Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.

По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

Подводя краткий итог отметим, что к концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества;

- территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

- монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Если рассматривать роль Древнерусского государства с точки значения для истории нашей страны, то стоит отметить то, что в период Древнерусского государства, были заложены основы государственности, начала формироваться русская культура, сформировался общественный строй, что явилось предпосылкой для становления Российской государственности в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт государственного управления, права и инновационных технологий »

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

ТЕМА «Особенности становления древнерусской государственности»

Выполнила студентка: 2 курса заочного отделения

Направление «Юриспруденция» Воронцова О.В

Работу проверил: к.т.н. Бакланов В.И.

Москва 2015

Введение

1.1 Норманнская теория

3. Общественный строй

3.1 Государственный строй

Заключение

русь строй политический правовой

Введение

Изучение истории политическое мысли важно не только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности. История политической мысли насчитывает тысячелетия. Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине 11 в.

Введение христианства в конце 10 века, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром.

Зарождение правовой мысли Древней Руси отразил важнейший, дошедший до нас источник - Русская Правда. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян.

Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине 11 - начале 12 в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умиротворения эксплуатации и угнетения.

В данной работе рассматриваются этапы и особенности становления древнерусской политической и правовой мысли.

1. Образование Древнерусского государства

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева.Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании -- третьего крупного объединения славян -- точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

1.1 Норманнская теория

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие исследователи славянских стран См. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985. .

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных мпециалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжетсва приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Трувора, пологая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км. территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство. Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введение христианства.

Конечно, введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освещала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Буржуазные украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них лишь была общая столица - город Киев. В IXи даже в XIIв. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадается на три самостоятельные ветви.

2. Основные этапы становления Древнерусского государства

В процессе образования Древнерусского государства можно выделить 4 этапа:

1 Разложение родоплеменных отношений. В связи с усиленной миграцией в V-VII вв. происходило смешение славянского населения, пришедшего с Карпат и Дуная с местным населением Восточно-Европейской равнины. Соседская община постепенно сменила родовую. Улучшение технологий и орудий труда способствовало появлению товарных излишков, что привело к товарообмену и возникновению имущественного неравенства.

2. Для обеспечения товарообмена возникают посады, а затем и города. Выделяются группы по способу жизнеобеспечения: производители продукции, торговцы, воины. Проявляется доминирующее положение городов над окрестными селениями. Межплеменные конфликты усиливают роль военных руководителей и способствуют их обогащению.

3. Захват князьями власти в городах и весях. Формирование дружины, как аппарата подавления и администрирования. Имущество князя позволяет ему направлять дружину на решение политических задач.

4. Происходит объединение восточнославянских и некоторых других племён в Древнерусское государство - Киевскую Русь. Оформляются принципы передачи власти, регулируется сбор дани, выстраиваются межгосударственные взаимоотношения, вводится государственная религия.

Таким образом, к концу Х века на территории от Белого до Чёрного морей и от Карпатских гор до придонских степей складывается государство, просуществовавшее до середины XIII века и ставшее общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов.

3. Общественный строй

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работниками. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, ног постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влекло за собой также серьезные наказания.

В древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и "невольная челядь". Русская Правда называет не свободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - робой, объединяя тех и других общим понятием "челядь".

Для Древнерусского государства характерно еще отсутствие закрепощения крестьян: Феодальная зависимость может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - Xвв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. См.: Буганов В.И., Преображенский А.А Эволюция феодализма в России. М., 1980. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была безграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правого статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойственен только западному феодализму.

Древнерусское государство было полиэтничным, как уже отмечалось, притом с самого начала. По мере продвижения славян на северо-восток они неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однако этот процесс проходил в основном мирно и не сопровождался покорением коренного населения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало места, и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением христианства этому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех язычников - и славян и финнов. Русский митрополит Илларион в своем "Слове о Законе и Благодати" (XI в.) говорит о равноправии всех православных народов. В законодательстве мы также не встретим никаких преимуществ для славян, для Руси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества в сфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из принципов традиционного русского гостеприимства.

3.1 Государственный строй

С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство феодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.

Древнерусское государство было относительно единым, так как подчинялось воле одного монарха. Однако форма государственного единства Древней Руси была своеобразной и в то же время типичной для феодализма. Ее сущность составляли отношения сюрезенитета - вассалитета, когда вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии.

Некоторые дореволюционные, да и современные авторы видят в Древнерусском государстве уже федеративную форму государственного единства Новосельцев А.П Образование Древнерусского государства и первый его правитель. 1991 №2-3 . Думается, что это вряд ли обоснованно. Федерация свойственна более поздним типам государства, прежде всего буржуазному. В нашей стране она возникла только после Октябрьской революции.

Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др.

Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры - военного, торгового и иного характера.

Иногда в Древнерусском государстве созывались феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела.

Заключение

Русская политическая мысль в 11-14 вв. прошла большой путь развития. Характерными ее чертами были практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения. Характерным было и своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях. Конечно, теология была господствующим мировоззрением!?! но в принципе средневековая схоластика, свойственная почти всему соответствующему периоду в Западной Европе, не играла ведущей роли.

