Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Асеев (1889-1963г.г.) «Город Курск стоит на горе, опоясавшись речкой Тускорь. Хорошо к ней слететь в январе на салазках с крутого спуска. Хорошо, обгоняя всех, свежей кожею щек зазяблых ощущать разомлевший снег, словно сок мороженых яблок». В 1943 г. Н.Н. Асеев дополнил это стихотворение словами: «Он теперь опален огнем, а тогда был так безопасен... Как давно не бывал я в нем! Как я многим ему обязан!» Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

3 слайд

Описание слайда:

Жизнь поэта была нелегкой, но он всегда помнил родную землю, обращался к этой теме в течение всего творческого пути. «Стойте крепче. Вы мое оплечье, вы мои деды и кумовья, вы мое обличье человечье, Курские края». В июле 2014 года в Курске состоялось торжественное открытие бюста поэта Николая Асеева. Установили его перед зданием областной библиотеки, которая давно носит его имя. Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

4 слайд

Описание слайда:

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941г.г.) Удивительно смелым человеком был писатель А.П. Гайдар! И книги его - чистые, светлые, добрые - помогают в воспитании по-гайдаровски: активно любить свой край, свою Родину. Писатель знал и любил детей, в своих книгах он не поучал их, а беседовал с ними. «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы - привет Мальчишу! Пролетают летчики - привет Мальчишу! Пробегут паровозы - привет Мальчишу! А пройдут пионеры - салют Мальчишу!» А.Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово».

5 слайд

Описание слайда:

Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара Музей создавался десятками людей, объединенных общей идеей: пониманием важности творчества А. П. Гайдара, желанием увековечить память о писателе, родившемся в нашем городе, и сохранить дом, в котором прошли первые детские годы писателя. Память о А. П. Гайдаре увековечена в названиях улиц городов Курска, Льгова, Щигров. Его творчеству посвящены экспозиции в Курском литературном музее, в мемориальном Доме-музее во Льгове, в средней школе № 2 в Щиграх, на территории которых установлены бюсты писателя.

6 слайд

Описание слайда:

Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968г.г.) Для того, чтобы глубже понять основу творчества В. Овечкина, необходимо обратить внимание на заметки из его дневников: «Самое страшное в человеке - двурушничество. С того дня, как его заставили первый раз, затаив в душе одно, сказать совсем другое, с этого дня начинается падение этого человека. С двурушничества начинается все: подлость, склонность к вероломству, предательству. Это - гибель человеческой души. Это страшная ошибка, когда начальнику больше нравится покорный двурушник, нежели строптивый вольнодумец». Данное высказывание писателя говорит о его большом духовном потенциале и глубоко критическом отношении к себе и к реальной действительности.

7 слайд

Описание слайда:

В городе Курске увековечили память о Валентине Овечкине в названии улицы города (с 22 августа 1974 г.). На доме, где жил В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска. Ежегодно проводится журналистский конкурс им. В. Овечкина, в Курске и Льгове проходят литературные чтения. «При внешней суровости и неразговорчивости он был добрый и доверчивый человек. Как в книгах своих, так и беседах говорил о самом сокровенном открыто и прямо, потому что никогда в делах и стремлениях его не было корысти, он всегда заботился о правде, об общем благе». Владимир Карпов

8 слайд

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975г.г.) «Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан хлеба, дрожащая синь знойного марева - и никогда не потухающее солнце», - так пишет сам автор о своей малой родине, живущий долгое время вдали от нее. Писателя всегда тянуло к "отчему дому", память о родной земле не покидала его ни на минуту: «я нагнулся к земле - в наших краях она особенная: черная как сажа и такая мягкая, пахучая, родимая». И еще: «…наполнилось сладковатым запахом чабреца, мяты и солнца - запахом моей родины». К.Д.Воробьев

9 слайд

Описание слайда:

Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет». К.Воробьев

10 слайд

Описание слайда:

Евгений Иванович Носов (1925-2002г.г.) «Но вот закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх… Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи…». «По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения». Е.И.Носов. «Малая родина»

11 слайд

Описание слайда:

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей – Е.И. Носову. Евгений Иванович рано ушел из жизни, но его душа осталась с нами в его произведениях, в его заветах: «...все, что касаемо творческого взлета, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле...». Е.И. Носов


"От того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы,что вложат в разум и сердце – от этого будет завесить, каким человеком станет сегодняшний малыш" В.А.Сухомлинский.
Назначение: Международный день pодного языка в миpе отмечают 21 февраля. Дошкольный возраст важный этапа в формировании любви к pодному языку, потребности в чтении книг. С раннего возраста дети любят слушать то, что им читают взрослые: сказки, рассказы, стихотворения, загадки, небылицы, потешки. Дошкольник активно познает окружающий его миp, много нового ребенок узнает при чтении художественной литературы. Она производит на него чувственное воздействие, обогащает словарный запас и развивает речь. Прочитанное вызывает эмоциональный отклик, сочувствие, переживание, желание помочь героям произведения, потом обсуждается со взрослыми и детьми, разыгрывается театрализованное представление, а свои впечатления от прочитанного дети отражают в рисунках.Ведущее средство педагогической работы с детьми – диалог, средством творческого развития детей, является способность воспитателя демонстрировать воспитанникам свое личное литературное предпочтение, художественный вкус и интеллектуальную активность.
Я считаю, что чтение произведений Курских писателей и поэтов сформирует у детей и родителей желание больше узнать о творчестве и вызовет чувство гоpости за земляков.
Литературная гостиная способствовала непосредственному знакомству детей с членом союза журналистов России Анной Михайловной Алферовой.
Цель: знакомство детей с творчеством Курских писателей и поэтов.
Задачи:
1.Формировать интерес к жизни и творчеству писателей и поэтов Курского края.
2.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знакоместе с произведениями.
3.Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения стихотворений.
4.Способствовать развитию художественных способностей детей.
5.Поощрять желание детей и родителей включать произведения Курских писателей в круг домашнего чтения.
Подготовительная работа:
- Изучение литературы. Знакомство с творчеством и биографией писателей и поэтов.
- Постановка целей и задач.
- Консультация с родителями: « Знакомство детей с творчеством Курских авторов».
- Беседа: «Поведение в общественных местах – библиотеке».
- Экскурсия в детскую библиотеку.
- Подбор литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов.
- Оформление выставки художественной литературы в группе.
- Создание «библиотеки» в группе.
- Чтение фольклора, сказок Курской области (Медведь на липовой ноге)
- Чтение произведений: А. Фета, Н. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, Е. Медведева, А.М. Алферовой. Заучивание стихотворений.
- Беседы с детьми по прочитанному материалу.
- Подготовка атрибутов для сюжетно ролевых игр; «Семья», «Детский сад», «Школа», «Библиотека».
- Подготовка рисунков и оформление книги: «Волшебница зима».
- Помощь родителей в изготовлении кормушек для зимующих птиц.
- Знакомство с творчеством А.Гайдара. Чтение «Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове», «Поход».
- Знакомство с творчеством А.М. Алферовой.
- Художественное творчество детей по прочитанным произведениям.
- Оформление альбома: «Моя малая Родина».
- Изготовление пригласительных открыток для гостей литературной гостиной.
- Выставка детских работ по прочитанным произведениям « Мой любимый герой».
- Оформление книги: «Волшебница зима», альбома: «Моя малая Родина»
- Стихотворение «Мой поселок» - Т.В. Морозова.
- Музыка С.А. Бельчиковой, на слова Г. Пушечникова - песня «Золотухинский вальс».
- Литературная гостиная - «Курские писатели и поэты – детям».

