ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: КРИВИЧИ, СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ, ВЯТИЧИ, РАДИМИЧИ, ДРЕГОВИЧИ, СЕВЕРЯНЕ, ПОЛЯНЕ, ТИВЕРЦЫ И УЛИЧИ, ДРЕВЛЯНЕ Краниологические материалы по средневековым славянским группам, легшие в основу настоящего исследования, начали поступать в музеи русских антропологических учреждений сто лет назад. Впервые небольшая часть их, относящаяся к вятичам, северянам и полянам, была опубликована А. П. Богдановым, показавшим, что для восточнославянского населения различных территорий в основном характерен длинноголовый европеоидный тип. Новый краниологический материал по кривичам Костромской губернии был введен в науку Н. Г1. Константиновым-Шипуниным, исследования которого принципиально не изменили взгляда на место антропологического типа древних славян в расовой систематике. В. В. Бунак, обращавшийся к краниологическим сериям по славянам, кривичам, вятичам и северянам, впервые указал на роль восточно-средиземноморских или, по его терминологии, понтийских элементов в сложении антропологического типа древнего славянства и на возможную неоднородность его расового состава. Славяне Белоруссии, Украины исследовались Г. Ф. Дебецом, высказавшим па основании антропологического сходства белорусских кривичей с летто-литовскими и восточнофинскими группами мысль об образовании племен славянской, балтийской и финской языковых систем в однородной расовой среде. Тщательную ревизию всех накопленных к сороковым годам нашего столетия материалов провела Т. А. Трофимова. По охвату краннологических данных ее работу следует считать наиболее полной, так как она основана на изучении около 800 славянских курганных черепов. Этому автору удалось дифференцировать приднепровское население и восточные группы. На востоке ею была отмечена монголоидная примесь, в бассейне Днепра - наличие сравнительно широколицых типов. Материалы и заключения Т. А. Трофимовой были широко использованы Г. Ф. Дебецом в сводной работе по палеоантропологии СССР. За время, прошедшее с момента исследовании Т. А. Трофимовой и Г. Ф. Дебеца, краниологические серии по славянским племенам средневековья увеличились в результате интенсивного изучения археологами славянских памятников. Одновременно в практику краниометрических работ советских исследователей были введены некоторые новые приемы измерений уплощенности лица и выступания носа, отсутствующие в предыдущих публикациях. Это потребовало наряду с исследованием нового материала повторного изучения опубликованного ранее. Таким образом, в моем распоряжении оказалось 1506 черепов, относящихся к славянским племенам бассейнов Оки, Волги и Днепра - вятичам, кривичам, радимичам, дреговичам, северянам и полянам. Краниологические данные по северянам и полянам дополнены подсчетами индивидуальных измерений черепов из утраченных во время Великой Отечественной войны некоторых коллекций музеев Украины, опубликованных Г. Ф. Дебецом. К сожалению, во время войны погибли краниологические серии по древлянам и полоцким кривичам и поэтому я вынуждена пользоваться опубликованными данными, в которых отсутствуют такие важные расоводиагностические признаки, как углы и указатели уплощенности лица и переносья. Что касается словен новгородских, тиверцев и уличей, то они заново мной не измерялись, так как исследованы по методике, принятой в настоящее время. Словене описаны В. В. Седовым, тиверцы и уличи И. С. Великановой. Разбивка на этнические группы произведена в соответствии с общепринятыми в современной археологической литературе представлениями о границах различных племенных групп восточных славян. По кривичам использованы работы П. Н. Третьякова (1941) и Т. Н. Никольской (1949), по полянам и северянам - Б. А. Рыбакова (1947), по вятичам - А. В. Арциховского (1930, 1947) и Г. Ф. Соловьевой (1956), по радимичам - Г. Ф. Соловьевой (1956) и А. В. Успенской (1953), по дреговичам - Г. Ф. Соловьевой (1956). Этническая принадлежность словен определена В. В. Седовым, тиверцев и уличей - Г. Б. Федоровым (1960, 1961). Приведенные археологические данные ни в коей мере не претендуют на полноту, и они могут быть использованы лишь постольку, поскольку позволяют разграничить локальные группы внутри того или иного племени. Подробная характеристика материальной культуры этих племен содержится в ряде обширных публикаций советских археологов. Датировка дана по курганам с трупоположениями. Кривичи «...Кривичи, иже съедять на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленск; (П. В. Л., т. I, стр. 13). Судя по данным археологии, среди кривичей выделяется несколько локальных групп: I - Псковская, в зону ее обитания включается территория от Псковского озера и бассейна р. Великой до Валдайских озер и верховьев р. Волги; характерная особенность погребений - зольно-угольная прослойка в основании курганов. II - Смоленская в зоне смоленского течения Днепра. III - Полоцкая - в полоцком течении Западной Двины. Смоленско-полоцкие курганы отличаются от псковских отсутствием зольно-угольных прослоек в основаниях погребальных насыпей и заменой их ритуальными кострищами, разводимыми перед сооружением кургана. Ориентировка умерших во всех группах кривичей западная; на границе с радимичами встречается и восточная. IV - Тверская - верхнее течение р. Волги с притоками. По обряду захоронения и погребальному инвентарю эта группа имеет много общего со смоленской. В Ярославском и Костромском Поволжье, в нижнем течении р. Клязьмы и Оки также обнаружены курганы кривичей, однако в обряде погребения и погребальном инвентаре весьма заметно местное мерянское влияние. Датируются кривичские курганы с трупоположением X-XII вв. В моем распоряжении находился материал по всем кривичским группам за исключением полоцкой и псковской, представленной лишь единичными черепами. Полоцкая группа курганов. В моем распоряжении не было черепов полоцких кривичей, так как во время Великой Отечественной войны краниологические серии, находившися в музеях Белоруссии, погибли. Я пользовалась опубликованными Г. Ф. Дебецом данными, суммируя их с измерениями единичных черепов полоцких кривичей, хранящихся в Музее антропологии МГУ, осуществленными В. П. Алексеевым (1969). Датируются курганы полоцких кривичей XI-XIII вв. Словене новгородские «Словени же седоша около езера Ильмеря, и прозвашася своимь имянемь, и сделаша град и нарекоша в Новъгородъ». (П. В. Л., т. I, стр. 11). Картографируя и изучая курганный инвентарь северо-западных земель Великого Новгорода, В. В. Седов выделил две серии погребеннн с определенными типами украшений. Первая серия погребений распространена на территории б. Новгородского, Лужского, южной половины Гдовского уездов, южной и центральной частей Ижорского плато. Для этой серии типичны браслетообразные и ромбощитковые височные кольца, которые служат этническим признаком словенско-кривичского населения. Вторая группа погребений разбросана по обширной территории. Некоторые погребения располагаются в северной части б. Гдовского уезда, в северо-западной, северной и северо-восточной частях Ижорского плато, на юго-востоке этого же плато, у д. Ново-Сиверской. Некоторые погребения заходят за р. Нарову в Эстонскую ССР. Многобу-синные височные кольца, типичные для второй серии погребений, принадлежат чудскому населению северо-запада, летописным води и ижоре. Краниологические материалы из курганов со славянским инвентарем изучены и опубликованы В. В. Седовым по полной программе. Помимо изученных В. В. Седовым в группу словен новгородских включены черепа из курганов Сланцевского района Ленинградской области, опубликованные К. Ю. Марк и мною (Алексеева), и из могильника у с. Косицкого, изученные H. Н. Чебоксаровым. Датируются словене XI-XIV вв. В. В. Седовым