Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему вода мокрая? Ребенок в возрасте до 10 лет задает порядка 300 вопросов в день, подсчитали дотошные ученые. На одни вопросы родители отвечают легко, почти не задумываясь, а от некоторых просто хватаются за голову – настолько каверзными и неожиданными они бывают. Здесь представлены самые необычные детские вопросы, способные не просто удивить взрослого, но и поставить его в тупик. В качестве бонуса под каждым вопросом помещен развернутый ответ специалиста из соответствующей области. Читаем и берем на заметку. Вдруг именно сегодня ваш ребенок задумается о том, «сколько весит небо»?

1 вопрос. Почему птиц не ударяет током, когда они сидят на проводах?

Ответ родителя № 1. Потому что провода опасны лишь в том случае, если касаться их и одновременно находиться на земле. Если бы птица одной лапой держалась за провод, а второй стояла на земле, тогда ее бы убило током. Ответ родителя № 2. Это можно сравнить с прикосновением языком лишь к одному концу батарейки – в этом случае ты не почувствуешь покалывания. Однако если прикоснуться к обоим концам, то это обязательно произойдет. Так вот в случае с птицами – они как раз дотрагиваются до одного конца условной батарейки.
Ответ эксперта-физика. Удар током предполагает прохождение электричества сквозь тело. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы птица касалась сразу двух проводов с разницей потенциалов. Однако она этого не делает, так как сидит лишь на одном проводе и разницы в напряжении нет. При этом если птица взмахнет крылом и заденет соседний кабель, то ее ударит током, и она погибнет.

2 вопрос. Почему Луна иногда появляется в небе днем?

Ответ родителя. На самом деле Луна на небе задерживается гораздо чаще, чем мы можем видеть. Но из-за того, что солнце слишком ярко светит, мы попросту не замечаем ее присутствия. Например, включенный уличный фонарь мы не сможем увидеть днем издалека, потому что будет очень светло. В то же время ночью тот же самый фонарь будет виден за много метров, так как вокруг – темнота.
Ответ эксперта-астронома. Когда Луна вращается вокруг Земли, часть времени она находится на той же стороне, что и Солнце, а какое-то время – на противоположной стороне. Так вот, когда Луна и Солнце находятся на одной стороне, то спутник Земли виден днем. В то же время, когда Луна и Солнце на противоположных сторонах, этого не происходит.

3 вопрос. Сколько весит небо?

Ответ родителя № 1. Примерно столько же, сколько весят 10 миллионов слонов. Ответ родителя № 2. Кусок неба, покрывающий каждые 2,5 квадратных метра Земли, весит 6,5 килограммов. Значит, все небо весит более 5 миллиардов килограммов.
Ответ родителя № 3. Больше, чем ты думаешь, сынок. Поверхность земли – 317 миллионов квадратных километров. Атмосферное давление составляет в среднем 6,6 килограммов на 2,5 квадратных метра. Значит, небо весит где-то 5,2 миллиарда тонн. А теперь иди спать. Ответ эксперта. Примерный вес может составлять около одной миллионной от массы Земли – эквивалент веса 570.000.000.000.000 взрослых индийских слонов.

4 вопрос. Почему все рыбы в море не погибают, когда в него бьет молния?

Ответ родителя №1. Молния распространяется на все море, поэтому тока недостаточно, чтобы убить рыбу. Скорее всего, каждое живое существо в воде получает лишь небольшой разряд, который не представляет опасности. Ответ родителя № 2. Представь, что ты поместишь каплю яркой газировки в чайную ложку. В данном случае, ты сможешь ее видеть – яркое пятно будет заметно на столь малой площади. А теперь представь, что ты ту же самую каплю помещаешь в ванну, наполненную водой. Капля через несколько секунд просто исчезнет, и ты не сможешь ее больше видеть. Так вот молния – как капля цветной газировки. Попадая в море, она быстро распространяется и становится безвредной, исключение составляет то место, куда она ударяет.
Ответ эксперта-физика. Когда живое существо погибает от удара молнии, это означает, что существо оказалось на ее пути, и ток прошел через тело. К счастью, молния не может навредить всем живущим в море. Лишь самая невезучая рыба может стать ее жертвой. Морская вода проводит электричество. Как только молния попадает в нее, она тут же распространяется по всем направлениям. Множество рыб могут получить в это время небольшой электрический разряд. Однако погибнуть может лишь то существо, которое окажется у поверхности воды в том месте, куда ударяет молния. При этом, скорее всего, рыба, которая будет находиться хотя бы в 30 сантиметрах от поверхности, не пострадает.

5 вопрос. Почему я люблю розовый цвет?

Ответ родителя №1. У многих людей есть какой-то любимый цвет. Они называют его любимым, потому что он их радует, глядя на него, они чувствуют себя хорошо. Сегодня тебе нравится розовый цвет, но позднее, когда ты вырастешь, возможно, твое восприятие изменится, и тебе будет нравиться другой цвет. Ответ родителя № 2. Потому что он красивый. Этот цвет ассоциируется у тебя с массой приятных вещей: с цветами, розовыми щеками, определенной едой.
Ответ родителя № 3. Любимые цвета, как правило, связаны с какими-то вещами, которые нас радуют и делают счастливыми. Так вот розовый цвет чаще всего ассоциируется с весельем или сладостями. Ответ эксперта-психолога. Традиционно считается, что женщин больше привлекают оттенки красного, а мужчин – оттенки синего. Некоторые биологи полагают, что склонность представительниц слабого пола к розовому объясняется тем, что в первобытное время женщины часто занимались сбором фруктов красных оттенков, в результате у них сформировалось особое восприятие этого цвета. Эта же особенность, по версии некоторых исследователей, позволяет женщинам лучше различать оттенки кожи - например, ее покраснение - а значит, лучше считывать чужие эмоции.