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости: родители, воспитатели, дети!
Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Гостиная от слова «гости», и вы сегодня - наши дорогие гости.
-Дети, знаете, ли вы, в какой области мы живем?
ДЕТИ: Мы живем в Курской области.
ВЕДУЩАЯ: Как называют жителей Курской области?
ДЕТИ: Жителей Курской области называют куряне.
ВЕДУЩАЯ: Дети, отгадайте загадку
«Птички серой небольшой
слышен голос над рекой.
Лишь наступит месяц май,
его слушай и мечтай». (Соловей)


(В исполнении Маши Евдокимовой, Инны Калужских звучит песня «Соловушка»).
ВЕДУЩАЯ:
Да, это соловей. Наш курский соловей, маленькая, серенькая птичка, завораживающая переливами своих трелей. (Запись трелей соловья) .
ВЕДУЩАЯ: Дети, а как еще называют курян?
ДЕТИ: Курян еще называют курскими соловьями.
ВЕДУЩАЯ: Поэт Вячеслав Еськов очень любил слушать соловьев в своем любимом городе Курске. Послушайте его стихотворение «Город Курск».
«Город Курск»
Ты стоишь на двух холмах
Величаво, гордо, мирно.
Весь в церковных куполах
И в садах цветущих дивно.

Сквозь чудесные сады
Две речушки протекают:
«Тускарь», «Сейм», ещё пруды,
Соловьи там распевают.

Так поют, что стар и мал
Им тихонько подпевает,
Потому весь мир курян
«Соловьями называет.

Красоту твою кругом,
Где б я ни был, не забуду…
Ты мой храм, родной мой дом,
Без тебя уж не смогу я.

Я люблю тебя всегда,
Город мой родной и милый!
Я с тобою навсегда,
Город Курск неповторимый!
(Вячеслав Еськов)
ВЕДУЩАЯ: Наш соловьиный край подарил миру многих талантливых людей. Послушайте отрывок из музыкального произведения.
-Где вы его слышали, уважаемые родители, как называется, кто автор?
РОДИТЕЛИ: Это заставка программы «Время»,«Время вперед»-автор Г.Свиридов.


Наш земляк - великий композитор Г.Свиридов
ВЕДУЩАЯ: Да,эту музыку знают все.


А это известный художник Дейнека, который прославил Курский край своими картинами: «Купание коней», «Будущие летчики», «Бег» и др.



ВЕДУЩАЯ: Уважаемые родители, а можете ли вы сказать кто еще черпал вдохновение на просторах Курского соловьиного края?
РОДИТЕЛЬ Евдокимова Марина Викторовна рассказывает:


Егор Иванович Полянский родился в 1932 году в селе Шилово Тульской области, но его детство прошло в городе Курске, поэтому он говорил: «Считаю себя коренным курянином». Начал писать для детей случайно. Однажды ребята попросили сочинить что-нибудь для них. Егор Иванович написал сказку «Петя и Дед Мороз», поэму «Я и Колька», книги стихотворений.(Демонстрация на экране)
Дети Лиза Конорева и Артем Изотов рассказывают стихотворение Егора Полянского по ролям «Что белее молока».
"Что белее молока"
АРТЕМ Изотов: Что белее молока?
ЛИЗА Конорева: Может в небе облака?

Луговая кашка?
Нежная ромашка?
Может мел, а может снег,
Может зайца зимний мех?
АРТЕМ Изотов: Нет не мел, не мех, не снег
Молоко белее всех!
А еще белее всех
Белозубый детский смех.
ЛИЗА Конорева: Отчего?
ВМЕСТЕ: Наверняка от парного молока.
ВЕДУЩАЯ: Денис Иванов расскажет еще одно стихотворение Егора Полянского «Делёжка»
Яблок в блюде ровно пять,
К ним братишка тянется.
Если три братишке дать,
Мне лишь два останется.
Стали мы вдвоем считать –
Одному не справиться:
Если два братишке дать,
То опять неравенство.
Я не знаю почему
Мой братишка сердится.
Лучше все отдам ему –
Пусть он сам поделится!
ВЕДУЩАЯ: Дети, давайте мы поможем Денису поделить яблоки с братом. (Ответы детей). Спасибо, Денис, хорошее стихотворение и очень веселое.
А сейчас Никулина Наталья Геннадьевна расскажет нам о поэте-сатирике.


Родитель рассказывает о Леониде Медведеве и загадывает детям загадки.
Леонид Медведев – поэт-сатирик. Как часто бывает у юмористов и сатириков, он еще и детский поэт. У него есть стихотворения о детях и для детей. Его книги интересны. Они о животных, временах года, стихотворения о сказках, загадки. Отгадайте его загадки.
1.Кто, такие в одно время
Шли в далекий город Бремен?
Громко музыку играли
И разбойников пугали?
(Бременские музыканты)
2.Не учил стихотворенья,
Обожал одно варенье.
Мог лететь не выше крыш
И любил его Малыш.(Карлсон)
ВЕДУЩАЯ: Дети, а еще со стихотворениями Е. Полянского можно поиграть в нашу любимую игру «Доскажи словечко».
«Про Алису»
У меня живет не крыса,
Не хомяк, не птица дрозд-
Кошка белая Алиса
У нее пушистый … (хвост)
«Про обезьяну»
Знают все, что обезьяны
Любят,есть одни … (бананы)
Я пойду у обезьян,
Попрошу себе … (банан).
«Про кота»
Рыжий, рыжий, рыжий кот,
Ходит задом наперед.
Потому что этот кот,
Любит груши и … (компот)
Родитель Кацуро Оксана Николаевна читает отрывок из сказки «Мальчиш -Кибальчиш».
-Дети, послушайте отрывок и скажите, как называется произведение и кто автор?
Вы спросите, буржуины: «Нет ли у Красной Армии военного секрета?».
И пусть он расскажет секрет.
Нет ли у наших рабочих чужой помощи?
И пусть он расскажет откуда помощь.
Нет ли тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому, как у вас крикнут, так у нас откликнуться.
Что у вас скажут, над тем у нас задумаются.
Нет, главный буржуин, не открыл он нам Военной тайны. Рассмеялся нам в лицо.
ВЕДУЩАЯ: Дети, вы узнали из какого произведения этот отрывок и кто автор?
ДЕТИ: Это сказка о Мальшише-Кибальчише и его твердом слове. Написал ее Аркадий Гайдар. (Отрывок из мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»).


