Для чего нужна речь?
С помощью речи мы выражаем свои мысли и чувства. Обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
Речь помогает нам понимать друг друга, много знать и дружно жить.
Задание 1 (устно).
Рассмотри картинки.
Для чего нужна речь? Для ответа пользуйся картинками.
|| Речь бывает устная и письменная
Задание 2 (устно).
Прочитай.
Устная речь - это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли ус Поэтому речь, которую произносят, называют устной. Какую речь называют устной?
ПП
Задание 3 (устно).
Прочитай.
Письменная речь - это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.
Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.
А ещё где?
Какую речь называют письменной?
Когда мы пользуемся устной и письменной речью?
В устной речи одно предложение от другого отделяется короткой остановкой - паузой.
А как в письменной? Какие правила написания предложений ты знаешь?
ПП
Задан
ие 4 (устно).
Сколько здесь предложений?
Алёша искал в лесу грибы вдруг в кустах зашуршали листья мальчик испугался а это был ёж.
Прочитай, делая паузу после каждого предложения. А как ты оформишь эти предложения на письме?
В конце предложения всегда стоит знак, который показывает, что предложение закончилось. Это з н а к п р е п и н а н и я .
Задание 5.
Сколько здесь предложений?
Как хорошо летом на реке (. ! ?) ребята плавают и играют (. ! ?) ты умеешь плавать (. ! ?)
Запиши каждое предложение. Ставь в конце нужный знак.
Звуки и буквы в слове расположены в строгом порядке. Нарушишь этот порядок - слово изменит свой смысл или вообще его потеряет.
Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? Что имеет каждое слово? ПП
[Задание 6.]
Прочитай слова.
Запиши новые слова в РТ.
ПП
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
И безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Слова в предложении связаны по смыслу . >
Чтобы из слов получить предложение, слова нужно изменять.
[Задание 7.]
Прочитай слова-карточки.
Составь из карточек без лишних слов предложения. Запиши предложения в РТ.
Как записать схему предложения?
Например, вот такого?
Над рекой раскинулась радуга.
Каждое слово обозначим так: ______
Большую букву в первом слове обозначим так: I
Получим вот такую схему:|_ _ _ _
Первобытным людям самим приходилось придумывать слова, чтобы обозначить тот или иной предмет. Так появилась речь, что позволило человеку вырваться из мира одиночества и неведения. Позже была создана письменность, и человечество получило возможность передавать свои знания. С момента создания первого слова прошло много времени. Чтобы ответить на вопрос о том, из чего состоит наша речь, нужно перечислить множество составляющих.
Введение
Основной составляющей языка является слово. Из слов строят предложения, с помощью которых можно вести беседу, писать сочинения. Существует две разновидности речи - устная и письменная. Каждая из них имеет свои средства выражения. По мере взросления человека «растет» его речь, то есть в процессе обучения каждый узнает больше новых слов, что позволяет ему делать свою речь более яркой и насыщенной.
Во времена, когда еще не была изобретена письменность, люди слагали красивые легенды, истории, рассказы, песни и пересказывали их друг другу. Таким образом, даже в наши дни сохранилось культурное наследие, которое принято называть устным народным творчеством. Тогда в учебных заведениях детей учили писать только то, что важно в повседневной жизни. И пускай с тех пор прошло много времени и уже сложно кратко описать, из чего состоит наша речь, но основные ее принципы и составляющие остались прежними.
Слово
Одной из составляющих речи является слово. Это наименьшая лексическая единица, обозначающая определенный предмет или действие. Слова могут употребляться отдельно или в языковой лексической связке. Проще говоря, из слов составляют предложения. Это один из важнейших который имеет ряд свойств:
- Слово имеет главное ударение.
- Несет в себе определенное значение.
- В форме лексического значения выражает действительность.
- Является самостоятельной единицей, которую человек воспроизводит, а не изобретает самостоятельно.
- Свободно располагается в предложении и может употребляться как отдельное высказывание.
- Состоит из морфем (наименьших единиц языка, которые не разрываются какими-либо элементами).
- Обладают цельнооформленной структурой.
- Сочетаются друг с другом установленными грамматическими законами.
- Передают определенные знания и существуют в материальном виде.
Предложение
Человек может в разговорном тексте оперировать разными словами, однако если употреблять их отдельно, без какой-либо тематической связки, то никому не удастся полностью передать нужную информацию. К примеру, можно сказать: «Среда, море, поезд, семья». Это будет всего лишь набор слов, которые обозначают разные сегменты человеческой жизни. Но если связать их вместе, добавив несколько предлогов и глагол, то получим: «В среду семья поехала поездом на море». То есть получится полноценное информационное сообщение. Такие сообщения называются предложениями, что представляют собой грамматически организованное соединение слов.
Словосочетание и простое предложение
Предложения бывают простыми и сложными. Прежде чем приступить к их характеристикам, нужно уделить внимание такому понятию, как словосочетание. Это соединение нескольких грамматически связанных слов, которые являются составляющими предложения.
Однако словосочетаниями не являются:
- Подлежащее и сказуемое.
- Однородные члены предложения.
- Фразеологизмы.
Часто словосочетания путают с простыми предложениями. Простые предложения отличаются от сложных наличием только одной грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Сложные предложения имеют несколько грамматических основ. Проще говоря, сложные предложения состоят из нескольких простых. Собственно, это все, из чего состоит наша речь, в плане структуры.
Стиль
Речь состоит из предложений. Но это еще не все. В зависимости от контекста, предложения меняют свое звучание и способ передачи информации. Так, одинаковые по смыслу предложения могут быть воспроизведены разными методами. Такие методы называются стилями речи. Проще говоря, это речевые средства, возникнувшие в процессе развития. Применяются в разных сферах общения. Основные стили речи - это:
- Научный стиль - применяется для передачи сообщений научного содержания. Авторы этого стиля- ученные или специалисты в определенной области.
- Официально -деловой тиль - используется в деловом общении, в официальной обстановке. Посредством этого стиля оформляют документы. Также для стиля характерны речевые клише.
- Публицистический стиль - встречается в СМИ (статьи, репортажи, очерки, интервью и т. д.). Для стиля характерно присутствие общественно-политической лексики, эмоциональность воспроизведения.
- Разговорный стиль - служит для обмена информацией в неформальной обстановке. Речь живая и экспрессивная.
- Художественный стиль - встречается в художественной литературе. Основная его особенность - выражать простые вещи посредством множества языковых средств.
Можно сказать, что слова и стили речи составляют основной аппарат общения. Но для полноценного информационного обмена сообщениями необходимо знать о правилах и культуре речи. И неплохо было бы упомянуть о средствах речи как основном элементе, что придает общению красочность.
Выразительность языка
Под средствами языковой выразительности подразумевают те инструменты, что делают речь, будь то разговор или письменное произведение, яркой, красочной, лексически и эмоционально выразительной. Такими инструментами выступают стилистические фигуры и тропы.
Тропами называют речевые обороты, которые позволяют употреблять слова и словосочетания в переносном смысле. Их образуют путем соединения двух и более явлений, которые хоть в чем-то являются близкими, и признаком одного явления можно описать другое, создавая о нем более яркое представление. Таким образом, в речи появляются новые словосочетания с другими значениями. Например, поэт сказал «белеет парус одинокий», вместо «плывет корабль».
Тропы бывают простыми и сложными. К простым относят:
- Сравнение - сопоставление предметов или явлений, выражается посредством употребления союзов «как», «словно» и т. д.
- Эпитет - определения, что придают большую образность и эмоциональность.
Сложных троп существует больше:
- Метафора - замена одного слова другим, схожим по свойствам («мертвая тишина»).
- Метонимия - названия меняются по смежности.
- Синекдоха - употребляют часть предмета как название и наоборот.
- Аллегория - способ выразить некоторые понятия художественными образами, например весы олицетворяют правосудие.