6 вопрос. Что такое время?

Ответ родителя № 1. Время – это такой длинный шнурок из бисера, тянущийся и уходящий вдаль. Каждая бисерина – это какой-то момент из нашей жизни, в который мы испытывали определенные чувства: печаль или радость. Ответ родителя № 2. Время – это специальное понятие, которое было придумано людьми, чтобы организовывать свою жизнь и следить за тем, когда происходят те или иные события. Например, когда человек «А» хочет встретиться с человеком «Б», они выбирают одно и то же время – приходят на встречу в один и тот же год, один и тот же месяц, один и тот же день, один и тот же час. Время – это система, которая исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами и секундами.
Ответ родителя № 3. Все в этом мире стареет. Стареет трава, старее стол в комнате, сыр в холодильнике, люди и животные тоже становятся старше… Время – это определенный способ измерять, насколько постарели животные, люди и вообще все вокруг. Ответ эксперта-физика. Это весьма сложный вопрос. Одни ученые могут назвать время потоком причин и следствий. Другие дали бы более подробное объяснение в соответствии с общей теорией относительности, однако эту позицию принимают далеко не все исследователи.

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Чаще всего, взрослые могут ответить лишь на немногие вопросы правильно и по существу. На некоторые вопросы им не хочется отвечать честно, приходится врать, отмахиваться или игнорировать их. Между тем, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы познавательный интерес не сошел на нет.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст «почемучек» . Малыши вступают в него по-разному - кто-то в 2,5-3 года , кто-то ближе к 4-5 годам . На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью - чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Малыш открывает для себя закон постоянства, а ответы на вопросы рождают новые вопросы. Каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения .

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…» ). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!» . А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!» . Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.

Ответ-пустышка

"Ну потому что не падает и все".

"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у бабушки".

"Подрастешь - поймешь".

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.
Ответ-провокация

"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "

"А почему Земля не падает на Солнце?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники).
Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир."

"Законы физики не дают ему упасть".

"Так захотел Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.
Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…" Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.
Сказочные и антропоморфные ответы

"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. "

"Потому что оно лучиками держится за небо. "

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.
Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. "

"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».
Лаконичный ответ по существу

"Солнце не может упасть".

"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. "

"А упасть может только то, что близко от земли."

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.


Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок - человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

Не бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Откровенно признайтесь ребёнку в этом, но пообещайте обязательно выяснить или предложите разобраться во всём вместе. Это только укрепит ваш авторитет в глазах ребёнка, покажет ему, что мама или папа могут всё. Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем.

Родители, конечно, должны поощрять любознательность малыша, не отмахиваться и не игнорировать вопросы. А их крохи задают немереное количество. От самых простых «откуда взялся лед», «что ест крокодил», смешных «почему у колобка не пачкаются глазки, раз он катается по земле», «мам, кто со мной дома сидел, пока ты маленькая была», до таких, на которые трудно ответить сразу «почему небо голубое», «а что выше облаков», «почему вода не горит».

На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку либо пока не по возрасту, либо вы боитесь повлиять плохо на малыша своим ответом.

Рассмотрим самые популярные «неудобные» вопросы и разберемся, как же ответить на них крохе.

1. Откуда берутся дети?

Пожалуй, самый сложный вопрос к родителям. Обычно папы и мамы тушуются, хихикают, отнекиваются, говорят, что малышу еще рано думать над такими вопросами. Если вы хоть на секунду дали понять ребенку, что замешкались, чего доброго, застеснялись, поверьте, данная тема его еще долго не отпустит. И лучше уж он узнает вашу версию, чем ответ на животрепещущий вопрос ему подскажут детки постарше.

Говорить, что дети рождаются в капусте, или их подкидывает пернатый аист, это немного устарело. У вас нет необходимости морочить голову. Правду можно легко объяснить: «Папа положил в мамин живот маленькое зёрнышко. Затем зёрнышко встретилось с яйцом. Начиная с этого яйца, стало развиваться маленькое существо. И через 9 месяцев из живота вышел ребёнок».

Еще вариант — вы можете сказать: «Чтобы появились дети мужчина и женщина должны влюбиться и пожениться, потом у мамы в животе появляется крошечный малыш, совсем как червячок, он растет, как и ты сейчас, а потом, когда ему совсем уже не хватает места, он рождается». Обычно крохам достаточно такого ответа, и если его не интересуют подробности, то и вы в них не вдавайтесь. Ребенка постарше может заинтересовать, как же в мамин живот вообще попал ребенок, тогда вы можете сказать, что «у мамы и папы есть специальные клеточки, когда они встречаются, то из них и получается крошечный малыш», при вопросе как они встречаются, вы можете предложить версию поцелуя и объятий.

Обычно школьники уже все знают сами, телевидение, интернет, общение приносят свои плоды, но если уже сознательный ребенок обратился к вам за объяснениями, придется рассказать все по существу. Вам неудобно и стыдно, купите хорошую книгу, соответствующую возрасту, где все правильно описано.

2. Почему вы говорите, что я красивый, а одноклассники так не считают? Почему я могу не нравиться?

Ребенок, живущий в семье, наполненной любовью и нежностью, сталкиваясь в детсаду или школе с детьми, настроенными враждебно, может удивиться, почему его считают некрасивым или неумным. Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, потом показать свое отношение, сравнить с собой и собственными проблемами в таком возрасте.

