Цель - наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

III. Методы способов исследования (классификация методов психологического исследования, предложенная Ананьевым Б.Г.)

1-я группа. Организационные методы:

- сравнительный метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивида;

- лонгитюдный метод - (от англ. долгота) - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

- комплексный метод - в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучается разными средствами. Исследования такого рода позволяют установить взаимосвязи между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2-я группа. Эмпирические методы:

а) наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;

б) самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого объекта;

в) эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта;

г) психодиагностические методы:

- тесты - стандартизированные опросники, в результате применения которых делается попытка получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;

- анкетирование - один из групповых методов опроса по заранее разработанным вопросам в целях получения различных показателей мнений людей;

- опрос - представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов;

- социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости;

- интервью - метод, заключающийся в сборе информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы;

- беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;

д) анализ результатов деятельности - метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;

е) биографический метод - изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;

ж) моделирование - это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.

3-я группа. Методы обработки данных:

- количественный (статистический) метод - некоторые методы прикладной математической статистики, используемые в психологии в основном для обработки экспериментальных результатов;

- качественный метод - установление различных свойств, особенностей изучаемых психических явлений, дифференциация материала по группам, его анализ.

4-я группа. Интерпретационные методы:

- генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим;

- структурный метод - установление структурных связей между всеми характеристиками личности.

Характеристика и условия действенности методов

юридической психологии

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений, как и адекватность самих методов, во многом зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в той или иной области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, а также в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в учебные заведения.

Прежде всего остановимся на методах, которыми широко пользуются не только психологи, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

1. Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.

Со своей стороны во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них, участвовать в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит продолжать диалог в той или иной форме.

Вопросы о личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать с самого начала. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

2. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод наблюдения дает очень много положительного. Однако справедливо отмечается, что во время наблюдения "можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле". В подобных случаях мы можем столкнуться с наиболее распространенными ошибками, с так называемым гала-эффектом , или эффектом ореола , приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности тех или иных свойств человека, с "ошибками усреднения", возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления, психической установки по отношению к конкретному лицу.

В целях повышения эффективности наблюдения, нейтрализации ошибочных представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлений.

3. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками и т.д.

4. Анкетный метод. Характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. Применяется при исследовании механизма образования преступного умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат общественного мнения" . Главное достоинство - полная анонимность.

5. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент . В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических познавательных процессов человека.

Метод эксперимента изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов (по строго определенной программе). Виды: лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент распространен в научных исследованиях и при проведении судебно-психологической экспертизы (применяется сложное лабораторное оборудование). Недостатки: трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов; отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Недостатки лабораторного эксперимента преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

6. "Биографический" метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих обвиняемого, выясняются сведения о родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д. Все эти сведения помогают понять причины того или иного поведения человека, мотивы его поступков.

Судебно-психологическая экспертиза – это самостоятельный вид судебной экспертизы, состоящий в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному и гражданскому делу. Проводится ведущим лицом – психологом – в отношении человека или ситуации.

К предмету экспертизы относится обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы сознания руководства (управляемости) своим поведением в уголовно-значимых ситуациях, а также состояний и свойств личности, значимых для индивидуализации ответственности и вида наказания.

Объектами экспертизы служат источники информации, как материальные, так и идеальные. Главный объект – психика человека.

К числу материализованных источников информации о психологической деятельности человека может относиться:

    вещественные доказательства,

    протоколы допросов, документы,

    продукты психической деятельности (дневники, письма …),

    зафиксированные экспериментально-психологич. обследования участников угол. процесса.

Ее проводят специалисты. Обычно выпускники психологических факультетов, с учетом специализации (детская/спортивная/и т.д.).

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы: п. детерминизма, п. развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, п. системности.

Одним из главных методов экспертизы является

    Изучение материалов уголовного делаи документов, имеющих к нему отношение.

