Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся
и не знаем что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: ”Как же так?
Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать.
Я выучил все буквы, называю их слева направо, а прочитать слово
не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим ”чтением-мучением“!“

К сожалению, ребенок прав. Мы его действительно обманули,
потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы
(или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д.

Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв
и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить
любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния.
Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА.

Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается истинная причина
“чтения-мучения”. Таким образом, техника чтения слова
содержит четыре обязательных элемента:

  1. знание всех букв и умение произносить
    соответствующие им звуки;
  2. знание направления чтения: слева направо;
  3. знание всех слогов слияния, присущих языку,
    и умение их произносить;
  4. умение разбивать любое слово на отдельные буквы
    и слоги слияния.

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента
техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых
дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

— малыша учат называть согласные буквы как в алфавите , например: К — “КА”, М — “ЭМ”, Н — “ЭН” и так далее.
Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит
отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается “ДЭИВЭАЭН”.
Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов,
буквы нужно называть без “Э”. Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого
начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение,
он быстро научится алфавитному названию согласных букв.
Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — “К”, М — “М” и так далее.

— малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки
он вообще не умеет произносить
. Если, например, ребенок не может произнести “С” (вместо “Саша” он говорит “Шаша”), то его нельзя
учить читать! Следует либо подождать, пока правильное произношение появится само собой, либо обратиться к логопеду.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук “С” от звука “Ш” и через два раза на третий
мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений
и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

— малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо . Поскольку дети 4-5 лет еще недостаточно хорошо владеют понятиями “левый” и “правый”, то беглое объяснение
не приводит к усвоению направления чтения.
Они просто не знают — где первая, а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы,
которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает
на первую букву, иногда на последнюю, а иногда и вообще
на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе к левому краю страницы, то он читает его слева направо, а если ближе к правому краю, то справа налево.

— малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков . Например,
ему говорят: “Смотри, вот М-А. Как будет вместе?” Ребенок не знает. Пробуют иначе: “Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М,
а потом скажи букву А.” Не получается. Тогда пытаются по-другому:
“Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?” Получается быстрое произнесение двух разных звуков “М-А”, но слитное “МА” не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека
не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое,
при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом,
первичными элементами устной речи являются отдельные звуки
и слоги слияния
.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно сообщить ему,
что “М-А” читается “МА”. Затем повторить столько раз,
сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все.
Это основной и единственный метод изучения слогов слияния.
Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

— малыша учат чтению обратных слогов , то есть,
сочетанию гласной и согласной буквы, например: “АК”, “АМ”, “ОК”.
Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно,
в письменной речи первичными элементами должны быть также
отдельные буквы и слоги слияния.

Изучение же обратных слогов, не являющихся первичными
элементами, есть вредное и никому не нужное занятие.
Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния “ЗА” и “МО”, то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К)
и без труда прочтет. Если же, кроме “ЗА” и “МО”, он знает еще
“АМ” и “ОК”, то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять. Вот и получается, что полезное, на первый взгляд,
изучение обратных слогов, многократно усложняет процесс чтения.

Таковы основные ошибки, которых следует избегать при обучении
ребенка чтению.

Должен сказать, что слоги слияния придумал не я, к сожалению :)
Это современное название того, что раньше называли "складами".
До двадцатого века дети учили склады наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА",
"Веди" "Аз" есть "ВА". Но методика их изучения была столь тяжелой,
что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались.
А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады.
Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек,
который по достоинству оценил склады и разработал собственную
методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович . В чем суть его
методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал
на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто
складывает из них различные слова.Это была гениальная идея!
Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами
и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения
невозможно сделать принципиально ! Кроме того, напрочь
отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок
с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков
произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои
минусы, но плюсов гораздо больше и все они жирные :)
Подробнее о методике Зайцева - на сайте Лены Даниловой.

В русском алфавите 33 буквы, которые образуют около двухсот слогов слияния. В какой последовательности их изучать? Может быть,
сначала следует выучить все буквы, затем все слоги слияния,
а уж потом приступать к чтению целых слов?

Нет, этот метод неприемлем. Он легкий для преподавателя,
но для ученика чрезвычайно тяжелый. Ребенок вынужден несколько месяцев зубрить буквы и слоги слияния, причем, совершенно
не понимая — для чего это нужно! В результате такого учения,
у него вырабатывается совершенно искреннее желание спрятать, выбросить или порвать букварь на мелкие кусочки.

Мне удалось придумать другой, более комфортный для ребенка метод, который полностью реализован в данном букваре.
Его идея заключается в том, чтобы сначала выучить лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся в русском языке,
буквы и слоги слияния. Затем следует сразу начать чтение целых слов,
составленных из уже известных ребенку букв и слогов слияния.