Например: «У всех разные представления о красоте и способностях, кому-то нравятся худые, кому-то полные. Это как фильмы или книги, одним нравятся приключения, другим – комедии, это не говорит о том, что комедии лучше, или наоборот, просто симпатии у всех разные. Мне ты очень нравишься, вон какие у тебя большие голубые глаза и обворожительная улыбка. Если бы я была девочкой твоего возраста, то ты мне бы очень нравился. Обязательно есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным. Меня тоже раньше дразнили длинной, но ничего, папа же меня полюбил, и друзей у меня много. Если бы всем людям нравилось во внешности одно и то же, то мы давно стали бы абсолютно идентичными или вымерли».

Если у подростка действительно проблемы с внешностью, не ограничивайтесь одним разговором, помогите ему исправить ситуацию. Например, запишитесь вместе в спортзал или подберите новую стильную одежду, смените очки на линзы, в общем, устраните причину, по которой у вашего ребенка не получается влиться в общество сверстников.

При этом помните, что подростки могут быть агрессивны не только к тем, кто выглядит «не так», но и к слишком красивым, умным, общительным или замкнутым, то есть абсолютно к любым людям. Порой решить проблему можно, лишь сменив окружение ребенка.

3. Кого ты больше любишь, сестру/брата или меня?

Когда ждать подобного вопроса? — до 7 лет, чаще всего вскоре после появления младшего ребенка в семье. Такой вопрос возникает при вечном соперничестве сестер и братьев, возникающем на почве . Вам важно дать понять ребенку, что ваша любовь к ним безгранична, и, несмотря на то, что они такие разные, вы любите их одинаково сильно. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же. Скажите, что вашей любви хватит на всех, и на них, и на других родственников.

Никогда не манипулируйте ребенком, пытаясь выторговать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твою сестру сильнее, потому что она отличница» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.

4. Почему я - это я?

Задаваясь вопросом, почему родился именно таким, с такой внешностью, такими способностями, ребенок начинает осознавать себя как личность, отличную от других, проявляет индивидуальность. Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Вы можете пояснить ситуацию так: «Любой человек сочетает в себе то, каким он родился, и то, чему он научился, каким стал. От рождения мы получаем внешность унаследованную от родителей, пол, здоровье, а потом постепенно появляются привычки, вкус, навыки, симпатии и антипатии, все то, что ты умеешь. Из всего этого складывается личность. Все мы рождаемся каждый в своей семье, в определенном городе, стране, на нас влияют люди и события, вот почему мы становимся такими, какие есть. Нет одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые».

5. Зачем вы меня родили?

Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем в переходном возрасте, когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или пытается смягчить наказание. Еще малыш может таким образом манипулировать вами, из разряда «зачем вы меня родили, если не можете свозить меня на море».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ваш ход: «Мы очень любим друг друга, поэтому завели семью, в полной семье всегда есть дети, они как плод любви и нежности родителей. Мы очень хотели иметь свое продолжение, умного, красивого ребенка, поэтому и родили именно такого, тебя». Дайте ребенку понять, какой он особенный, как вы его хотели и ждали.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит как можно дольше рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества и хваля. Если же ребенок просто манипулирует вами и ему нужно какое-то материальное «подтверждение» ваших слов, то не нужно распыляться на разговоры, поясните ваше решение по поводу спорного момента и не идите на поводу у крохи.

6. А я умру?

Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, это дети познают значительно позднее, на данном этапе их интересует, почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом. Подобный вопрос может возникнуть, когда малыш вдруг сталкивается со смертью близкого человека, или собственного питомца.

Отвечая на такой щепетильный вопрос, не стоит вдаваться в объяснения неизбежной кончины всех живых существ, описывать, как умирают, что чувствуют и т.п. Говорите более обтекаемо: «Всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни. И у тебя тоже есть свой срок. Но сначала ты проживешь еще очень долгую счастливую жизнь, пойдешь в садик, в школу, поступишь в институт, у тебя тоже когда-то будет своя семья, ты родишь детей, у тебя будет хорошая работа, ты будешь много путешествовать и открывать новое. Чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно заботиться о себе и своем здоровье, помнить о безопасности, стремиться к лучшему и помнить о безопасности».

Постарайтесь ответить исчерпывающе, так, чтобы ребенок не зациклился на этой теме. Если вы принадлежите к какой-либо религии, возьмите на вооружение ее догматы. Если же вы атеист, не спешите «радовать» трехлетку физиологическими подробностями смерти, обойдитесь общими фразами. Если ребенок еще совсем мал, то придумайте некоторые вещи, объясняющие, куда потом пропадают умершие люди, животные. Не бойтесь сказать, что бабушка смотрит теперь на нас с неба, а умершая кошка и вовсе просто убежала к коту-жениху.

Если же ребенку больше 6 лет, уделите внимание тому факту, что загробная жизнь не существует, по крайней мере в той форме, которую любят демонстрировать в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

7. Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?

А было ли с вашим ребенком такое, пришел от он друга и говорит, вот у Саши так много игрушек, а у меня нет такого пятого автомобиля, как у него.

На самом деле это очень хорошая тема для обсуждения. Ведь это азы финансовой грамотности и правильного распределения средств. В данном случае, нужно объяснить ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения.

Пояснить основы первой финансовой грамотности очень важно. Ребенку стоит рассказать, как зарабатываются деньги, что для этого мама и папа ходят на работу и выполняют там много задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме и еда, и одежда, и игрушки, в том числе, даже свет, газ, вода стоят денег, поэтому нельзя бездумно их тратить. «У тебя же и так много машинок, разве ты станешь счастливее, если их будет больше, может лучше потратить средства на поход в цирк? Если мы все деньги будем тратить на игрушки, на что тогда будет жить вся наша семья».

