Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Подготовительная группа

Тема : «Йотированные гласные »

Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Задачи :

Образовательная :

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитательная :

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Методы :

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

Технологии :

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть.

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

Физминутка.

Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

Выясним

Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

Звуки ЙА.

Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

Аналогично с другими йотированными буквами

ЁЖИК, звук ЙО.

Юбка, звук ЙУ.

Ель, звук ЙЭ.

Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

Игра «Запинки»

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом» .

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

Заключительная часть.

Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.

Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:

[Й] [А]; [Й] [О]; [Й] [У]; [Й] [Э].

Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.

В итоге работы на партах получается два ряда гласных:

Ø Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?

7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.

Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.

Что вы можете о них сказать?

Чьи это звуки? (Мишуткины)

Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:

А О У Э Ы МА-МЯ

Я Ё Ю Е И МО-МЁ

Ø Как звучит согласный в словах папы-медведя?

Ø Как звучит согласный в слогах Мишутки?

Ø Квадратом, какого цвета они обозначаются?

8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.

9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).

СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ

ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА

10. Физминутка

Игра с мячом

А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:

Ва-ня То-ля Ко-ля

Га-ля Та-ня Ва-ся

11. Работа над составлением связного текста

Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.

КОТ_НОК Л_БИТ

БАРС_К М_У

Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.

Ø Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).

В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.

Ø Как можно назвать наш рассказ?

Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.

12. Подведение итогов занятия

Ø Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)

Ø Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.

Что понравилось вам на занятие?

Кто доволен своей работой на занятии?

Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент

Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?

Книга

Введение

Одно из значений слова

Первый уровень

Второй уровень



Третий уровень:

В приложение включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

В книге также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который может быть использован как при чтении (рассказывании, обыгрывании и т. д.) сказок, так и при выполнении игровых заданий на развитие фонематического слуха, т. к. обозначение звуков по форме и цвету соответствует общепринятому (кружки красного, синего и зеленого цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: глаза, нос, рот, «оживляющие» кружки-звуки.

На красных кружках, обозначающих гласные звуки, «рот» показывает положение губ и языка при произнесении определенного звука.

Пример использования наглядного материала. При изучении темы «Мебель» выставляются несколько картинок с изображением предметов мебели и две звуковые схемы слов, отличающихся только гласными звуками. Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова (стол, стул).

Символы гласных звуков можно использовать в работе с младшими дошкольниками. Практическая работа показала, что малыши проявляют стойкий интерес к играм с «живыми звуками» и хорошо усваивают «чтение» различных звукосочетаний гласных. Это является начальным этапом профилактики дисграфии и дислексии.

Демонстрационный материал «Живые звуки» целесообразно использовать для проведения игр, направленных на развитие внимания, памяти и активизацию мышления. Например, игра «Запиши песню звука» способствует развитию умения «записывать» символами ритмический рисунок песни; игра «Что за песня получилась» - составлению звукосочетания из заданных звуков устно и умению «записывать» их, используя символы звуков; игра «Прочти песню» - читать звукосочетания по символам и др.

Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи кор-рекционно-развивающего обучения.

Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о йотрированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) на практике без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными, изложенными в работе А. Н. Корнева «Дислексия и дисграфия у детей», 1995), но, знакомя дошкольников с этими буквами, не следует перегружать детей теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их «хитростях» будут рассказывать в школе.

От звука к букве

Структура занятий

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:

1. организационный момент;

2. знакомство и работа со звуком;

3. знакомство и работа с буквой;

4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5. подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1. знакомство со звуком - выделение его на слух;

2. уточнение артикуляции звука;

3. определение характеристик звука (гласный - согласный, глухой - звонкий);

4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5. звуков,слогов, слов;

6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7. определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8. составление слогов, слов из заданных звуков;

9. подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1. организационный момент;

2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3. дифференциация звуков:

o на слуховом уровне - выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

o определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

4. работа в тетрадях:

o запись слогов, слов на изучаемые звуки,

o составление звуковых схем слогов, слов;

5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7. подведение итогов занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.

Предисловие для взрослых

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

3. «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

o протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

o отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

o повышение звука - подниманием руки вверх;

o понижение звука - опусканием руки вниз.

Обозначение звуков

После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

o познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;

o формировать понятие «гласный звук»;

o развивать слуховое внимание;

o развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.);

o познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;

o проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук - буква».

Вторая часть сказки , помимо перечисленных выше задач, позволяет :

o формировать понятие «согласный звук»;

o облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;

o познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

Сказка первая - о звуке А

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Сказка вторая - о звуке У

Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

У_ У_ У__, - и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

УуУууууу У, УуУууууу У.

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

3. Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

4. Спой все песни звука У.

5. На чем любил играть звук У? (На трубе.)

6. Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

7. Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

8. Как звук У трубил отбой?

9. Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)

Сказка третья - о звуке О

Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

3. От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

4. Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

5. Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

6. На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

7. Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

Сказка пятая - о звуке Э

Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

Э э э, э э э.

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)

7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

Сказка шестая - о звуке Ы

Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

И отрывисто:

Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

Ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда - пел тихие колыбельные песни:

Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

4. Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

5. Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы, Ы Ы ы ы ы.)

6. На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

7. Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)

8. Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

9. Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)

10. Как всегда улыбался звук Ы?

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А - радостный и веселый, У - угрюмый, задумчивый, О - очень любил всему удивляться, И - игривый, улыбчивый, Э - медлительный, рассудительный, Ы - самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко:

А, У, О, И, Э, Ы.

А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами:

АУ, ОИ, ЭЫ.