Аркадий Петрович Голиков (Аркадий Гайдар) родился в городе Льгове Курской области в 1904 году. Военная служба писателя отражает его биографию. В 17 лет он был курсантом, затем командиром полка. Он стал самым молодым полководцем. Поэтический дар появился у него с детства. Уйдя с военной службы, он начал писать. Гайдар говорил: «Лучший мой читатель – дети, этого читателя я люблю. Я понимаю его и сравниваю с таким же подростком каким был сам».
-Дети, скажите, какие рассказы Гайдара вы знаете?
ДЕТИ: «Чук и Гек», «РВС», «Голубая чашка», «Поход», «Советская площадь», «Мальчиш-Кибальчиш».
ВЕДУЩАЯ: Давайте послушаем рассказ Кирилла Кацуро.
КИРИЛЛ Кацуро: Мне очень понравилась сказка А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш», потому что он - герой и у него твердое слово. Мы с мамой нарисовали рисунок. Это – памятник Мальчишу-Кибальчишу.
Плывут корабли -«Привет Мальчишу!»
Летят самолеты – «Привет Мальчишу!»
Бегут паровозы – «Привет Мальчишу!»
А пройдут пионеры – «Салют Мальчишу!»

РОДИТЕЛЬ Ряполова Татьяна Ивановна:
Дети, отгадайте загадку:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(Ёж)
ВЕДУЩАЯ: О ком эта загадка. Правильно, о еже. Скажите, в каком рассказе и какого автора мы встречались с этим животным.(Рассказ «Хитрюга»).
А почему его так назвали? (Ответы детей).Кто автор этого рассказа?(Автор Е.И. Носов).


Евгений Иванович Носов родился в деревне Толмачево под Курском в 1925 году. Со школьной скамьи он ушел на фронт, был ранен. В госпитале начал писать рассказы. Евгений Иванович был великолепным фотографом и прекрасным инженером.
-Скажите, дети, какие рассказы Е. Носова вы знаете?
(«Тридцать зерен», «Живое пламя», «Белый гусь», «Хитрюга».
(Дети рассказывают о своих рисунках по произведениям Е. Носова.)
РОДИТЕЛЬ Сасина Татьяна Владимировна рассказывает о Е. Носове – художнике.
Дети, Евгений Иванович Носов, был не только писателем, но еще очень любил рисовать, и был прекрасным художником. Его картины полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца, пейзажи о курских просторах.
Носов говорил:«Природу нельзя трогать руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка,пыльце на крыльях бабочки, ею можно только любоваться. Тронул – и все пропало». Любил художник мягкие, нежные тона, неощутимые переходы, от которых смягчается душа и теплится надежда.
ВЕДУЩАЯ: Комментирует демонстрацию картин на экране Е. Носова «Родная изба», «На крутом берегу», «Церковь в Царицыно».





Предлагается детям игра Курской области «Пчелки»
Пчелки, пчелки – жальца, иголки,
Серые, малые крылышки алые
(Мальчики идут по кругу. Девочки сидят в кругу)
По полю летают, к цветкам припадают
Медок собирают, в колоду таскают.
Ж – ж – ж (Дети разбегаются по залу. Девочки – пчелки "салят" мальчиков – цветочки. Те замирают на месте.)
«Я пришел к тебе с приветом»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом,
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой.
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой!
ВЕДУЩАЯ: Дети, вы узнали это стихотворение? А кто его автор?(А.А. Фет) .


РОДИТЕЛЬ Сасина Татьяна Андреевна рассказывает об А. Фете.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1920 году. Его отец богатый помещик Шеншин, мать – немка Каролина Фёт. Так сложилось, что он должен был носить фамилию матери и записали её Фет. Афанасий Афанасьевич закончил университет и стал писать лирические стихи. Усадьба Фета находится в селе Воробьевка Золотухинского района, там сейчас дом-музей А.А. Фета.


(Дети читают стихотворение А. Фета.)
ЖЕНЯ НИКУЛИН:
«Кот поет глаза прищуря»
Кот поёт глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе бушует буря,
Ветер свищет на дворе.
Полно тут тебе валяться
Спрячь игрушки да вставай.
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай.
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и всё поёт.
В окна снег валит клоками
Буря свищет у ворот.
КАТЯ ХАЛЬЗЕВА:
«Уж верба вся пушистая»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучи носятся
Тепло озарены
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
ИЛЬЯ САСИН: «Ласточки прилетели»
ВЕДУЩАЯ: Дети, скажите, как называется наш поселок? (Золотухино).
Наш поселок небольшой, но мы его очень любим. И сейчас стихотворение о нашей малой родине прочитает Инна Калужских.
МОЙ КРАЙ СОЛОВЬИНЫЙ
Я люблю этот край соловьиный,
Родилась я здесь и живу.
И березку в ее сарафане,
Я красавицей русской зову.
Соловьи в мае песню засвищут
Над рекой Полевою Сновой.
Золотухино все называют
Наш поселок совсем небольшой.
Я люблю его улицы, скверы
И полей бесконечную даль,
Ширь лесов и ручьев переливы,
И людей закаленных, как сталь.(Т.В. Морозова)
ВЕДУЩАЯ: Наша золотухинская земля тоже богата талантами. В нашем поселке живет поэт, член союза журналистов России А.М. Алферова.
Анна Михайловна Алферова родилась в деревне Дерлово Курской области в 1949 году. После школы поступила в институт.После окончания вместе с мужем поехали в село Калачи работать учителями. Сейчас Анна Михайловна работает в Золотухинской средней общеобразовательной школе. Тропинку к сердцам учеников прокладывает, приобщая их к литературе и поэзии. Анна Михайловна человек с поэтической внешностью, и поэт в душе. Она у нас сегодня в гостях. Давайте ее поприветствуем и попросим рассказать о себе и прочитать стихотворение.

В 1779 году Курск стал центром одноименной губернии, и многое стало меняться как в его облике, так и в мерном течении жизни, особенно важные изменения произошли во времена правления губернией наместника А.А. Беклешова, личности, по тому времени, неординарной. А правил он губернией с 1792 по 1796 гг.

При нем открылось Главное народное училище, а в 1792 году в Курске родился общедоступный театр. Была реализована идея создания губернской типографии в соответствии с указом Екатерины II. Наместник послал в Москву директора Курского Главного народного училища А.И. Арсеньева за оборудованием и печатных дел мастерами. Арсеньев был удачлив, и 2 мая 1792 года обоз из Москвы прибыл в Курск. Вместе с печатным станком и типографскими принадлежностями прибыли мастера братья Христиан и Петер Люби. Петер хорошо знал русский и стал наборщиком. Шрифтов не хватало, но Арсеньев и тут вышел из положения, найдя местного мастера Кагельмахера, который изготовил необходимое количество литер.

Первым курским корректором стал учитель Семен Зубков. Миша Щепкин, учившийся в Главном народном училище, оставил о нем интересные воспоминания: "Словесные науки и исторические преподавал П.Г.К(ондратьев), а математические - С.А.З(убков)… Арифметику преподавали нам очень недурно, но, к несчастию, учитель часто бывал в веселом расположении, или просто навеселе, и ученики этим пользовались; так, бывало, когда он только что появится в класс, и мы заметим его веселость, то прежде, чем успеет он дойти до учительского стола, кто-нибудь из учеников подбежит к нему со следующей, например, жалобою: "Как же, С(емен) О(ндреевич), Щепкин говорит, что пушки в Полтавском сражении не так были поставлены, как вы рассказывали?.." (Щепкин. "Воспоминания". М., 1982 - С. 15).