В развитии русской политической мысли этого времени можно выделить два основных этапа: 11-13 и 14-16 вв. На первом этапе преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам - идея независимости Русского государства прослеживается начиная со «Слова о законе и благодати». Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика - задачи преодоления феодальной раздробленности, идея единства земли Русской. Своеобразным аккумулятором ведущих проблем стало замечательнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», проникнутое, несмотря на поражение Игоря, патриотизмом и историческим оптимизмом, верой в русский народ, в его силу и будущее.

На втором этапе, после освобождения от татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздробленности, на первый план выдвигаются внутриполитические проблемы. С нарастающей силой развиваются идеи сильной самодержавной власти, ломающей все виды оппозиции (боярской, церковной, народной) усилению самодержавной власти царя, насаждающей крепостничество, проводящей активную внешнюю политику для укрепления своей независимости и могущества.

Исторические условия развития страны порождали и поддерживали идею государственной власти, стоящей высоко над народом. Необходимость защиты, а затем освобождения Руси от иноземных захватчиков, раздоры удельных князей, жесткие формы феодального закрепощения крестьянства - все это способствовало становлению и укреплению самодержавия царей. К тому же в России не было дуализма духовной и светской властей, как в странах Западной Европы. Феодальная православная церковь, добившись гарантий незыблемости церковных имуществ, в целом служила укреплению самодержавия. В господствовавших в последующие века теориях, наследниках идей 11-14 веков, был уже резко выражен полумистический взгляд на царскую власть как на нечто незыблемое, сверхъестественное.

Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно-правовую базу. Одним из источников являлась Русская Правда краткой редакции - «Закон русский». В ней определялось правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей.

В целом «Русская Правда» 11-13 вв представляла собой целую серию разновременных юридических установлений. Со временем «Русская Правда» из княжеского домениального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом. Этапы «дописания» Русской правды породили ряд ее списков - Краткая редакция, Пространная редакция и Сокращенная редакция. Каждая из редакций вводила нормы, соответствующие жизненным реалиям.

Изучение истории политической и правовой мысли Древней Руси важно для понимания этапов становления русской государственности.

Список использованной литературы

1. Буганов В.И., Преображенский А.А Эволюция феодализма в России. М., 1980.

2. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М.: Юрист, 1999.

3.. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

4. Новосельцев А.П Образование Древнерусского государства и первый его правитель, 1991.

5. Чистякова О.И. История отечественного государства и права. Учебник. М.: Бек, 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История и этапы становления древнерусской государственности, место Новгорода в данном процессе. Образование и развитие Киевской Руси, особенности ее политического и общественного строя. Причины принятия Владимиром христианства по византийскому образцу.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2009

    Образование и основные этапы становления древнерусской государственности (VIII-XII вв.), формирование права, "Русская правда". Взаимоотношения Древней Руси и кочевников; влияние Византии на политический и социально-экономический строй Киевской Руси.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Происхождение древнерусских городов. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Древней Руси. Характеристика культовых центров. Особенности становления древнерусской государственности. Принципы развития ремесленного производства.

    реферат , добавлен 13.04.2015

    Возникновение Древнерусского государства, теории его происхождения. Общественный строй Древней Руси, социальная структура общества. Государственный и политический строй Древнерусского государства, влияние христианства на его становление и развитие.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Возникновение и общественный строй древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси, административные и правовые реформы первых князей. Введение христианства на Руси, его влияние на развитие государственности. Проблема феодализма на Руси.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Предпосылки образования государственности в VII-VIII в. н.э. Образование Киевской Руси. Основные характеристики древнерусской раннефеодальной монархии. Государственный строй Киевской Руси. Эпоха феодализма: конфедерация независимых "государств".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    История священного государства Ватикан, этапы его становления и развития, внутреннее устройство, политический и общественный строй. Специфика правовой системы данного государства. Особенности католического вероучения, культа и церковной организации.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Анализ общественных институтов, становления и эволюции социальных связей. История Карачаевского народа. Сословно-правовые отношения народов Северного Кавказа, их общественная, политическая и хозяйственная жизнь в период становления государственности.

    реферат , добавлен 07.12.2011

    Основные этапы становления и развития, отличительные особенности государственности Германии. Развитие права в Германии в период Средневековья, разновидности преступных деяний. Предпосылки зарождения и становления абсолютизма как государственного строя.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Исторические предпосылки становления абсолютной монархии. Расцвет английского абсолютизма в Англии. Правление династии Тюдоров. Государственный и общественный строй. Высокая комиссия как высший церковный орган страны. Правление династии Стюартов.

Киевская Русь представляла собой одно из самых крупных и могущественных государств Средневековья. Образование и развитие древнерусского государства складывалось под влиянием некоторых геополитических и пространственных факторов. Во-первых, земли, на которых и происходило формирование новой страны, располагались на стыке двух разных миров: мусульманского и христианского, оседлого и кочевого. Основные особенности образования древнерусского государства заключаются в том, что в ходе своего становления Киевская Русь приобрела черты как западной, так и восточной государственности, поскольку располагалась на Во-вторых, потребность разных племен к сплочению перед лицом общего врага позволила объединиться народам с разным уровнем развития и различными К слову, славянская государственность начинает зарождаться задолго до образования Киевской Руси, в далеком шестом веке н.э., с объединения родовых и племенных общин в одну общую и более крепкую общину.