Если провести аналогию между обучением чтению и изучением улиц
города, то мы сначала показываем ребенку главные улицы
и проспекты. А когда он их запомнит, показываем маленькие улочки
и переулки, которые малыш осваивает уже значительно легче
и быстрее.

Практическая проверка метода показала, что первые недели обучения проходят несколько тяжеловато, потому что ребенок изучает новые
для него буквы, слоги слияния, направление чтения.
Зато потом происходит чудо: у малыша появляется умение,
которое я назвал бы "слоговидением".

Он видит слоги слияния в составе слова и сразу их называет.
С этого момента он воспринимает слово не как последовательность одних только букв, а как последовательность букв и слогов слияния. Ребенок начинает читать по слогам! Радость, которую при этом испытывают родители, можно сравнить разве что с той, когда малыш впервые научился ходить.

Последующие занятия проходят уже легко и свободно.
С вашей стороны требуется лишь соблюдать их регулярность .

Кстати говоря, кроме устной и письменной речи, существуют
и другие способы общения между людьми. Например, дактиль,
азбука Брайля, азбука Морзе и другие.
В них отдельные буквы и слоги слияния также являются
первичными элементами. Поэтому, данная методика может с успехом
применяться для изучения этих азбук.

Родители часто задают вопрос — в каком возрасте начинать
обучение детей чтению? Ответ — в том возрасте, когда ребенок
к этому готов. Если он умеет хорошо разговаривать и произносить
все звуки русского языка, то с ним уже можно начинать занятия.

Если ребенок плохо говорит, это означает, что у него недостаточный
словарный запас. То есть, он не знает еще многих слов родного языка.
Обучение чтению в этом случае проводить нельзя, потому что малышу
приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать
само слово
, а затем еще запомнить его значение . Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка
сразу и навсегда.

Если ребенок не умеет произносить некоторые звуки, то это также
создает дополнительные сложности. Эти “Р“ и “С“, которые у него
не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться
почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением
также нельзя! Необходимо либо подождать, пока ребенок
сам научится, либо обратиться к логопеду.

Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь
хорошо говорить и произносить все звуки . Вот главные признаки,
по которым вы можете определить готовность вашего ребенка
к обучению чтению. Большинство детей достигают этих умений
в возрасте от четырех до шести лет.

Существуют методики, авторы которых рекомендуют начинать
обучение в возрасте одного-двух лет. Совершенно с ними не согласен.
Дело в том, что у ребенка в этом возрасте есть гораздо более важные
занятия, чем учиться чтению. Он должен научиться разговаривать,
играть, общаться, бегать, прыгать, плавать, смеяться и радоваться
жизни. Другими словами, он должен осваивать окружающий мир .

Кроме того, занятия чтением в таком возрасте просто не эффективны.
То, чему его научат за два года занятий, в возрасте пяти лет он легко
осилит всего за одну-две недели! Спрашивается — зачем два года
мучить малыша и мучиться при этом самим? Гораздо лучше
и правильнее будет направить свои усилия на физическое и духовное
развитие ребенка. А когда он подрастет, сможет хорошо говорить
и произносить все звуки — тогда можно будет и чтением заняться.

Не следует бояться того, что вы не успеете научить малыша до школы.
При регулярных занятиях по данной методике дети проходят путь
от полного незнания основ чтения до умения самостоятельно
читать детские книжки за шесть месяцев.

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Разделы: Начальная школа

Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

(Автобус).

Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе ).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

(Ответы детей ).

Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

Дети. – Зверята любят учится.

Им нравится школа.

Учит их лев.

Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей ).

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации ).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки ).

Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей ).

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель и дети.

С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.

Учитель. А что такое слог?

Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.

Учитель. Следующее задание учителя Льва: по предметным картинкам составить схемы к словам.

(Учитель выставляет на доске картинки с изображением лосей, кота, льва. Один ученик работает у доски, остальные - за партой .) Анализируется слово “лоси”.

Ученик. “Лоси”. В слове два слога. Слог “ло” - в нем два звука, которые образуют слияние согласного [л] с гласным [о] и т. д.

(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния ).

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука )

Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами ).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую камеру. На счет “раз” - “два” - сделать глубокий вдох через рот; “три” - “четыре” - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающуюся камеру. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

III. Изучение нового материала.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …

Дети. – Звуки.

Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки ).

Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

Букв - 33. И все они “живут” в городе, который называется алфавитом или азбукой. Посмотрите внимательно в учебнике страницы 22 -23. Все эти буквы мы будем учить. Когда выучим все буквы алфавита, научимся читать любые слова. А человек, который умеет читать, может узнать много интересного и нового из книг.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем ).

Помогите Слоненку. Найдите необходимые схемы. (Учитель проверяет соответствие схемы и рисунка).

А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

Физкультминутка.

Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.