Предложите ребенку альтернативу, хочешь что-то купить заработай. Дайте ему какое - нибудь задание по дому и за это «заплатите» оговоренную сумму. Пусть ребенок постарается накопить некую сумму, а потом он уже не захочет тратить эти деньги на 5 машинку, ведь они достались ему с трудом.

8. Чем мальчики отличаются от девочек?

Такой вопрос чаще всего подразумевает, что кроха уже увидел различия в мужских и женских половых органах. Например, в детском саду, где туалет зачастую общий. Поэтому внешними признаками типа, юбочек и брючек, кепочек и бантиков не обойтись.

Для маленького ребенка достаточно сказать, что так задумано природой, этим отличаются мальчики от девочек, ведь если бы их половые органы были одинаковыми, как кроме одежды их можно было бы отличать. Для малыша более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

9. Почему вы ругаетесь с папой, вы не любите друг друга?

Ссоры при ребенке – дело, конечно, не нужное, но уж если так случилось, сделайте все, чтобы кроха не усомнился в крепости вашего союза.

Скажите: «У каждого человека есть свое мнение, вот ты же тоже иногда капризничаешь и выдвигаешь требования. Так и у нас, иногда мы не сходимся во мнениях и спорим, а потом приходим к общему выводу, и снова все становиться хорошо. Конечно, мы любим друг друга, мы же семья».

10. А дед Мороз есть на самом деле?

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

Дети очень часто задают вопросы. Их бесконечные «почему?» выливаются на взрослых бурным потоком, ставя иногда в тупик. Предлагаю ответы лишь на некоторые детские вопросы. И даже если ваш малыш не задал вам тот или иной вопрос, вы можете просто рассказать о любопытных фактах из жизни животных и насекомых, об окружающем их мире и о них самих.

Тема: Животные

➢ Животные это кто?

Животные — это существа, принадлежащие к животному миру от самых простых организмов, таких как губки, до человека. Это как минимум три четверти всех видов живых существ на земном шаре! Они отличаются от растений и других организмов тем, что способны передвигаться. Многие растения питаются при помощи корней. У животных же есть мышцы. Именно они помогают животным передвигаться в поисках пищи или партнера для продолжения рода. Мышцы также помогают животным спасаться от врагов.

➢ Какие животные меняют к зиме окрас на белый?

Все знают, что к зиме белеет заяц. Его так и называют — заяц-беляк. Но не он один готовится таким образом к зиме. Белой становится шерстка песца, горностая и ласки. Среди птиц белеет куропатка. А вот белый медведь и полярная сова белые круглый год.

➢ Почему после дождя на асфальте много дождевых черней?

На этот вопрос ученые не могут дать точный ответ. Считается, что черви вылезают из земли, потому что их домики-туннели залило водой. И, хоть червям и нужна влажная земля, в воде они просто напросто захлебнутся.

Однако оставаться на поверхности им долго опасно. Они могут оказаться раздавленными или просто высохнуть от солнца и погибнуть.

➢ Существуют ли светящиеся животные?

Да. И их не мало. Больше всего светящихся животных обитает в морях и океанах. Светятся в темноте медузы, коралловые полипы, головоногие моллюски, инфузории-ночесветки и многие глубоководные рыбы. Среди обитателей суши светятся известные всем жуки-светляки.

➢ Почему некоторые животные ночью не спят?

Действительно, есть животные, которые спят днем, а ночью охотятся. Но не все из них хищники.

Часто встречаются ночные активные животные в пустынях. Почему? Потому что днем в пустыне нестерпимо жарко, и вся живность словно вымирает. На самом деле многие отсыпаются до наступления ночи и лишь с наступлением темноты выходят из своих укрытий.

У «ночных» животных глаза приспособлены к темноте. Так, кошкам и совам достаточно очень слабого света, чтобы хорошо видеть. Все дело в особенном строении глаз.

Есть и такие животные, которым и глаза ни к чему. Они ориентируются в пространстве при помощи звуковой локации. Этими удивительными животными являются летучие мыши.

Большое значение для «ночных» животных имеют не только слух и зрение, но и обоняние. По запаху они выслеживают добычу

➢ Какие животные быстро меняют окраску?

Моментально меняет свою окраску хамелеон. Для него не существует преград в выборе цвета. Он может быть коричневым или зеленым, красным или синим, в зависимости от того, нужно ли ему отпугнуть врага, замаскироваться или, наоборот, привлечь внимание. Так, если хамелеон ухаживает за самкой, то может окраситься во все цвета радуги сразу.

Не уступают хамелеону и головоногие моллюски. Они замечательно маскируются под цвет грунта. Рассерженные кальмар и осьминог в один миг могут стать красными, черными или бордовыми, а каракатица с легкостью наряжается в разные цвета, играя и завораживая ими.

➢ Почему не все животные имеют защитный окрас, а некоторые и вовсе в момент опасности выставляют себя напоказ?

Выставляют себя напоказ животные, которые хорошо защищены. Как правило, они имеют яркую окраску, «говорящую» другим животным о том, что их лучше обходить стороной. К таким животным относится скунс. Дикобраза также можно заметить издалека. Лишь молодые хищники, не знакомые с ними, попробуют их атаковать. Но, получив неприятный опыт, навсегда его запомнят и уже не повторят такой попытки.

➢ Какие животные считаются в Индии священными?

Священными в Индии считается корова и обезьяна. Если коровы не доставляют особых хлопот жителям этой страны, то обезьяны наносят огромный ущерб садам и огородам.

➢ Какие животные помогают человеку на охоте?