В настоящее время многие историки и социологи продолжают споры на тему зарождения русской государственности. С точки зрения многих из них причины таковы:

Развитие экономики. Совместная деятельность людей побуждала их к поиску новых форм существования. Древняя Русь была сельскохозяйственной страной. Объединение усилий народов, живших ранее раздельно, позволяло не только прокормить свое население, но и производить товары для экспорта. Часть городского населения страны составляли ремесленники и купцы, также ведущие активную торговлю с иностранцами. Каждое же ранее существовавшее отдельно взятое племя едва могло обеспечить себя достойным пропитанием.

Разделение труда. До объединения каждое племя вынуждено было самостоятельно полностью себя обеспечивать. В едином государстве постепенно произошло разделение людей на отдельные касты или группы, в которых каждый выполнял отведенную ему роль. Так, земледельцы выращивали необходимые для пропитания зерновые и овощные культуры, купцы занимались торговлей, дружина защищала мирное население и территорию страны от набегов врагов.

Заинтересованность людей в с начала своего возникновения исполняло роль посредника в Изначально роль арбитра в подобных делах принадлежала князю либо дружиннику. Старейшины рода во время раздельного проживания племен мало годились для подобной роли и вряд ли могли судить беспристрастно. Разрешение же споров между отдельными родами с помощью военных действий было слишком обременительно. С образованием государства постепенно появляются законы, защищающие людей в определенных обстоятельствах, наказывающие виновных, зарождается Кроме того, причины образования древнерусского государства кроются в стремлении людей к защите перед лицом внешнего врага. В единой стране роль защитников выполняли специально обученные военному делу люди, а значит, шансов победить было гораздо больше.

Также причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом на Киев в 882 году. Присоединение Киева к Новгороду стало очередным, но не окончательным этапом объединения русских земель. Однако именно это событие принято считать ключевым в образовании единой страны

Возможно, что все причины образования древнерусского государства современным исследователям истории неизвестны. Единственным весьма достоверным источником, рассказывающим о дохристианских временах Руси, является «Повесть временных лет». Нельзя исключать предположения о том, что данные его недостоверны либо достоверны не полностью.

Ø Влияние географического положения - огромные территории, отсутствие четких природных границ между племенами, малочисленность населения.

Ø Этнический фактор. Восточные славяне, финно-угорские, балтийские племена. Таким образом, формируется полиэтнический состав государства.

Ø Экономический фактор. Бурными темпами развивается торговля, формируется путь «Из варяг в Греки», вдоль пути возникают города – торговые центры. Развитие торговли привело к развитию имущественных отношений, а они, в свою очередь, привели к появлению государства.

Ø Религиозный фактор (до принятия христианства, славяне были язычниками, их верования были сходными между собой).

Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:

1. Первый этап - в форме раннефеодального государства (конец IX-X века) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.

2. Второй этап - расцвет Киевской Руси (конец XI – 1 половина XI века).

3. Третий этап - 2 половина XI века - 1 половина XII века - период экономического и политического ослабления. Во 2 половине XI века наметились тенденции к раздробленности.

Основные теории происхождения русского государства.

Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.

1. Теория завоевания . Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия. Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог.

2. Договорная теория . Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.

3. Налоговая теория . Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.

4. Городовая теория (торговая) . Основоположник теории - Ключевский. В ее основе – развитие торговых отношений между племенами. Это вызывало появление излишков, расслоение населения и обмен товарами между членами племени, а затем и между племенами; постепенно складываются торговые пути и центры торговли (гостьбы), формируются города (погосты), наблюдался процесс разделения труда; торговля отделилась от ремесла. Городам нужна защита, поэтому города вооружаются, становясь политическими центрами территорий (к каждому городу прилегали волости - сельские территории с общинами, занимающиеся земледелием, волости выплачивали дань городам), в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли (иностранцы отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов).

При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями.

5. Христианская теория . Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года.

6. Земская теория, основоположник - Владимирский-Буданов. В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление - вече). Объединение земель – причина для образования государства.

7. Патриархальная теория . В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность.

Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое); рабство возникает там, где существует классовое неравенство. Путь, связанный с минованием стадии рабовладения : от первобытности переход к феодальному государству. Существование стадии предфеодального государства.

Рабство возникает из-за войн и долговой кабалы. При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ). При феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы. В отличие от рабов феодально-зависимые обладали правами, могли иметь средства производства, они были заинтересованы в производительности своего труда.

8. Норманнская и Антинорманнская теории. Норманнская теориявозникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.

ПВЛ: славяне для порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами» . Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик - в Новгород, Трувор - в Изборск, Синеус - в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявлением концепции - утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов. Теория в период создания отвечала интересам династии Романовых.

Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов(также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sine hus» - «свой род» Синеус ) и верной дружиной («thru waring» - «верная дружина» Трувор ). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км 2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ составлена в конце XI - начале XII веков, в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.

Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю. Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.