измерены черепа из следующих курганных групп: Беседа (XI-XIII вв., раскопки Л. К. Ивановского), Калитино, Таровицы (XII-XIII вв., раскопки Л. К. Ивановского), Артюшкино, Городня, Рогатино, Торосово, Ущевицы (XII-XIV вв., раскопки Л. К. Ивановского), Борницы, Гонголово, Горицы, Клицы, Лорвила, Недоблицы, Хотыницы, Яковлево (XI-XIII вв., раскопки Л. К. Ивановского), Н. Заречье, Рябболово, Холоповицы, Шпаньково, Яблоницы (XI-XII вв., раскопки Л. К. Ивановского), близ Ретенского озера, б. Лужского y. (XI-XII вв., раскопки Ф. Щитникова). H. Н. Чебоксаровым измерены черепа из Коситского (XI-XII вв., раскопки Н. Г. Богословского), Г. Ф. Дебецом - черепа из Хрепле (XI-XII вв., раскопки А. В. Арциховского), Т. И. Алексеевой -из курганов Сланцевского района Ленинградской обл. (деревни Ольгин Крест, Криуши, Загривье, Мокредь, XI-XIV вв., раскопки H. Н. Гуриной). К серии из могильника у д. Оябгин Кресг присоединено 6 мужских и 4 женских черепа из раскопок О. В. Саадре и А. Фрпден-таля, измеренных К. Ю. Марк. Вятичи «А вятько съезде с родом своим по Оцъ, от него же прозвашася вятичи» (П. В. Л., т. I, стр. 14). В настоящее время нам известны две обширных группы - Московская и Верхнеокская. Верхнеокская группа курганов с трупосожжения-ми исследована недостаточно. Раскопки Н. И. Булычева, В. А. Город-цова, И. Е. Евсеева, П. Е. Ткачевского, П. Н. Третьякова и Т. Н. Никольской позволяют, по-видимому, считать их древнейшими вятичскимп-курганами. Московская группа курганов характеризуется обрядом трупоположения. Новейшие археологические исследовании в области изучения обрядов погребения позволяют выделять шесть локальных групп в пределах племени вятичей. I - верхнее течение р. Москвы и ее притока - Истры. Погребения в могильной яме глубиной до метра. В могилах встречаются остатки гробов и бересты; иногда умершего клали непосредственно на землю. Ориентировка погребений западная. II - среднее течение р. Москвы. Погребения совершались на горизонте. Ориентировка всегда западная. III - междуречье рек Москвы и Клязьмы. Погребения - в могильной яме. Ориентировка западная. При погребениях применялась кора, в некоторых погребениях найдена каменная кладка и остатки дерева. IV - нижнее течение р. Москвы и бассейн р. Пахры. Погребения на горизонте, но, начиная с XIII в., появляются погребения в могильных ямах. Ориентировка умерших западная, иногда встречаются погребения и с восточной ориентировкой. V - среднее течение р. Оки и ее притока Прони. Погребения совершались в могильной яме, иногда в колодах. Ориентировка западная. VI - среднее течение р. Угры. Погребения совершались на горизонте. Ориентировка западная. Во всех локальных группах, кроме V, обнаружены следы угля н керамики. Датируются курганы вятичей XII-XIII вв. В моем распоряжении имелся краниологический материал по всем шести локальным группам, но наиболее полно представлены I-IV группы. Радимичи «И пришедъша с доста Радимъ на Съжю, и прозвашаси радимичи». (П. В. Л., т. I, стр. 14). На основании археологических данных группа курганов по левому берегу Днепра в его среднем течении и в бассейне р. Сожа связываются с племенем радимичей. Днепровско-сожская группа курганов датируется X-XII вв. В пределах племени радимичей на основании обряда захоронения выделяется восемь локальных групп: I - между Днепром и Сожем. Отличительные признаки - погребение в насыпи, в гробах, ориентировка головой на запад, наличие посуды в ногах умершего. II - бассейн р. Сожа. Погребения на горизонте, без гроба, без посуды, ориентировка головой на запад. III - бассейн р. Ипути. Погребения на горизонте, в гробах; наряду с западной ориентировкой встречены курганы с восточной ориентировкой (восточная ориентировка в мужских погребениях), обилие угля рядом с умершими. IV - бассейн рек Ипути и Снова. Погребения в яме, на горизонте и в насыпи. Преобладают погребения на горизонте. Наряду с западной встречается и восточная ориентировка (в мужских погребениях), наличие гробов и обилие угля. V - бассейн р. Снова. Погребения на горизонте, западная ориентировка; отсутствие угля, гробов и посуды. VI - междуречье рек Ипути и Снова. Погребения в яме, на горизонте и в насыпи, западная ориентировка, отсутствие угля. VII - среднее течение Днепра (от г. Рогачева до устья Сожа), погребения в яме, на горизонте и в насыпи, погребения в колодах (чаще мужские погребения); ориентировка западная, восточная очень редка (только в мужских погребениях); наличие угля. VIII - междуречье рек Сожа и Беседы. Погребения в насыпи (мужские) и на горизонте (мужские и женские), ориентировка женщин на запад, мужчин на запад и восток, наличие угля, погребальных сооружений нет. Из восьми вышеперечисленных групп только III, VII и VIII представлены краниологическими материалами, причем по VII группе известен только один череп. Ввиду довольно незначительного количества черепов, относящихся к радимичам, средняя арифметическая величина и другие параметры вычислялись не для каждой локальной группы, а для всего племени радимичей в целом. Дреговичи «А друзип съдожа межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи» (П. В. Л., т. I, стр. 11). Курганные группы этой территории датируются X-XIII вв.. На основании изучения обряда захоронения у дреговичей выделяют две локальные группы; I - западная, правый берег Березины и левый берег до верховьев р. Ольсы. Погребения на горизонте и в яме, ориентировка западная, очень редко - восточная, погребение в теремках, нередко в сидячем положении. II - восточная, правый берег устья Березины. Отличительные признаки- погребения на горизонте, ориентировка на запад, иногда встречается ориентировка на восток и на север (восточная и северная ориентировка только в мужских погребениях), погребения в теремках; употребление бересты и гробовищ, иногда сидячее положение умершего. Северяне «А друзии съедоша по Деснъ, и по Семи, по Сулъ, и нарекошася съверъ» (П. В. Л., т. I, стр. 11). По среднему течению р. Десны (от Трубчевека до устья Сейма) * в течении Сейма в верховьях Сулы обнаружена курганная группа, которая связывается с племенем северян (Сейминская группа курганов). Среди историков и археологов до сих пор существуют разногласия по поводу границ расселения этого племени. Большинство расширяет территорию, занимаемую северянами, считая западной их границей Днепр. В последнее время все большее число сторонников завоевывает точка зрения Б. А. Рыбакова, установившего новую границу северян, совпадающую с границами Сейминской группы курганов с трупосожжениями на стороне и с границами Новгород-Северского княжества XII в. Курганы с трупоположения датируются X-XII вв. . По материалам этого времени не удается выделить первичных племенных групп, как это имело место у вятичей, радимичей и дреговичей. Отличительные особенности обряда погребения северян - погребения на горизонте, ориентировка преимущественно на запад, восточная ориентировка встречается в пограничных с радимичами районах. Поляне По мнению Б. А. Рыбакова, к территории полян следует отнести среднее течение Днепра (от Переяславля-Хмельницкого до Киева), нижнее течение Десны (до Новгород-Северска), верхнее течение Сулы, а также города Киев, Чернигов и Переяславль-Хмельниц-кий. Повесть временных лет, связывая расселение полян с Поднепровь-ем, не дает более точной локализации их: «Тако же и тн словене при-шедше и съдоша по Днепру и нарекошася поляне...» (П. В. Л., т. I, стр. 11). Отличительные особенности обряда захоронения - погребение в глубоко"й яме, ориентировка - западная, иногда с отклонением к северу или югу; почти полное отсутствие посуды и угля, как пережитков обряда трупосожжения. Курганы с трупоположением датируются IX-XIII вв. Локальных групповых различий по материалам этого времени обнаружить не удается. В группу киевских полян включены также опубликованные Г. П. Зиневич (1964) краниологические серии из Николаевского (17 черепов) и Хутор-Половецкого (26 черепов) могильника. Из курганов киевской группы известна еще краниологическая серия, добытая Д. Я. Самоквасовым в 1878 г. в Каневском уезде Киевской губернии. Эти черепа по своим морфологическим особенностям резко отличаются от других черепов Полянской территории в сторону сближения с монголоидными группами. По-видимому, это черепа кочевнического населения. Тиверцы и уличи «...