В экономике - это влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Это интереснейший раздел, который не только изучает новые форматы взаимоотношений предприятий и потребителей, но и регулирует проблемы, возникающие на почве недостатка общественных благ и ресурсов.

С чего все началось

Иногда рынок перестает работать как положено, и в нем возникают так называемые провалы. Часто рыночная модель не может справиться самостоятельно с такого рода явлениями. И тогда для восстановления баланса приходится вмешиваться государству.

Все дело в том, что люди используют одни и те же ресурсы: мир и землю нельзя разделить на участки частного пространства. Действия одного человека могут нанести урон другому человеку без присутствия каких-либо злых умыслов. Если говорить на языке экономистов, то позитивный фактор в виде потребления или производства одного может привести к негативному воздействию на потребление или производство другого.

Вот такие воздействия являются причинами рыночных провалов. Называются они внешними эффектами, или экстерналиями.

Определение внешних эффектов и их виды

Формулировок внешних эффектов много. Самая короткая и внятная из них звучит следующим образом: внешние эффекты в экономике - это выгоды или потери от рыночных сделок, которые не были учтены и в итоге не отразились в цене. Чаще всего такие вещи наблюдаются при потреблении или производстве благ.

Блага - это все, что приносит пользу и доставляет удовольствие человеку. Если же иметь в виду экономические блага, то это желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

Положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике различаются по природе воздействия на субъект: отрицательные эффекты ведут к уменьшению полезности какого-либо потребителя или продукции какой-либо фирмы. Положительные, наоборот, к повышению полезности.

Классификации видов внешних эффектов в экономике определяется по нескольким критериям, одна из них - по типу влияния на субъект:

  • технологические (как следствие экономической деятельности, не подпадающей под рыночные процессы);
  • денежные (выражаются в изменениях стоимости факторов производства).

Эффекты по уровню влияния на субъект:

  • предельные;
  • интра-маржинальные.

По способу трансформации или устранения:

  • внешние эффекты, с которыми может справиться только государство;
  • эффекты, которые нейтрализуются путем переговоров между реципиентом внешнего эффекта и производителем.

Четыре направления действий внешних эффектов

1. Производство - производство

Пример отрицательного эффекта: крупное химическое производство спускает в реку отходы. Завод по производству бутилированного пива, расположенный ниже по течению, подал иск в суд из-за наносимого ущерба в технологии обработки пивоваренного оборудования.

Положительный эффект - взаимная польза от расположенных по соседству пчелиной пасеки и фруктового хозяйства (прямая связь между количеством собранного меда и числа фруктовых деревьев).

2. Производство - потребитель

Отрицательный пример: вредные выбросы в атмосферу из труб местного завода снижают качество жизни городских жителей. И при этой же расстановке сил положительный эффект: ремонт железнодорожных подъездных путей и подземного перехода от вокзала к заводскому проезду принесли жителям соседних районов пользу в виде удобного передвижения и чистоты в городе.

3. Потребитель - производство

Отрицательное воздействие: многочисленные семейные пикники наносят огромный вред лесным хозяйствам из-за возгорания лесных пожаров. Положительный эффект: появление волонтерских организаций по сохранению чистоты во внешней среде привело к систематическим уборкам и чистоте в городских парках.

4. Потребитель - потребитель

Отрицательный эффект: классические разборки соседей из-за громкой музыки у одного из них поздними вечерами. Качество жизни остальных «слушателей» резко снижается. Позитивное воздействие: любительница цветов каждую весну разбивает цветник под окнами многоэтажного дома. Для соседей - сплошные положительные эмоции визуального происхождения.

Положительные внешние эффекты в экономике

Разберемся с «увеличением полезности», которое выражается в приросте и расценивается как внешняя выгода какого-либо вида деятельности.

Крупное предприятие, построившее по своим производственным нуждам подъездные дороги и магистрали высокого качества в черте города, принесло пользу жителям этого города: они также пользуются этими дорогами.

