5(17).6.1864, Нарва Санкт-петербургской губернии - 16.8.1920, Петроград

лингвист, текстолог, историк древних славянских литератур и языков, организатор науки

действительный член Императорской Академии наук (1899), впоследствии - Российской академии наук

Родился в 1864 в Нарве (на Ивановской стороне); рано лишился родитиелей. Детство провел в семье дяди, в деревне Губаревке Саратовской губернии. Весной 1877 поступил в московскую частную гимназию Фр. Креймана. Осенью 1879 перешел в 5-й класс Московской 4-й гимназии. Еще гимназистом (с 1879) Шахматов активно работал в рукописных хранилищах Москвы, под руководством В. Ф. Миллера, Ф. Ф. Фортунатова, Ф. Е. Корша изучал сравнительную грамматику, фольклор и историю языка. Первые научные работы (о рукописи Жития Феодосия, о тексте Изборника 1073 года и других древнерусских текстах) опубликовал в 1881-1883 в самом авторитетном славистическом журнале того времени - «Archiv für slavische Philologie» И. В. Ягича.

Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1883-1887). В студенческие годы напечатал первую большую работу «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.» (1886). Кандидатская диссертация «О долготе и ударении в общеславянском языке» (1887) осталась неопубликованной. По окончании курса оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре русского языка и словесности. Прочел в университете систематический курс по истории русского языка. В 1890 получил звание приват-доцента Московского университета. Совместно с В. Н. Щепкиным перевел «Грамматику старославянского языка» А. Лескипа (М., 1890), дополнив ее фактами древнерусских списков старославянских текстов.

В 1891-1894 Шахматов, оставив лекции в Московском университете, занимал должность земского начальника в деревне Губаревке Саратовской губернии. В 1894 состоялась публичная защита диссертации Шахматова «Исследования в области русской фонетики» (Русский Филологический Вестник. 1893. Т. 29-30, № 1-4; 1894. Т. 31. № 1). Автор выдвинул свою работу на соискание степени магистра, но историко-филологический факультет Московского университета присудил ему высшую степень - доктора русского языка и словесности.

В 1894 Шахматов выбран адъюнктом Академии наук. С 1897 - экстраординарный академик; с 1898 - член Правления Академии наук, с 1899 - действительный член Академии наук. В 1896 под фактическим руководством Шахматова было возобновлено академическое периодическое издание - Известия Отделения русского языка и словесности Императорской (затем - Российской) Академии наук. В 1903 Шахматов выступил одним из инициаторов съезда русских филологов и выработал программу академической «Энциклопедии славянской филологии» (СПб. - Л., 1908-1929. Вып. 1-12). В 1906 избран председателем Отделения русского языка и словесности Академии наук. С 1906 - член Государственного совета и Государственной Думы от академической курии.

Профессор Петербургского университета (1909-1920). Член Общества любителей древней письменности и искусства (1895), Русского географического общества (1896), Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1896), Общества любителей российской словесности при Московском университете (1899), Русского библиологического общества (1900), Археографической комиссии (1900). Управляющий 1-го (русского) отделения Библиотеки академии наук (1899). Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Шахматов - основоположник исторического изучения русского литературного языка. Начав научную деятельность в рамках Московской филологической школы, с течением времени выработал собственные строгие методы исследования во всех областях славистики. Изучая живые русские говоры, современные славянские языки (лужицкий, сербскохорватский, словенский) и свидетельства древних памятников, создал базу для современной интерпретации праславянской фонологической системы в ее развитии; разработал историческую морфологию русского языка. Шахматовское учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса - важный вклад в теоретическую лингвистику. В области историко-литературной внимание Шахматова привлекли русские летописи, Киево-печерский патерик и хронограф. Ученый детально проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв., впервые применив в этой области сравнительно-исторический метод; установил время создания и источники старейших летописных сводов, состав текста «Повести временных лет»; заложил основы текстологического изучения летописей и теоретический фундамент текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Основные работы

  • Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв. // Исследования по русскому языку. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1886. Т. I. С. 131-285.
  • Исследования в области русской фонетики // Русский Филологический Вестник. 1893. Т. 29, № 1-2; Т. 30, № 1-4; 1894. Т. 31, № 1.
  • Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
  • Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1915. L, 369 с. (Энциклопедия славянской филологии; Вып. 11.1 / Имп. Акад. наук. Отд-ние рус. яз. и словесности; Под ред. орд. акад. И. В. Ягича).
  • Повесть временных лет. Пг.: Археогр. комис., 1916. Т. I: Вводная часть. Текст. Примечания. VIII, LXXX, 403 с. (Летопись занятий Археогр. комис.; Вып. 29).
  • Очерк современного русского литературного языка. Л., 1925. (4-е изд. М., 1941).
  • Синтаксис русского языка. Л., 1925-1927. Вып. 1-2. (2-е изд. М., 1941).
  • Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. / АН СССР. Ин-т лит-ры. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 372 с.
  • Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку: (Учение о частях речи). М. : Учпедгиз, 1952.
  • Историческая морфология русского языка / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1957. 400 с., 1 л. портр.

Основная литература о жизни и творчестве

  • Известия Отделения русского языка и словесности Российской академии наук, 1920. Пг., 1922. Т. XXV: [Памяти А. А. Шахматова]. VIII, 488 с.
  • Виноградов В. В. Алексей Александрович Шахматов. Пб.: Колос, 1922. 80 с.
  • Алексей Александрович Шахматов, 1864-1920: [Биогр. материалы] / АН СССР; Сост. С. Шахматова-Коплан, Б. Коплан. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. , 101, с. (Очерки по истории знаний; № VIII).
  • Обнорский С. П. Академик А. А. Шахматов - историк русского языка // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1946. Т. V, вып. 2. С. 77-83.
  • Истрина Е. С. А. А. Шахматов как редактор словаря русского языка // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1946. Т. V, вып. 5. С. 405-417.
  • Лихачев Д. С. Русское летописание в трудах А. А. Шахматова // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - 1946. - Т. V, вып. 5. - С. 418-428.
  • А. А. Шахматов, 1864-1920: Сборник статей и материалов / Под. ред. акад. С. П. Обнорского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 474, с., 1 л. фронт., 6 л. портр., факс. (Тр. Комис. по истории АН СССР).
  • Лихачев Д. С. Шахматов - текстолог // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1964. Т. 23, вып. 6.
  • Гудзий Н. К. А. А. Шахматов о «Слове о полку Игореве» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1965. Т. 24, вып. 1. С. 3-6.
  • Макаров В. И. А. А. Шахматов: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1981. 159 с., портр. (Люди науки).

Библиография

  • Список печатных трудов А. А. Шахматова // Известия Отделения русского языка и словесности Российской академии наук, 1920. Пг., 1922. Т. XXV. С. 7-19.
  • Алфавитный указатель трудов А. А. Шахматова; Статьи и книги, прорецензированные А. А. Шахматовым; Издания под редакцией и наблюдением А. А. Шахматова // Алексей Александрович Шахматов, 1864-1920. Л.: Изд-во АН СССР, 1930.
  • Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по 1960. М., 1963. Ч. I (№ 546-609); Ч. 2 (№ 332-341).
  • Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1961 по 1965. М., 1969 (№ 427-445).
  • Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1966 по 1970. М., 1973 (№ 406-411).

Архивы

  • Архив Академии наук. Санкт-петербургское отделение, ф. 134 (отдельные документы: ф. 265, 518 и др.).
  • Государственный исторический архив, ф. 733
  • Государственный исторический архив г. С.-Петербурга, ф. 14
  • Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), ф. 476.
  • Российская национальная библиотека, ф. 846
  • Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 318.

(1864-1920) русский языковед

Человек широчайшей эрудиции, ученый многосторонних интересов, Алексей Александрович Шахматов уже в 35 лет получил звание академика Петербургской Академии наук (1899). Его научные исследования лежали в области фонетики, синтаксиса, истории русского языка, диалектологии, лексикографии, сравнительного языкознания, истории древнерусской литературы и современного русского литературного языка.

Молодой ученый был одержим идеей восстановить общерусский праязык во всех его фонетических подробностях путем сравнительно-исторического сопоставления древних и современных русских диалектов и славянских языков («Исследования в области русской фонетики», 1894, «К истории звуков русского языка», 1904).

В 1908-1909 гг. Алексей Шахматов прочитал в Петербургском университете фундаментальный курс лекций по истории русского языка. Ему было присвоено звание профессора Петербургского университета.

Историю языка он связывал в неразрывное единство с историей народа и потому глубоко изучил происхождение Руси, различные эпохи жизни восточных славян, реконструируя передвижения восточнославянских племен, исследовав процесс создания русской народности. Ученый выдвинул гипотезу о распаде общерусского языка в IX-X веках на три больших наречия: южнорусское, среднерусское и севернорусское («К вопросу об образовании русских наречий и русских народностей» (1899), «Древнейшие судьбы русского племени» (1919), «Очерки древнейшего периода истории русского языка» (1915).