улучи и тиворьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви». (П. В. Л. т. I, стр. 14). На основании летописных данных точно локализовать местоположение каждого из этих племен трудно. Эта трудность пока не снимается и изучением материальной культуры славянских племен Поднестровья. Археологический комплекс, сопровождающий погребения, не дает возможности точно установить этническую принадлежность. В равной мере он может принадлежать как тиверцам, так и уличам, поэтому краниологические материалы из Бранештского могильника в Молдавии и могильника Васильев Черновицкой области объединены под названием - тиверцы и уличи. Датируются могильники славян Прутско-Днестровского междуречья X-XI вв. Я пользовалась уже опубликованными работами об обоих этих могильниках. Дополнительно рассматривались краниологические серии из с. Ханска Молдавской АССР, которые, однако, не могли быть объединены с сериями из Бранештского и Васильевского могильников из-за морфологического несходства с ними. Древляне «...и ти словене пришедше с седоша по Днепру и нарокошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесах...». Летопись помещает древлян рядом с полянами. Однако территория расселения древлян определена летописью очень неточно. Хотя в погребальном инвентаре, весьма бедном, не удается выделить характерных для древлян вещей, обряд захоронения имеет ряд особенностей (курганы с погребениями на горизонте и в насыпи), которые позволяют наметить границы территории древлян. Они простираются «от Здвижа и Тетерева на юге до устья Горыни и Припяти на севере и от нижнего течения Ужа и Тетерева на востоке до междуречья Случи и Горыни на западе» . Древлянские краниологические серии из курганов Случско-Припятского междуречья опубликованы Г. Ф. Дебецом. К сожалению, известны только мужские древлянские черепа. Женские в свое время не были опубликованы, а во время Великой Отечественной войны, находясь в музеях Украины, черепа древлян погибли. В связи с этим я не имела ни возможности измерить женскую серию, ни дополнить программу исследования признаками высокого таксономического ранга (углы горизонтальной профилировки лица и выступания переносья), которые приняты в настоящее время советской антропологической наукой. Датируются курганы древлян XI-XIII вв. . На основании различий в обряде погребения между отдельными могильниками удалось дифференцировать краниологические материалы, относимые до сих пор к древлянам, на древлян и волынян. В общей сложности восточные славяне представлены 1676 черепами, из которых 1135 относятся к мужским, 541 - к женским. Местоположение исследованных краниологических серий по отдельным восточнославянским племенам и список населенных пунктов, из которых происходят серии см. на рис. 1. Возрастное распределение исследованных черепов Большинство черепов относится к двум возрастным категориям - adultus и maturus, причем в 70% групп у мужчин и в 100% -У женщин на возраст adultus приходится большинство смертей (табл. 3). В девяти женских группах из семнадцати обследованных совершенно не встречено черепов, относящихся к старческой группе. Отсутствие старческих возрастов чаще отмечается в среднеднепровских славянских группах, особенно среди городского и сельского населения территории полян. Не исключено, что это связано с военными событиями, происходившими на южных границах Руси в эпоху средневековья, когда мужчины погибали в молодом и зрелом возрастах, не доживая до старости. Средний возраст исследованных мужских черепов по группам колеблется в пределах 33,6-45,6 лет, женских - от 29,7 до 41,9 лет. В целом мужская краниологическая серия на 4,5 года старше женской. Этот возрастной разрыв очень невелик, следовательно, в возрастном отношении оба пола сопоставимы. Данные о возрастном распределении серий из-за отсутствия детских черепов и невозможности судить о степени полноты раскопок кладбищ не могут быть использованы для. объективного вычисления средней продолжительности жизни восточно-славянского населения. Отсутствие детских черепов привело к явному завышению средней продолжительности жизни восточных славян. По-видимому, она была ниже тех величин, которые мы получили, т. е. ниже 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. В той или иной мере объективным можно считать лишь факт смертности женщин в более раннем возрасте. В частности, например, в юношеском возрасте с 16 до 19 лет процент смертей женщин колеблется от 5,9 до 18,8, а у мужчин - от 1,1, до 8,6. Объяснить это лучшей сохранностью женских черепов в молодом возрасте вряд ли возможно. Даже если предположить очень плохую сохранность ювенильных черепов по сравнению со взрослыми и этим объяснить получаемый нами сравнительно небольшой процент смертности в молодом возрасте, то остается непонятным, почему черепа молодых женщин сохраняются лучше, чем черепа молодых мужчин. У последних, как правило, кость массивнее, а минерализация лишь незначительно ниже, чем у женщин. Большой процент смертности женщин в возрасте от 20 до 40 лет и небольшой в старческом по сравнению с мужчинами подтверждает предположение о меньшей продолжительности жизни восточнославянских женщин. При сопоставлении среднего возраста умерших мужчин и женщин в различных группах оказывается, что в более чем 80% случаев в группах с большей продолжительностью жизни мужчин наблюдается и большая продолжительность жизни женщин (табл. 3). Картина меньшей продолжительности жизни славянских женщин в эпоху средневековья подтверждается данными о возрастном распределении черепов из Микульчицкого могильника в Моравии (табл. 4). Факт меньшей продолжительности жизни славянских женщин по сравнению с мужчинами находится в противоречии с имеющимися в литературе сведениями о продолжительности жизни современного населения различных этнических групп. В огромном большинстве случаев средний возраст смерти женщин выше, чем у мужчин. Здесь я ограничусь лишь констатацией этого факта, так как подробное освещение этого вопроса потребовало бы обращения к большой литературе по демографии населения различных стран и эпох и отвлекло бы от основных задач исследования. Средний возраст умерших в Моравии, вычисленный нами по данным М. Стлоукала, выше, чем на восточнославянских землях. Исключение составляет могильник Бранешты в Прутско-Днепровском междуречье, где средний возраст умерших также выше, чем в сериях, исследованных мной, хотя и ниже, чем в Моравии. Учет детской смертности понижает возраст умерших в Бранешт- ском могильнике почти на десять лет, в Микульчицком - всего лишь на два года. Приведенные данные ни в коей мере не претендуют на решение палеодемографических вопросов. Не говоря уже о том, что отсутствие детских черепов в наших сериях и недостаток сведений о полноте раскопок могильников препятствуют использованию краниологических материалов по восточным славянам для этих целей, само определение возраста на основании степени стертости зубов и зарастания швов страдает известным субъективизмом. Тем не менее я считаю возможным, учитывая параллелизм результатов по различным краниологическим сериям, привести эти данные с целью ориентировочного суждения о палеодемографической структуре древнеславянского населения. Алексеева