Еще одним примером положительных внешних эффектов в экономике может служить довольно распространенная ситуация с реставрацией исторических зданий в городе. С точки зрения большинства горожан, это наслаждение красотой и архитектурной гармонией, что является абсолютно положительным фактором. С точки зрения владельцев таких старых зданий, процесс реставрации принесет лишь серьезные затраты и никакой выгоды. В таких ситуациях часто с инициативой выступают городские власти, предоставляя налоговые льготы или иную поддержку владельцам ветхих зданий либо, наоборот, устанавливая препятствия для их сноса.

Отрицательные внешние эффекты в экономике

К сожалению, отрицательное воздействие встречается в реальной жизни чаще. Если деятельность одного субъекта негативно сказывается на деятельности другого, это внешний эффект в экономике с отрицательным эффектом. Многочисленными примерами являются случаи загрязнения внешней среды промышленными предприятиями - от дисперсных частиц в воздухе до загрязненной воды в реках и океанах.

В мире проводится огромное число судебных заседаний по поводу роста заболеваемости людей из-за снижения качества воды, грязного воздуха или химического засорения почвы. Очистное оборудование, равно как и все другие действия по минимизации загрязнений любого вида, стоят дорого. Это серьезные расходы для производителей.

Примером отрицательных внешних эффектов в экономике может послужить кейс с бумажной фабрикой, которая по технологии производства использует чистую воду в соседней реке. Фабрика эту воду не покупает и ничего не платит за нее. Но она лишает возможности других потребителей пользоваться речной водой - рыбаков и купальщиков. Чистая вода стала ограниченным ресурсом. Фабрика никак не учитывает внешние затраты, она действует в парето-неэффективном формате.

Теорема Коуза: проблему решить можно

Рональд Коуз - Нобелевский лауреат в сфере экономики, автор знаменитой теоремы под собственным именем.

Смысл теоремы заключается в следующем: частные и общественные издержки всегда равны, вне зависимости от распределения прав собственности между экономическими субъектами. Согласно исследованиям Коуза и главным тезисам его теории, проблему внешних эффектов можно решить. Способ решения - расширение или формирование дополнительных прав собственности. Речь идет о приватизации ресурсов и обмене правами собственности на эти ресурсы. Тогда внешние эффекты превратятся во внутренние. А уж внутренние коллизии легко решаются посредством переговоров.

Легче всего понять теорему на реальных примерах, которых на сегодняшний день множество.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Теорема Коуза раскрывает два способа регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике:

  1. Корректирующие налоги и субсидии.
  2. Приватизация ресурсов.

Корректирующий налог - это налог на выпуск благ с отрицательным внешним воздействием для повышения предельных частных издержек до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия выдается в случаях положительного внешнего эффекта. Цель ее - также максимальное приближение предельных частных выгод к предельно общественным.

И налоги, и субсидии имеют целью перераспределение ресурсов для повышения их эффективности.

Приватизация ресурсов

Это второй подход от Рональда Коуза, который заключается в приватизации ресурсов в виде обмена правами собственности на них. В этом случае внешние эффекты изменят статус и модифицируются во внутренние, которые решить намного проще.

Есть еще один способ решения проблем внешних эффектов: уговорить покрыть все затраты того, кто является источником внешнего эффекта. Если такое удастся, производитель внешних затрат начнет оптимизировать баланс выгод и затрат, а такая ситуация носит название парето-эффективности.

Если оплата полученного положительного эффекта невозможна или нецелесообразна, то это благо превращается в общественное - меняется право собственности. Оно становится чисто общественным благом с двумя свойствами:

  • «Неизбирательность»: потребление блага одним субъектом не исключает его же потребления другими субъектами. Пример - регулировщик ГИБДД, чьими услугами пользуются водители всех автомобилей, проезжающих мимо.