Изучая летописи XI-XVI веков, Алексей Александрович Шахматов разработал принципы текстологического изучения памятников письменности и заложил основы текстологии как науки.

В книгах «Синтаксис русского языка» (1926-1927,1941) он разработал учение о предложении как средстве психологической коммуникации, дал систему односоставных предложений в современном русском языке. Считая словообразование важнейшим разделом языкознания, Шахматов придал ему значение отдельного самостоятельного раздела науки о языке. В книге «Очерк современного русского литературного языка» (1925, 1941) он дал классификацию частей речи современного русского языка на основе морфологических, синтаксических и семантических признаков, которая лежит в основе современной науки о частях речи.

С 1895 г. после смерти ученого Я. Грота в течение двадцати лет, Алексей Шахматов работал над составлением многотомного академического «Словаря русского языка».

С 1906 г. до конца своих дней ученый был бессменным председателем Отделения русского языка и словесности Академии наук.

Вместе с Ш. Фортунатовым он подготовил реформу русской орфографии. Эта реформа упростила и упорядочила русское правописание. Новые правила орфографии, утвержденные в 1918 году, в основных чертах действуют и в настоящее время.

Алексею Александровичу Шахматову принадлежат научные труды в области этнографии, фольклористики, истории древнерусской литературы.

Родился в дворянской семье, в 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв».

Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации - о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова.

В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом.

В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности.

Первые научные разработки - в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 80-х гг. - в Архангельскую и Олонецкую губернии.

После смерти Я. К. Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка.

С 1894 адъюнкт Петербургской АН, с 1898 - член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 - действительный член АН. С 1910 профессор Петербургского университета.

С 1906 - член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Лучшие дня

Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Умер от истощения в Петрограде в августе 1920 года.

После смерти ученого в 1925–1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

Об учёном его сестрой - Е. А. Шахматовой-Масальской - оставлены мемуары.

Научный вклад

Шахматов проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв., впервые применив для их изучения сравнительно-исторический метод, благодаря чему установил время создания, источники и вклад каждого из авторов старейших летописных сводов, состав текста «Повести временных лет». После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Выводил восточнославянские языки от «общедревнерусского» языка, дезинтеграция которого, по его мнению, началась уже в VII ст.[источник не указан 339 дней], но была задержана интеграционными процессами, связанными с государственным единством в рамках Киевской Руси

По украинскому языку

Алексей Шахматов - один из авторов работы «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1916), принимал участие в написании декларации Петербургской АН «Про отмену ограничений малорусского печатного слова» (1905-1906), автор подробных рецензий на грамматики украинского языка А. Крымского и С. Смаль-Стоцкого, словарь украинского языка Б.Гринченко.

Алексей Александрович с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов.

Шахматов, в отличие от других русских филологов - Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты, а реакцию на запретительные меры по отношению к украинскому языку.

Неманежина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ» Охочевская СОШ»

Щигровского района Курской области

2014г

Разработка урока по русскому языку (с презентацией)

Выдающиеся ученые- лингвисты А.А.Шахматов и А.М.Пешковский

и их вклад в развитие русского синтаксиса.

Цель урока: познакомить учащихся с вкладом в лингвистику выдающихся отечественных синтаксистов А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, повысить лингвистическую компетенцию школьников, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету

Ход урока:

Организационный момент.

2.Сообщение учителя о жизни и деятельности ученых- лингвистов.

(слайды 1-12)

ША́ХМАТОВ Алексей Александрович -российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН. Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.

В истории русской филологии

нет главы более яркой, чем

деятельность А. А. Шахматова

В. В. Виноградов

Достигнутое Шахматовым - грандиозно.

Д. С. Лихачев

А. А. Шахматов родился 5 (17 по новому стилю) июня 1864 года в г. Нарве в семье юриста. Раннее детство будущего ученого прошло в Москве и Одессе. В 1870 году он лишился матери, а в 1871 умер и его отец. Детей взял на воспитание их дядя - Алексей Алексеевич Шахматов. Он поселился с семьей в деревне Губаревка Саратовской губернии. Здесь прошли детские годы будущего лингвиста. В 1875 году Алексей Шахматов в течение трех месяцев обучался в Московской частной гимназии Ф. И. Крейцмана, но потом вследствие болезни продолжил домашнее образование в Губаревке; он с интересом изучал историю и языки.

