Расскажем, как закупить инновационную продукцию по Закону № 223-ФЗ: от составления перечня до отчета, о критериях соответствия понятию инновационной и высокотехнологичной продукции и многом другом.

Из этой статьи вы узнаете:

  • перечень закупаемой инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • план закупки инновационной продукции;
  • годовой объем закупки;
  • публикация отчета.

В этот перечень попали, в частности, такие крупнейшие заказчики, как Газпром, Россети, РЖД и Росавтодор.

Если ваша компания вошла в перечень Распоряжения № 475-р, чтобы правильно исполнить требования этих документов, вам необходимо в строгой последовательности выполнить целую цепочку действий. Расскажем, как это сделать.

Составьте перечень закупаемой инновационной и высокотехнологичной продукции

Перечень составляйте на основе критериев для вашей отрасли. Для этого нужно понять, какие именно они у вас.

Форму такого плана закупки утверждает постановление Правительства от 17.09.2012 № 932.

При его составлении учтите, что:

  • период планирования для закупок инновационной продукции составляет от 5 до 7 лет;
  • сроки подготовки плана закупки, а также работа над проектом плана заказчиком определяется самостоятельно с учетом требований, установленных законодательством, а также положения о закупке;
  • план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции заказчиков, определенных Правительством РФ, должен содержать раздел о закупке у СМП в соответствии с утвержденным перечнем закупки у таких субъектов. Таким образом, в план закупки инновационной продукции у малого бизнеса включается только та продукция, которая одновременно содержится и в перечне инновационной продукции, и в перечне продукции для закупок у СМП.

Теперь вы должны разобраться с годовым объемом закупки , поскольку соблюдать его нормы - ваша обязанность.

Совет

Для исчисления этого объема обратите внимание на два документа: постановления Правительства РФ № 1442 и № 1352.

Во-первых , это Положение о порядке установления годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442). Здесь он рассчитывается как увеличенный на 10% совокупный годовой стоимостный объем договоров, которые заказчик заключил по результатам закупки инновационной и высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному.

Он должен составлять не более чем 10% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за отчетный календарный год. Заметим, что заказчики вправе закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с нормами этого положения.

Во-вторых , это Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

В Положении годовой объем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП (основании заключенных договоров с СМП) определяют следующим образом. Это увеличенный на 5% совокупный годовой стоимостной объем договоров, которые заказчики заключили по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у СМП за год, предшествующий отчетному. Но он должен превышать 5% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год.

Важно

Из приведенных выше формул не вполне ясно, как исчислять объем в первый год закупки инновационной продукции. Ведь и 10-процентный, и 5-процентный объем рассчитывается от объема закупок инновационной продукции «за год, предшествующий отчетному». Считаем правильным произвести ретроспективную инвентаризацию контрактов, заключенных в 2015 г., на предмет их соответствия критериям отраслевых стандартов. Если по каким-то из контрактов закупалась продукция, соответствующая этим критериям, их сумма и будет таким «совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных по результатам закупки инновационной и высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному».

После того как разобрались с совокупным годовым объемом, обязательно откройте распоряжение Правительства от 06.11.2015 № 2258-р .

Если ваша компания, в свою очередь, входит еще в один в перечень заказчиков, на кого распространяется действие мониторинга сведений о закупке у СМП , то вам необходимо знать то, что написано в этом блоке. Итак, порядок проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия установлен в постановлении Правительства от 29.10.2015 № 1169, а именно в положении «О проведении мониторинга соответствия».

Это касается, в частности, планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, проектов изменений, вносимых в них, а также изменений, внесенных в такие планы, сведений о совокупном годовом объеме планируемых закупок, в том числе у субъектов СМП. Для проведения мониторинга соответствия вы должны разместить в ЕИС в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке», планы закупки, изменения в планах закупки, годовые отчеты.

Для мониторинга соответствия нужно уведомить АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или орган исполнительной власти субъекта РФ (созданная им организация) с использованием ЕИС информацией:

  • о размещении планов закупки - в срок с 1 мая года, следующего за прошедшим календарным годом, а также об изменениях, внесенных в планы закупки после указанной даты;
  • о размещении годового отчета - в срок с 1 мая года, следующего за прошедшим календарным годом;
  • о размещении планов закупки, утвержденных заказчиками, в отношении которых проводится оценка соответствия, до 1 ноября 2015 г., для осуществления закупки товаров, работ, услуг в 2016 г. - в срок с 1 декабря 2015 г.

