

Один из основных вопросов -- обеспечение безопасности участников соревнований. В состав главной судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности, который обязан принимать участие в приеме дистанции, проверке снаряжения, особенно нестандартного, самодеятельного. Самое пристальное внимание следует уделять вопросам организации купания в водоемах и дежурства в ночное время. К дежурству привлекают сотрудников милиции и представителей команд.

Перед соревнованиями следует объяснить участникам, какие границы имеет полигон соревнований. Если границы не обозначены, нужно искусственно подчеркнуть их. Например, по просеке или дороге развесить яркую разметку. Каждому участнику следует объяснить о том, что делать в случае потери ориентировки. Если он все же заблудился, главный судья и служба дистанции должны немедленно организовать поиск, для чего необходимо иметь радиомашину.

Важно организовать информацию. Стенды с ней ставятся так, чтобы стоящие у них участники не мешали соревнованиям. На крупных соревнованиях выделяется бригада из двух-трех судей, которые организовывают своевременную информацию: вывешиваются положение о соревновании, условия его проведения, стартовые протоколы, предварительные и окончательные результаты, памятка службы безопасности, правила поведения на природе, график работы транспорта, буфетов, киосков и т. д.

5. Методика применения физической нагрузки для молодых спортсменов

Большое значение для физического воспитания детей имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого вида физических упражнений также является положительным фактором; являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища), В результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к сохранению равновесия и т.д. Игра для детей является всегда источником радости, она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются возможности для анализа поведения детей.

Гармоническое развитие двигательного аппарата достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные стороны двигательной функции детей. В детском возрасте важно широко использовать упражнения на развитие скорости и ловкости. При этом в процесс физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть минимальными, что исключает значительные длительные напряжения. Занятие с детьми требует осторожного подхода к дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития двигательной деятельности подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций. Дети в этот период проявляют большое стремление к достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция на замечания болезненна. До 12-14 лет целесообразно преимущественное применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и выносливости 9 дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные статические усилия, возможно применять в ходе тренировки в возрасте 15-17 лет, когда вегетативные функции достигают высокого уровня развития. Для подростков вредны упражнения с большими отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны упражнения с грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса упражняющегося. Силовые упражнения с преодолением сопротивления собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно легко справляются с грузом, равным 1/3 собственного веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным 2/3,а в 14-15 лет -3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Все это важно учитывать в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений нагрузок, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся. Подобно силе развивается неравномерно быстрота движений. Начиная с 15-16 лет можно больше обращать внимания на развитие, как скорости, так и скоростной выносливости. Юные спортсмены успешно овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов движений, правильной их координации.

В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений. Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем нетренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Большое значение имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений, которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало придают значения умению расслабляться. Большое значение для физического воспитания имеет развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма координация различных двигательных и вегетативных функций организма еще далеко несовершенна.

Важным фактором при работе с детьми и юношами является учет пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10-11 лет, занятия для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких видах, как легкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно учитываются особенности развития женского организма, с учетом этого строятся занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного проявления силы и напряжения. В возрасте 14-15 лет у большинства девочек по сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса. В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции. Поэтому целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно длительной работай. вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие быстроту движений и способствующие улучшению их координации. Большое значение в педагогическом процессе имеет воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом должно воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным путем.

спортивный ориентирование спорт классификация

6. Техника и тактика школьного спортивного ориентирования

Несколько советов по профессиональной подготовке молодых спортсменов. Воспитание профессиональных навыков необходимо прививать уже в процесс соревнований. Любые соревнования обычно заканчиваются успехом одних и поражением других спортсменов. Но, к сожалению, в спортивной жизни уже укрепилась привычка все внимание отводить победителям. Но ведь и среди проигравших также немало талантливых спортсменов, по разным причинам не реализовавших своих возможностей в конкретном старте. Однако зачастую тренеры почти не уделяют внимания неудачникам, отделываясь заключением, что причиной проигрыша является их плохая волевая подготовленность. Это самое простое, но далеко не самое верное объяснение срыва. И именно тренеру необходимо детально (профессионально!) разобраться в причине плохого выступления своего ученика. Если в основе срыва лежат ошибки методического, тактического, технического характера или нерациональная подготовка /с старту, тренеру необходимо в спокойной, аналитической беседе разъяснить спортсмену причину неудачи и наметить пути устранения недостатков. При этом «работу с неудачниками» надо начинать сразу после соревнований, чтобы снять напряжение и создать новый стимул для дальнейшей деятельности. Если же причины срыва связаны с нарушением режима, дисциплины, разгильдяйством, то необходим другой подход -достаточно жесткий разбор поведения, отношения к тренировке, соревнованиям. Важно подчеркнуть, что воспитание профессиональных навыков и умений должно происходить непрерывно и складываться из обучения спортсмена поведению на соревнованиях, в период подготовки к ним, в ходе тренировочных занятий и в дни относительного отдыха.

Одним из факторов профессиональной подготовки является планирование и учет в системе тренировки. Но, как правило, юные спортсмены не ведут дневник. Отсюда и вывод: такие спортсмены имеют весьма смутные представления о годовом плане тренировки, о перечне стартов и их ранжировании, о контрольных нормативах по физической подготовке, о динамике тренировочной нагрузки в годичном цикле. Ведение дневника и его последующий анализ поможет спортсмену полно раскрыть связь между спортивным достижением и объемом упражнений в тренировке и тем самым воспитать в себе качество, которое мы называем спортивным трудолюбием. Случается и так, что атлет ведет дневник, но фиксирует в нем только качественные показатели тренировки, без их анализа, записей о самочувствии, об ощущениях, «настройке» двигательных установок. А ведь дневник принесет пользу только тогда, когда в него заносят данные, связанные с самочувствием до и после тренировки и соревнований, пульс до и после тренировки, во время отдыха, степени усталости, результаты выполнения контрольных нормативов, самооценки активности, итоги медосмотров и обследований, а главное - подробное описание поведения и тактики выступления в состязаниях.

Умение соревноваться достигается моделированием условий соревнований, использованием в тренировке метода подготовки в условиях «поля боя». Умение преодолевать в тренировочных занятиях трудности большие, или могут встретиться в соревнованиях, и особенно участие в тренировочных состязаниях и прикидках определенными задачами, является одним из эффективных путей специальной подготовки. Важнейшей установкой перед соревнованиями является правильный двигательный режим. Замечено, что некоторые юные спортсмены в последние дни перед стартом «пассивно» отдыхают, причем тренеры планируют им именно такой отдых, забывая о том, что он способствует «расхолаживанию» спортсмена и не способствует поддержанию оптимального нервно-мышечного тонуса. Часто, после 6-10 часового сидения в автобусе, самолете, спортсмены предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что «активная» разминка в этот период является более полезной. Особенно это важно учитывать при переездах к месту соревнований, сильно отличающемуся от привычного по часовому поясу и температурному режиму. Ежедневные разминки будут способствовать более быстрой перестройке организма на новый биологический ритм. Важным моментом работы является воспитание у юных спортсменов доверия к новым дистанциям Часто молодые легкоатлеты, попадая в сборные команды, не желают тренироваться у новых (временных) тренеров, так как их постоянный наставник дал им именно такую установку. А ведь работа с новым тренером на отдельных этапах подготовки всегда обогащает спортсмена, позволяет получить новые знания, навыки, опыт, накопленные предыдущими поколениями. В то же время упорное сопротивление выполнению скорректированных тренировочных программ, предложенных более опытными наставниками, приводит к обособлению спортсмена, к его нервному напряжению, что отражается, в конечном счете, на правильности подводки к крупным соревнованием и результативности выступления. Личный тренер, отсутствующий в данной конкретной ситуации, не может предусмотреть все особенности, а некоторые не имеют необходимого опыта подводки к крупным соревнованиям. Все это требует внесение необходимых изменений в планы тренировки и тактику соревнований. Поэтому юных легкоатлетов следует всегда воспитывать в духе доброжелательности к новым наставникам.