  • «Неисключаемость»: если люди отказываются платить, нельзя запретить им пользоваться общественным благом. Пример - система обороны государства, обладающая сразу двумя вышеизложенными свойствами.

Примеры из жизни

  • Выхлопы от двигателей автомобилей - это внешние эффекты в экономике с отрицательным воздействием в виде отравленного воздуха, которым дышат многие миллионы людей. Вмешательство государства заключается в попытке уменьшить число автомобилей посредством введения налога на бензин и жестких нормативов к автомобильным выхлопам.
  • Отличным примером положительного внешнего эффекта является развитие новых технологий, а вместе с ними появления целого пласта новых знаний, которыми пользуется общество. Никто за эти знания не платит. Авторы и изобретатели новых технологий не могут получить средства от выгоды, которую получает все общество. Объем ресурсов для исследований снижается. Государство решает эту проблему в виде оплаты патентов ученым, перераспределяя, таким образом, право собственности на ресурсы.

Интернализация внешних эффектов: жениться на соседке

Выше уже упоминалось о превращении внешних эффектов во внутренние. Этот процесс называется интернализацией. А самым популярным способом является объединение субъектов, связанных с внешним эффектом, в объединенное общее лицо.

К примеру, вы смертельно надоели соседке со своей громкой музыкой с низкими частотами поздними вечерами. Но если вы женитесь на этой соседке и объединитесь в одно лицо, снижение полезности данного эффекта будет восприниматься единой семьей как общее снижение полезности эффекта.

А если упомянутые выше химическое производство и пивоваренная компания объединятся под зонтиком общего собственника, внешний эффект в виде загрязнения воды исчезает, потому что издержки от сокращения выпуска пива теперь будут покрываться этой же фирмой. Так что загрязнение воды теперь будет по возможности минимизироваться.

Заключение

Внешний эффект в экономике, или экстерналия, — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Внешние эффекты и институциональная экономика (новый и чрезвычайно перспективный раздел экономической науки) составляют отличный тандем для изучения и реализации самых передовых социальных и экономических технологий для повышения благосостояния граждан.

Продуманная, точная и научно обоснованная экономическая политика в отношении общественных благ и прав собственности на ресурсы - это будущая модель взаимоотношений государства, собственников и граждан. Влияние внешних эффектов на экономику возрастает в силу возрастания ограниченности ресурсов. Так что равновесие и соблюдение интересов всех сторон - реальная и оптимальная возможность существования современного социального общества.

Существует несколько причин, по которым рынок не может самостоятельно справиться с задачей эффективного использования ресурсов. Это и несовершенство конкуренции при наличии рыночной власти , и внешние эффекты , и общественные блага . Все эти явления называют недостатками рынка. Как было показано, когда рынок дает сбой, государство может откорректировать результаты его работы и добиться улучшения в распределении ресурсов . Однако здесь возможны новые проблемы.  

Что понимается под структурной 5. взаимозависимостью экономик двух государств и почему она приводит к внешним эффектам международной политики 6.  

В данном случае затраты рассматриваются либо с точки зрения отдельного производителя, либо с точки зрения общества в целом. При этом иногда оба вида затрат совпадают, а иногда - нет. Это связано с тем, что не всегда все результаты производства имеют товарную форму, некоторые из них минуют отношения купли-продажи , оказывая прямое влияние на благосостояние общества и отдельных людей. Данное влияние может быть положительным или отрицательным. В первом случае будет иметь место внешняя экономичность или внешний эффект , а во втором - внешняя неэкономичность или внешние затраты . Например, общественные затраты , связанные с работой химического комбината, будут превышать его частные затраты на величину дополнительных внешних для комбината затрат на компенсацию социально -экономических последствий загрязнения окружающей среды . При этом не имеет значения, кто будет осуществлять эти дополнительные затраты государство, местные органы власти или жители близлежащих регионов. В данном примере загрязнение окружающей  

Если производство и потребление некоторого товара сопровождается положительными внешними эффектами , государство может установить дотацию его производителям или потребителям. (Например, могут выдаваться государственные субсидии на содержание физкультурно-оздоровительных, комплексов государство может принять на себя все расходы, связанные с вакцинацией против инфекционной болезни, и т. п.)  