Все знают, что верная помощница охотника — собака. Действительно, легавые находят птицу, делая стойку, пугают ее и поднимают на крыло. Гончие собаки гонят зверя на охотника. Борзые, наоборот, догоняют зверя и останавливают его. Норные собаки забираются в норы и выгоняют животное на охотника. Лайки загоняют зверя на дерево и, отвлекая лаем, позволяют охотнику подойти незамеченным.

Но собака не единственная помощница человека на охоте. В некоторых странах для охоты за антилопами человек использует быстроногих гепардов. Для охоты на птиц издавна приручались беркуты и соколы. Для охоты на кроликов в Австралии используют ручных хорьков. В Китае и Японии добывать рыбу помогают бакланы. Иногда дельфины также помогают рыбакам. Прежде чем все эти животные и птицы становятся помощниками охотников и рыбаков, они долго и упорно приручаются человеком.

➢ Может ли у животных вырасти новая лапка или хвост?

Этот процесс называется регенерацией, или, другими словами, восстановлением. Вы, может быть, удивитесь, но происходит он на определенном уровне у всех живых существ. И у людей в том числе. Мы способны заменять старые клетки кожи на новые. Некоторые виды плоских червей способны восстановить голову и хвост, то есть, в сущности, создать нового червя из любой части своего тела. Гидра — беспозвоночное животное, обитающее в пресной воде и имеющее тело трубчатой формы с несколькими щупальцами на одном конце, обладает поразительной способностью к регенерации. Из крошечного кусочка этого Животного может вырасти новая гидра. К восстановлению способны и некоторые насекомые. Если они еще не стали взрослыми и вдруг потеряли лапку, то через некоторое время у них отрастает новая. Ракообразные, такие как крабы и омары, часто теряют свои клешни, но вряд ли от этого расстраиваются, ведь вскоре у них отрастут новые. Что уж говорить об известных всем ящерицах (правда, лишь о некоторых их видах), способных вырастить себе новый хвост взамен оторвавшегося. Птицы способны отрастить не только новые перья, но иногда даже клювы. Не отстают от них и млекопитающие. Так, у оленя, например, каждый год вырастают новые рога. Но, как бы ни хотелось, никакое млекопитающее не способно вырастить новую конечность или хвост.

➢ Зачем оленю рога?

Олень использует свои красивые рога в качестве оружия в турнирах. А еще они помогают ему спастись от врагов.

Некоторые люди думают, что из рога носорога можно приготовить редкое лекарство. Вот и гибнет это удивительное животное от рук браконьеров.

➢ Для чего нужны бивни моржу?

При помощи бивней морж рыхлит дно океана, словно граблями, а затем добывает моллюсков, которыми он питается

Тема: Насекомые

➢ Могут ли насекомые слышать ногами?

Такими удивительными способностями обладают кузнечики. Органы слуха расположены у них на голенях передних ног.

➢ Какой груз могут поднять муравьи и гусеницы?

Гусеницы могут поднять груз в 25 раз больше своего веса, а муравьи — в 100 раз!

➢ Все ли муравьи полезны?

Многие виды муравьев безусловно полезны. Они борются с вредителями леса. Но есть и такие, которые уничтожают посевы. Их называют огненными. А аргентинский муравей поселяется в стенах и разрушает жилище человека.

➢ Существуют ли домашние насекомые?

Существуют. И это не пауки и тараканы. Домашними считаются медоносные пчелы. А еще одомашнены человеком шелкопряды.

➢ Почему комариные укусы вызывают зуд?

Когда комар вонзает свой тонкий хоботок в кожу человека, он вводит ядовитую слюну. Именно она и вызывает зуд. А еще слюна комара содержит анестезирующее вещество, поэтому комариный укус начинает чесаться не сразу, а лишь после того, как анестезия проходит.

➢ Сколько ног у пауков и сколько их у остальных насекомых?

У пауков восемь ног, а у остальных насекомых их шесть.

➢ У каких насекомых такие же названия, как и у животных?

Существует жук-носорог, жук-олень и жук-слоник. А еще есть бабочка-медведица.

➢ Почему светлячки светятся в темноте?

Светлячки действительно светятся в темноте. Тем самым они привлекают особей противоположного пола. У светлячков на брюшке имеется орган, который преобразует особое биохимическое вещество во вспышки света. Такая способность вырабатывать собственный свет у живых существ называется биолюминесценцией.

➢ Почему пауки не попадаются в свою сеть?

Пауки делают два вида паутин. Одни — липкие, в которые и попадают различные насекомые. А другие — не липкие. По ним пауки и передвигаются. Бывает так, что паук попадает в липкую паутинку, но выбирается из нее благодаря жировому покрытию на его теле.

➢ Зачем бабочки перелетают с цветка на цветок?

Если понаблюдать за бабочками, то мы увидим, что они постоянно перелетают с цветка на цветок. Делают они это затем, чтобы полакомиться сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветов. В нектаре содержится сахар. Он обеспечивает бабочек необходимой энергией. А в пыльце есть белок, жир, витамины и минералы (микроэлементы).

А еще, когда бабочка садится на цветок, к ее брюшку прилипает пыльца. Перелетая с цветка на цветок, насекомое переносит ее на другие цветы, тем самым опыляя их. Пыльца — это мельчайшие зернышки, которые, попадая на другой цветок, оплодотворяют его. Вскоре после этого в цветке, на который бабочка принесла пыльцу, начинают образовываться семена.

Тема: Пресмыкающиеся

➢ Как отличить гадюку от ужа?

У ужа зрачок круглый, а у гадюки — словно щелка и распложен вертикально. Отличаются эти змеи и окрасом. На спине гадюки четко виден зигзагообразный рисунок. Хотя существуют и одноцветно окрашенные гадюки. Но главное отличие их в том, что по бокам головы ужа имеются яркие желтые пятнышки, а у гадюки их нет.