    Знакомство с общими психологическими сведения об испытуемом (характеристики с работы, опрос коллег)

    Психологическая хар-ка испытуемого в момент криминальной ситуации (опросы очевидцев, самоотчет подэкспертного)

    Беседы с испытуемым и другими участниками процесса

    Экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

С-П Э проводится в основном амбулаторно, но может и стационарно (в основном психолого-психические экспертизы).

Нецелесообразно ее проведение на ранних стадиях.

Заключение С-П Э – письменное, в требуемом законом порядке. Состоит из трех частей:

    Вводная – время, место составления заключения, краткие сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название процессуальных документы, время и место проведения экспертизы, присутствующие лица, все ли материалы были представлены эксперту (против воли подэекпертного нельзя, эксперт не вправе менять формулировки вопросов, поставленных следователем и т.д.)

    Исследовательская : задачи исследования / методы, методики, процессы / графики, формулы, диаграммы, личностные профили

    Заключительная : Ответы на поставленные вопросы, они есть выводы проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, четкими, которые не допускают двусмысленного толкования. Если для получения ответа требуются консультанты другой области, это должно быть указано. Эксперт не вправе давать ответы на юридические вопросы.

Признание судом экспертного заключения обоснованным и достоверным делает заключение источником прямых и косв. доказательств.

Заключение экспертизы не имеет преимуществ перед другими источниками прямых и косвенных доказательств. Рассматривается и другими участниками процесса. Должна проводиться с соблюдением прав личности, не может быть психологического и физического принуждения. Эксперт не должен разглашать, не должен быть заинтересованным лицом.

Формальных границ изучения психологии личности обвиняемого установить нельзя. Чем шире осведомленность следователя, чем лучше известен ему обвиняемый, тем более точны и результативны приемы и методы работы с ним. Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого отражается в следственном производстве.

Некоторые данные, не имеющие процессуального значения, очень важны в тактическом отношении. Они служат непроцессуальными средствами решения процессуальных задач. Так, например, мягкосердечие и отзывчивость обвиняемого безразличны с правовой точки зрения, но знание этих свойств необходимо для построения правильной тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний.

Судебный психолог при экспертизе индивидуально-психологических особенностей обвиняемого одновременно реализует два подхода кдиагностике личности.

Первый из них предполагает экспериментально-психологическое исследование с применением психодиагностических методов. Основное место среди экспериментальных методов занимают тесты, направленные на изучение различных сторон личности. В каждой конкретной экспертизе могут применяться самые разнообразные методики в зависимости от психологического анализа фабулы уголовного дела. Главным ориентиром для эксперта-психолога является представление о том, какие аспекты, стороны и уровни личности можно диагностировать тем или иным методом:

Для определения общей структуры строения личности используются объемные личностные опросники типа ММРI и 16-факторного личностного опросника Кеттелла;

Для исследования мотивационной и волевой сферы, выявления особенностей смыслового восприятия и оценки различных ситуаций применяются проективные методы (ТАТ, тест Роршаха), различные варианты репертуарных решеток Келли;

Для определения личностных предпосылок целеобразования, целеполагания, принятия решений используются такие методики, как "Уровень притязаний", " Самооценка" и т. д.

Так, многофакторный опросник ММР1, созданный учеными Миннесотского университета США, состоит из 550 вопросов и рассчитан на лиц старше 16 лет. Содержание вопросов затрагивает сексуальные, медицинские, образовательные, политические, семейные, трудовые характеристики обследуемого и наиболее известные патологические типы поведения. Еще в СССР было разработано три варианта такого опросника, который, несмотря на кажущуюся простоту, сложен и устойчив к ответам-обманам. Многие вопросы завуалированно дублируются. Расшифрованные психологом ответы создают объемную картину психических особенностей опрошенного.



Кроме того, применяется направленная клинико-психологическая беседа, наблюдение и экспериментальное исследование особенностей познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти) испытуемого.