В отличие от отраслей, предоставляющих традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организованного отдыха и т. д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х гг. находились практически полностью на бюджетном финансировании . На основную часть их услуг, за исключением узкого круга, включающего услуги курсов кройки и шитья, иностранных языков, некоторых стоматологических поликлиник, цены не исчислялись. Поэтому процесс формирования и регулирования цен на услуги этих отраслей представляет значительный интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения . Вместе с тем наличие ряда особенностей, присущих только этим отраслям (высокая общественная значимость и наличие ), требуют широкого использования государством различных рычагов воздействия на спрос, предложение и уровень цен. Неразработанность этой проблемы, существование различных методических подходов к формированию цен на указанные виды услуг, сложность исчисления затрат обусловливают отсутствие единой общепринятой методики определения цен, что вызывает сложности и в практике ценообразования.  

Другая государственная функция - хозяйственной деятельности внешние эффекты и проводить перераспределение дохо-  

Эффекты государственных (нерыночных) благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить рыночная экономика , однако такое производство рационально для всех. В этом случае функцию производства этих благ берет на себя государство и возникают внешние эффекты , вызванные указанным обстоятельством.  

Тем не менее многие экстерналий существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.  

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства - создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов , рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения.  

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов , которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога б) предотвращать социальные выбросы (проводить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность) в) административно запрещать производственную деятельность , наносящую вред здоровью людей г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.  

В реальной экономике, однако, отсутствуют необходимые условия для конкуренции, и рынок все чаще оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Все это требует вмешательства государства для предотвращения расстройства рынка, возникающего по ряду причин, главными из которых являются следующие внешние эффекты , общественные блага , недостаточная конкуренция, отсутствие информации. Рассмотрим их в соответствующей последовательности.  

Загрязнения и связанные с ними издержки вызывают расстройство рынка. Может ли государство, используя весь арсенал средств, преодолеть трудности рынка Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько действенен государственный контроль за загрязнением окружающей среды и те способы регулирования внешних эффектов , которые государство использует, в частности административно-законодательный, опирающийся на стандарты, налоги и штрафные санкции , рыночные лицензии на выброс отходов.  

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс , требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства, которым посвящена лекция 50.  

Как отмечалось в параграфе 17.3, одним из возможных последствий внешних эффектов сетей является возникновение чрезмерной инертности, слишком медленный переход от старых технологий к новым. Очевидно, что государство в этом контексте действует как координатор действий различных агентов, участвующих в игре, с тем чтобы решить проблему яйца и курицы, порождающую чрезмерную инертность. Например, британское правительство приняло решение об упразднении аналогового телевещания после 2008 года. Возможно, только так и можно добиться того, что рынок, в частности телезрители, совершит этот переход. Но даже если политика британского правительства окажется эффективной для перехода от старой технологии к новой, актуален вопрос, оптимальны ли сам переход и время, выбранное для него, с общественной точки зрения . Потому как общий подход к государственной политике следующий если государство подменяет законы рынка , необходимо задаться вопросом, насколько полной информацией располагает оно о конъюнктуре рынка , ведь, как правило, все обстоит совсем не так.  

Трансфертные платежи представляют передачу государ-вом части налоговых поступлений от налогоплательщиков циальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью иксимизации положительных внешних эффектов для эко->мики в целом. Через трансфертные платежи государство рераспределяет налоговые доходы стимулирует возник-даение и реализацию положительных внешних эффектов ализует свою социальную функцию.  