➢ Могут ли ящерицы охотиться на крупных животных?

Могут. Самая крупная ящерица — варан с острова Комодо. Он охотится на оленей и кабанов. Сначала он сбивает их своим мощным хвостом и лишь потом пускает в ход зубы.

➢ Какая польза от лягушек и жаб?

Многие лягушки и жабы уничтожают множество вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу.

Тема: Рыбы

➢ Зачем рыбам хвост?

О том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, знает, наверное, каждый. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем.

Есть и еще несколько интересных способов использования хвоста, которыми с удовольствием пользуются некоторые рыбы. Так, скат-хвостокол использует свой длинный хвост для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

➢ Что делают рыбы зимой, когда вода замерзает?

Если вода в водоеме промерзает не полностью, то рыбы вполне нормально переживают зиму. Они могут выжить даже в очень холодной воде так же, как переживают зиму сухопутные животные, например, медведи, которые просто впадают в спячку. Их жизненные процессы замедляются, потребность в пище и кислороде очень слабая. Но, несмотря на все это, для рыб в зимних условиях опасен не столько мороз, сколько то, что они могут задохнуться. Из-за корки льда на поверхности воды кислород воздуха не может растворяться в воде.

Если же вода в водоеме промерзает полностью, то есть от поверхности до дна, рыбы не могут жить. Исключение составляет корюшка — рыба, обитающая в Антарктике.

➢ Кто тяжелее — слон или большая акула?

Может быть, это покажется странным, но вес большой акулы во много раз превышает вес крупного слона. Слон весит всего 6 тонн. А вот большие китовые акулы попадаются весом до 30 тонн!

➢ Правда ли, что рыбы не умеют разговаривать?

Нет, поговорка «нем, как рыба» не верна. На самом деле многие виды рыб общаются на своем языке. Они сигнализируют друг другу об опасности, отпугивают врагов, «мило беседуют» во время ухаживания в брачный период.

➢ Пользуются ли рыбы удочкой?

Некоторые виды рыб действительно пользуются удочкой. Все они — хищники, и удочка нужна им для того же, для чего и человеку — чтобы поймать рыбу. Одна из таких хищниц так и называется — рыба-удильщик. У нее даже не одна, а целых три удочки. Заманивает удочкой свою добычу и морской черт. А у морского угря даже светится кончик хвоста-удочки.

Тема: Птицы

➢ Какие птицы не летают?

Как многим известно, не летают страусы. У этих больших птиц хоть и есть крылья, они совсем не годятся для того, чтобы поднять в воздух их огромное тело. Но страусы не единственные птицы, не умеющие летать. Не летают также австралийские птицы казуары, новозеландские киви и пингвины.

➢ Всели птицы высиживают яйца?

Нет, не все. В наших лесах живет одна из птиц, совсем не заботящаяся о том, чтобы высидеть и выкормить своих птенцов. Это кукушка. Так же поступают и медоуказчики, некоторые шалашники и вдовушки (ткачики).

➢ Могут ли птицы измерять температуру?

Одна из птиц, хоть и не высиживает яйца, но о температуре в гнезде-инкубаторе все же заботится. Они замеряют температуру... Чем, как вы думаете? Клювом! Эти удивительные птицы называются австралийские сорные куры.

➢ Какая птица не боится выводить птенцов зимой?

Клесты совсем не боятся морозов и смело выводят птенцов зимой. Живут эти удивительные птицы в наших лесах.

➢ Дарят ли птицы друг другу подарки?

Как это ни удивительно, но многие птицы действительно дарят друг другу подарки. Подарки эти разнообразны и интересны. Так, пингвины адели и кронштепы дарят друг другу камешки. Самец крачки преподносит своей самке рыбу.

➢ Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

Первыми прилетают к нам весной грачи, а следом за ними скворцы и жаворонки.

➢ Кто кроме птиц может летать?

Летать могут очень и очень многие. Замечательно это делают летучие мыши и насекомые. Но рыбы, лягушка квакша и ящерица с названием дракон тоже умеют летать. В наших лесах живут летающие белки. Они так и называются белки- летяги.

Тема: Рекордсмены животного миро

➢ Правда ли, что кит — самое большое млекопитающее, живущее на Земле в настоящее время?

Это правда. Если поставить синего кита на хвост, он будет высотой с девятиэтажный дом. Его масса — 150 тонн, а длина — 33 метра.

➢ Кто из птиц плавает быстрее всех?

Самый лучший пловец — пингвин. Он может обогнать катер, идущий со скоростью 40 километров в час.

➢ Правда ли, что жираф выше всех животных?

Это правда. Жираф — самое высокое животное на Земле. Его рост достигает пяти метров.

➢ Кто из животных самый умный?

Многие ученые спорят над этим вопросом. К самым умным относят нескольких животных. Это касатка и многие виды дельфинов. Также очень умными считаются слоны и свиньи. И все же самыми умными являются приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги, бабуины, гиббоны и мартышки). Они имеют большой, сложный мозг, могут общаться между собой, и у них развиты определенные языковые навыки, они умеют обучаться каким-либо действиям и использовать предметы в качестве орудий труда (например, палкой раскапывать землю или сбивать ею плоды с деревьев).

➢ Кто плавает, бегает и летает быстрее всех?

Если провести соревнования среди птиц, животных и рыб, то победили бы меч-рыба, гепард и иглохвостый стриж. Гепард бежит со скоростью до 120 километров в час. С такой же скоростью плавает меч-рыба. А иглохвостый стриж летает со скоростью 160-170 километров в час.