Важнейшей задачей является воспитание в себе внимательного отношения к здоровью. Это должно выражаться в выработке потребности к прохождению систематической диспансеризации, своевременному лечению травм и заболеваний, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью. Юный спортсмен должен обладать определенными знаниями по профилактике простудных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата, структуры рационального питания и тем более знать о недопустимости курения, алкоголя, наркотических веществ и различных стимуляторов. Этому помогает воспитание навыков строгого выполнения режима учебы, отдыха, тренировки. Росту спортивного мастерства способствуют и прочные навыки необходимого гигиенического режима (сон, водные процедуры, баня, использование чистой спортивной одежды, обуви без конструктивных дефектов и подогнанных по фигуре и ноге, своевременное переодевание в «цивильную» одежду после занятий и соревнований).

В заключение следует остановиться на воспитании установок к прохождению обследований (тестирований), направленных на определение состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления спортивной формой и подводки к главным стартам сезона.

7. Содержание занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и ведение дневника

Техника -- это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.

Тактика - это выбор определенных приемов для прохождения конкретных участков дистанции.

Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные -отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных -- быстрее избавляться.

Технические приемы в ориентировании

Чтение карты -- важный технический прием. Особенно много времени на него тратят новички. Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность -- видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно на бегу читать любую отвлеченную карту. Нужно учиться понимать и читать карту с любым ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера читают карту, почти не снижая скорости бега. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения.

Определение азимута движения по карте. Следует пояснить, что иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной или линейный ориентир. При его определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень оно на юге). Снятие «точного» азимута проводится с прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками и т. д. Этот прием необходимо доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:

Неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;

При установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.

Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе, в спортзале, манеже и т. д. Затраченный труд оправдается на реальной дистанции.

Тренировочные упражнения:

После круга по залу начертить на листе чистой нелинованной бумаги отрезок 8, 12, 16 мм и т. д.;

Определить длину отрезка в миллиметрах на глаз;

Начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150 м, в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.;

определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.

Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем короче шаг, тем больше пар шагов в 100 м. Длина шага зависит от многих факторов и прежде всего от эмоционального состояния ориентировщика. Упражнения для тренировок:

Измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях;

Измерить расстояние при движении по азимуту через лес разной проходимости и т. д.

Заключение

Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива... Чего только не встретит спортсмен на своем пути! Это не асфальт марафонца и не тартановая дорожка легкоатлета. Здесь нужна особая подготовка. В подъем ориентировщик бежит, ставя ногу на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести.

Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:

Где стоит (ориентир);

Откуда бегу (привязка);

Выбор пути на привязку.

Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП. Новички этот план составляют после отметки на очередном КП. С. Б. Елаховский советует найти возможность спланировать путь на третий КП еще при движении на второй.

Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Опытный ориентировщик знает, как на местности с расстояния определить микроямку: почти каждая из них имеет хотя бы небольшой бруствер, который различается высотой травы на нем. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части -- вот она.

Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать. Далее выбор пути на привязку. Техника подхода и ухода с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Отметка занимает 2 -- 3 с - и в путь, в нужном направлении. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП.

Отметка на КП. Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит заранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки.

Все это отрабатывается на следующих тренировках. На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту. На учебном кругу стоят компостеры. Спортсмены отрабатывают технику и качество отметки на соревновательной скорости.

Туризм и спортивное ориентирование - это спорт и вид активного отдыха для всех. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города, на природе. Ведь даже кратковременный поход по намеченному маршруту помогает снять усталость, отвлечься от привычной обстановки, дает огромный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

Не любой, даже самый простой однодневный, поход требует определенной подготовки. Нужно уметь, к примеру, уложить рюкзак так, чтобы в нем уместилось все необходимое и не оказалось ничего лишнего. № менее важно умение ориентироваться на незнакомой местности, оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь, правильно выбрать место для ночлега и развести костер, быстро и вкусно при готовить пищу в походных условиях, дольше сохранять продукты питания, отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых и т.д.

Туризм и ориентирование являются, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления людей, потенциально содержат возможности решения целого комплекса воспитательных задач.