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды () и предельные частные выгоды (), а также предельные социальные издержки () и предельные частные издержки (). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды () и предельные внешние издержки () (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

Если цементный завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q 2 > Q 1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов. Если предельные внешние издержки производства
цемента составляют , а объем производства цемента — Q 2 , то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и!!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода (),) будет меньше спроса общества на дороги (), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних эффектов. Если предельные внешние выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника . В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Внешние эффекты и производство общественных благ

Взаимодействие порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене побочные эффекты функционирования , воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных , или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

Рис 14.1. Внешние, частные и общественные издержки

Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Предельные внешние, частные и общественные издержки

Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.

Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB (рис. 14.3).

Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в категориях предельной частной выгоды (МРВ= АРВ / AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ = = AEB/ AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/ AQ). Данные предельные выгоды в графическом виде показаны на рис. 14.4.

Рис. 14.3 Внешние, частные и общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные внешние, предельные частные и предельные общественные выгоды

Формы проявления внешних эффектов

Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q 1 при цене Р 1 . Рыночное равновесие устанавливается в точке Е 1 , в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 14.5. Отрицательный внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р 2 . В точке Е 2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е 2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ 1 Е 2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 14.6).

На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ 2 . Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е 2 . Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Рис. 14.6. Положительный внешний эффект

Причины возникновения внешних эффектов

Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.

В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.

Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих объектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди?

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Pешением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем трансформации внешних эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты (интерналии).

В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.

В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы договориться о таком распределении этих прав, при котором их издержки и выгоды были бы равны. Однако установление прав собственности и переговоры об их обмене связаны с трансакционными издержками, что затрудняет, а иногда делает и невозможным решение этой задачи. Но в том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, то установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние, что приведет к оптимальному распределению ресурсов. Например, если будет создан рынок прав собственности на воздух, то владелец промышленного предприятия (производитель внешнего эффекта) или фермер (получатель внешнего эффекта) смогут выкупить это право друг у друга (на чистый воздух или на его загрязнение) в зависимости от того, кто из них двоих сможет извлечь из обладания этим правом большую пользу. Тот, для кого оно представляет меньшую ценность, продаст это право другому.

Рассмотренный выше принцип известен как теорема Коуза-Стиглера. Она утверждает, что при четко установленных правах собственности и почти нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. На практике условия интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма оказываются невыполнимыми. К причинам этого можно отнести: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; множество производителей и получателей внешних эффектов; недостаточность информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки по установлению прав собственности и ведению переговоров. Следовательно, использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Поэтому возникает необходимость применения государственных методов регулирования внешних эффектов.

Государственное регулирование внешних эффектов

Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.

Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

Для решения этой задачи используются различные методы.

Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.

Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение).

Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. Субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительный внешний эффект. Формы таких субсидий могут быть различны: талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий являются производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных частных издержек производства экономических благ. Примером такого рода регулирования служит субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Большинство современных западных экономистов разделяют взгляд о том, что даже в системе "свободного" рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:

регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;

удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в общественных товарах).

Внешние эффекты

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том. что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: "... В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

  • 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;
  • 2) введение платы за выбросы;
  • 3) продажа временных разрешений на выбросы Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 2003. С. 339..

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их Действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на Рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

На приведенном графике (рис.11.3) предложение сброса отходов изображено вертикальной кривой 5 и отражает установленный государством предельный объем допустимого загрязнения (100 тыс. т). Он соответствует оптимальному уровню загрязнения. На этот объем выпускаются лицензии. Равновесная цена лицензий на рынке определяется пересечением кривых спроса D и предложения S в точке Е (т.е.40 долл. за 1 т сброса).