Второй подход основывается на психологическом анализе материалов уголовного дела. Естественно, последний подход предъявляет особые требования к источникам информации, предоставляемым судебно-следственными органами в распоряжение экспертов. Из этих источников психолог, как правило, извлекает четыре группы данных о личности обвиняемого.

Первую из них составляют сведения об особенностях развития исследуемого лица. Важно в уголовном деле отразить весь жизненный путь личности, в первую очередь - особенности раннего психического развития (появление речи, эмоциональные особенности, стиль родительского воспитания и т. д.), индивидуально-психологические особенности, уровень интеллекта, особенности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Эти данные могут содержаться в показаниях родителей, близких родственников, воспитателей дошкольных учреждений, школьных учителей, одноклассников и других свидетелей.

Вторую группу составляют устойчивые, проявляющиеся в разных ситуациях, индивидуальные особенности: система отношений, основные ценностные ориентации, ведущие мотивы, установки, особенности межличностного взаимодействия, черты личности, характера и темперамента. Для диагностики этих особенностей психолог должен иметь в своем распоряжении показания наиболее близких к преступнику лиц (родственников, друзей, сослуживцев). В данных показаниях могут быть отражены характеризующие обвиняемого сведения: жизненные устремления, способы достижения им своих целей, его отношения со свидетелями, его отношение к работе или учебе, особенности его поведения в быту и на службе, особенности его эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, уровень его интеллектуального развития и т. д. Эти же данные могут содержать и служебные характеристики, которые полезно дополнять неформальными сведениями о подэкспертном, полученными от его непосредственных начальников и коллег по месту работы.

Третью группу данных о личности обвиняемого составляют особенности его самосознания, информацию о которых для психологического анализа эксперт может извлечь из показаний самого обвиняемого, касающихся своей самооценки, его восприятия сложившейся ситуации, оценки своих возможностей и способностей, планов на будущее и пр.

И, наконец, четвертую, и самую значимую для достижения целей экспертизы, группу данных составляют сведения об актуальном состоянии обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний. В данном случае важна информация не только о его поведении и высказываниях, которая может содержаться в показаниях непосредственных очевидцев случившегося, в материалах следственного эксперимента, выхода на место происшествия, но и о динамике субъективных переживаний подэкспертного, особенностях его осмысления ситуации в целом и восприятия действий потерпевшего, свидетелей преступления, особенностях осмысления своих действий, эмоциональных реакций, контроля и прогноза своих действий. Для возможности психологического анализа субъективной стороны поведения обвиняемого в интересующей следствие и суд ситуации, в показаниях самого обвиняемого, должна быть отражена не только фабула его поведения, но и его чувства, мысли, переживания, сопровождающие его собственные действия, его эмоциональные реакции на действия окружающих, изменения обстановки и т. д.

Выводы эксперта-психолога об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого или о его эмоциональном состоянии, или об отставании в психическом развитии, а главное - о мере их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний, должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при психологическом анализе материалов уголовного дела.

Несмотря на то, что судебно-психологическая экспертиза все больше и больше внедряется в следственную и судебную практику остаются проблемы как теоретического, так и практического характера.

Когда в середине 60-х годов были предприняты первые попытки возрождения судебно-психологической экспертизы, существовавшей в нашей стране в 20-е годы, то в юридической печати совершенно обоснованно высказывалось мнение, что это надо сделать на новой, подлинно научной основе. К сожалению, в настоящее время судебно-психологическая экспертиза не имеет достаточной научной основы. До сих пор нет четкого представления о ее предмете и компетенции, методике проведения, отграничении от других видов судебных экспертиз. Недостаточно количество и специальных учреждений судебно-психологической экспертизы.

Система подготовки судебных психологов-экспертов в нашей стране недостаточна. Согласно действующему законодательству, судебно-следственные органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения, но на практике экспертом обычно назначают человека, имеющего по диплому специальность психолога, независимо от того, является ли он специалистом по судебной психологии (можно допустить ситуации, когда в качестве эксперта выступает человек, занимающийся психофизиологией, инженерной психологией или зоопсихологией). Между тем, за исключением проведения экспертиз в специализированных учреждениях, в целом по стране судебно-психологические экспертизы в основном проводят преподаватели психологии, работающие в психиатрических клиниках.