Страстный почитатель Петра Великого, Зубков не мог выдержать такого, шел к доске и рисовал подробный план Полтавской битвы, доказывая свою правоту. Описывая так отрицательную черту характера учителя, его злоупотребление алкоголем, Щепкин, возможно, не замечая того, дает ему одновременно и положительную характеристику. Зубков отменно знал отечественную историю, был весьма образованным человеком.

Курские учителя стали и первыми курскими литераторами, издавшими ряд книг в созданной типографии Приказа общественного призрения.

В 1792 году появились первые пять книг; две из них представляли особый интерес. Учитель Иван Тимофеевич Васильев издал книгу "Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком". Книга была первенцем типографии. Амвросий Гиновский, архимандрит Знаменского монастыря, стал автором книги "История о городе Курске и чудотворной иконе Знамения". Чиновник Казенной палаты Пестов написал и издал оду "Скупость", и И. Золотницкий - "Оду графу Суворову". Подпоручик Василий Лобачевский издал оду в честь Александра Андреевича Беклешова, отметив таким образом добрые дела генерал-губернатора. Последние три книги стали первыми стихотворными сборниками курских авторов, написанных и изданных впервые на курской земле.

В последующие годы книгоиздательство было продолжено. В 1793 г. было выпущено 7 книг, в 1794 - 5, в 1795 - 6, а до 1805 года вышло всего 28 книг различной тематики, изрядный процент составляли поэтические сборники. Интерес вызвала книга "Торжество курских муз" (1794), в которой были напечатаны речи и оды курских учителей. Книгу заключил "Разговор о пользе наук" Михаила Лаврова, учителя Главного народного училища. По существу - это пьеса. Имена действующих лиц символичны: Здравосуд, Малодум, Правдолюб, Легкомысл. Понятно, какими характерами обладали эти персонажи. Между ними идет спор о пользе наук, дела, творчества. В конце пьесы Малодум и Легкомысл убедились в пользе наук и образования.

Не все книги, печатавшиеся в типографии, были оригинальными литературными произведениями. Были и переводные. Так, С. Зубков перевел с немецкого (оказывается, он был еще и полиглотом) книгу "Подробное изъяснение о колесах и водяных мельницах", а Е. Карнеев перевел с латинского сочинение Цицерона "Старший Катона".

Как видим, в годы первого курского книгоиздательства многое было сделано впервые. В дальнейшем курское книгопечатание угасло. При Александре I, видимо из-за боязни распространения печатной крамолы, книгопечатание в провинции было запрещено. В 1804 году в Курске были изданы две последние книги. Автором одной из них стал неутомимый С. Зубков, которому можно было присудить звание энциклопедиста, ведь написал он книгу по географии: "Краткое Историческое Обозрение открытия островов Португальцами, Испанцами, Англичанами, Голландцами, Французами, лежащих в пространнейшем Океане, сопредельных Азии и Америке, составляющих пятую часть земного шара".

Из чисто литературных книг отметим также "Оду на освящение Главного Народного училища", "Собрание сочинений на освящение Орловского Главного народного училища", "Стихотворение губернатору Харьковского наместничества Кишенскому", "Лошадиный охотник". Среди других изданий вызывают интерес книги губернатора С.Д. Бурнашева, лекаря Гассельквиста "Разговор отца с детищем".

Последняя вызвала неудовольствие Курской консистории. Весь тираж был конфискован и предан огню. Гассельквист пытался доказать, что его книга не противоречит Священному писанию, но все было тщетно. Ныне эта книга одна из самых величайших библиографических редкостей.

Так в 1795 году впервые в Курске книга была подвергнута цензуре и не только запрещена, но и уничтожена, видимо, полностью.

В 1798 году в Курск из Сум переехал Ипполит Федорович Богданович, автор знаменитой поэмы "Душенька", за которую его можно без натяжки назвать предтечей А.С. Пушкина. Неизвестно, общались ли курские литераторы той поры со знаменитым поэтом, но то, что он и его библиотека были открыты для всех, известно по многочисленным фактам.

Особенно это видно на примере его общения с юным Мишей Щепкиным, для которого он был "путеводителем по книгам". Дружил он и с губернатором А.М. Веревкиным, был принимаем во многих помещичьих семьях, т.е. был общительным и доступным человеком. Поэтому не исключено, что он мог встречаться со многими авторами курских книг.

В 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Богданович написал и послал в Петербург оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича", поставив дату 15 сентября 1801 года.

Император принял его сочинение, одобрил и пожаловал ему перстень. Возможно, И.Ф. Богданович хотел возвратиться в Петербург, но этого не произошло. В Петербург его не позвали. А 6 января 1803 года поэт скончался и был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище Курска.

Позднее, видимо, после 1800 г. в Знаменском монастыре Курска поселился князь Прокопий Васильевич Мещерский, весьма образованный и талантливый человек. К тому же он отличился и в военной службе, в 1798 году став генерал-лейтенантом, а на гражданской службе два года был С.-Петербургским губернатором. Он играл в театре, писал стихи. Известны его сочинения: "Ода его Императорскому Величеству Павлу I на победы…" и "Ода Императору Павлу I на начало XIX столетия". В Курске он сочинил сатирическую оду "На прибытие в Курск князя А.Б. Куракина". Возможно, что П.В. Мещерский имел общение с местными литераторами и оказывал на них свое влияние.

Почему вдруг в конце XVIII века в Курске, хотя и стихийно, образовался достаточно интересный литературный центр? Причин здесь несколько:

Курск стал губернским городом, что подняло планку художественной и общей культуры;

В Курске действовала типография, а это способствовало развитию творчества;

Несомненно, было влияние таких выдающихся людей русской культуры, как И.Ф. Богданович и П.В. Мещерский;

Важную роль сыграло и то, что в Главном народном училище подобрался замечательный состав учителей;

И еще одно: Курск был расположен на перекрестке дорог Юг - Север, Запад - Восток. Его посещали и жили в нем многие замечательные личности России. В Курском крае родились Голиков Иван Иванович и Шелихов Григорий Иванович. Оба увековечили себя делами архиважными для России. А среди побывавших в Курске в 18 в. были такие интересные личности, как князь И.М.Долгорукий, побывавший также и в Коренной пустыни, чиновник Иосиф Тукалевский, оставивший воспоминания о городе.

Особенный интерес вызывают и доныне воспоминания саратовского паломника Г.А.Скопина. Сербский общественный деятель Савва Текели осуществил путешествие по России в 1787-88 гг. в составе свиты Екатерины Второй. А вот академик Петербургской Академии наук В.Ф. Зуев путешествуя по России, оставил свои воспоминания в книге вышедшей в 1787 г.