– это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает.
В основе внешних эффектов лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости (3).
В качестве примера отрицательных внешних эффектов можно привести совершение экологических правонарушений и преступлений, когда субъект рынка фактически снижает издержки свой деятельности путем нанесения ущерба окружающей среде. Совершение подобных общественно опасных деяний облегчается в том случае, если отрицательные внешние эффекты носят неосязаемый характер, то есть не проявляются на рынке.
Другим примером неосязаемых внешних эффектов является потребление наркотических средств, других товаров и услуг с отрицательными и не проявляющимися непосредственно на рынке последствиями.
Для компенсации внешних эффектов используются различные средства, одним из наиболее значимых из которых является государственное регулирование. Так, государство устанавливает правовой запрет на немедицинское потребление наркотиков, предусматривая уголовную ответственность за их незаконное производство, распространение, хранение, а в ряде случаев и потребление. Аналогичные действия предпринимаются в сфере защиты экологии.
Однако несовершенство законодательства, относительно низкие издержки сокрытия правонарушений и преступлений в сочетании с высокой экономической выгодой от их совершения при ориентации субъекта на максимизацию прибыли является криминогенным обстоятельством, внутренне присущим рынку.
5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике. Рыночный механизм нейтрален в существующим в обществе социальным и моральным требованиям и имеет тенденцию к неоправданной дифференциации доходов и имущества между участниками рыночных отношений.
Даже в условиях государственного вмешательства в распределение доходов проблемы остаются, поскольку реализуемая политика распределения может не соответствовать нормам принятым в обществе, в отдельных социальных группах либо отдельными индивидами. Высокий уровень дифференциации доходов и имущества в сочетании с восприятием распределения как несправедливого способно явиться важным условием для морального самооправдания при совершении имущественных правонарушений и преступлений. Это относится, в частности, к уклонению от обязательных платежей и незаконному получению прав на льготы, компенсации и другие трансферты за счет бюджета и внебюджетных фондов. Наличие морального самооправдания является, по мнению криминологов, необходимым условием совершения мошенничества (4).
Ограничение изъянов рыночного механизма осуществляется посредством государственного вмешательства в действие рыночных сил и регулирование экономических отношений. Далеко не всегда изъян рынка может быть компенсирован эффективным вмешательством государства. Часто изъяну рынка соответствует изъян государства и устранение первого влечет усиление негативных последствий второго. Оптимальное решение существует не всегда.
Изъяны или дисфункции государства также могут быть использованы в криминальных целях для получения незаконной выгоды. Рассмотрим важнейшие изъяны государства и их криминогенный потенциал.
6. Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.
Бюрократизм в принятии экономических решений проявляется в сложной и длительной процедуре согласования принимаемых решений между различными ведомствами. Возможность государственных служащих оказывать влияние на сроки и результативность принятия решений создают спрос на незаконные услуги со стороны заинтересованных лиц и организаций, что создает условия для коррупции.
7. Несовершенство политического процесса – серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
Характерными особенностями современного политического процесса выступают рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Это создает реальные возможности для навязывания обществу экономических решений, противоречащих его интересам. Большинство форм общественно опасного поведения в политическом процессе некриминализованы, за исключением наиболее откровенных форм коррупции.
8. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В качестве примера можно привести нелояльное поведение менеджмента государственной организации, состоящее в заключении убыточных для предприятия сделок. Другим примером может быть неэффективное управление государственной собственностью, вложенной в предприятия, что проявляется, в частности в практически полном отсутствии прибыли либо ее доли, распределяемой по дивидендам.
9. Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым "провалом" государства. В силу профессионализации управленческих функций и ряда других причин высшие государственные структуры, особенно исполнительные органы, приобрели относительную автономность от общества. В сочетании с широкими дискреционными полномочиями государственных служащих в сфере регулирования экономики это является фактором, способствующим коррупции.