АУО, ИЭЫ.

Но однажды задумались звуки:

Как же так, - говорит А, - у всех есть дома, а у нас нет.

У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил О.

И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А - домик-буква А, у звука У - домик-буква У, у звука О - домик-буква О, у звука И - домик-буква И, у звука Э - домик-буква Э, у звука Ы - домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:

Й..., Й.., Й...

Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

Й..., Й..., Й

Слушал-слушал А, да и говорит:

А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-кратпкий согласился, и они запели:

ЙА, ЙА, ЙА.

У вас здорово получается, - задумчиво протянул У, - ну а сомной петь будешь? - обратился он к И-краткому.

Буду, - ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

ЙУ, ЙУ, ЙУ.

О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил О. -Пожалуйста.

ЙО, ЙО, ЙО, - полилась новая песня.

Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э, - споем вместе, - предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А - получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У - получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О - получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э - получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

Мило, очень мило, - вздыхал И, слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки - согласные :

o мягкиесогласные обозначаются зелеными кружками,

o твердые согласные - синими.

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть

Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!

Приложения

Приложение 1 Образцы таблиц

Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами).

Таблица 1 - для чтения прямых и обратных слогов.

Таблица 2 - для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.)

Приложение 2 Игра «Эхо»

Вариант 1

Цели : закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети - эхо - повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]-... [У],[А],[Ы]-...
[И], [О] - ... УА, ЫИ -...
[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО -...

Вариант 2

Цели : автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

СА-СО-СУ- ...

СУ-СА-СЫ-...

АС-ИС-УС -...

СЫ-СА-СО-СУ - ...

СУ-СО-СЫ-СА - ...

ЭС-АС-УС-ИС -...

СА-ИС-СО -...

ОС-УС-СЫ -...

СО-АС-СУ- ...

САД-САНИ-САМОЛЕТ - ...

СОМ-НОС-УСЫ - ...

ОСА-КОСА-ВЕСЫ - ...

СУМКА-СОБАКА-ЛИСА-ХВОСТ - …

Вариант 3

Цели : дифференцировать звуки (например звуки [Л]-[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

АЛ-АР-АЛ - ...

ИЛ-УР-ОЛ - ...

РА-ЛА-РА - ...

ИЛ-АР-ЛУ - ...

ЛЫ-РЫ-ЛО - ...

РА-ИЛ-РЫ - ...

РЫБА-ЛУЖА - ...

ЛОДКА-РАМА - ...

РУКА-ЛЫЖИ-РЫСЬ - ...

ЛУНА-РАДУГА-ЛАМПА - ...

КОРОВА-МОЛОКО-ВЕДРО - ...

АРБУЗ-ГРОЗА-ПАЛКА - ...

РАК-ЛАК-РОГ-ЛУК - ...

РАКЕТА-ЛАНДЫШ-ЛОЖКА-РЫЖИК - ...

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая - «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

Варианты ритмических схем («песен»)

Варианты игры

o «Ветерок дует в ямку» - дуть в середину ладони: сначала одной руки, затем другой руки и двух соединенных рук (в« большую ямку »).

o «Ветерок дует на листики (снежинки)» - дуть на пальцы - «листики летят» - шевелить пальцами.

o «Ветерок дует вдоль дорожки» - дуть на ладонь, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев.

o «Ветерок скатывается с горки» - дуть на тыльную сторону кисти, ведя воздушной струей от запястья к кончикампальцев.

o «Ветерок-художник» - рисовать на кистях рук воздушной струей любые линии и фигуры (горизонтальные, вертикальные; круги, квадраты, треугольники; шарики, домики и т. д.).

Примечание . Если ребенок испытывает какие-либо затруднения при выполнении заданий, взрослому самому следует подуть на детские руки, т. е. показать образец действий.

Дуя на собственные руки, ребенок получает возможность чувствовать воздействие на кожу и контролировать направление и силу воздушного потока. Возникает обратная связь, что в конечном итоге приводит к более качественному результату работы.

Развивая тактильную чувствительность, как правило, используют предметы, оказывающие сильное раздражающее воздействие на кожу рук (щетки, различные «колючки»). Но попробуйте просто подуть на свою ладонь, провести выдыхаемой воздушной струей по пальцам, и, как ни странно, все ваше внимание будет направлено на улавливание прикосновения легкого воздушного потока, охлаждающего и слегка щекотящего кожу, губы сами собой вытянутся в «трубочку», и воздух при этом не будет раздувать щеки.

Игры с «Ветерком» дают возможность развивать длительный, направленный выдох, тактильную чувствительность, поддерживать интерес к игровым действиям без дополнительного наглядного материала.

Литература

1. Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1997.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

3. Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М., 1991.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

5. Корпев А.Н . Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.

6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1997.

8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.

Книга

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с., ил.

Введение

Одно из значений слова фонетика - звуковой строй языка . Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха - слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии - нарушению процесса чтения.

Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Первый уровень : произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень : фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконапол-няемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет - самолет, сеавик - снеговик, няик - мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] - сяни - сани, сюба - шуба, сяпля - цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при коротых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звукона-полняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.

Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами. В данном пособии изложены основные направления, содержание и методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, со звуками и буквами, обучению их слоговому чтению и письму печатными буквами.

В основе предложенной системы работы, направленной на профилактику дисграфий и дислексии, лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Четкое знание структуры представленных занятий и методики их проведения дает возможность каждому педагогу, творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развивать у детей стойкий интерес к занятиям, формировать понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы