В словаре приводятся около 200 терминов и понятий, а также наиболее распространенных методик психодиагностики, которые широко используются ныне в профессиональномотборе и расстановке кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования социального поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях. Особую актуальность приобретает широкое внедрение психодиагностических методов в сферу образования. Для психологов, медиков, специалистов по профотбору и профориентации, педагогов, всех интересующихся вопросами исследования индивидуально-психологических качеств человека.

Издательство: "Наукова думка" (1989)

Формат: 70x90/16, 200 стр.

ISBN: 5-12-000482-2

Купить за 630 руб на Озоне

См. также в других словарях:

    Психодиагностика - (от греч. ψυχή душа, и греч. διαγνωστικός способный распознавать) отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Содержание … Википедия

    Бурлачук, Леонид Фокич - Леонид Фокич Бурлачук Леонид Фокич Бурлачук Дата рождения … Википедия

    Идиографический подход - (от др. греч. ἴδιος своеобразный + γράφω пишу) поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных… … Википедия

    Бурлачук, Леонид Фокич - (1947 г.р.) Украинский психолог. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член корреспондент АПН Украины (1992). Окончил Киевский университет имени Т. Шевченко (1970), в котором начал преподавательскую деятельность. С 1992 г. – … Кто есть кто в российской психологии

    Соционика - П Необходимо освещение с ра … Википедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …

    аффект - Кратковременная, бурно протекающая, положительно или отрицательно окрашенная эмоциональная психогенная реакция. В качестве аффективной разрядки пациенты чаще совершают суицидальные, нежели агрессивные, действия. Смотри также: Импульсивное… … Большая психологическая энциклопедия

    феноменология - Этимология. Происходит от греч. phainomenon являющееся + logos учение. Категория. Методологическая позиция. Специфика. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме… … Большая психологическая энциклопедия

    Шизофрения - У этого термина существуют и другие значения, см. Шизофрения (значения). Эта статья о психотическом расстройстве (или группе расстройств). О его стёртых формах см. шизотипическое расстройство; о расстройстве личности… … Википедия


Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.

Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Исследование личности в клинической психологии

На основе метода Роршаха.

Обобщены результаты одного из первых в нашей стране исследований, посвященного проблеме изучения личности проективным методом Роршаха.

Особое внимание уделено критическому анализу зарубежных теорий о проекции и ее механизме, а также вопросам теоретического обоснования проективных методов.

В монографии содержится одно из наиболее полных в отечественной литературе описаний метода Роршаха, рассмотрены вопросы, связанные с изучением валидности и надежности этого метода.

Основы психотерапии

Данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика» признано одним из лучших среди поданных на конкурс, организованный Международным Фондом «Возрождение» в рамках программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине».

Психодиагностика: учебник для вузов

В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

Психология жизненных ситуаций

В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, а также некоторые распространенные ситуации, встречающиеся на жизненном пути личности.

Поведение рассматривается как результат личностно-ситуационного взаимодействия. Предлагается классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях.

Психотерапия. Учебник для ВУЗов

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Прогноз психологический - конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого психологического феномена(нов) в будущем на основании диагноза психологического.

Проблема П. п. является одной из наиболее сложных и дискуссионных в психодиагностике. Прогноз не может быть осуществлен исключительно на основе результатов теста (тестов) не только в силу их известной ограниченности, но и потому, что данные тестирования должны быть дополнены релевантными прогностической задаче сведениями (напр., особенностями социальной среды индивидуума, его доминирующими интересами и установками и т. п.).

В 50-х гг. прошлого века американский психолог Пол Мил (Meehl, 1954, 1956) начал дискуссию об эффективности двух основных видов прогноза - клинического и статистического. Он представил, на первый взгляд, убедительные доказательства того, что статистическая обработка результатов теста ведет к более точному прогнозу, чем их клиническая интерпретация. Клинические прогнозы предполагают сложный дедуктивный процесс, в ходе которого психологи используют свою специальную подготовку и клинический опыт для интеграции и интерпретации результатов психологических тестов. Статистические прогнозы основываются на применении математических расчетов, соответствующих статистических таблиц и т. п. Если есть эмпирические данные о том, что некоторые тестовые показатели прогнозируют определенное поведение, то «интерпретация» требует только сопоставления с ними полученных результатов.