10. Самодетерминация криминальной экономической деятельности. Совершение противоправных деяний, сокрытие их от государственного контроля ведет к совершению новых правонарушений и преступлений. Это объясняется как невозможностью использовать легальный институты для защиты экономических интересов, так и возникновением специфического криминального риска. Информация о скрытой деятельности становится инструментом торга и шантажа в отношениях с вымогателями и криминальными покровителями.
Сокрытие экономической деятельности создает условия для заключения незаконных соглашений по распределению скрытого дохода. Экономическая природа этого явления может быть объяснена на основе теоремы Р.Коуза, посвященной рыночным способам урегулирования проблемы внешних эффектов.
Таким образом, любая скрываемая от контроля государства информация потенциально создает криминогенную ситуацию путем превращения ее в предмет незаконных соглашений и вымогательства.
Результаты незаконного соглашения по поводу информации могут принимать различную форму: либо рыночного типа (получение выгоды, выраженной в денежной форме), либо нерыночного институционального типа, когда платой за неразглашение информации является принуждение к совершению каких-либо действий либо к соблюдению неформальных норм какой-либо группы или сообщества, например, реализация принципа Blutkit, укрепляя членство в группе соучастием в нарушении правового запрета.
Существует тесная связь между явлениями скрытого производства нормальных товаров и услуг и криминализацией экономических отношений. Исследования показывают, что при передаче крупных сумм наличных, без которых невозможно теневое производство, как правило, возникают контакты с криминальными структурами. От разовых услуг по неформальной защите отношения с преступниками приобретают систематический характер. Кризисные предприятия чаще прибегают к услугам преступных организаций для защиты и разрешения экономических споров. Аналогичные отношения могут быть установлены и с коррумпированными государственными служащими.
В свою очередь, криминализация экономики, вытеснение государственных институтов криминальными становится самостоятельной причиной роста сектора теневой экономики. Высокая криминализация и коррумпированность экономических отношений побуждает предприятия формировать неформальные фонды денежных средств для осуществления не предусмотренных законодательством платежей.
Согласно проведенным выборочным обследованиям предприятий Тульской, Иркутской областей и Удмуртской Республики доля теневых платежей в общих расходах предприятия составили для малого бизнеса около 23%, для крупных и средних предприятий – 18% (5). Государство не может обеспечить отсутствие произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные.
Рассмотренный фрагмент демонстрирует одно из многочисленных проявлений тесной взаимосвязи и взаимодетерминации скрытого производства и криминальной деятельности. Установление этого факта делает необходимым включение в рассмотрение детерминант криминальной экономической деятельности также и причин сокрытия производства нормальных товаров и услуг.
Для понимания причин криминализации важно не только уяснение ее причинной связи с сокрытием, но и неизбежности сокрытия некоторых значимых аспектов экономической деятельности и информации о ней от официального контроля. Это обусловлено следующими причинами.
В целях минимизации издержек функционирования экономической системы (трансактных издержек) в экономике формируются институты, которые включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других (6).
Формальная и неформальная системы регулирования находятся в противоречии, что обусловлено различием их функций. По мнению В.М.Рейсмена (W.M.Reisman), идеальная нормативная система, закрепленная в праве, которую он называет мифом, выполняет своеобразную интегративную функцию, обеспечивая стабильность существования различных социальных групп и общества в целом. Она отражает ключевые ценности общества и отдельных его социальных групп.
Система операционального, или делового кодекса поведения обеспечивает эффективное достижение практических целей, минимизацию издержек. Ее большая рыночная эффективность может быть обусловлена перекладыванием части издержек на общество или другие группы экономических агентов.
Нормативная система более стабильна, консервативна, в то время как операциональная более динамична и эффективна.
Несоответствие операциональной и идеальной нормативной систем существует всегда, но в отдельные периоды может принимать значительные масштабы и трактоваться как нарушение закона. В этих условиях преступное, но эффективное с групповой точки зрения экономическое поведение может стать в ряде случаев неотъемлемым элементом операционального кодекса, получить молчаливое или явное групповое одобрение и скрываться от формального контроля.