(Сидя, повернуть вправо, влево, руки на поясе. Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на поясе, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте ).

Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.

У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку .)

Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

().

П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы ).

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы ).

Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге ).

Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

V. Итог урока.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

Учитель. – А что мы там делали?

Дети. – Составляли предложения.

Составляли звуковые схемы.

Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

Составляли алфавит.

Подарили буквы зверятам.

Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

Литература:

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».

Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения

Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Обучающее видео

У р о к 11
Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Тема
Педагогическая цель
Тип урока
Планируемые результаты
(предметные)
Личностные результаты
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Слог­слияние
Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние
согласного звука с гласным, делить слова на слоги
Решение учебной задачи
Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически
изображают слог­слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным
картинкам, по материалам собственных наблюдений
Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в
быту
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют
звуко­буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные
признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы
товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища
Предложение, гласные и согласные звуки, слог­слияние
Основное содержание
темы, понятия и термины
Образовательные ресурсы Рисунки с изображением роз, маков, картинка с изображением кота, схемы слов
Сценарий урока
Этапы урока
1
I. Организация
начала урока
Формы,
методы,
методические
приёмы
2
Деятельность учителя
3
Фронтальная.
Словесный.
Приветствие учащихся.
– Ребята, попробуйте угадать,
Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
Вид и форма
контроля
4
Приветствуют
учителя. Организуют
свое
5
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость
6
Фронтальный.
Устные ответы

2
Отгадывание
загадки
1
Проверка
готовности
класса и
оборудования;
эмоциональный
настрой
на урок
II. Актуализация
опорных знаний.
1. Развитие речи
учащихся. Работа
со скороговоркой
(учебник, с. 16)
Коллективна
я, парная.
Словесный.
Беседа.
Работа со
скороговорко
й
2. Работа со
звуковой схемой
слова. Игра «Какое
слово задумано»
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й.
Дидактическ
ая игра
3
о чем говорится в загадке:
Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те – одна семья.
Кто они, спрошу тебя.
А. Кочергина
– Проверим готовность к уроку
– Мы сейчас познакомимся со
скороговоркой, я ее произнесу,
а вы послушайте и подумайте,
почему она так называется:
«Слишком много ножек у
сороконожек».
– Проговорим вместе, запомним
ее.
– Теперь проговорим друг
другу в паре
Выставляется схема:
– Отгадайте по этой схеме,
какое слово я задумала.
– Это название цветов?
(Показывает картинки с
изображением роз, маков.)
– Еще одно слово – название
посуды для цветов
4
рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
– Класс, школа,
ученики
– Произносится
быстро, чисто, без
ошибок.
Проговаривают
скороговорку хором,
запоминают ее. Затем
проговаривают
скороговорку друг
другу в паре
Работают со схемой.
Подбирают слова к
схеме.
– Розы, маки.
– Ваза
Продолжение табл.
6
5
на слова учителя
Фронтальный,
парный.
Проговаривание
скороговорок
Индивидуальный
.
Подбор слов
к схеме
Вслушиваются в
скороговорку,
запоминают;
эмоционально,
выразительно
проговаривают.
Вырабатывают
артистические данные,
развивают кругозор и
память
Подбирают слова,
содержащие слог­
слияние, к заданной
схеме. Соотносят
слово, называющее
предмет, со схемой­
моделью

1
Физкультминутка
2
Коллективная
.
Практический
.
Игра
«Солнечный
зайчик»
III. Постановка
учебной задачи
IV. Усвоение
новых знаний и
способов
деятельности.
1. Игра «Кто это?
Что это?».
Звуковой анализ
слова кот.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Фронтальная.
Словесный,
наглядный,
практический
.
Беседа,
работа со
схемой
3
Смотрит солнышко в окошко,
светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень
рады солнышку.
(Одновременно выполняют
хлопки в ладоши над головой.)
Учитель зеркальцем пускает
«зайчика»:
Скачут побегайчики,
солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут и нет их тут.
(Следят глазами за лучиком и
говорят, показывают рукой.)
– Что такое слог?
– Сегодня мы узнаем как
образуется слог
Учитель показывает
картинку с изображением
кота.
– Кто это?
– Правильный ответ поможет
найти схема слова.
– Сколько слогов в слове кот?
– Произнесите это слово. Какое
слияние вы слышите?
– А каким звуком
заканчивается слово кот?
Продолжение табл.
5
Закрепляют стереотип
правильной осанки и
тренируют зрительный
аппарат
6
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
4
Встают из­за парт и
принимают положение
правильной осанки,
руки на пояс (руки за
голову, локти в
стороны), спина
прямая.
Вместе с учителем
произносят слова и
выполняют движения
по тексту
– Часть слова
Принимают учебную
задачу
Фронтальный.
Устные ответы
– Кот, кошка.
– Кот.
– Один.
– ко.
– Звуком [т]
Фронтальный.
Слого­звуковой
анализ слова
кот; устные
ответы
Различают гласные
и согласные звуки,
называют основные
отличительные
признаки.
Воспринимают слово
как объект изучения,
материал для анализа.
Наблюдают, как
образуется слог­
слияние в процессе
слого­звукового
анализа