Но период литературного всплеска был недолговечным. Причины упадка творчества были также понятны: закрытие типографии, смерть Богдановича и Мещерского. Указом от 16 сентября 1796 года в России были закрыты все частные типографии, а несколько позже и государственные периферийные. Цензура размещалась в Москве и Петербурге, а это весьма и весьма затрудняло издание книг в провинции. Не наездишься!

Книгоиздательство в Курске прекратилось почти на полстолетия.

Несомненно, что культурные события конца XVIII века подготовили в Курске дальнейшее развитие общества.

В семьях курян, и не только в дворянских, появились домашние библиотеки. Отметим среди них библиотеку купца А.П. Баушева, которой пользовались многие знаменитые впоследствии граждане города: Н.А. Полевой, Ф.А. Семенов. Имелись библиотеки при книжных магазинах купцов Дружининых, Кашкиных, Голиковых и других.

Курское купечество выдвинуло из своей среды настоящих подвижников литературы, интересных писателей, в числе которых - Иван Иванович Голиков, Николай и Ксенофонт Алексеевичи Полевые, их сестра Екатерина Алексеевна Авдеева.

В начале XIX века и курское дворянство благословило на литературное поприще ряд своих представителей. Из них наиболее значительным стал Владимир Федосеевич Раевский, уроженец села Хворостянки Новооскольского уезда. Раевские имели также дом в Курске, предположительно на углу Московской и Веселой, и Владимир Федосеевич неоднократно бывал в губернском центре. В Курске жил старший брат В.Ф. Раевского Андрей, талантливый поэт. В 1817 году он был избран в действительные члены "Вольного общества любителей словесных наук и художеств". К сожалению, талант Андрея Раевского не раскрылся по причине его ранней смерти. Он был похоронен в Курске. А.Раевскому принадлежат также "Воспоминания о походах 1813 и 14 годов", вышедшие в 1822 году в Москве.

В первой четверти XIX века с Курской губернией, так или иначе, были связаны несколько литераторов-декабристов: Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Паскевич, Н.Ф. Заикин, Е.Е. Лачинов, С.М. Степанов. Некоторые исследователи пытаются связать с этими именами развитие литературы в курском крае. Думаю, что такое суждение ошибочно, ибо они принадлежали к тайному обществу и не афишировали свою деятельность, в том числе и литературную. К тому же, их произведения в то время еще не печатались. Какого-либо влияния на развитие творческого литературного процесса в крае, они произвести не могли. Интересен лишь тот факт, что все они, как декабристы, были связаны с Курском и уездами Курской губернии.

Наталья Панкратова
«Наследие курских писателей, поэтов и художников» (Литературная гостиная)

"От того, как пройдет детство,

кто будет вести ребенка за руку в детские годы,

что вложат в разум и сердце – от этого будет завесить,

каким человеком станет сегодняшний малыш" В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст важный этап в формировании любви к потребности в чтении книг. С раннего возраста дети любят слушать то, что им читают взрослые : сказки, рассказы, стихотворения, загадки, небылицы, потешки. Дошкольник активно познает окружающий его миp, много нового ребенок узнает при чтении художественной литературы . Она производит на него чувственное воздействие, обогащает словарный запас и развивает речь. Прочитанное вызывает эмоциональный отклик, сочувствие, переживание, желание помочь героям произведения, потом обсуждается вместе со взрослыми и детьми, разыгрывается театрализованное представление, а свои впечатления от прочитанного дети отражают в рисунках. Ведущее средство педагогической работы с детьми – диалог, средством творческого развития детей, является способность воспитателя демонстрировать воспитанникам свое личное литературное предпочтение , художественный вкус и интеллектуальную активность.

Богат талантами курский край . С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей , поэтов , художников , композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели , поэты , художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека , композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск , вдохновляет наших современников на творчество.

Я считаю, что чтение произведений Курских писателей и поэтов сформирует у детей и родителей желание больше узнать о творчестве и вызовет чувство гоpдости за земляков.

Цель : Знакомство детей с творчеством Курских писателей , поэтов и художников .

Задачи :

1. Формировать интерес к жизни и творчеству писателей , поэтов и художников Курского края .

2. Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знакоместе с произведениями Курских писателей , поэтов и художников .

3. Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения стихотворений.

4. Способствовать развитию художественных способностей детей .

5. Поощрять желание детей и родителей, включать произведения Курских писателей в круг домашнего чтения.

Подготовительная работа :

Изучение литературы . Знакомство с творчеством и биографией писателей , поэтов и художников .

Постановка целей и задач.

- Консультация с родителями : «Знакомство детей с творчеством Курских авторов » .

- Беседа : «Поведение в общественных местах – библиотеке» .

- Экскурсия в детскую библиотеку.

- Экскурсия в Дмитриевский краеведческий музей им. Ф. Вангенгейма.

Подбор литературы , иллюстраций, портретов писателей и поэтов .

Оформление выставки художественной литературы в группе .

Создание «библиотеки» в группе.

Чтение фольклора, сказок Курской области (Медведь на липовой ноге)

- Чтение произведений : Е. И. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, В. М. Еськов, В. В. Королевой, О. А. Ефимовой. Заучивание стихотворений.

Беседы с детьми по прочитанному материалу.

Подготовка рисунков и оформление книги : «Волшебница зима» .

Помощь родителей в изготовлении кормушек для зимующих птиц.

Знакомство с творчеством А. Гайдара. Чтение «Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове» .

- Художественное творчество детей по прочитанным произведениям.

- Оформление альбома : «Моя малая Родина» .

Изготовление пригласительных открыток для гостей литературной гостиной .

Выставка детских работ по прочитанным произведениям «Мой любимый герой» .

- Оформление книги : «Волшебница зима» , альбома : «Моя малая Родина»

- Литературная гостиная - «Наследие курских писателей , поэтов и художников ».

Ход занятия:

Ведущая : Здравствуйте, уважаемые гости : родители, воспитатели, дети!

Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной . Гостиная от слова «гости » , и вы сегодня - наши дорогие гости .

Дети, знаете, ли вы, в какой области мы живем?

ДЕТИ : Мы живем в Курской области .

ВЕДУЩАЯ : Как называют жителей Курской области ?

ДЕТИ : Жителей Курской области называют куряне.

Ребенок :

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина-это

Наш Курский край .

ВЕДУЩАЯ : Дети, отгадайте загадку

Лишь наступит месяц май,

его слушай и мечтай (Соловей)

ВЕДУЩАЯ :

Да, это соловей. Наш курский соловей , маленькая, серенькая птичка, завораживающая переливами своих трелей. (Запись трелей соловья) .

ВЕДУЩАЯ : Дети, а как еще называют курян?

ДЕТИ : Курян еще называют курскими соловьями .

ВЕДУЩАЯ : Поэт Вячеслав Еськов очень любил слушать соловьев в своем любимом городе Курске .

Послушайте его стихотворение «Город Курск » .

«Город Курск »

Ты стоишь на двух холмах

Величаво, гордо, мирно.

Весь в церковных куполах

И в садах цветущих дивно.