По итогам проведения мониторинга соответствия вам выдадут заключение о соответствии, либо несоответствии плана закупки, изменений в планах закупки, годовых отчетов требованиям законодательства.

Важно

Если в вашем плане найдут несоответствия, вы будете обязаны устранить их либо, в случае несогласия с выводами, разместить в ЕИС протокол разногласий, чтобы вышеуказанные организации его рассмотрели и приняли окончательное решение.

Опубликуйте отчет

После совершенных закупок вы обязаны размещать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по ее результатам у субъектов СМП. При этом необходимо указывать сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих закупку инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП в годовом объеме.

Правила составления отчетности по закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции устанавливает постановление Правительства от 25.12.2015 № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Для заказчиков установлена обязанность соблюдать именно ту форму отчета, которую определяет указанный документ. Форма состоит из двух частей:

  • сведения о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции по итогам года;

    Вложенные файлы

    • План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.doc

Базовое определение понятия инноваций содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

То есть, это нечто новое, что ранее не использовалось. Само определение подразумевает, что продукт, являющийся инновацией сегодня, завтра уже ею не будет.

По логике вещей, все крупные государственные и коммерческие компании, подпадающие под 223-ФЗ, и без принуждения со стороны государства должны быть заинтересованы в инновационной продукции, потому что их использование влечет за собой снижение затрат, сокращение сроков производственного цикла, повышение конкурентоспособности продукции.

Однако государство отредактировало законодательство о закупках в части внедрения в оборот инновационной продукции.

Критерии инновационной продукции

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона 223-ФЗ критерии инновационной продукции должны быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию. Эти критерии принимаются уже не для понимания, что такое инновации в целом, а для того чтобы заказчики могли соблюдать свои обязанности по планированию, созданию перечней и закупкам такой продукции.

На сегодняшний день девять органов исполнительной власти приняли такие критерии.

Сфера деятельности Реквизиты НА Примеры, устанавливаемых критериев в целях отнесения к инноватике
1. Энергетика Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Высокий технический уровень
2. Транспорт Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 261 "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна.
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
3. Сельское хозяйство Приказ Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект от реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
4. Миграция Приказ ФМС России от 15.04.2014 № 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
5. Связь и массовые коммуникации Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наличие защиты патентных прав (если применимо)
6. Здравоохранение Приказ Минздрава России от 31.07.2013 № 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товаров, работ, услуг.
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
7. Гражданская оборона и обеспечение пожарной безопасности Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товаров, работ, услуг
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
  • Высокотехнологичность товаров, работ, услуг
8. Промышленность, внешняя и внутренняя торговля Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"
  • Новые потребительские свойства товара
  • Использование только нового или модернизированного технологическое оборудования
  • Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся
  • При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений
9. Образование Приказ Минобра от 01.11.2012 №881
  • Научная новизна
  • Высокая технологичность
  • Внедрение в образовательный процесс

Перечень инновационной продукции

Перечень должны принимать размещать в структурированном виде одновременно с планом закупки только заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».

При этом планировать закупки инновационной продукции должны абсолютно все заказчики по 223-ФЗ.

Заказчики из Перечня, утвержденного РП РФ 475, обязаны кроме перечня инновационной продукции принять положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Следует отметить, что в отношении этого перечня обязанности у заказчиков, включенных в РП РФ 475, возникают с 01.01.2017 (на основании п. 3 ПП РФ 1442).

Перечень инновационной продукции размещается в соответствии с ПП РФ 908. Конкретные заказчики, определенные Правительством РФ, размещают в структурированном виде в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, с учетом:

а) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

б) включения наименований товаров, работ, услуг и соответствующего кода (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Форма перечня не утверждена.

Пример Перечня инновационной продукции

Пример Положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Планы предусмотрены самим 223-ФЗ. Они должны утверждаться сроком на 5 - 7 лет и размещаться в ЕИС всеми без исключения заказчиками, даже если они такие закупки осуществлять не собираются.

Письмо Минэкономразвития от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458:

«Таким образом, указанные нормы Закона N 223-ФЗ являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок, а также план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств»

Порядок заполнения и размещения.

1. Информация о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции должна отражаться в двух планах:

а) в плане закупки товаров (работ, услуг) (в соответствии с ПП РФ 932);

б) в плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

2. Сроки размещения.