В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи". Летопись "Повесть временных лет" пишет по этому поводу: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи".

Переселение народов

Первые люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы, среди которых - аланы, давшие название реке Дон, что в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена, оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки Ока, Протва, Москва, Сылва.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи". Летопись "Повесть временных лет" пишет по этому поводу: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи". Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть здесь.

Быт и нравы

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.

Вятическое височное кольцо

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.

Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII-Х вв. и тем более XI-XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.

Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.

О существенных изменениях в жизни местного населения в IX-XI вв. сообщают нам древние летописи. Согласно «Повести временных лет» в IX в. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Его подданными они продолжали оставаться и в Х в. Первоначальная дань взималась, видимо, пушниной и подворно («от дыма»), а в Х в. требовалась уже денежная дань и «от рала» - от пахаря. Так что летопись свидетельствует о развитии в это время у вятичей пашенного земледелия и товарно-денежных отношений. Судя по летописным данным, земля вятичей в VIII-XI вв. была целостной восточно-славянской территорией. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и обособленность.

Религия

Вятичи были язычниками и дольше других племен сохраняли старинную веру. Если в Киевской Руси главным богом был Перун - бог грозового неба, то у вятичей - Стрибог ("Старый Бог"), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле - богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы - бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи особым почитанием пользовался Лель - бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада - покровительница брака и семьи.

Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего - хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева. Леший старался сбить человека с дороги в лесу, завести в непроходимое болото, трущобы и погубить его там. На дне реки, озера, в омутах жил водяной - нагой косматый старик, хозяин вод и болот, всех их богатств. Он был повелителем русалок. Русалки - души утонувших девушек, существа злые. Выходя лунной ночью из воды, где они живут, они пением и чарами стараются заманить человека в воду и защекотать его до смерти. Большим уважением пользовался домовой - главный хозяин дома. Это маленький старичок, похожий на хозяина дома, весь заросший волосами, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый. Неказистым вредным старикашкой в представлении вятичей был Дед Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом пугали детей. Но в 19 веке он превратился в доброе существо, которое вместе со Снегурочкой приносит на Новый Год подарки. Таковы были быт, нравы и религия вятичей, чем они мало отличались от других восточнославянских племен.

Святилища вятичей

п.Дедилово (бывшая Дедиловская слобода) - остатки священного города вятичей Дедославля на реке Шиворонь (приток Упы), в 30 км. к Юго-Востоку от Тулы. [Б.А.Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв, М., 1993]

Веневский топонимический узел - 10-15 км от Венева в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.

Курганы вятичей

На тульской земле, как и в соседних областях - Орловской, Калужской, Московской, Рязанской - известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов - остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.

При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры - деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину - коллективную усыпальницу - закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет.

Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.

Покорение Киевом

В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли избранные народным собранием князья, которые проживали в столице вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие - широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков - молодые воины.

В 907 году вятичи упомянаются летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград - столицу Византии.

В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему.

Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань - от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично. Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево-Печерского монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию. Хмурые бородатые мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины почтительно выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?.. Миссионер-монах так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук фанатичных язычников.

Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из них Ходоту и его сына.

До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой для летописцев.

Восстание Ходоты

В 1066 году гордые и непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

Ко второй зиме великий князь готовился по-иному. Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении.

Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются.

Столица вятичей

О столице государства известно следующее: "В VII-Х веках на Оке и верхнем Дону существовало государство вятичей, независимое от Киевской Руси. Центр этого государства, древнерусский город Кордно, историки видят близ современного села Карники Веневского района. Арабские источники называли этот город Хордабом и описывали, как дружина собирала дань с населения."

Ис точник - http://www.m-byte.ru/venev/

Сегодня мне захотелось пройти по вехам истории, заглянуть в стародавние времена и рассказать о наших предках - славянах. Как они жили, во что верили и так далее.

Племена восточных славян делятся на несколько племенных союзов, но я остановлюсь лишь на одном - на вятичах. Именно они ко мне ближе =) территориально. Весьма примечательный народ, но об этом ниже.

Меня всегда интересовало прошлое, быт, нравы, обычаи наших предков. Так вот на днях я занялась чтением разных заметок в сети, книг, учебников (слишком далеко, правда, еще не заглядывала).

Среди прочитанного, было несколько книг, но выделю я две:

Первая - «Древняя Русь и Великая степь» Л. Н. Гумилева (мне ее советовали к прочтению, а теперь и я рекомендую). Спорных моментов в ней очень много (впрочем, в истории они есть почти всегда), но в целом, в книге очень доступно описывается момент становления Киевской Руси и христианства. Расселение племен и прочее и прочее.

А вторая - «Восточные славяне в VI-XIII вв.» 1982 года издания (автор Седов В.В.). Потрясающая вещь! Любителям истории и археологии советую.

Кто такие вятичи

Вятичи - одно из племен восточных славян, которые жили на территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей в период между 8 и 13 веками.

Само слово "вятичи" восходит к имени родоначальника племени - Вятко (Вячеслав):

«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… А Вятко седе с родом своим по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи»

Есть и другие версии:

  • От индоевропейского «ven-t», что означает «мокрый»;
  • От польского «Вятр» - ветер. (В этом что-то есть, ведь главное божество Вятичей - Стрибог);
  • От праславянского «vęt» - в переводе с праславянского языка означает «большой», и такими именами, как «венеты», «вандалы» и «венеды». Короче говоря, все это можно объединить под одной чертой - Большие люди или же Великий народ.

Вантит - земля вятичей?

Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.

Государство славян-вятичей - Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю - «Князю князей».

«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги...» (Ибн-Русте)

Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).

Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако...

Как жили наши предки

Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь - один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:

  • хозяйственно-бытовые предметы;
  • украшения;
  • оружие.

Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.

Земледелие и славяне — это, по хорошему, отдельная история, в которой нужно рассматривать все «от и до», начиная с того, как люди возделывали землю. В рамках этой статьи я не стану так далеко углубляться в данную тему, отмечу просто те культуры, которым в прошлом отдавалось предпочтение. А именно:

  • пшеница;
  • рожь;
  • просо.

А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.

Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне - идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.

На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.

Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы - очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему ). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).

Вятичи - одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше»

Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер - монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

Поляне, древляне и другие

Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей эры, а в верховьях Немана, на берегах Волги и Чудского озера они оседают не раньше IX и на рубеже XI–XII столетий. Местами расселения восточных славян были также земли, прилегающие к Ильмень-озеру, по течению больших и малых рек Восточно-Европейской, или Русской, равнины.

Летописи (описания событий по годам – летам), в том числе составленная в 1112 году монахом Нестором знаменитая Повесть временных лет, сохранили названия крупных восточнославянских племенных объединений и дают возможность проследить примерный географический ареал их расселения: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город. И назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». Всего по Повести временных лет известно двенадцать племенных союзов, из которых со временем образовались княжества. Помимо полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских славян, или словен, существовали следующие крупные объединения восточнославянских племен: волыняне (они же бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи и кривичи с ответвлением от них северянами.

Славянский поселок

Раскопки археологов подтвердили эти летописные сведения и значительно пополнили их и уточнили, дав возможность нанести на карту зоны расселения восточных славян.

Основные занятия полян, древлян и прочих названных выше племен вполне традиционны для всех славян. Это земледелие и скотоводство. Причем первое играет заметно большую роль, чем второе. Жизнь в восточнославянском поселке была простой и не баловала разнообразием. Один день был похож на другой, и почти каждый из них был заполнен напряженным трудом. Но зато какое наступало веселье в редкие, но оттого особенно долгожданные праздники! Песни чередовались с играми, состязаниями в силе, ловкости, сноровке. А потом опять приходили будни со своими делами и заботами.

Восточные славяне избегали селиться на открытых местах. Жилищем им служили небольшие квадратные землянки, надежно укрытые в лесу кронами деревьев и густым кустарником. Быть может, точнее называть дома восточных славян не землянками, а полуземлянками, поскольку они были углублены в землю не больше чем на метр, крыши над ними крепились на шестах и опорных столбах. Стены были двух типов: бревенчатые и свитые из прутьев, обмазанных глиной. Пол или оставляли земляным, застилая его хвойным лапником, или делали глинобитное покрытие. Помещалась в такой хижине семья не более чем из шести-семи человек. Обогревался дом-землянка сложенным в углу из камней очагом или печью-каменкой. Помимо леса, излюбленным местом расположения восточнославянских деревень были крутые, неприступные берега рек.

Среди древнейшей утвари, обнаруженной во время раскопок учеными, преобладает примитивная керамика – вылепленные вручную, без гончарного круга, из глины с примесью песка изделия в форме горшка с расширяющимися к вершине выступами и вертикальными насечками. То ли в ритуальных целях, то ли для придания крепости в состав керамики входили также раздавленные части насекомых. К посуде более позднего времени (VIII–IX вв.) относятся сосуды из глины, изготовленные уже на гончарном круге и украшенные резьбой или волнистыми линиями, нанесенными словно гребнем. Примерно тогда же в обиходе появляются круглые бронзовые тарелки, а из орудий труда – железные резаки, серпы, лемехи, ножи для плугов, долота, топоры, наконечники для бороны и копий. Из металлических предметов археологами найдены пряжки от ремней, пастовые бусины, браслеты, серьги, перстни, брошки, а также характерные женские украшения, известные как височные кольца, которыми славянки пользовались как заколками для того, чтобы красиво уложить волосы. Интересно, что у каждого восточнославянского племени была своя форма височных колец: в виде спирали, незамкнутого круга с изогнутыми концами, трилистников, причудливых цветков на пышном стебле, солнечного диска с расходящимися лучами, изделий из витой жгутом проволоки или тонких металлических пластин с кручеными подвесками и т. д. По этим отличиям ученые устанавливают, где какое племя обитало.

Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом.

Расчистка подходящих земель под поле и пастбище требовала групповых усилий. Но, помимо борьбы с природой, восточным славянам приходилось отстаивать право на место под солнцем, отбиваясь от агрессивных соседей. Подчас враг был столь многочислен и силен, что одолеть его можно было, лишь пустившись на какую-то хитрость. Потому-то и в свои вожди на общем собрании племени – вече выбирали тех, кто обладал не только большим жизненным опытом, но и изворотливым умом и знал, как в случае опасности защитить соплеменников, сохранить скарб и домашнюю живность. При набегах чужеземцев восточные славяне показывали буквально чудеса маскировки. Они становились практически невидимы, делая себе простейший камуфляж из ветвей и трав и сливаясь таким образом с листвой деревьев. Пока женщины, дети и старики прятались в лесах, мужчины, искусно изображая паническое бегство, заманивали врага в ближайшее болото или заставляли при преследовании ступить на покрытые дерном жерди – зыбкий настил над глубоким оврагом с острыми кольями на самом дне. Попав в такие ловушки, враги находили там неминуемую смерть.

Восточные славяне были язычниками. Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, потому что верили, что от них зависит и жизнь племени, и судьба отдельного человека. Ведь они, по общему мнению, могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху. Конечно, все это они творят не сами, а взывая то к могучему громовержцу Перуну, то к повелителю неба и огня Сварогу и его сыну Даждьбогу, во власти которого находится солнце, то к Велесу – покровителю домашних животных и скота.

Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей. Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов, ведающих силами природы, и добиться от них помощи. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак. И тогда начинался поиск виновных, то есть тех, кто мог чем-то прогневать, рассердить носителей высших сил. Бывало и так, что все старания угодить богам оказывались напрасными, и тогда славяне в сердцах ругали своих идолов, пинали их, дружно оплевывали, колотили по ним палками, тем самым желая «наказать» за отсутствие помощи. Потом, правда, если что-то менялось к лучшему, являлись к истуканам с дарами, плакали и раскаивались, осыпая ударами и затрещинами самих себя и друг друга, униженно просили прощения.

Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Не слишком хорошо различая цвета, они зато прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного. Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду. Кроме того, каждый из них был немножко магом и, используя возможности своего биополя, помогал и сам себе, и ближнему.

До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. Если разобраться, птиц в лесу много. Отчего же принято адресоваться, как к пророчице-весталке, именно к кукушке, у которой, кстати, в царстве пернатых не самая безупречная репутация? Ведь она плохая и легкомысленная мать, ибо ленится высиживать птенцов, предпочитая подкидывать свои яйца в чужие гнезда. Куда большего доверия заслуживает, например, трудолюбивый дятел. Но вот не сложилось так, чтобы по его стуку, точнее, по количеству ударов железного клюва этой неутомимой птицы определялось бы человеческое долголетие. В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что этот древний обычай пришел от далеких предков, в давние-предавние времена считавших, что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.

О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.

Язычество живет и в современном русском языке. Имя Лихо – одного из персонажей славянской мифологии – огромной, безобразной и очень сильной одноглазой великанши, отвращающей людей от добрых дел, превращающей их жизнь в невыносимое хождение по мукам, а то и не останавливающейся перед людоедством, стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье». Языческого происхождения глагол «чураться». Это значит боязливо чего-нибудь избегать, уклоняться от общения с кем-либо. Чур (Цур или Щур) – языческий бог семьи, домашнего очага, в которого переселилась душа умершего родственника, предка. Славяне верили, что чуры заботятся о своих близких, людях одной с ними крови. Для того чтобы чур пришел на помощь человеку, с которым его связывали кровные узы, нужно было обратиться к нему со словами: «Чур меня!», то есть «Защити меня, предок!». Когда люди произносили «чур», они ограждали себя от чего-то плохого, от неприятностей, от возможной опасности, хвори, от того, что угрожало их жизни.

Из времен архаики берет свое начало и так называемая обсценная лексика – сквернословие, особо грубая брань, известные как мат, то есть неприлично-гнусные выражения с упоминанием слова «мать».

Однако если сегодня эти ругательства однозначно воспринимаются как грязные оскорбления, обидные для человека, унижающие его достоинство, то у древних славян они были речевыми явлениями иного порядка и выполняли охранительную функцию заклятий, оберег, были призваны защитить от бесплодия, обеспечить продолжение рода. И, если разобраться, все слова из ряда тех, что в наше время относят к нецензурным и непечатным, когда-то давным-давно были ритуальными формулами, подобающими тому или иному случаю. Так, была в ходу свадебная брань – залог того, что у молодоженов родится здоровое потомство, а ратная ругань преследовала цель обезопасить, отвести от себя беду и посрамить врага.

За пресловутым матом наши далекие предки не то что имели в виду нечто невинное, безобидное и произносившееся без всяких ограничений, но они и не вкладывали в него теперешний сугубо непристойный смысл. Таинство сотворения жизни, по их представлениям, нуждалось в особых восклицаниях, выполнявших сакрально-магическую роль в детородной сфере. Эти заклятия выкрикивались громким голосом, или благим матом, что, кстати, навело некоторых филологов на мысль выводить слово «мат» также и из этой основы.

В обсценной лексике все так или иначе сводится к мужскому и женскому началам и вертится вокруг главного и осевого, из чего завязывается и слагается новая жизнь. И в общем-то в эпоху архаики в мате не было ничего предосудительного или порочного, но после крещения Руси он как бы уходит в подполье. Ведь все языческое отныне осуждается как нечистое, поганое. Однако прежние заклятия как крепкий и надежный приворот на зачатие отнюдь не вышли из употребления – только постепенно приобрели совсем иную окраску, попали в разряд стыдных, непотребных, запретных слов и выражений, какими раньше вовсе не были.