В 1876 - 1877 гг. А. Шахматов с родными побывал в Лейпциге, Мюнхене, Париже и других европейских городах. Вернувшись в Россию, весной 1877 года он увлекся русской словесностью. В январе 1879 года Алексей Шахматов перешел в 4-ю Московскую гимназию. Увлечение историей и языками, коллекционирование слов древнеиндийского языка - санскрита перерастает у Шахматова в большое исследование о происхождении индоевропейских слов. Первый научный труд семнадцатилетнего гимназиста Алексея Шахматова был опубликован в 1881 году берлинским журналом «Архив славянской филологии».

После окончания гимназии с серебряной медалью осенью 1883 года А. А.Шахматов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Встреча с известным ученым-языковедом Ф. Ф. Фортунатовым определила выбор Шахматовым будущей профессии: впоследствии он становится ученым-лингвистом.

А. А. Шахматов не был кабинетным ученым. В 1884 и 1886 гг. он участвовал в диалектологической экспедиции в Олонецкую губернию.

Материалы, полученные исследователем, были признаны лучшими в русской фольклористике. Весной 1887 года Совет Московского университета, отмечая блестящие способности А. А. Шахматова и ценность его научного исследования, присвоил ему звание кандидата и рекомендовал продолжить научную работу. И уже через 7 лет за фундаментальное исследование по истории русского языка 29-летнему А. А. Шахматову была присвоена сразу степень доктора русского языка и словесности.

В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году)

В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году). За неполные 40 лет научной деятельности А. А, Шахматов стал автором более 170 исследований, учебных пособий и статей по истории языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису русского языка. Средних - неоконченный «Словарь современного русского языка» (1897 - 1937) и проект реформы русского правописания, исследование летописей, фундаментальный труд «Синтаксис русского языка» (1925-1927) и многие другие работы. В области синтаксиса А. А. Шахматов разработал учение о предложении как единице коммуникации. За большие научные достижения в возрасте 33 лет ученый был избран экстраординарным (т. е. сверхштатным) академиком, а через два года (в декабре 1899) - ординарным, С 1906 г. А. А. Шахматов руководил Отделением русского языка и словесности, был директором I отделения Библиотеки Академии наук. Последние 12 лет научно-педагогической деятельности А. А. Шахматова (с 1908 по 1920) были посвящены преподаванию истории русского языка, русской диалектологи и церковно-славянского языка в Петербургском (с 1914 г. - Петроградском) университете.

А. А. Шахматов скончался 16 августа 1920 г. в Петрограде. Жизнь ученого оборвалась рано, но он успел очень много сделать для русского языкознания.

Александр Матвеевич Пешковский
(1878-1933)

И в наши дни любой серьезный исследователь в области методики вряд ли может обойтись без того, чтобы в той или иной мере не воспользоваться трудами Л. М. Пешковского,
- так широк круг проблем, затрагивавшихся и разрабатывавшихся нашим замечательным ученым.
А. В. Текучев

A . M . Пешковский родился 23 августа (4 сентября по новому стилю) 1878 г. в Томске. В 1889 году семья Пешковских обосновалась в Крыму. Здесь, в Феодосии, одиннадцатилетний Пешковский пошел в гимназию. В 1897 году будущий ученый окончил Феодосийскую гимназию с золотой медалью и уехал в Москву, где он был принят в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

А. М. Пешковский не сразу определил, чем будет заниматься в будущем, и только в 1901 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Дважды (в 1899 г. и 1902 г.) А. М. Пешковского исключали из высшего учебного заведения за участие в студенческом движении, поэтому два года он учился в Берлинском университете. Осенью 1902 года он был восстановлен в Московском университете и закончил его в 1906 году. В том же 1906 году А. М. Пешковский начал работать учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. С 1914 по 1918 г. он преподавал на Высших педагогических курсах Д. И. Тихомирова, а в 1918 - 1921 гг. был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екатеринославском (позже Днепропетровском) университете и сотрудничал с другими учебными заведениями. В 1921 году А. М. Пешковский, вернувшись в Москву, стал профессором Первого Московского университета и Высшего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова. С 1926 по 1932 г. ученый преподавал на филологическом факультете Второго Московского государственного университета, в Московском педагогическом институте им. Ленина и в Редакционно-издательском институте.

A . M . Пешковский - автор многих статей, учебных пособий и научных исследований. Наиболее известные из них - «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание - 1914 г.), «Школьная и научная грамматика» (1914), «Синтаксис в школе» (1915), пособие «Наш язык» (1922-1927). 3-е издание фундаментального труда А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», переработанное автором с учетом новых научных достижений, вышло в свет в 1928 году. О научной ценности этого исследования свидетельствует премия Академии наук, присужденная автору книги.

А. М. Пешковский разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса.

А. М. Пешковский умер в Москве 27 марта 1933 года. Он оставил большое научное наследие и обогатил лингвистику и методику своими замечательными трудами.

    Кроссворд.(слайд 13)

По горизонтали . 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением говоров какого-либо языка. 2. Усадьба, в которой прошли детские годы

А. А. Шахматова. 3. Город, с которым была неразрывно связана жизнь и научно-педагогическая деятельность А. А. Шахматова. 4. Совокупность букв, принятых в данной письменности. 5. Город, в котором родился А. М. Пешковский. 6. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой единство частей. 7. Язык, слова которого коллекционировал и исследовал Шахматов-гимназист. 8. Слово, совпадающее но написанию с ему подобным, но отличающееся от него произношением (замок - замок). 9. Город, в котором в 1897 году А. М. Пешковский окончил гимназию. 10. Синоним к слову языковед. 11. Тип связи простых предложений в составе сложного, для которого характерно синтаксическое равноправие элементов.

По вертикали . 12. Языки, историю и диалектологию которых изучал А. А. Шахматов. 13. Выдающийся русский ученый-языковед, оказавший влияние на выбор жизненного пути А. А. Шахматова. 14. Раздел лингвистики, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. 15. Раздел н языке, в котором излагается система написания слов. 16. Слово или словосочетание, точно обозначающее определенное научное понятие.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали.

1.Диалектология

2.Губаревка.

3.Петербург

4. Азбука.

5.Томск.

6.Система.

7.Санскрит.

8.Омограф.

9.Феодосия.

10.Лингвист

11.Сочинение

По вертикали.

12. Славянские

13. Фортунатов

14. Пунктуация

15.Орфография

16.Термин

4. Лингвистическая викторина.(слайд 14-15)

1. Круг научных интересов А. А. Шахматова был чрезвычайно широк. Назовите те области науки о языке, которые ученый исследовал и обогатил своими трудами.

2.Чем интересовался в детстве будущий ученый-лингвист А. А. Шахматов? Что коллекционировал Шахматов-гимназист?

3. С кем из ученых-лингвистов познакомился А. А. Шахматов? Кто из ученых- языковедов оказал влияние на выбор его жизненного пути?

4. Что связывало А. А. Шахматова с Губаревкой?

5. Расскажите о реформе русского правописания, сторонником и соавтором проекта которой был А. А. Шахматов.
Когда была проведена эта реформа?

6. Назовите основные работы ученого-лингвиста А. М. Пешковского.

7. А. А. Шахматов и А. М. Пешковский не были кабинетными учеными. Расскажите об их педагогической деятельности. В каких учебных заведениях они преподавали?

8. Можно ли назвать современниками А. А. Шахматова и

А. М. Пешковского?
Назовите имена известных вам ученых-лингвистов конца XIX - начала XX века.

9.«Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешковского и «Синтаксис русского языка» А. А. Шахматова были написаны приблизительно в одно время. Кто из двух великих ученых был первооткрывателем в этой области лингвистики?

10. Какие качества были свойственны А. А. Шахматову и А. М. Пешковскому? Какие черты характера, присущие этим ученым, вы можете назвать?

Ответы на вопросы лингвистической викторины

1. Алексей Александрович Шахматов - великий русский ученый-лингвист конца XIX - начала XX века. За неполные четыре десятиле тия научной деятельности он создал более 170 научных трудов. Это монографические исследо вания, статьи и рецензии, справочные и учеб ные пособия по истории русского языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису современного русского языка.

Первая научная работа А. А. Шахматова, семнадцатилетнего гимназиста, была опублико вана в берлинском журнале «Архив славянской филологии». Она называлась «К критике древ нерусских текстов (О языке «Жития Феодосия»)» и содержала исследование древнерус ских летописей. Обучаясь на историко-филологическом факультете Московского университета, студент Шахматов занялся исторической диа лектологией, еще никем не изученной областью лингвистики. Работая с летописями, он пришел к выводу, что для исследования истории русского языка необходимо знать современные говоры. Для изучения диалектов А. А. Шахма тов путешествовал по Олонецкой губернии.