Срок стандартный для всех планов - в течение 10 календарных дней с даты утверждения либо с даты утверждения внесенных изменений. Общий предельный срок - не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пример плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Отдельные заказчики, прежде чем разместить план в ЕИС, должны подвергнуть его оценке и мониторингу, предусмотренным частью 1 статьи 5.1 закона 223-ФЗ:

Оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, с использованием ЕИС подлежат проект плана закупки товаров, работ, услуг, проект плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, в случае, если они предусматривают изменение раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, до утверждения таких планов, изменений, вносимых в такие планы, конкретными заказчиками, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Перечни заказчиков, чьи проекты планов закупки и планы закупки инновационной продукции должны проходить оценку и мониторинг:

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р. Это те заказчики, которые должны проходить оценку и мониторинг в Корпорации МСП. В данном перечне 35 крупнейших заказчиков.

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р, согласно которому оценка и мониторинг проводятся органами субъектов РФ. Данный перечень значительно шире.

Порядок проведения мониторинга соответствия установлен Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1169.

Годовой объем закупки инновационной продукции

Порядок определения годового объема закупок инновационной продукции определен

Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, который заказчики обязаны осуществить, определяется как увеличенный на 10 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за отчетный календарный год. При этом заказчики вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции

Годовой объем закупки инновационной продукции у СМП

Кроме того, заказчики, которые обязаны закупать инновационную продукцию, должны часть этой продукции закупать у СМП.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» п. 5(2).

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитываемый на основании заключенных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции у СМП

Отчет о закупках инновационной продукции

Требование к содержанию и форма отчета содержится в ПП РФ 1442. Отчет ежегодный и должен содержать количество заключенных договоров по закупкам инновационной продукции, их доля в общем объеме договоров, стоимостное выражение закупки инновационной продукции, общий процент увеличения по сравнению с предыдущим годом, закупки у СМП и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №475-р первый отчет должен быть размещен до 1 февраля 2017 года.

Специфика закупочных процедур

Учитывая тот факт, что в данном случае заказчики зачастую закупают нечто сложное, наукоемкое, целесообразно проводить многоэтапные процедуры, когда поданные на первом этапе предложения обсуждаются заказчиком с участниками, конкретизируются параметры закупаемой продукции, а также сроки. После этого участники подают второе, а иногда и третье предложение. Только тогда заказчик может сделать вывод о том, что предложенная продукция отвечает его потребностям.

Однако многоэтапные процедуры непопулярны в связи с тем, то сроки обычно не позволяют их проводить.

Второй инструмент, который стоит использовать в таких закупках, это предварительный квалификационный отбор.

Конкурсы с повышением компетенции заказчика . Как и двухэтапные конкурсы, позволяют заказчику составить окончательное представление о том, что может ему предложить рынок и конкретные участники для удовлетворения его производственных потребностей.

Зонтичные закупки. Предполагают по сути испытательный срок для подрядчика, который вышел на объект. Проблема: увеличение срока проведения работ.

Постквалификация. Предполагает оценку соответствия подрядчика требованиям заказчика уже после проведения закупки. Удобство процедуры состоит в том, что проверить нужно только участника, победившего в процедуре.

Особенности договоров на закупку инновационной продукции

Самая главная особенность состоит в том, что во многих таких договорах будут зашиты права на интеллектуальную собственность (ч. 4 ГК РФ). Необходимо обратить внимание на тех лиц, которые в договоре будут поименованы в качестве правообладателей, если предмет закупки является интеллектуальной собственностью. Патентообладателем может выступать и сам заказчик, если он финансирует эти работы и это предусмотрено договором.

Вторая категория - это объекты, охраняемые в силу факта создания . Это так называемые нетехнические изобретения (публикации, музыкальные произведения и т.д.). Заказчик в данном случае может приобрести только имущественные права.

Объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам и принятия специальных защитных мер по сохранению такой неизвестности (коммерческие тайны, ноу-хау и т.д.).

Ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Ч.5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, обязаны планировать свою деятельность. Напоминаем, что план закупок должен быть опубликован в ЕИС не позднее 31 декабря текущего года. Рассмотрим план закупок (223-ФЗ), образец заполнения и правила составления.

Определение

Речь пойдет о документе, который должен содержать информацию об удовлетворении будущих нужд заказчика, разбитую на кварталы или месяцы. Именно он диктует, какие контракты будут заключены по результатам тендера (ч. 5.1 ст. 3 № 223-ФЗ). Исключением здесь могут быть непредвиденные ситуации (форс-мажор), а также те случаи, когда внесение данных о торговой процедуре либо запрещено (гостайна), либо не обязательно. К последним относится, например, информация о приобретении товаров или услуг, цена которых ниже 100 тыс. руб. А для заказчиков, чья выручка за финансовый год больше 5 млрд руб., этот лимит установлен на отметке в 500 тыс. руб.

Основным актом, регламентирующим разработку плана, являются правила, утвержденные Постановлением Правительства № 932 от 17.09.2012 . При его составлении стоит опираться на^

  • Положение о закупках;
  • локальные документы заказчика;
  • нормативные акты РФ.

Для получения товара или услуги в назначенное время здесь также нужно учитывать сроки проведения тендеров. Нужно брать в расчет и биржевые индексы, курсы валют и т. д., в зависимости от вида деятельности покупателя (п. 6 Правил).

Здесь также в полном объеме должна содержаться информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше.

Отдельно стоит отметить заказчиков из перечня, определенного Распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21.03.2016 . Проекты их графиков на закупку у СМП товаров/работ/услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств, проекты изменений таких документов подлежат мониторингу и оценке (Постановление Правительства № 1169 от 29.10.2015).

В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии этих документов законодательству. Во втором случае необходимо устранить нарушения, иначе ФАС может приостановить закупочную деятельность заказчика.

Размещение

План закупки необходимо составить в электронном виде, позволяющем копировать части текста, а также подписать его ЭЦП. Срок плана закупок по 223-ФЗ в ЕИС — минимум один год. Если речь идет о приобретении лекарств, инновационной и высокотехнологичной продукции, то здесь срок размещения варьируется в пределах от 5 до 7 лет.

Заказчик лично с учетом требований законодательства и Правил определяет период подготовки, а также порядок формирования проекта документа. Поэтому планы закупок по 223-ФЗ на 2019 могут быть опубликованы в ЕИС в разное время. Однако план на 2019 год должен быть опубликован в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря 2017 года.

Образец плана закупок 223-ФЗ и способ его заполнения представлены ниже.

Как внести изменения в план закупок по 223-ФЗ

Ниже приведен ряд случаев, в которых необходимо изменить расписание тендеров при неподписанном договоре:

  1. Изменения сроков поставки, исполнения обязательств, вида процедуры, потребности покупателя в продукции и т. д.
  2. Увеличение на 10% и более объемов приобретаемых товаров или услуг, и, как следствие, невозможность покупки в связи с предполагаемым бюджетом.
  3. Другие причины, указанные в Положении или иных локальных актах покупателя.

Внесение изменений в план закупки 223-ФЗ может произойти по следующим основаниям:

  1. Непредвиденная ситуация или риск ее появления.
  2. Заказчик становится исполнителем по контракту.
  3. Несостоявшаяся процедура.

При уже заключенных сделках ничего не корректируют, даже если изменились существенные условия договора. То же касается и приобретения продукции, информация о которой запрещена либо не обязательна к включению в план.

При чрезвычайной ситуации тендер организуют в срочном порядке, а сведения о нем вносят уже после удовлетворения нужд покупателя.

При внесении изменений документ можно дополнять, исправлять или удалять лишнее. Заключение сделки с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры влечет только исправление информации о тендере, а не дополнительную позицию.

Правильное оформление откорректированного графика подразумевает внесение корректировок и утверждение итогового варианта, а также составление отдельной бумаги, в которой будут перечислены все нововведения. Все это нужно подписать ЭЦП.

Новшества должны быть отражены в ЕИС в электронных формах и графических документах максимум через 10 дней после их осуществления.

Работающие по 223-ФЗ заказчики, в отличии коллег по 44-ФЗ, публикуют в ЕИС только план закупок. О том, как правильно сформировать план по 223-ФЗ и какие требования при публикации в ЕИС нужно соблюдать, расскажем далее.

Из статьи вы узнаете:

  • как сформировать план закупок по 223-ФЗ;
  • как его составить и изменить;
  • скачаете форму;
  • о нулевом плане закупок по 223-ФЗ.

Формирование и утверждение плана закупок по 223-ФЗ

Перед его созданием необходимо решить, что будет куплено и на какую сумму.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, формируют и публикуют в ЕИС два плана закупки:

  • годовой – товаров, работ и услуг;
  • долгосрочный – инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств.

Когда составить планы - определяет сам заказчик. Годовой формируется на год, долгосрочный - от пяти до семи лет. Составлять их нужно по одной форме, однако заполнять по-разному.