Обусловленная несовершенством рынка и государства неэффективность системы регулирования экономических отношений способна усилить противоречие между формальной и неформальной нормативными системами, стимулируя рост теневой экономики и ее криминализацию.
С точки зрения экономического подхода к деятельности институтов регулирования экономики полное пресечение всей противоречащей формальным нормам деятельности не только невозможно, но и нецелесообразно. Усилия и издержки по обеспечению контроля должны быть таковы, чтобы совокупные издержки, состоящие из затрат по обеспечению контроля и ущерба от нарушения формальных норм, были минимальны. Постановка задачи полной ликвидации отклоняющегося поведения потребует несоразмерного увеличения издержек. Этот вывод в целом согласуется с предыдущими рассуждениями о различных функциях формальной и неформальной нормативных систем в регулировании экономического поведения.
Таким образом, рынок и государство обладают принципиально неустранимыми изъянами (несовершенствами), которые создают возможность для совершения общественно опасных деяний в сфере экономики и криминальной деформации экономической системы. Несовершенство и внутренняя противоречивость нормативного регулирования экономической деятельности порождает тенденцию к сокрытию значимой информации от официального контроля и возможность криминализации скрытой экономики. Данные особенности являются детерминантами криминальной экономики на уровне хозяйственной системы рыночного типа.
Отмеченные неустранимые несовершенства рынка и государства усиливаются как в условиях чрезмерного усиления роли государства, так и при необоснованном устранении государства от осуществления присущих ему функций.
Масштабы и конкретные формы участия государства в экономической деятельности определяются проводимой социально-экономической политикой, которая также может создать специфические возможности для криминализации экономической системы. Это так называемые конкретные, или специфические причины совершения экономических преступлений, которые будут рассмотрены ниже.
Поскольку сокрытие от государственного контроля также является криминогенным фактором, то среди причин криминализации экономики следует изучать и те, которые способствуют выталкиванию экономической деятельности за пределы контролируемой государством сферы.
В заключении отметим еще несколько специфических детерминантов криминальной экономической деятельности.
11. Анонимность и коллективность жертв также является немаловажным криминогенным фактором. Эти преступления вызывают меньше страха и раздражения у общественности, так как виктимизация происходит постепенно в течение долгого периода времени по сравнению с разовым причинением вреда традиционными преступлениями.
При совершении преступлений против корпораций одним из основных криминогенных факторов является психологический механизм деперсонализации корпораций в сознании преступника: так, для служащего кража – это лишь "взятие взаймы". Возмещение ущерба в таких случаях, как правило, переносится на плечи потребителей путем поднятия цен на товары и услуги.
Немаловажным фактором является несовершенство законодательства, высокая латентность экономических преступлений, сложность их выявления и расследования. Мягкость наказания способствует тому, что корпорации, как правило, избегают негативных последствий для себя, так как оплата штрафов списывается как деловой риск или переносится на потребителей при помощи поднятия цен.
Одним из факторов, способствующих совершению преступлений, признается то значение, которое традиционно придается материальному успеху и власти как основе положения в обществе.
12. Устройство рыночной экономической системы, создающее возможность практически безнаказанно распределять ущерб от криминальной деятельности на неопределенный круг лиц. Современная институциональная система создает для этого благоприятные возможности.
Так, торговцы, потерпевшие от экономических преступлений, перекладывают потери на покупателей, страховщики – на страхователей, кредитные организации на заемщиков и вкладчиков, государство – на налогоплательщиков и потребителей трансфертов, общественных благ. Неплатежи бюджету превратились в эффективное средство переноса бремени кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств лоббирующих групп специальных интересов реального сектора на общество.
Ущерб от деятельности компактной группы специальных интересов, добившихся существенных льгот за счет государственного бюджета, будет практически неощутим для каждого отдельного налогоплательщика или получателя бюджетных ресурсов. Значительный ущерб, нанесенный торговой организации, может выразиться в весьма незначительной наценке к цене товара. Потребитель может совершенно не придать значения этому небольшому изменению цены.