Участники похода обязаны

* своевременно выполнять указания руководителя группы;

* пройти всестороннюю спортивно-техническую подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке;

* знать и неукоснительно соблюдать требования природоохранных законодательств, правил пожарной безопасности, правил безопасности на воде, способы предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

* бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, принимать активное участие в общественно-полезной работе;

* своевременно информировать руководителя похода об ухудшении здоровья или травмировании;

* оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие. Туризм и ориентирование имеют большое военно-прикладное значение и являются прекрасной формой активного отдыха Навыки ориентирования необходимы специалистам многих профессий.

В работе не рассматривались действия в экстремальных условиях. Такими условиями считают обстановку, когда появилась реальная угроза здоровью или жизни участников. Невозможно предусмотреть все ситуации, так как они зависят от множества факторов. Поэтому рассмотрение наиболее распространенных из них требует отдельного разговора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и оздоровительное значение спортивного ориентирования. Основные моменты истории его развития и особенности видов. Система и правила проведения соревнований. Методика занятий спортивным ориентированием школьников среднего и старшего возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    История развития спортивного ориентирования как вида спорта. Организация и результаты экспериментально-практического исследования роли специальной физической подготовки на занятиях спортивного ориентирования в развитии выносливости юных спортсменов.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию. Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня подготовленности ориентировщиков 12-13 лет.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2013

    Особенности применения силовых упражнений в физической подготовке школьников. Экспериментальное исследование влияния занятий в секции атлетической гимнастики школьников 14-16 лет на улучшение процесса физического развития и физической подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Особенности спортивного ориентирования. Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Формирование разновозрастных групп (команд). Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом. Регуляция эмоциональных состояний.

    реферат , добавлен 17.10.2014

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями, динамика развития их качеств. Проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра в училище.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2011

    История проведения и виды соревнований по бальным танцам в 20 веке. Создание Международной Федерации спортивного танца. Классификация спортсменов-танцоров, структура соревнований, музыкальное сопровождение, критерии оценки и требования к костюму.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    История ориентирования на местности без карты, его виды. Определение сторон горизонта по компасу и по местным признакам. Основные фазы Луны, возможности их использования при поиске пути. Спортивное ориентирование: история возникновения и развития.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2013

    Специфика спортивного скалолазания, правила дозирования нагрузки. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки. Оценка уровня специальной физической подготовленности скалолазов 12-13 лет.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи компаса и спортивной карты должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты в спортивном ориентировании определяются, как правило, по времени прохождения дистанции (иногда с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу (занимаются им и маленькие дети, и 80-летние ветераны), так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяется принципом, основанным на том, что для успешного прохождения трассы соревнований требовалось бы в равной степени умение ориентироваться и физическая подготовленность спортсмена. Соревнования проходят при любых погодных условиях: будь то дождь, жара или пурга.

Занятия спортивным ориентированием развивают в спортсменах множество полезных умений и навыков, таких как скорость, память и внимание, а также физические качества: выносливость, координацию, гибкость.

Виды спортивного ориентирования:

Ориентирование бегом
Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большинстве дисциплин: заданном направлении («ЗН»), по выбору («ВО»), рогейн («РГ») и даже на маркированной трассе («МТ»). Также проводятся чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом.

Ориентирование на лыжах
Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в следующих дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов (Ориентатлон, Ski-O-thlon).
Для соревнований в заданном направлении используется специальная карта, на которую нанесены лыжни. По спортивному ориентированию на лыжах проводятся чемпионаты мира.

Ориентирование на велосипедах
Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в следующих дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.

Ориентирование по тропам
Участники соревнований ориентирования по тропам проходят в заданной последовательности дистанции, состоящие из пунктов, на которых в пределах видимости располагаются несколько призм. Спортсмены должны определить и зафиксировать, какая из этих призм на местности соответствует заданной легенде и обозначена на карте.

История спортивного ориентирования:

Первые соревнования по ориентированию были проведены 31 октября 1897 года спортивным клубом Тьалве около Осло (Норвегия).