Из книги История, мифы и боги древних славян автора

Поляне Населяли земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, расселились по западному берегу Днепра.Имя свое получили от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, следовательно, у них было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство.По данным

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Древляне Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами,

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Те самые древляне После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие» Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII в. русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время они не были

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Поляне, ледзяне, куявы Своеобразие ранней истории Русской земли состояло в том, что ведущую роль в ее создании играли три этнических компонента: славяне, остатки местного ираноязычного («скифо-сарматского») населения и русы.В VI-VII вв. степная и лесостепная зоны

Из книги Золото скифов: тайны степных курганов автора Янович Виктор Сергеевич

5. Поляне Предполагается, что название одного из славянских племен - поляне происходит оттого, что их основным занятием было земледелие. Однако при этом летописные поляне не были, как можно было бы ожидать, жителями открытых степных пространств и даже лесостепей. Они

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Древляне в Среднем Поднепровье и «древляне» в Крыму В той же летописной новелле под 914 г., которая повествует о покорении угличей, мимоходом сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы). Причем «древлянская» война

Из книги Черты народной южнорусской истории автора Костомаров Николай Иванович

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к

автора Нидерле Любор

Древляне Это племя обитало, как об этом свидетельствует само название (от слова «древо»), в дремучих лесах, простиравшихся на юг от Припяти, а именно, судя по различным позднейшим летописным сообщениям, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, за которой уже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Поляне По сравнению с древлянами соседнее племя полян находилось на значительно более высокой ступени культуры благодаря тому, что на земле полян издавна сталкивалось влияние скандинавской и византийской культур. Земля полян простиралась вдоль Днепра на юг от Тетерева

автора

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

автора

Древляне Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин. В 884 г. киевский князь Олег покорил

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Поляне «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»). Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев.

автора Плешанов-Остоя А. В.

Поляне Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Древляне Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же

Часть 1.
Представьте, что мы с Вами путешествуем во времени, скажем, за последние двести лет, делая последовательно остановки через каждые пятьдесят лет и на каждой остановке исследуем, как изменились знания русских о своей истории 5-10 веков. Скорее всего, мы придем к печальным выводам. Чем дальше от того времени, тем меньше становится знаний. Казалось бы, должно быть всё наоборот: наука развивается, открываются новые методы исследований, в мире остаётся всё меньше тайн. Так-то оно так, да не совсем. Точнее совсем не так. Почему я предложил виртуальное путешествие во времени за последние 200 лет, а не 400 или 500? Да, потому, что в этот период можно отследить, что преподавалось в учебных заведениях, какие исследования в этой области проводились историками, какие статьи публиковались в исторических журналах. Почитайте, не поленитесь, в интернете много книг, журналов и других материалов того времени. Вы будете удивлены. К примеру, первое, что попалось в интернете - книга Александра Васильева «О древнейшей истории Северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги», Санкт-Петербург, 1858 год. Кстати, довольно интересное исследование. Книгу можно скачать по этой ссылке.
То, что сейчас РАЗРЕШАЮТ преподавать нашим детям по истории Руси, разительно отличается от того, что преподавали и знали еще 200 лет назад. Более того, этот с позволения сказать исторический материал, ничтожно малая толика от огромного пласта нашей летописи, причем настолько извращенная, что в ней больше лжи, чем правды. Официальная история просто зациклилась на «диких» славянах и Рюрике-викинге. Наш народ, достаточно сообразительный, что бы понимать бредовость официальной версии. Тогда возникает вопрос - если все и всё понимают, то почему в учебниках и книгах нет альтернативы этому бреду? Да, потому что в России достаточно людей библейской и полу-библейской национальностей, находящихся на ключевых постах управления страной (правительство и министерства), управления массовым сознанием людей (культура, искусство, СМИ, киноиндустрия, религия), которые с нескрываемым энтузиазмом поддерживают официальную историю, продвигают её в СМИ, преследуя только одну цель - массовая дезинформация граждан. В памяти людей должна остаться только трехсотлетнее «просветительское» царствование Романовых. До них была смута, до смуты на сих землях жалко существовали в своем невежестве «дикие» племена славян. Единственным «светлым пятном» в те времена стало крещение Руси Владимиром. Вот такую «великую» историю предлагает нам официальная история, хотя фактов и информации о том, что было до Рюрика, какие преступления совершали те же Романовы и креститель Владимир по отношению к русскому народу достаточно, но никто даже не пытается собрать всё воедино и осмыслить как целое.
Давайте немного приоткроем плотно задернутый нашей исторической наукой занавес летописи Руси ранее 10 века, ибо свою историю нужно знать и помнить иначе нас заставят учить чужую историю. В этой статье я сделаю небольшой обзор славянских народов, населявших земли современных Беларуси, Украины и России до X века. Многие из нас даже не знают, как назывались эти народы и где они проживали, чем занимались, какие отношения были с соседями. Не претендую на истинность, ибо нам известны лишь крохи. Начиная с Романовых, и по сей день идёт необъявленная война, незаметное, методичное уничтожение многотысячелетней истории Руси, на землях которой возникали и исчезали многие народы…

Преданья седой старины. IX в. до н.э - IV н.э. Русколань.
Это толи легенда, толи быль, что в период с IX в. до н.э по IV н.э. существовало древнеславянское государство Русколань (Роксолань), которое простиралось от Карпатских гор через Кавказские горы до Каспия и Волги со столицей в городе Кияре - Киеве Антском, близь Эльбруса. Упоминание о нем есть в готских, булгарских и аяртских летописях. Говорил о ней и наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Упоминается Русколань и её последний правитель Бус Белояр в небесспорной, с точки зрения подлинности, Велесовой книге. В 368 году орды готов (западно-германских племен) напали на Русколань и убили Буса и еще 70 князей. В этой войне победили славяне, но победа досталась слишком высокой ценой. Былое могущество было утеряно, наступил закат и в дальнейшем распад Русколани. После похода готов на Восток началось великое переселение народов в Европе. Это напрямую каснулось и славян. О Бусе Белояре и Русколани написано в статье на нашем сайте, поэтому не буду повторяться.