Результаты экспедиции позволили ученому получить бесценные материалы и обогатить лингвистическую науку работами по исторической диалектологии.

В конце XIX - начале XX века А. А. Шахматов редактировал «Словарь современного русского языка». В 1897 г. вышел в свет первый том этого справочного пособия, издан ного под редакцией А. А. Шахматова.

В начале XX века А. А. Шахматов в соавторстве с Ф. Ф. Фортунатовым и другими учеными разрабатывал проект реформы русской орфографии. Эта реформа была проведена в 1917-1918 гг.

В 1916 году ученый приступил к подготови тельной работе над монографией «Синтаксис русского языка». А вскоре он принялся за работу над учебником русского языка для университетов.

К сожалению, А. А. Шахматов умер в расцвете творческих сил, не успев завершить все задуманные исследования.

2. Интерес к русской словесности и истории проявился у Шахматова очень рано. Вот как вспоминает о детских годах будущего ученого
его родственница, Наталья Александровна Шахматова: «С шестнадцати лет я приезжала из Петербурга в Губаревку... В Губаревке меня
поразила интеллектуальность Лели (так звали в семье близкие маленького Шахматова. В. Я.) крошечный мальчик все сидел на
скамеечке у открытого шкафа с книгами и усердно читал «Русскую старину», которая мне казалась страшной сушью»

Увлеченность русской словесностью, по сви детельству самого ученого, зародилась у него, тринадцатилетнего гимназиста, весной 1877 года. С неослабевающим интересом Алексей Шахматов изучал историю и словесность, а в свободное время коллекционировал санскрит ские слова. Сопоставляя богатство этого мертво го языка с другими языками, ученые-лингвисты воссоздали достоверную картину индоевропей ского языка. Увлечение санскритом вскоре переросло у гимназиста Шахматова в первое научное исследование.

3. Преподаватели истории и словесности 4-й Московской гимназии, в которой А. А. Шахма тов учился с января 1879 года, посоветовали
одаренному гимназисту встретиться с учеными-языковедами Московского университета. Благодаря знакомству с преподавателем университета Н. И. Стороженко, профессором Ф. Е. Коршем и В. Ф. Миллером начинающему исследователю удалось расширить круг своих научных интере сов.

Доктор сравнительного языковедения Москов ского университета Филипп Федорович Форту натов, специалист по фонетике и грамматике индоевропейского языка, с которым вскоре познакомился А. А. Шахматов, посоветовал молодому ученому продолжить научную работу. Эта встреча с известным ученым-лингвистом определила выбор А. А. Шахматовым будущей профессии. Он решил стать исследователем русского языка.

А. А. Шахматов считал себя учеником и последователем Ф. Ф. Фортунатова.

4. Чубаревка - имение Шахматовых, расположенное в Саратовской губернии. После смер ти матери (в 1870 г.) и отца (1871 г.) Алексея
и его сестер взял на воспитание их дядя, Алексей Алексеевич Шахматов, поселившийся с семьей в деревне Губаревке. Там семья жила до 1876 г. Здесь началось обучение Алексея. Он изучал французский, английский, немецкий, латинский языки. Знания, полученные в детст ве, и одаренность помогли А. А. Шахматову в феврале 1875 г. поступить в Московскую гимназию и впоследствии окончить гимназичес кий курс с отличием (с серебряной медалью).

А. А. Шахматов вернулся в Губаревку лишь зимой 1890 - 1891 г., после окончания Москов ского университета. В Губаревке он был избран земским начальником в Саратовское уездное земское собрание. Здесь, в деревне, в течение трех лет он изучал быт крестьян, помогал им в годы неурожая и эпидемии холеры. Несмотря на огромную занятость земскими делами, А. А. Шахматов готовил к изданию магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики», блестящая зашита которой состоя лась в Московском университете. Совет Мос ковского университета единогласно присвоил 29-летнему автору этого исследования, создан ного в Губаревке, сразу ученую степень доктора русского языка и словесности.

5. Русский язык на протяжении столетий непрерывно развивался. В конце XIX века стало ясно, что следует провести реформу
алфавита и упростить правописание. Передовые русские ученые и педагоги стали предлагать различные проекты орфографической реформы.