Первые современных соревнования по спортивному ориентированию в их теперешнем виде прошли в 1918 году. Майор Эрнст Килландер, Президент Стокгольмской Любительской Спортивной Ассоциации, решил использовать окружающую среду сельской местности для этого нового вида спорта, основываясь на своем военном опыте. Он придумал соревнования по пересеченной местности, где люди не просто бежали, но и должны были найти и выбрать собственные маршруты с применением карты и компаса. К 1934 году ориентирование, как вид спорта, уже был в Швейцарии, СССР и Венгрии. Еще до Второй Мировой войны в Швеции, Норвегии и Финляндии стали проводиться ежегодные национальные первенства для мужчин и женщин. В 1946 был создан Скандинавский Комитет Ориентировщиков. В 1960 году в районе Стокгольма проведены Открытые международные соревнования, в которых уже участвовали семь стран. 21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене была основана Международная федерация спортивного ориентирования.

Первыми членами федерации стали 10 европейский стран — Болгария, Чехословакия, Дания, ГДР, Финляндия, Венгрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и ФРГ.

Сегодня во всем мире проводятся различные соревнования по спортивному ориентированию, как местных, так и общемировых масштабов.

Спортивное ориентирование - это вид аутдор спорта, комбинирующий элементы гонки и ориентирования на местности с помощью спортивной карт ы и компаса (как один из элементов спортивное ориентирование входит в состав этапов приключенческой гонки и мультигонки ). Спортивное ориентирование представляет собой ограниченную по времени гонку , во время которой участники используют специальную очень точную спортивную карту для выбора маршрута и навигации по разнообразной и, как правило, незнакомой местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся для участников разных возрастов и уровней спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

  • Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом.

    Оно проводится в дисциплинах «заданное направление», «маркированная трасса», ориентатлон. Спортсмены, специализирующие ся в этом виде спорта, обладают отличными навыками быстрой езды на лыжах, высокой скоростью распознавания и запоминания карт , равно как и умением быстро принимать решение о приоритетном маршруте, поскольку тактика навигации в спортивном ориентировании на лыжах схожа с велоориентирован ием . Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.

    Точное ориентирование или ориентирование по тропам делает акцент на точном прочтении карт и умении ориентироваться на определенном участке маршрута.

    В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут. Поэтому точное ориентирование доступно даже людям с ограниченными физическими возможностями.

    Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач

    Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию : время проведения соревнований , характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов :

    • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
    • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
    • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты),
    • ориентирование в формате рогейн.
    Также спортивное ориентирование является составляющей других видов спорта, например, таких как приключенческая гонка и мультигонка . Нередко спортивное ориентирование также сравнивают с рогейном .

    Спортивное ориентирование в странах мира и России

    После возникновения как отдельный вид спорта в Швеции спортивное ориентирование получило широкое распространение в странах Скандинавии, затем по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки. Сейчас это популярный спорт во многих странах мира как для любителей, так и для профессионалов.

    Проходят в разных странах мира на областном, городском и национальном уровнях, так же с 1966 года регулярно проводятся международные соревнования.

    Наиболее значимые многодневные соревнования по спортивному ориентированию в странах Скандинавии ________________ ________________ ___

    В прибалтийских странах также проводятся крупные «многодневки » по спортивному ориентированию ________________ ________________ ______________

    В Советском Союзе спортивное ориентирование развивалось с середины тридцатых годов прошлого века. В ноябре 1991 года была создана Федерация спортивного ориентирования России. И российские спортсмены стабильно стали достигать высоких результатов на мировой арене, регулярно занимая призовые места во всех видах спортивного ориентирования .

    Значимыми регионами в развитии этого вида спорта в России являются Ленинградская область, Псковская область, Краснодарский край, Пермская область. Здесь регулярно проводятся многодневные открытые соревнования по спортивному ориентированию .

    В Ленинградской области в июне ежегодно проводится серия многодневных соревнований, даты проведения которых в 2014 году:

      12 - 16 июня – 24-я многодневка "Невский Азимут" (Первенство России среди ветеранов бегом принадлежит Н. Волкову из КСО "Азимут")

    В Псковской области соревнования проходят в июле, даты на 2014 год:

      03-14 июля - Фестиваль спортивного ориентирования «Алоль 2014», учебно-тренирово чный лагерь

      04-06 - Международные соревнования по спортивному ориентированию «Иван Купала 2014»

      05-06 июля - Чемпионат и Первенство Псковской области 2014 (Многодневный кросс)