➢ Какое животное живет дольше всех?

Известные долгожители — черепахи. Одна из них, по имени Мариона, прожила 152 года! Не уступают черепахам по продолжительности жизни двустворчатые моллюски венус. Они живут около 150 лет. Есть долгожители и среди людей. Зарегистрирован рекорд — 122 года.

➢ У каких животных самые большие глаза?

Самые большие глаза у головоногих моллюсков, таких как осьминоги. У гигантского осьминога они достигают 30 сантиметров в диаметре.

➢ Кто может дольше всех не есть?

Рекордсменами в вопросе голодания стали клещи. Они могут обходиться без пищи 7 лет! Наземные черепахи значительно отстают от клещей. Но и они смогут обойтись без пищи почти год. Альбатрос стоит на третьем месте. Он выдержит без еды 35 дней.

Тема: Окружающий мир

➢ Откуда берется ветер?

То, что ветер — это просто воздух, знает, наверное, каждый ребенок. Действительно, воздух, который движется вдоль поверхности Земли, называется ветром. Это может показаться странным, но то, каким будет ветер, во многом зависит от Солнца. Начинается он около экватора. Здесь Солнце нагревает воздух. Он становится легче и поднимается вверх. На его место передвигается более прохладный воздух, и так происходит снова и снова. Наша Земля вращается вокруг своей оси. Добавляем к этому движению солнечное тепло, и вот вся эта система постоянно перемещающегося воздуха уже движется вокруг земного шара по экватору. Это и порождает ветры во всех частях земного шара.

➢ Сколько лет Земле?

По мнению ученых, нашей Земле 4,5-5 миллиардов лет. К этому выводу они пришли, изучив горные породы и камни, падающие на нашу Землю из космоса, которые называются метеоритами.

➢ Почему на Земле бывает ночь и день?

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она еще вертится вокруг своей оси, поворачиваясь, то одной, то другой стороной к солнышку. Полный оборот происходит за 24 часа, или за одни сутки. Когда та сторона, где мы живем, повернута к Солнцу, у нас день, а когда отвернута от него, то ночь. Когда у нас день, у людей, живущих на противоположной стороне Земли, наступает ночь и наоборот.

➢ Что такое облако?

На нашей планете очень много влаги. Это моря и океаны, реки и озера. Когда Солнце нагревает Землю, влага испаряется, то есть превращается в пар. А пар, как известно, поднимается вверх. При охлаждении этот пар оседает очень маленькими капельками (конденсируется) на микроскопических частичках пыли и других веществах, плавающих в воздухе. Когда этих капелек накапливаются миллиарды, образуются облака, которые остаются висеть в воздухе.

Дождевые облака называются тучами. Капельки воды в них очень крупные и тяжелые. От этого тучи такие темные, а иногда даже черные. Сила тяжести заставляет эти капли падать на Землю. И в это время у нас идет дождь.

Когда из туч на землю идет дождь или падает снег, большая часть влаги опять возвращается в океаны, озера и реки. Затем она снова испаряется под действием солнечного тепла, и весь процесс повторяется снова и снова, и называется он круговоротом воды в природе.

➢ Что такое гром?

Гром — это звук взрывающегося при движении молнии быстро нагревающегося воздуха. Сильный гром может казаться страшным, но бояться его не стоит, он совершенно не опасен. Вы можете спросить, почему, если гром и молния происходят одновременно, мы не видим и не слышим их одновременно? Дело в том, что свет от вспышки молнии доходит до наших глаз практически сразу. Это происходит потому, что световые волны распространяются со скоростью света — примерно 300 ООО км/с. Звук же доходит до нашего слуха значительно позже, ведь звуковые волны распространяются гораздо медленнее — 335 м/с.

Если вы хотите узнать, как далеко ударила молния, подсчитайте количество секунд между вспышкой молнии и звуком грома и разделите это число на пять. Вы узнаете, сколько километров было между вами и молнией.

Если гром следует практически сразу после вспышки молнии, знайте, что молния ударила очень близко. Чем больше времени между тем, как вы увидели молнию и услышали гром, тем дальше от вас гроза.

➢ Что такое радуга и откуда она берется?

Радуга — это дуга, образующаяся в результате отражения света водяными каплями и разделения белого цвета на составляющие его волны разной длины. Радуга состоит из семи цветов, которые всегда располагаются в одном и том же порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для того чтобы запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, выучите фразу, в которой первая буква каждого слова — это первая буква названия цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Радуга появляется в части неба напротив Солнца. А так как Солнце при этом должно быть ближе к горизонту, то лучше всего наблюдать ее во второй половине дня, ближе к вечеру. Радуга появляется, когда солнечный свет проходит через капельки воды, а затем преломляется или отклоняется от их закругленной поверхности. Самая красивая и большая по размеру радуга появляется на небе в то время, когда идет дождь и светит солнце. Но иногда ее можно увидеть в струях распыляемой на газонах воды и в тумане около водопадов.

➢ Может ли ураган перенести человека с одного места на другое так, чтобы он остался целым и невредимым, как Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»?

Нет, такое возможно только в сказке. Маловероятно, что человек или какое-то строение, в котором он укрылся, может выдержать сильнейшие вихри внутри урагана.

Ураганы часто поднимают предметы или живых существ с земли и переносят их по воздуху на много километров от того места, где они были. Но, в конце концов, все они падают на землю. Уцелеть после такого «полета» удается только неодушевленным объектам. Так, в 1979 году в штате Оклахома пошел денежный дождь. Купюры пролетели расстояние более 322 км и прибыли из штата Техас.

➢ Что такое бабье лето и когда оно наступает?