Если заказчик должен закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию (далее - продукция), то необходимо указывать:

  1. Стоимость договоров по продукции за предыдущий год;
  2. Планируемую продукцию за год;
  3. Планируемые договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства , не учитываемые в общем расчете за год;
  4. Общая сумма продукции для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Не включаются в долгосрочный план информация об объеме продукции, об НМЦ договора или цене лота, способе и форме. Документ выглядит так:

Не указываются закупки, содержащие государственную тайну, имеющие решение Правительства, включенные в специальные перечни или контракты менее 100 или 500 тысяч рублей (при выручке за год более 5 миллиардов рублей). Также при утверждении плана закупок по 223-ФЗ не размещаются приобретения экстренного характера.

Как составить план закупок по 223-ФЗ: форма и образец

Размещение плана по 223-ФЗ

Разместить план закупок на 2018 по 223-ФЗ в ЕИС можно тремя способами:

  • заполнить формы в ЕИС;
  • заполнить формы и прикрепить отсканированный план;
  • прикрепить электронный документ.

Правила, по которым заказчики размещают планы закупки, описаны в пунктах 15–17 Положения № 908.

Если вы не закупаете инновационную, высокотехнологичную продукцию и лекарства, то в ЕИС нужно разместить нулевой план закупок по 223-ФЗ на 2018 год. Просто не заполняйте его столбцы или поставьте прочерки.

Если нарушен срок размещения, придется заплатить штраф: ответственному сотруднику – от 2000 до 5000 руб., организации – от 10 000 до 30 000 руб. Штрафы установлены частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Как и когда изменить план

Измененный документ также размещается ЕИС в течение 10 дней с даты, когда были внесены правки.

Стимулирование спроса на инновационные товары, работы и услуги является одной из приоритетных задач в сфере инновационной политики государства. Для ее решения предпринимаются ряд мер, в частности, принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым государственные компании обязаны формировать и размещать на своих официальных сайтах планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции на период от 5 до 7 лет.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции

При этом критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной или высокотехнологичной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Данные критерии до сих пор четко не определены. В настоящий момент существует как минимум три подхода к определению инновационной продукции. Критерии отнесения к инновационной продукции

Данные критерии в нормативно-правовых актах МЧС РФ, Минпроторга РФ и Минобрнауки РФ практически идентичны.Однако отсутствие ЕДИНЫХ критериев может ограничить конкуренцию при проведении закупок, так как в соответствие с п.4 ст. 3 Федеральный закон №223-ФЗ предполагает следующий принцип при закупке товаров, работ, услуг - это «отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки». До тех пор пока не выработаны единые законодательные требования экспертиза АО "Регистра интеллектуальной промышленной собственности" руководствуется только критериями одобренными ВОИС и принятыми при проведении экспертизы заявок на изобретения, полезные модели Роспатентом. Критерием отнесения продукции к инновационной является для целей РИПС наличие в продукции охраняемых объектов интеллектуальной промышленной собственности зарегистрированных любым национальным патентным ведомством. Включение в Реестр производится в соответствии с Регламентом.
Большинство заказчиков не имеют возможности самостоятельно провести исследования продукции на предмет соответствия продукции критериям инновационности, научно-технической новизны, экономической эффективности и наукоемкости. В этих случаях единым подходом является использование для целей №223-ФЗ Реестра инновационной продукции .
Согласно №223-ФЗ необходимо формировать нескольких планов закупок инновационной продукции в зависимости от жизненного цикла инновационных товаров(5 лет, 7 лет). Для этих целей АО "РИПС" проводит работу по определению жизненного цикла инновационных товаров с включением этих данных в Реестр.

Таким образом возможно использовать потенциал Федерального закона №223-ФЗ для стимулирования инновационной деятельности, как поставщиков, так и заказчиков, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности общества и государства.

РИПС при ведении Реестра инновационной продукции основывается на принципах публич ности порядка и процедур его формирования и ведения, а также открытости для неограниченного круга лиц. Создание Реестра имеет целью оказание содействия формированию и развитию рынков инновационных продуктов (технологий и услуг), производимых на территории России.

Цели создания Реестра будут достигаться путем создания благоприятных условий для участия максимально широкого круга производителей и потребителей инновационной продукции (технологий и услуг), общественных проектов и инициатив в сфере науки и инноваций, представителей научного и бизнес сообщества, а также любого заинтересованного лица в формировании и обновлении Реестра и в открытой общественной оценке инноваций.

Актуальность и правильность данного подхода к определнию критериев инновационности продукции и поставщиков через Реестр инновационной продукции находит отражение в региональных и муниципальных законодательных актах. В частности соответствующие законы и приказы подтверждающие необходимость составления и ведения реестра инновационной продукции изданы в