V - X века. Ведическая Русь.
В это время на территории бывшей Русколани (нижнем Поволжье, Северном Кавказе и Приазовье) хозяйничает сначала Тюркский каганат (VI - VIII века), а затем Хазарский каганат со столицей Итиль, который в 972 году стер с лица земли Святослав храбрый. Ежегодно, 3 июля благодарные славяне отмечают великую победу над Иудейской Хазарией.
Часть племён Русколан осталась на Кавказе и ассимилировалась с пришедшими туда чуть позже другими племенами, которые теперь нам известны, как кавказские народы. Всмотритесь в лица их детей. Вы нет-нет, а найдете в них славянские черты с голубыми или серыми глазами. Другие племена разошлись по свету, войдя в другие славянские союзы. Давайте перечислим основные из них, жившие в V - X веках на территории современных Украины, Белоруси и России: Кривичи, Вятичи, Радимичи, Северяне, Древляне, Поляне, Дреговичи, Словене, Уличи, Тиверцы . Замечаете? Кого не хватает в этом списке? Где племя Русов? А вот не было такого племени, ибо, все они называли себя русами. А не от того ли они называли себя русами, что считали себя наследниками Русколани? А ведь действительно, почитайте летописи того времени. В них говорится о русах и словянах, а племени русов не было!?

КРИВИЧИ - восточнославянский племенной союз. Примерно в V веке с территории современной Польши через восточную Прибалтику на территорию современной России проникают славянские племена культуры псковских длинных курганов (славянская ране-средневековая культура), которые дают начало КРИВИЧАМ. Племена Кривичей расселились на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии.
Кривичи составляли две большие группы: псковская, и полоцко-смоленская.
Существует две версии, откуда пошло название - кривичи. По одной версии с названием, божества Криве-Кривейте, по другой - с именем старейшины рода (верховного жреца) Криве. Не случайно, латыши и сейчас называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш.Krievija).
Северные кривичи основали Новгород. Западные кривичи создали Полоцк, северные Изборск, а южные Смоленск (Гнёздово). В X веке приемник Рюрика князь Олег введет их в состав Древнерусского государства. Кривичи тесно взаимодействовали с варягами.
ВЯТИЧИ, РАДИМИЧИ, СЕВЕРЯНЕ. Наверно их можно объединить в одну группу по происхождению. Примерно в конце VII начале VIII века с верховьев Днестра на северо-восток ушла большая группа славян: будущие радимичи (во главе с Радимом), вятичи во главе с Вятко и северяне. Синтез пришлых и аборигенных племен привел к формированию тут племенных объединений северян, радимичей и вятичей. Вот как об этом говорит Повесть временных лет: “...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи”.
ВЯТИЧИ - восточнославянский племенной союз. В VIII-IX веках с берегов Днестра, через современную Польшу в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться Вятичи. Имя Вятко - является уменьшительной формой от имени Вячеслав. «Вяче» - древнерусское слово, означающее «больше», «более». Это слово известно также в западно- и юго-славянских языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав - «более славный». Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше.
Обитали Вятичи в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, амулеты и т.д.
Вятичи сохраняли свою независимость от Киевской Руси вплоть до XII века. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, например, кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей.
РАДИМИЧИ - восточнославянский племенной союз. Имеют одно происхождение с Вятичами и Северянами. Проживали в основном бассейне нижнего и среднего Сожа и междуречье Сожа, Десны и Днепра. Граничили по Днепру с дреговичами. При этом отдельные поселения дреговичей проникали на днепровское левобережье, располагаясь вперемежку с радимичскими. На юго-востоке в междуречье Сожа и Десны граничили с северянами. С Вятичами граница проходила в отдельных местах Десны, и на ее правых притоках.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом.
Связь между радимичами и коренным местным населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне-радимичи ощутили здесь влияние балтского населения.
У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — умершего сжигали на краде, прах хоронился в срубе на столбе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные).
В 885 году киевский князь Олег установил свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам.
СЕВЕРЯНЕ (ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА) это еще одна волна славян с верховьев Днестра и докатилась она до среднего Поволжья. Но под действием азиатских кочевников они возвращаются на запад, где на их основе формируются северяне — восточно-славянский племенной союз, живший в VIII — начале IX вв. на территории современных Черниговской, Сумской и Курской областей, по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет, скорее всего, скифско-сарматское и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.
СЛОВЕНЕ — восточнославянский племенной союз на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародиной словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.
ДРЕГОВИЧИ — восточнославянский племенной союз. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в VI - IX веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в XI - XII веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.
УЛИЧИ - восточнославянский племенной союз, существовавший в IX — X веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. Вероятно, что этноним Уличи происходит от слова " Угол". Известно, что в 885 году с Уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в X веке три года держал главный город Пересечен в осаде.
ТИВЕРЦЫ — восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Название Тиверцы возможно восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. В начале XII века, Тиверцы ушли со своих земель из-за постоянных набегов печенегов и половцев, впоследствии смешались с другими племенами.
ПОЛЯНЕ — восточнославянский племенной союз, обитавший в лесостепной области Приднепровья, между устьями pек Десны и Роси, в районе современного Киева. Название «поляне» объясняет летопись: «зане в поли седяху», то есть жили они в полях. Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами располагались обычно на невысоких речных берегах. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.
Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. Поляне становятся ядром русской государственности в VIII - IX веках, впоследствии объединившей вокруг себя другие восточно-славянские области. Последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 годом, после чего их сменил этноним «Русь».
ДРЕВЛЯНЕ — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. На западе они доходили до реки Случь. Имели города, наиболее крупные из которых - Вручий (Овруч), Искоростень (Коростень), игравший роль столицы. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах. После восстания против князя Игоря (945) окончательно присоединены к Киеву.
ДУЛЕБЫ — один из крупнейших племенных союзов восточных славян. Во время великого переселения народов племенной союз дулебов распался на чешских дулебов и дулебов в бассейне рек Припяти и Буга, которые в конце VIII или в начале IX в. переселились за Припять на земли дреговичей. Слово "дулеб" во многих диалектах стало нарицательным. В Болховском уезде Орловской губернии слово "дулеб" - было кличкой Болхова. Рязанское слово "дулебый" значит косой, разноглазый. По летописи, в VII в. тяжело Дулебы пострадали от нашествия аваров; в 907 их дружина участвовала в походе Олега на Царьград. В X в. объединение, по-видимому, распалось, а его составляющие вошли в Киевскую Русь под именем волынян и бужан. Археологами обнаружены на территориях, занимаемыми дулебами остатки земледельческих поселений с жилищами и курганные могильники с остатками трупосожжений. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.
ЧУДЬ - легендарное племя, которое обитало на севере европейской части Руси и Приуралья. Об этом племени, в основном, известно только из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что Чудь - это предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Название связано с их отождествлением в древней Руси, как племени с чудным языком и чудными обычаями, которые сильно отличались от других славянских племён.
Продолжение следует.