На протяжении многих лет проводятся исследования для разрешения спора об эффективности клинического и статистического прогноза. Схема этих исследований проста. Напр., группе клинических психологов дают результаты тестирования и просят сделать прогноз, основываясь на клинической интерпретации этих результатов. Те же самые результаты подвергаются статистической обработке, и прогноз уже основывается на эмпирических данных. Затем эти два вида прогноза сопоставляются и выявляется более точный. После многих лет таких исследований мнение Мила в основном подтвердилось. В тех случаях, когда существуют подходящие статистические данные, клиническая интерпретация не обязательна. Однако нужно хорошо помнить, что статистический прогноз правилен настолько, насколько правильны эмпирические доказательства, на которых он основан.

Некоторые исследователи утверждают, что поиск противоречий между статистическими и клиническими прогнозами неуместен, потому что оба подхода недостаточно точны. Они считают, что самые точные прогнозы могут быть основаны только на анализе прошлого поведения человека. Напр., одно из исследований продемонстрировало, что несколько клинических психологов на основе тестирования 100 заключенных смогли прогнозировать с 30-процентной точностью, кто из них вновь совершит преступление после освобождения. Статистический метод был применен к тем же самым результатам тестирования, но точность при этом возросла до 40%. Но известно, что освобожденные заключенные возвращаются к преступной деятельности примерно в 60-70% случаев. Таким образом, не предусматривающий тестирования элементарный прогноз о том, что все заключенные возвратятся к своей преступной жизни, будет верен с точностью до 60%. Такой способ прогнозирования дешевле и быстрее, чем любая клиническая или статистическая оценка.

Однако точность прогноза - это еще далеко не все. Также необходимо учитывать т. н. базовый уровень (см. Валидность инкрементная). Напр., если в определенном отделении больницы содержится 90% больных шизофренией, то тест, который выявляет признаки данного заболевания, не будет полезен, так как базовый уровень шизофрении очень высокий.

Сегодня очевидно, что наиболее эффективным путем решения прогностических задач является сочетание клинического и статистического подходов.

9))) Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.

Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или "нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической "анормальности" (или "ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории ("нормы")

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма . В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным.

Тестовая норма - это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.

Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения. Этот график показывает какие значение первичных показателей входят в зону средних значений т.е. в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности.

В предлагаемом читателю третьем издании "Словаря-справочника по психодиагностике" по сравнению с предшествующими заметно возросло количество описываемых отечественных и зарубежных психодиагностических инструментов. Каждое описание методики опирается на разработанную автором систему классификации и достаточно информативно. Значительная часть статей посвящена понятийному аппарату науки об измерении индивидуально-психологических особенностей личности. Нашли отражение методики и тесты сравнительно недавно заявившего о себе такого направления психодиагностики, как позитивная психологическая оценка. Читатель также получил возможность познакомиться с обычно трудно доступными сведениями о жизни и деятельности ученых в области психодиагностики. Все статьи основываются на новейших литературных данных о тестах, их особенностях, развитии и сферах применения.

3-е издание.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Словарь-справочник по психодиагностике" Бурлачук Леонид Фокич бесплатно и без регистрации в формате djvu, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.


СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Санкт-Петербург
Москва Харьков Минск 1999
Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов Словарь-справочник по психодиагностике
издание 2-е,переработанное, дополненное Серия
Главный редактор Заведующий редакцией Редактор
Художественный редактор Корректоры
Оригинал-макет подготовили
S. Усманов М. Чураков Н. Мигаловская В. Королева Л. Комарова, Н. Солнцева, Н.
Викторова Н. Мигаловская, М. Лебедева
Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.: (Серия
Эта книга содержит в себе наиболее полный обзор всех психодиагностических методик,
существующих в мире и используемых профессиональными психологами. Здесь вы
найдете информацию о разработчиках того или иного теста, времени его создания,
структуре, характеристиках и сведения о применении. Вы получите представление о
многообразии стимульного материала (образцы которого приведены в книге), о
математическом аппарате, применяемом в психодиагностике. Первое издание
вышло в 1989 году и стало настольной книгой для всех психологов,
которым удалось его приобрести. Вниманию читателей предлагается переработанное и
существенно расширенное издание этого труда.
c Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1998 c Серия, оформление. Издательство,
1999
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-336-4
Илл.пелы.-TBO . 196105, С.-] lerepfiypi, ул. Благодатная, 67. Лицензия -IP Ns
065361) от 20.08.97. Подписано в in.-4.ni> 28.01.99. Форм.п 70Х11)0 ,". Усл. п. л. 42.9.
]1еч;пь офсетная. Дон. тираж 10000 экз. Заказ № 388. О; печатано с фоюфпрм и ГШ!
Чкаловскии пр.. 15.
Предисловие
Прошло десять лет с момента появления на книжном рынке хологической диагностике>. Сегодня с высоты прошедших лет можно с удовлетворением
сказать, что книга нашла своего читателя, не осталась незамеченной в психологической
науке. Более того, несмотря на неумолимое время, по-прежнему
лежит на рабочих столах психологов-практиков, в него нередко заглядывают профессора и
студенты. Авторы хорошо понимают, что успех написанной ими книги отчасти объясняется
популярностью справочной литературы, особенно в области психологии, которая до сих
пор не имеет таких словарей и энциклопедий, которыми располагают наши коллеги за
рубежом. Отдавая себе отчет в том, какое место занимает справочная литература в нашей
психологической науке, мы тем не менее немалую долю популярности этой книги склонны
рассматривать как следствие тех усилий, которые были предприняты нами при работе над
ней.
Сейчас на суд Читателя выносится второе издание. Необходи-
мость этого издания обусловлена прежде всего тем, что в психодиагностике, как и в любой
другой науке, помимо истин и до поры до времени незыблемых положений, по-
являются и развиваются новые идеи, пополняется арсенал методик познания
человеческой индивидуальности. Надо признать и то, что в первом издании не были
отражены (или отражены неполно) некоторые из уже вошедших к тому времени в мировую
психодиагностику методик и понятий. Несмотря на желание авторов возможно полно
представить Читателю все то, из чего складывается современная психодиагностика, это
остается нашей сверхзадачей, а поэтому, завершив работу над вторым изданием, мы
думаем о третьем.
В новом издании заметно больше места, чем в предыдущем, от-
ведено психодиагностическим методикам, разработанным психологами СНГ. Расширен со-
став зарубежных тестов, введены новые статьи, позволяющие более полно представить
категориально-понятийный аппарат психологической диагностики. Внесены уточнения и до-
полнения в то, что публиковалось ранее. Идя навстречу пожеланиям Читателей, приложе-
ние к словарю-справочнику дополнено сведениями о квалификационных требованиях,
предъявляемых к специалистам по психодиагностике за рубежом.
Авторы считают своим приятным долгом выразить искреннюю признательность тем уче-
ным и организациям, участие которых позволило осуществить работу над новым изданием
словаря-справочника. В первую очередь это относится к глубокоуважаемым коллегам, про-
фессорам Paulette Van Oost, Ina Van Bercke-laer-Onnes я William Yule, которые предоста-
вили возможность работать в их научных подразделениях и лабораториях, а также библио-
теках Гентского (Бельгия), Лейденского (Голландия) и Лондонского университетов, оказы-
вали всяческую помощь и поддержку. Давние и плодотворные контакты с Институтом
психологии Мюнхенского университета, прежде всего в лице его академического директора
Werner Shuboe, в немалой мере обеспечили научное пространство и физическое время,
необходимое для работы над словарем-справочником. Мы также искренне благодарны за
помощь профессору Jerry Gamache (Сан-Августин, США) и Елене Коржовой (Россия,
Санкт-Петербург), которые внесли свой вклад в содержание этой книги. Особую
признательность мы хотим выразить сотрудникам Издательского дома, всем тем,
благодаря благожелательному вниманию которых эта книга увидела свет.
Л. Бурлачук, С. Морозов. Киев, март 1998 г.
Авторы будут признательны за все замечания и пожелания читателей. Наш Web-сайт:
http:/ /www. ln.com.ua/-psydiag
Список принятых сокращений и условных обозначений
- например
- сотрудники
- точка зрения
- так называемый
- тысяча
- коэффициент асимметрии
- сумма квадратов отклонений от среднего арифметического (девиата), индекс
дискриминации
- среднее абсолютное (линейное) отклонение
- доверительный интервал коэффициента надежности
- показатель эксцесса
- критерий Фишера
- порядковый номер переменной, величина классового интервала
- число степеней свободы
- медиана
- мода
- объем генеральной совокупности
- объем выборочной совокупности, ширина интервала группирования признаков
- вероятность событий, уровень доверительной вероятности
- процентиль
- абсолютная или относительная частота отдельных переменных в совокупности
- теоретически ожидаемые частоты
- частоты вариант в корреляционной таблице
- коэффициент четырехклеточной ассоциации (по Юлу)
- доля 1 - р переменных в выборке
- коэффициент надежности части теста
- коэффициент надежности теста
ry - коэффициент корреляции между
признаками
г.;, - точечный бисериальный коэффициент корреляции г, - коэффициент ранговой
корреляции (по Спирмену) phi V - четырехпольный коэффициент
корреляции
r - бисериальный коэффициент корреляции
S - среднее квадратическое отклонение (для выборки) S - средний квадрат
отклонений, выборочная дисперсия (- критерий Стьюдента U - ордината нормальной
кривой U т - индекс трудности тестовых заданий
V- коэффициент вариации w - число вариантов ответов на тестовое задание
X, Y, Z - переменные величины, признаки х, у, г - числовые значения варьирующих
признаков ~х - средняя арифметическая суммы
переменных выборки z - нормированное отклонение а - уровень значимости Д -
уровень точности измерения в долях от х выборки г) - корреляционное отношение Q -
среднее кубическое Z - знак суммирования ст - стандартное отклонение ст", m -
стандартная ошибка измерений т - коэффициент корреляции ранговой (по Кендаллу) X2
- критерий согласия Пирсона
А
АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - совокупность приемов получения данных
психологического анамнеза - сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути
индивида, отношении к прожитому и особенностях антиципации. Сбор данных
психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и
особенностях формирования его личности, является обязательным элементом
психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст,
профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе,
состояние здоровья, близкие родственники и т. п.) используются беседа, анкета,
специальные методики (напр., опросники биографические). Наряду с перечисленными
средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з.
временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и
окружающим, оценок прошлых лет и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности.
Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного
повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных
событий и совмещением с ними описаний психического состояния или динамики течения
болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной
ретроспективы можно существенно облегчить специальными приемами. Один из них -
прием, описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагают
начертить горизонтальный отрезок прямой, где крайние точки обозначают рождение и
завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обознача-
ющую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение полученных отрезков
отвечало ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей
моменту обследования и последующей жизни. На отрезках, представляющих прожитую и
оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или
ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый может также наметить условные
АДА-------------------
жизнью> (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т.н.
дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть
использована в качестве отправной точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
100%
\