- Ирония - насмешка. Слово употребляется таким образом, что приобретает противоположное значение.
- Гипербола - поэтическое преувеличение.
- Литота - сильное преуменьшение.
- Перифраз - замена слов или словосочетаний во избежание повторений.
Что касается стилистических фигур, то это зафиксированные в стилистике словообороты.
Культура речи
В разговорном тексте не так часто используются средства языковой выразительности, однако и здесь не обходится без правил. По тому, как человек общается, можно определить его характер. Речь способна оттолкнуть собеседника или же привлечь его симпатию. Помимо красивого слога, человек должен уметь слушать и не перебивать своего собеседника.
Этикет, связанный с речью, намного сложнее, чем может показаться. Основные правила речи заключаются в следующем:
- Краткость - лучше не путать собеседника избытком слов, которые не несут полезной информации.
- Цель - прежде чем начать разговор, нужно определить, с какой целью это делается.
- Разнообразие - одну и ту же историю можно рассказывать разным людям, но при этом нужно учитывать индивидуальный подход.
- Нельзя отвечать грубостью на грубость.
- Лучше сохранять свои речевые привычки, человек, перенимающий манеру разговора, теряет свое «Я».
Заключение
В статье дан ответ на вопрос: «Из чего состоит наша речь?» Основные составляющие общения - слова и предложения, с помощью которых люди обмениваются информационными сообщениями. Кроме того, речь, будь она письменной или устной, должна быть богатой, яркой. Потому и используются специальные речевые средства, придающие сухому информационному фону эмоциональное наполнение. И третья составляющая речи - ее культура. Правда, это чисто субъективный фактор, имеющий индивидуальное проявление.
Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
Речь - I является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие Р. представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих… … Медицинская энциклопедия
Речь - сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста ми, фонетистами, специалистами по стилистике), ее изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике… … Педагогическое речеведение
Речь - образуется в полости рта и глотки благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Гласные… …
Семасиология (грамм.) - отдел науки о языке, принадлежащий к наименее разработанным и рассматривающий значение слов и формальных частей слова (греч. σημασία = знак, сигнал). Не только основные семасиологические процессы, но даже и объем С., и ее метод до сих пор еще не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Семасиология - (грамм.) отдел науки о языке, принадлежащий к наименее разработанным и рассматривающий значение слов и формальных частей слова (греч. σημασία = знак, сигнал). Не только основные семасиологические процессы, но даже и объем С., и ее метод до сих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Политический дискурс - Содержание 1 Понятие дискурса 2 Интерпретация дискурса 3 Политологическая часть дискурса … Википедия
Бэкон Фрэнсис - Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность В своей наиболее известной работе Новый Органон Фрэнсис Бэкон пишет о трех открытиях, неведомых античности: искусство книгопечатания, порох, компас. Эти три изобретения полностью изменили порядок: первое в… … Западная философия от истоков до наших дней
значения теории - ЗНАЧЕНИЯ ТЕОРИИ. Понятие значения в аналитической философии языка фактически является аналогом того, что в философии сознания именуется «mind», «consciousness» (англ.), или «Geist» (нем.), т.е. сознанием, духом. В понятии значения… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Речевая бессвязность - Патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами. Отражает бессвязность мышления. Отмечаются грубые нарушения монологической и диалогической речи, утрачивающей какую либо связь с реальной ситуацией и… …
Мышление - Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное… … Толковый словарь психиатрических терминов
Книги
- Игровой набор Мягкая магнитная азбука "Буквы и звуки" , . Все взрослые знают, что речь состоит из предложений, а предложения из слов. Что слово можно разделить на звуки и, что звуки бывают гласные и согласные. А согласные, всвою очередь, делятся на… Купить за 1260 руб
- Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы. Выпуск 142. Гриф МО РФ (количество томов: 4) , Дурова Наталья Валентиновна. Комплект пособий предназначен для обучения грамоте детей начиная с 4-летнего возраста, с ориентацией их на орфографическую грамотность. Каждая книжка посвящена определенной теме: твердые и…