Сквозь чудесные сады

Две речушки протекают :

«Тускарь» , «Сейм» , ещё пруды,

Соловьи там распевают.

Так поют, что стар и мал

Им, тихонько подпевает,

Потому весь мир курян

«Соловьями называет.

Красоту твою кругом,

Где б я ни был, не забуду…

Ты мой храм, родной мой дом,

Без тебя уж не смогу я.

Я люблю тебя всегда,

Город мой родной и милый!

Я с тобою навсегда,

Город Курск неповторимый !

(Вячеслав Еськов)

ВЕДУЩАЯ : Наш соловьиный край подарил миру многих талантливых людей. Послушайте отрывок из музыкального произведения.

Где вы его слышали, уважаемые родители, как называется, кто автор?

РОДИТЕЛИ : Это заставка программы «Время» , «Время вперед» -автор Г. Свиридов.

Наш земляк - великий композитор Г. Свиридов

ВЕДУЩАЯ : Да, эту музыку знают все.

ВЕДУЩАЯ : Исторически сложилось, что каждый регион обладал своим набором обычаев. Отличались обряды, характерные для разных губерний. У нас, в Курской губернии были популярны припевки, присказки, наигрыши.

И сейчас дети исполнят курские припевки .

Дети :

Эх, бей, Матвей, не жалей лаптей.

Старые побьются - новые сплетутся.

Эх, бей, приколачивай, туды- сюды поворачивай!

Эх, бил, приколачивал, туды- сюды поворачивал!

Эх, бей, топчи, прибивай - молчи!

Вда"рили, вда"рили, вдарили"!

Вре"зали, вре"зали, врезали"!

Есть у нас в деревне Тимоня,

Недотрога парень-тихоня

Он выступает так чинно,

Улыбнётся - солнца не видно!

А это известный художник Дейнека , и его картины «Осень» , «Цветущая яблоня» ,

«Эстафета» .

ВЕДУЩАЯ : К землякам мы относим и тех людей, которые не родились в нашем крае, но работали и творили здесь, и мы с гордостью называем их земляками. Они жили в разные исторические эпохи. Объединяет их одно – они беззаветно любили родную природу и творчеством прославляли свое Отечество. О некоторых из них мы сегодня расскажем.

ВЕДУЩАЯ : Уважаемые родители, а можете ли вы сказать, кто еще черпал вдохновение на просторах Курского соловьиного края ?

РОДИТЕЛЬ рассказывает :

Егор Иванович Полянский родился в 1932 году в селе Шилово Тульской области, но его детство прошло в городе Курске , поэтому он говорил : «Считаю себя коренным курянином» . Начал писать для детей случайно . Однажды ребята попросили сочинить что-нибудь для них. Егор Иванович написал сказку «Петя и Дед Мороз» , поэму «Я и Колька» , стихотворение «Вовкин сон» .

Дети рассказывают стихотворение Егора Полянского по ролям «Что белее молока» .

"Что белее молока"

Ребенок 1 : Что белее молока?

Ребенок 2 : Может в небе облака?

Луговая кашка?

Нежная ромашка?

Может мел, а может снег,

Может зайца зимний мех?

Ребенок 1 : Нет не мел, не мех, не снег

Молоко белее всех!

А еще белее всех

Белозубый детский смех.

Ребенок 2 : Отчего?

ВМЕСТЕ : Наверняка от парного молока.

ВЕДУЩАЯ : А сейчас мы расскажем еще одно стихотворение Егора Полянского «Делёжка»

Яблок в блюде ровно пять,

К ним братишка тянется.

Если три братишке дать,

Мне лишь два останется.

Одному не справиться :

Если два братишке дать,

То опять неравенство.

Я не знаю, почему

Мой братишка сердится.

Лучше все отдам ему –

Пусть он сам поделится!

ВЕДУЩАЯ : Дети, давайте мы поможем поделить яблоки с братом. (Ответы детей) . Спасибо за хорошее стихотворение и очень веселое.

ВЕДУЩАЯ : Дети, а еще со стихотворениями Е. Полянского можно поиграть в нашу любимую игру «Доскажи словечко» .

«Про Алису»

У меня живет не крыса,

Не хомяк, не птица дрозд-

Кошка белая Алиса

У нее пушистый … (хвост)

«Про обезьяну»

Знают все, что обезьяны

Любят, есть одни … (бананы)

Я пойду у обезьян,

Попрошу себе … (банан) .

«Про кота»

Рыжий, рыжий, рыжий кот,

Ходит задом наперед.

Потому что этот кот,

Любит груши и … (компот)

ВЕДУЩАЯ : А сейчас расскажем о детском писателе , художнике- иллюстраторе , композиторе, авторе и исполнителе собственных песен Ефимовой Оксане Алексеевне.

Родитель рассказывает : Оксана Алексеевна родилась в г. Курске . Она издала для детей дразнилки для проказников с иллюстрациями,

«Сережкины истории» - стихи для детей. Книги для детей с рисунками автора включены в антологию детской литературы международного издательства Э. РА.

Ребенок читает стихотворение

«Я солдат»

Мне купили автомат.

Значит я теперь солдат!

Охраняю все на свете,

Охраняя всех подряд.

Охранял я нашу кошку,

Чтоб не прыгала в окно,

Только кошка из окошка

Убежала все равно!

ВЕДУЩАЯ : читает отрывок из сказки «Мальчиш-Кибальчиш» .

Дети, послушайте отрывок и скажите, как называется произведение и кто автор?

Вы спросите, буржуины : «Нет ли у Красной Армии военного секрета?» .

И пусть он расскажет секрет.

Нет ли у наших рабочих чужой помощи?

И пусть он расскажет, откуда помощь.

Нет ли тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому, как у вас крикнут, так у нас откликнуться.

Что у вас скажут, над тем у нас задумаются.

Нет, главный буржуин, не открыл он нам Военной тайны. Рассмеялся нам в лицо.

ВЕДУЩАЯ : Дети, вы узнали из какого произведения этот отрывок и кто автор?

ДЕТИ : Это сказка о Мальшише-Кибальчише и его твердом слове. Написал ее Аркадий Гайдар .

Аркадий Петрович Голиков (Аркадий Гайдар) родился в городе Льгове Курской области в 1904 году . Военная служба писателя отражает его биографию. В 17 лет он был курсантом , затем командиром полка. Он стал самым молодым полководцем. Поэтический дар появился у него с детства. Уйдя с военной службы, он начал писать . Гайдар говорил : «Лучший мой читатель – дети, этого читателя я люблю. Я понимаю его и сравниваю с таким же подростком каким был сам».

Дети, скажите, какие рассказы Гайдара вы знаете?

ДЕТИ : «Чук и Гек» , «Голубая чашка» , «Поход» , «Мальчиш-Кибальчиш» .

ВЕДУЩАЯ :

Дети, отгадайте загадку :

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

ВЕДУЩАЯ :О ком эта загадка. Правильно, о еже. Скажите, в каком рассказе и какого автора мы встречались с этим животным. (Рассказ «Хитрюга» ).

А почему его так назвали?