Существенным недостатком судебно-психологических экспертиз является то, что их проведение зачастую поручается не психологам, а психиатрам. А так как психология и психиатрия - самостоятельные области знаний, каждая из них имеет свой предмет: психиатрия изучает патологические состояния больных людей, психология же исследует закономерности психической деятельности, не связанные с болезненным расстройством психики. Поэтому психолог не специалист в психиатрии, как и психиатр в психологии. Проведение судебно-психологических экспертиз врачами-психиатрами уже само по себе свидетельствует о том, что они вышли за пределы своей научной компетенции.

Знание методологических принципов судебно-психологической экспертизы позволяет психологу адекватно использовать весь методический арсенал в диагностической деятельности.

В реальной практике судебно-психологической экспертизы в отношении правонарушителей психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему, каждый подэкспертный обладает ярко выраженной индивидуальностью своей личности, своей судьбы. При исследовании личности преступника в ходе судебно-психологической экспертизы психолог должен уметь эффективно использовать специальные познания для проведения психодиагностического исследования, составления заключения и формулирования экспертных вопросов, которые могли бы полноценно использоваться судебно-следственными органами в качестве доказательства по делу.

Но, чтобы считать себя настоящим профессионалом в области судебной экспертизы, психологу недостаточно усвоения каких-либо шаблонов исследования личности преступников. Теория и практика судебно-психологической экспертизы - это не застывшая совокупность знаний и навыков, а живая и развивающаяся область прикладной психологии. Поэтому дальнейшие исследования в этой области никогда не потеряют своей актуальности.



Выберите правильный вариант ответа:

1. … экспертиза предполагает привлечение медика, психолога, психиатра.

а) комплексная

б) судебно-медицинская

в) патолого-анатомическая

2. Судебно-психологическая экспертиза для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям:

а) психолого-педагогическая

б) психолого-лингвистическая

в) психолого-психиатрическая

3. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу … несовершеннолетнего обвиняемого.

а) умственной отсталости

б) внешнего вида

в) профилактики

Литература

1. Абакумова А.Г., Пустовалова Л.И. Семейная диагностика в суицидологической практике. М., 1983.

2. Васильев В.АЛ. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2008.

3. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. 2006.

4. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. 2006.

5. Дерягин Г.Б., Сидоров П.И. Сексуальное поведение и насилие. 2007

6. Догадина М.А., Смирнова Т.А., Ткаченко А.А. Социальная и судебная психиатрия: история и современность. М., 1996.

7. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.2008.

8. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. Проспект.2007.

9. Кивайко В.Н. Юридическая психология. Ответы на экзаменационные вопросы. ТетраСистемс. 2008.

10. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988

11. Прикладная юридическая психология /Под редакцией проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. Феникс. 2007.

13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: 2005.

14. Шумский Н.Г. Жинщины-убийцы. Очерки судебной психиатрии.

Психология оперативно-розыскной деятельности.

1. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания.

2. Тактика и приемы установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

К общим методам психологического исследования можно отнести:

1. психологическую диагностику;

2. прогнозирование;

3. проектирование;

4. методы воздействия

Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ -- компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой -- имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы не разрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога и психиатра. Можно сказать, что общим предметом комплексной экспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняется психологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определенными изменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о так называемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, об установлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также о выявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных, находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы на разных этапах используются оба метода психиатрического и психологического исследования.

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:

Предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;

Выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;

Осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;

Составление заключения;

Оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.

Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность - поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;

2) составить программу наблюдения;

3) правильно фиксировать результаты исследования;

3) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента

процедур психологической диагностики

Результатом проведения психологической экспертизы является составление экспертом заключения, которое, как и всякое иное доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы. Оно состоит из трех частей.

1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отчество испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопросы, поставленные перед экспертом.