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
– Какой это звук: гласный или
согласный?
– Почему?
В ы в о д: в слове кот один слог;
в нем три звука: два первых
звука – согласный и гласный,
слились – образовав слияние;
третий звук – согласный –
находится за пределами
слияния.
– Произнесите все слово
целиком
– Послушайте пословицу: «Век
живи, век учись».
– Как вы понимаете ее смысл?
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз­два, раз­два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали
2. Работа с
пословицей «Век
живи, век учись»
Физкультминутка
Фронтальная.
Словесный,
проблемный.
Беседа
Коллективна
я.
Практически
й
3. Работа с
рисунком к сказке
«Волк
и семеро козлят»
Фронтальная,
парная.
Словесный.
Беседа
– Рассмотрите рисунки.
– Героев какой сказки вы
видите на рисунке?
– Кто на них изображен?
– Согласный.
– Потому что при его
произнесении
выдыхаемый воздух
встречает во рту
преграду.
– Кот
Слушают пословицу.
– Необходимо
постоянно
накапливать знания
Выполняют бег на
месте, на
предпоследней
строчке
останавливаются, на
последней
потянулись, руки
вверх
и опустили через
стороны
Рассматривают
рисунок.
– «Волк и семеро
козлят»
Выделяют слоги­слия­
ния и звуки за
пределами слияния в
словах. Доказывают,
почему выделенный
слог является
слиянием. Различают
графические
обозначения слогов­
слияний и звуков за
пределами слияния,
используют их при
моделировании слов
Анализируют
пословицу,
высказывают свое
мнение. Объясняют
смысл пословицы
Осуществляют
профилактику
утомления.
Ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются
здорового режима дня,
активно участвуют в
физкультминутке
Отвечают на вопросы
по сюжету сказки;
рассуждают о
необходимости
соблюдать
Фронтальный.
Устные ответы
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
Фронтальный,
индивидуальный.
Устные ответы

1
2
3
– Вспомните сказку. Что
произошло, когда мама­коза
ушла?
– Задайте вопросы друг другу
4
– Коза, волк,
козленок.
– Пришел волк и съел
козлят.
Задают вопросы друг
другу
– Составьте предложения по
схемам
Составляют
предложения из двух,
трех, четырех слов
– Рассмотрите и соотнесите
рисунки и схемы
– Ваза, кот, печка
4. Составление
предложений
по схемам
V. Закрепление
знаний и способов
действий.
1. Соотнесение
рисунков и слого­
звуковых схем слов
(учебник, с. 16)
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й.
Работа со
схемой
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й. Работа со
схемой
Продолжение табл.
5
6
правила безопасного
поведения в
отсутствие взрослых;
работают в паре:
задают друг другу
вопросы по рисунку,
отвечают на вопросы
товарища,
выслушивают и
оценивают ответ
товарища
Составляют
предложения с опорой
на рисунки и схемы
Работают со схемами­
моделями слов:
соотносят слово,
называющее предмет,
со слого­звуковой
моделью, доказывают
соответствие.
Устанавливают
количество слогов и
их порядок, протяжно
произносят каждый
слог
Фронтальный,
индивидуальный.
Составление
предложений
Фронтальный,
индивидуальный.
Соотнесение
рисунков и схем

2
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Словесный,
практический
.
Дидактическ
ая игра
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
1
2. Игра «Назови
одним словом»
(учебник, с. 17)
VI. Рефлексивно­
оценочный.
Усвоение
принципов
саморегуляции и
сотрудничества
3
– Назовите предметы,
изображенные в нижней части
страницы.
– Назовите одним словом
предметы.
– Соотнесите рисунки и схемы
4
– Стул, стол, кровать,
шкаф.
– Мебель.
– Стул, стол, шкаф
Отвечают на вопросы
учителя
– Какие знания, умения, навыки
помогли вам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось?
Почему?
– Что вызвало затруднение?
Почему?
– Спасибо за урок.
Окончание табл.
6
Фронтальный,
индивидуальный.
Соотнесение
рисунков и схем;
обобщение
предметов
Фронтальный.
Устные ответы
5
Находят и называют
слог­слияние и
примыкающие звуки
на слух
и с опорой на схему.
Подбирают слова,
содержащие слог­
слияние, к заданной
схеме.
Соотносят слово,
называющее предмет,
со схемой­моделью
Отвечают на итоговые
вопросы урока.
Осмысливают свои
действия и
самооценку.
Оценивают свою
работу на уроке