Евгений Иванович Носов родился в деревне Толмачево под Курском в 1925 году . Со школьной скамьи он ушел на фронт, был ранен. В госпитале начал писать рассказы .

Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить и дарили радость.

Скажите, дети, какие рассказы Е. Носова вы знаете?

(«Хитрюга» , «Тридцать зерен» , «Живое пламя» , «Белый гусь» )

(Дети рассказывают о своих рисунках по произведениям Е. Носова.)

ВЕДУЩАЯ : Дети, Евгений Иванович Носов, был не только писателем , но еще очень любил рисовать, и был прекрасным художником .

Носов говорил : «Природу нельзя трогать руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, пыльце на крыльях бабочки, ею можно только любоваться. Тронул – и все пропало».

ВЕДУЩАЯ : Дети, а сейчас мы поиграем с вами в игру Курской области «Пчелки»

Пчелки, пчелки – жальца, иголки,

Серые, малые крылышки алые

(Мальчики идут по кругу. Девочки сидят в кругу)

По полю летают, к цветкам припадают

Медок собирают, в колоду таскают.

Ж – ж – ж

(Дети разбегаются по залу. Девочки – пчелки "салят" мальчиков – цветочки. Мальчики замирают на месте.)

ВЕДУЩАЯ : Знакомство с творчеством М. В. Малец. Марина Владимировна родилась в с. Павловка Конышевского района. М. В. Малец издала три книги для детей : «Веселые звуки для серьезной науки» , «Чудеса» , «Сказочная карусель» .

«Айболит»

Наша Дуня – «Айболит» .

У кого что заболит-

Дуня рядом, Дуня – вот,

Есть и вата, есть и йод.

Ящерка, колючий ежик,

Даже юркая змея!

Всем она сейчас поможет.

Для нее они – друзья!

«Повара» .

Мы сегодня повара,

Пирожки печем с утра.

С мясом, рисом и тунцом,

С сыром, творогом, яйцом,

С кашей, гречкой и картошкой

И с капустою – немножко.

Позвонили мы друзьям :

Приходите в гости к нам !

ВЕДУЩАЯ : Дети, скажите, как называется наш город? (Дмитриев) .

Наш город небольшой, но мы его очень любим. Дмитриев находится на правобережье реки Свапы.

ВЕДУЩАЯ : Известный курский археолог Юрий Липкинг так отзывался о Свапе :

«Долина этой реки очень живописна,

Ия лично не знаю туристического маршрута заманчивее,

чем по Свапе от истока до устья»

Городок наш совсем небольшой

У красивой речушки Свапы.

Где б я не был, с сыновей душой

Не уйти от тебя, не забыть.

Ах, Свапа, неказистая речка,

Забран в плен я навеки тобой,

Где березовой желтой листвой

Лес октябрь освещает, как свечкой.

ВЕДУЩАЯ : Наша Дмитриевская земля богата талантами. В нашем городе есть музей, в котором выставляются работы наших земляков художников А . М. Любимова, С. С. Бойма, Л. П. Крохина.

А. М. Любимов родился в 1879 году в с. Пальцево Дмитриевского уезда. Александр с детства увлекся живописью. Картины А. М. Любимова нашли свое место в Государственной Третьяковской Галерее, музеях Санкт- Петербурга, Тбилиси, Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки. Дочь Александра Михайловича передала Дмитриевскому краеведческому музею бесценный дар – более 70 творческих работ художника . Тем самым своими работами художник возвратился в свой край. (картины А. М. Любимова) .

РОДИТЕЛЬ рассказывает о Леониде Петровиче Крохине – художнике .

Леонид Петрович родился в 1928 году в г. Брянске. Во время войны вместе с семьей был эвакуирован в г. Дмитриев.

В 1984 году была открыта первая выставка работ талантливого земляка в краеведческом музее. В дальнейшем Л. П. Крохин неоднократно организовывал свои персональные выставки не только в Дмитриеве, но и Курске , и в Москве.

Итогом всеобщего признания таланта Л. П. Крохина стало присвоение ему в 1989 году звания «Почетный гражданин города Дмитриева» .

(Показ картин Л. П. Крохина)

ВЕДУЩАЯ : Родную природу в своих произведениях воспевали и воспевают не только художники , но и поэты . А их на Дмитриевской земле немало. Это Владимир Арбузов, Леонид Большаков, Ольга Кондратова, Владимир Грибиниченко, Лев Платонов, Татьяна Нестерова и мн. др. В их стихах чувствуется море неисчерпаемой любви ко всему живому, первородному, подлинному. Любовь к своему краю, тонкое понимание и слияние с природой, не оставляют читателей равнодушными.

Прикоснитесь к творчеству наших земляков и послушайте их стихи.

РОДИТЕЛИ читают стихи.

Владимир Грибиниченко.

Здравствуй, девица-весна! За селом чета берез

С птичьей звонкой песней Снова молодеет.

Вдохновеньем ты полна Куст черемухи подрос,

Каждым днем чудесней. Скоро цвет созреет.

В синеве шатра небес На усадьбе двух скворцов

Говор журавлиный Приютил скворечник.

Будит свой знакомый лес, Новоселью петь готов

Путь кончает длинный. День и ночь предвестник.

Речка ищет берега. Пробудись теперь ледник,

Паводок спадает. В дверь весна к нам ломит.

Из холмов сошли снега, День становится велик,

Зелень проглядает. Он весь год нас кормит.

Заяц в страхе мокрый весь

Мечется по полю,

Видно лис пошкодил здесь,

Выбравшись на волю.

Татьяна Нестерова.

О Дмитриеве.

Дмитриев. Окраина. Смеркается.

Белая акация цветет.

Птицы не поют, а заливаются,

Воздух пахнет, как душистый мед.

Выйду на пригорок – будто веером

Разнотравье майское встает,

Над ромашкой белою, над клевером

Бабочек бесшумный перелет.

Все здесь дорого. И как иначе

Быть должно? Ведь сколько лет и дней

Жили бабушка с прабабушкой на Дачной –

Тихой, светлой улице моей.

Дмитриев. Окраина. Стемнеет.

И роса на травы упадет.

Ничего на свете нет милее,

Пусть за годом год вся жизнь пройдет.

Лев Платонов.

На берегу Свапы.

Слетает иней с тополей,

Кружа метелью реденькой.

Стоит сосна,

А там, за ней,

Зашла в сугроб, а силы нет,

Березка бабкой седенькой.

Не выйти – ноги квелые!

Хоть рядом протоптала след

Гурьба ребят веселая.

Стою. Смотрю.

Мне хорошо.

Чарует даль морозная.

Не потому ль течет со щек

Улыбка несерьезная.

Не потому ли у реки,

За вязью красноталовой.

В снега присели три ольхи,

Как путники усталые.

А вечером над осокой,

Над заводью далекою

Плывет совсем недалеко

Луна арбузощекая.

А сумрак кутает поля,

Снега в сутемах плавятся; -

Моя любимая земля.

Моя Свапа – красавица!

Леонид Большаков.

Песня о родном крае.

Зеленый соловьиный май.

Согретая теплом земля.