В 1904 году была создана специальная комиссия Академии наук, в которую вошли известные ученые-языковеды. Комиссия должна была выработать проект реформы русского правописания. Первоначально эту группу уче ных возглавлял доктор сравнительного языковедения Ф. Ф. Фортунатов, а после его кончины руководителем комиссии стал академик А. А. Шахматов.

Ученые-практики предлагали отменить двойные буквы и упростить правописание. Но этот проект, содержащий новые принципы правопи сания, отвергли консервативно настроенные чиновники и некоторые ученые, противившиеся нововведениям. Комиссия продолжала совершенствовать проект реформы до 1912 года, но и после доработки предложенный вариант не был принят.

Реформа русской орфографии была проведе на лишь в 1917 - 1918 гг., после того как Народный комиссариат просвещения, возглав ляемый А. В. Луначарским, издал декрет о введении нового правописания. Были отменены двойные буквы, потому что разграничение и употребление букв «ять» и е, «фита» и « фита»и ф, i и и было одним из самых трудных орфографичес ких правил для гимназистов прошлого века. Особенно сложными были случаи написания, в которых разграничивались «ять» и е. Умение правильно употреблять букву «ять» было свое образным признаком социального положения: отличало грамотного от неграмотного, дворяни на от недворянина.

Реформа 1917 - 1918 гг., подготовленная Ф. Ф. Фортунатовым, А. А. Шахматовым и другими русскими учеными, сделала русскую орфографию более легкой для усвоения и применения.

6. Замечательный отечественный ученый-лин гвист первой трети XX века Александр Матвее вич Пешковский известен как автор большого и глубокого труда «Русский синтаксис в научном освещении», учебного пособия для школьников и учителей «Наш язык», работ «Синтаксис в школе», «Школьная и научная грамматика», «О грамматическом разборе» и многих других статей, исследований, рецензий.

А. М. Пешковский создал много научных трудов, обогативших русскую лингвистическую науку. Исследования ученого в области синтак сиса, грамматики, правописания и стилистики сыграли большую роль в становлении и разви тии науки о языке.

7. А.А.Шахматов и Пешковский были лингвистами - теоретиками и педагогами – практиками. В течение 12 лет (с 1908г)А.А.Шахматов преподавал в Петербургском - Петроградском университете историю русского языка, церков но-славянский язык, русскую диалектологию. Он был одним из самых уважаемых профессо ров университета. «Его квартира в Санкт-Пе тербурге была штабом русской науки. Сюда приходили многие ученые: друзья и знакомые, гости из других городов, иностранные филоло ги, чтобы повидаться и поговорить с академиком Шахматовым, получить здесь советы и указания» (16, с. 83 - 87).

Летом А. А. Шахматов отправлялся в диалектологические экспедиции. Он много путе шествовал по России, изучая фольклор, делал записи диалектной речи, а затем, вернувшись в Петербург с бесценными материалами, продол жал научную работу.

А. М. Пешковский начал преподавательскую деятельность в 1906 году. После окончания университета он работал учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. Тогда и возникла у Пешковского идея сближения научной и школьной грамматики. Он, творчески мыслящий ученый-лингвист и педагог, старался обучать гимназистов таким образом, чтобы они понимали русскую грамма тику и имели представление о языковедении как науке. А. М. Пешковский стремился поставить науку о языке на службу школе. С 1914 по 1918 г. А. преподавал различные дисциплины на Выс ших педагогических курсах Д. И. Тихомирова. С 1918 по 1921 г. ученый был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екате ринославском (позже Днепропетровском) уни верситете. Одновременно он работал в Высшем институте народного образования и других высших учебных заведениях.

В 1921 г. А. М. Пешковский вернулся в Москву и продолжил педагогическую деятель ность - он был профессором Первого Мос ковского государственного университета и Выс шего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова.

С 1926 по 1932 г. А. М. Пешковский занимался подготовкой учителей на педагогичес ком факультете Второго Московского государст венного университета и в Московском педагоги ческом институте им. Ленина, работал он и в Редакционно-издательском институте.

Многолетний опыт работы ученых в школе и вузе позволил А. А. Шахматову и А. М. Пеш ковскому создать пособия, доступные преподавателям, студентам, гимназистам. Написанные более семи десятилетий назад, «Синтаксис рус ского языка» А. А. Шахматова и «Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешков ского не утратили своего значения и в наше время. Эти труды во многом предопределили современные исследования в области синтаксиса.