3
А
t ?.
5
б
S

-
I
7
V,

О 5 10 15 20 25 303540455060 7075
Рис. 1. Схематическая автобиография
/ - рождение; 2 - переезд в город, в котором живет по сей день; 3 - развод родителей; 4
- знакомство с будущим мужем; 5 - смерть отца; б - смерть матери;
7 - болезнь мужа; - усыновление ребенка; 9 - рождение внука; 10 - предполагаемое
время смерти
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с
помощью приема (К. Лейнер, 1970; П. Ржи-чан, 1983). Прием
может состоять, например, во в свой воображаемый образ в старости с
подведением итогов. Другой из возможных вариантов - времени> (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом на 10 лет и т. д.)
Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования
вопросами: навещающими Вас детьми?> и т. п.
АДАПТАЦИЯ ТЕСТА (лат. adaptatio -
приспособление)- комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых
условиях его применения.
В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация
зарубежных тестов.
Можно выделить следующие основные этапы А. т.:
- анализ исходных теоретических положений автора теста;
- перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной
оценкой соответствия оригиналу;
- проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответствии с
психометрическими требованиями;
- стандартизация теста на соответствующих выборках.
Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также
вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для
исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами
разных стран.
Лингвистический аспект А. т. означает приспособление его лексики и грамматики к
возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для
обследования, учет конно-тативного значения языковых единиц и категорий. Не меньшие
сложности связаны с социокультурными различиями. Отражающимся в языке
особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и
невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая А. т. во многих
случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики.
В 60-70-х гг. А. т. в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу
той или иной зарубежной методики, в лучшем случае ограничиваясь построением
нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические
АЙЗ
концепции авторов тестов не анализировали, данные об их надежности и валидности
принимали за истинные. Затем, в 80-е гг., вопросы адаптации различных зарубежных
тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов, а позднее -
психологов СНГ. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А.
Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987, Л. Ф. Бурлачук, 1993 и
др.). Требования, предъявляемые к А. т., предполагают высокую профессиональную
культуру психолога, широкое использование специальных технических приемов, в том
числе на основе современной вычислительной техники.
АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ - серия опросников личностных. Предназначены
для диагностики нейротизма,экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработаны Г.
Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению лич-
ности.
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к
жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная
классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в
которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические рас-
стройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у
нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и
других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить
существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и
психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как
они представлены в последних публикациях Г. Айзенка).
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от
.
1