Как чуден милый Курский край ,

Когда звенит весна в полях.

Здесь каждый плес реки знаком,

Исхожены здесь мной леса.

Здесь Курский край , здесь отчий дом,

Здесь сердцу милая краса.

Люблю тебя, люблю, мой край родной –

И не ищу красы иной.

Тебе любовь и силы отдаю.

Всего себя, всю жизнь свою.

Тропинка по крутым холмам

В рассветную уводит даль –

Туда, в разлив лугов, а там

Кленком блестит речная сталь.

Здесь я узнал любовь и боль,

Твои миры душой впитал.

Мой милый край – ты жизни соль.

Моей судьбой и счастьем стал.

РОДИТЕЛЬ рассказывает : Среди наших земляков, воспевающих красоту родной земли в своих стихах, есть человек, который работает у нас в музее. Это Томилина Надежда Александровна. Послушайте, что она пишет о своей малой родине.

Люблю мой город тихий и уютный.

Здесь лето теплое и добрая зима.

Свапы зеленый берег чудный,

Четвертый мост, старинные дома.

В названьях улиц отражается история,

Героев подвиги, события в стране.

С любым из вас могу поспорить я –

Мой город самый лучший на Земле!

Почувствуйте красоту, восторгайтесь ею! Пусть в ваших сердцах и в памяти сохранятся образы, в которых воплощается любовь к родной земле, к России.

Ты мне дорог, мой край,

Устоявший от гроз,

Я люблю, твои дали степные.

Всю Россию родную люблю я до слез,

А мой край – это трижды Россия!

ВЕДУЩАЯ : Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей родного края. Широко известны в нашей стране и за рубежом уроженцы земли Курской , писатели и поэты : Гайдар и Воробьёв, Фет и Носов, Малыхин и Конорев, Золотарёв и Анпилогов. И сегодня в нашем крае живут и творят писатели и поэты . Все они – это наследие земли Курской . Нам есть чем гордиться!

И нам хочется завершить нашу литературную гостиную следующими словами .

РОДИТЕЛЬ рассказывает :

О, Курский край , ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля !

Уважаемые гости ! Наша литературная гостиная закрывается . Я приглашаю вас на чаепитие

Классный час: Поэты и писатели земли Курской

Учитель: Полякова Н. Н. МБОУ «СОШ№4 г. Щигры Курской области»

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов родного края.

    Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины.

    Прививать любовь к родному краю.

Ведущий 1: Гимн родной земле

Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга! –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

Молился за нас Феодосий Печерский,

И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца Людские

не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков... - таланты курян.

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля! –

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля...

Как больно!.. И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

В веках тебе расти и процветать,

Сильней и краше будь!

И Коренная Божья Мать

Нам освещает путь!

Здесь Сейм и Тускарь, здесь родимый дом,

Мы не изменим курс:

Отвагой ратной и трудом

России дорог Курск!

Где так поют соловьи!

Святая отчая земля!

Ты в сердце, город нашей любви,

Где так поют соловьи!

Геройский край! Над нами ясный свет!

Салют в честь гордых лет, победных лет!

Наш древний Курск, тебе земной поклон,

Святая отчая земля! (слайд 2)

Богат талантами курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск вдохновляет наших современников на творчество.Давайте же познакомимся с этими славными сынами нашей малой Родины.

Чтец : «Вновь погостил у Фета я…»

С хорошим настроением светлым.

У пруда мыслил, отдыхал.

На небе млела синева,

Рукой бородку поправлял

А парк чудесный был приветным.

Стихи душевно сочинял...

Старинный дом направил взгляд.

Минуло. Кануло в лета,

На поле, Тускарь и на пруд.

Тех давних дней его пора.

Усадьбу видеть эту рад.

Людская память всё жива

Ведь стариною веет тут.

И помнит прошлые года...

В июльский день луга в цветах.

Живёт в усадьбе тишина,

Стоят с улыбкой в буйстве травы.

А мы, потомки, помним Фета.

Давно в окружных здесь местах

Храним в душе слова стиха.

Паслись стада, овец отары.

Гордимся именем поэта.

Представил я: Как Фет гулял.

Владимир Михайлов (слайд 3)

Ведущий 2 : Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где вскоре Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. (слайд 4)

Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству. (слайд 5)

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. (слайд 6)

В 1881 г. Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений: "Вечерние огни" и переводы Горация, Овидия, Виргилия; перевод обеих частей "Фауста" Гете; написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

(слайд 7)

Чтец: « Туманное утро»

Как первый золотистый луч, И как у розы молодой,

Меж белых гор и сизых туч Рождённой раннею зарёй,

Скользит уступами вершин Когда ещё палящих крыл

На темя башен и руин, Полудня ветер не раскрыл

Когда в долинах, полной мглой, И влажный вздох туман ночной

Туман недвижим голубой, Меж небом делит и землёй,

Пусть твой восторг во мглу сердец Росинка катится с листа, -

Такой кидает свет, певец! Пусть будет песнь твоя чиста.

(слайд 8)

Чтец: «Весенний дождь»
Еще светло перед окном, А уж от неба до земли,
В разрывы облака солнце блещет, Качаясь, движется завеса,
И воробей своим крылом, И будто в золотой пыли
В песке купается, трепещет. Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит . (слайд 9)

Чтец: «Цветы»

В кустах малиновки звенят, Плодов румяных семена.

И с побелевших яблонь сада Сестра цветов, подруга розы,

Струится сладкий аромат. Очами в очи мне взгляни,

Цветы глядят с тоской влюблённой, Навей живительные грёзы

Безгрешно чисты, как весна, И в сердце песню зарони.

Ведущий 3: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик

Родился 9 января (22 января н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляпляво, Гайдар погиб в схватке с фашистами. (слайды 11-14)

Ведущий 4: Воробьёв, Константин Дмитриевич - советский писатель - фронтовик, представитель Великой плеяды лейтенантской прозы. Родился 24 сентября 1919 года в Курской области.Семья была многодетной - у Воробьёва было 5 сестер и брат. Начал работать в сельском магазине, где платили хлебом, в 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти. Окончил сельскую школу, учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева» и, опасаясь доносов, уехал к сестре в Москву. В октябре 1938 года был призван в Красную Армию. Служил в Белорусском военном округе. Работал в армейской газете «Призыв». По окончании службы в декабре 1940 года работал литературным сотрудником газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. В 1946 году рукопись повести была предложена журналу «Новый мир», но публикация её не состоялась. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой Ленинградского Государственного педагогического института Ириной Владимировной Соколовой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.С 1947 года жил в Вильнюсе. Сменил много профессий. Был грузчиком, шофёром, киномехаником, конторщиком, заведовал магазином промышленных товаров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва». Был заведующим отделом литературы и искусства. В Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник» (1956) и последующие сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960) и другие.После тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) умер в 1975 году. На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска (улица Вяркю, 1). В 1994 году посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.В 2001 году Константину Воробьеву посмертно присуждена Премия Александра Солженицына.

(слайды 15-)

Ведущий 5: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного мастерового, кузнец.Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.