8. Выдающиеся отечественные ученые-лин гвисты А. А. Шахматов (1864-1920) и А. М. Пешковский (1878 - 1933) были современника ми. Тогда же, в конце XIX - начале XX века работал в области фонетики, диалектологии и сравнительно-исторического языкознания И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), разрабатывал теорию русского правописания Ф. Ф. Фортуна тов (1848 - 1914), обогащал исследованиями русскую лексикографию Д. Н. Ушаков (1873- 1942), занимался разносторонней лингвистичес кой деятельностью Л. В. Щерба (1880-1944).

9. Первое издание исследования А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» вышло в свет в 1914 году.

Известно, что «...академик А. А. Шахматов, приступая в 1916 г. к подготовительной работе над «Синтаксисом русского языка», прежде всего зафиксировал свои соображения по пово ду книги А. М. Пешковского» Труд А. А. Шахматова «Синтаксис русского языка», изданный посмертно в 1925 - 1927 годах, обогатил науку новыми фактами. А. М. Пешковский продолжил работу над своей концепцией с учетом теории А. А. Шахматова и критически переосмыслил прежние ошибочные взгляды. «А.М.Пешковский, пытливый и вдумчивый исследователь, никогда не останав ливался на достигнутом и не боялся заявить о новых фактах, даже если это было связано с пересмотром, иногда коренным, его собственных взглядов: он всегда был готов во имя науки, во имя истины отказаться от того, чему «поклонял ся» раньше» (17, с. 99). Третье издание книги Пешковского «Русский синтаксис...» (1928), основательно переработанное автором, «...вби рает в себя наиболее передовые идеи современ ного ему языковедения, становится генератором новых идей на долгие годы» (/5).

Исследования в области синтаксиса русского языка взаимно обогатили концепции А. А. Шахматова и А. М. Пешковского.

10. Современники выдающихся ученых А. А. Шахматова и А. М. Пешковского отмечали их исключительное трудолюбие.

А. А. Шахматов не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно работал по 10-12, а летом в деревне и по 15 часов в сутки, исключительно бережно относился к своему времени.

Ученый продолжал научную работу даже в суровые годы гражданской войны, когда в тес ных служебных комнатах Академической библи отеки зимой 1919-1920 гг. температура была ниже нуля (см.: 12). «Рядом с трудом А. А. Шахматов ставил доброе отношение к людям. Он всегда находил время помочь тому, кто нуждался в его помощи» (16, с. 84). О беско рыстном служении Шахматова делу науки и просвещения свидетельствует и тот факт, что ученый отказался от денежного вознаграждения, которое ему полагалось как директору I отделе ния Библиотеки Академии наук, и отдал эту значительную денежную сумму на нужды библи отеки, вскоре открытой для всех желающих.

А. М. Пешковский - «...пытливый и вдумчивый исследователь» был всегда очень скромен в оценке своего вклада в лингвистическую науку.

5.Подведените итогов викторины.

6. Д.З. Сочинение об отечественных языковедах

Литература:

1.Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист.- М., 1958.

2.Виноградов И. И. А. А. Шахматов.- Петербург, 1922.

3.Кондрашов Н, А. Жизнь и труды А. А. Шахматова: к 130-летию со дня рождения
дения // РЯШ.- 1994- № 3,- С. 98-101.

4. Коротаева Э. И. Университетская и школьная деятельность А. А. Шахматова // РЯШ.- 1964.- № 3.- С. 93-99.

5. Лихачев Д. С. Шахматов как исследователь русского летописания // А. А. Шахматов (1864-1920): Сб. статей и материалов / Под ред. акад. С. П. Обнорского.- М,-Л., 1947.

6.Макаров В. И. А. А. Шахматов:Книга для учащихся.- М., 1981.

7.Масальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А. Шахматове,- М., 1929.

8.Смирнов С. В. Свет вечной правды: К 125-летию со дня рождения А. А.
Шахматова // Русская речь.- 1989. -№ 3.- С. 83-87.

9.Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов,- М.,
1984,- С. 128, 274.

10.Энциклопедия для детей.- Т. 10.Языкознание. Русский язык.- М.: Аван-
та+, 1998.- С. 227, 253.

11.ЯненкоВ.Д. Рассказываем школьникам о русских лингвистах. Русский язык в школе.- №5.- 1999.

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54424

http://genhis.philol.msu.ru/article_391.html