Бабьим летом называют период теплой, сухой погоды, который иногда наступает осенью. Считается, что настоящее бабье лето — это период, когда тепло наступает после первых ночных заморозков.

➢ Откуда берутся реки?

Если весной, когда тает снег, вы выйдете на улицу, то увидите множество ручьев. Как вы думаете, куда они так торопятся? Вода весной (или летом во время ливней) стекает большими и маленькими ручейками, которые соединяются в более крупные потоки, а те — в реки. Большинство рек начинаются с дождевых или снеговых вод, стекающих вниз с возвышенных местностей. Но некоторые начинаются из подземных потоков или из воды, образующейся в результате таяния ледников.

➢ Откуда берутся волны?

В основном волны появляются от ветра, который дует над водой. Чем сильнее ветер, тем выше волны. Волны порождает «спор» между ветром и силой тяжести. Ветер толкает воду на поверхности перед собой, а сила тяжести заставляет ее оставаться на месте, как бы толкая обратно. Под действием этих двух сил волны двигаются вверх и вниз. Волнующаяся вода, хотя и выглядит так, будто она движется, на самом деле, если не считать движения вверх и вниз, остается на месте. Так, чайка, сидящая на волне, будет подниматься и опускаться с волной, но вперед, к берегу, двигаться не будет.

Тема: Расскажи мне обо мне

➢ Почему, когда я долго нахожусь на солнце, моя кожа становится сначала красной, а потом коричневой?

Солнечное излучение обжигает нашу кожу, и она краснеет. Точно так же реагирует кожа на прикосновение чего- то горячего, например, утюга. При сильных ожогах на коже даже могут образовываться шрамы.

Чаще солнечные ожоги получают люди со светлой кожей. Все дело в меланине, который вырабатывается в специальных клетках. У людей со светлой кожей его меньше. Темнея, кожа защищается от повреждения, укрывая в тени более глубокие ее слои. В результате образуется загар. У людей со смуглой кожей, когда они находятся на солнце, меланин вырабатывается быстро и его много, то есть они быстро загорают. А вот люди со светлой кожей в таких случаях обгорают, их организм не успевает защититься. Светлокожие люди могут получить красивый и ровный загар, не обгорая при этом, если они делают это постепенно, находясь на солнце каждый раз понемногу.

Ученые считают, что цвет кожи у людей на земном шаре определяется тем, где когда-то жили их предки. В жарких, солнечных районах темная кожа образовалась в качестве защиты. В более прохладных местах, где солнце грело не так сильно, у людей кожа стала светлее.

➢ Почему у старых людей вся кожа в морщинах?

Пока люди молоды, их кожа очень эластичная. Чем старше становится человек, тем менее эластичной и более тонкой становиться его кожа. Морщины появляются в тех местах кожи, в которых она растягивалась. Например, от улыбки. Но гораздо больше морщин бывает не от улыбки, а оттого, что человек хмурится. Попробуйте сначала улыбнуться, а затем нахмуриться, стоя перед зеркалом. Вы сразу увидите, что на хмуром лице гораздо больше морщинок. Способствуют появлению морщин курение и длительное нахождение на солнце. И то, и другое наносит значительный вред коже.

➢ Почему я дрожу, когда мне холодно?

Наш мозг первым получает сигнал о том, что нам холодно. Получив его, он, как самый умный компьютер, решает, какие меры предпринять для того, чтобы организму стало тепло, и включает целый ряд команд. Получив нужную команду, наши мышцы начинают очень быстро поочередно сокращаться и расслабляться. При этом тратится большое количество энергии и вырабатывается необходимое телу тепло. Можно согреться и по-другому. Человек, который активно двигается, не замерзнет. Другими словами, когда нам холодно, наш организм начинает вырабатывать тепло, которое нас согреет.

➢ Почему в холодную погоду у меня изо рта идет пар?

Иногда мы сами можем делать свои собственные облака! Это происходит в холодную погоду, когда наше дыхание значительно теплее воздуха на улице. Содержащийся в нашем дыхании водяной пар смешивается с наружным холодным воздухом и начинает конденсироваться, то есть превращается в мельчайшие водяные капельки и висит в воздухе как маленькое облачко.

➢ Почему, когда я долго купаюсь, кожа на пальцах моих рук и ног становится сморщенной?

Находясь долго в воде, ваша кожа расширяется. Наружный слой кожи — самый толстый как на руках, так и на ногах. Почему? Потому что эти части тела изнашиваются больше всех остальных. Ведь руки мы очень часто моем, а ноги вынуждены носить нас, шагая без устали по дорогам жизни. Во время купания жировое покрытие кожи смывается и наружному слою кожи ничто больше не мешает начать жадно впитывать воду. Впитав значительное количество воды, кожа на пальцах рук и ног расширяется. А когда под кожей воды уже нет, этот расширившийся слой сморщивается. Но вы, наверное, уже знаете, что вскоре после того, как вы выберетесь из воды, морщинки на пальцах рук и ног исчезнут.

Обсуждая такую интересную жизнь вокруг, не ждите, пока малыш задаст тот или иной вопрос. Не переставайте задавать их сами. О чем? Да обо всем. Как ты думаешь, почему небо голубое? Почему мяч не тонет в воде? Почему в вечерних лужах есть звезды и луна? Наши дети гениальны. Даже в самом раннем возрасте — даже в полтора года — у них на все есть свой ответ. Если они не смогут ответить, то, во всяком случае, обязательно задумаются и сделают свой СОБСТВЕННЫЙ ВЫВОД.

Искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора - детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» - все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души - это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения - это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра - Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение - это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек - атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек - личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги - это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное - не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.