Психоактивные
вещества (ПАВ) - это
химические и фармакологические средства, которые
«при потреблении
воздействуют на психические
процессы, например
когнитивную или
аффективную сферы»
(определение Всемирной
организации здравоохранения).

Современная ситуация с употреблением ПАВ

Сегодня средний возраст знакомства
детей с алкоголем составляет 12 лет.
Средний возраст приобщения к
наркотикам по России составляет
14,5 лет.
Сегодня 50% выпускников школ
России имеют табачную зависимость.

Употребление ПАВ сопровождается:

1. изменением психического
и физического состояния
человека;
2. способность вызывать у
потребителя «болезненное
пристрастие», привыкание
и зависимость;

Классификация психоактивных веществ (ПАВ)и основные понятия

Все химические соединения растительного и синтетического
происхождения, непосредственно влияющие на психическое
состояние человека, принято называть психоактивными
веществами.
Психоактивные вещества алкоголь, никотин, токсические вещества

Вещество причисляется к «наркотическим», если оно удовлетворяет критериям:

1. Медицинский - вещество должно оказывать специфическое
действие на ЦНС (успокаивающее, стимулирующее,
галлюциногенное), которое и становится причиной его немедицинского применения (удовлетворяют все ПАВ).
2. Социальный - немедицинское употребление средства
приобретает масштабы социально значимого явления.
3. Юридический критерий -требует, чтобы соответствующая
инстанция (правительство по представлению министра
здравоохранения) признала данное средство наркотическим и
включила его в перечень наркотических веществ- юридическая
ответственность.

Причины употребления ПАВ

Социальные:
Неблагополучная семья
Распостранённость употребления ПАВ в социуме ребёнка
Активная пропаганда в СМИ и неадекватная молодёжная политика
Проживание в районах с низким материальным благополучием
Отсутствие досуга
Психологические:
Любопытство
Неадекватная самооценка
Попытка уйти от эмоциональных переживаний
Подчинение давлению группы
Наследственные:
Наследственность, отягощённая психическими заболеваниями
Наследственность, отягощённая наркологическими заболеваниями

Стадии формирования зависимости

Первые пробы. Они возможны из любопытства, стремления «стать
как все», при определённом стечении обстоятельств.
Групповая зависимость. Она формируется по механизму
условного рефлекса: приём вещества в обычных для этого условиях или
в определённой компании.
Психическая зависимость. Появление потребности принимать
ПАВ, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.
Физическая зависимость. Включение химических соединений,
входящих в состав ПАВ в обмен веществ и вызывающих состояния
тревоги, злобности, агрессии.
Повышение толерантности к ПАВ. Такое состояние
организма, когда отмечается всё менее выраженная ожидаемая реакция
организма на определённую дозу вводимого препарата.

Следствия употребления ПАВ

Высокий риск заболевания неизлечимыми
болезнями.
Среди лиц употребляющих ПАВ высокий
процент смертности.
Большая вероятность, что дети, родившиеся
у человека имеющего зависимость, тоже
обретут зависимость от ПАВ.

Общие признаки употребления ПАВ:

Снижение интереса к учёбе, обычным увлечениям.
Отчуждённость, скрытность и лживость.
Эпизоды агрессивности, раздражительности, которые
сменяются периодами неестественного благодушия.
Компания подростка, зачастую состоит из лиц более
старшего возраста и некоторые из них имеют опыт
употребления ПАВ.
Эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег
непонятного происхождения.
Изменение аппетита. Периодически тошнота, рвота.
Сужение или расширение зрачков, состояние
оглушённости, заторможенности.
Наличие следов инъекций на коже.

Первичная профилактика ПАВ:

опирается в своей основе на долгосрочную
общегосударственную политику, направленную
на формирование в обществе непримиримого
отношения к употреблению ПАВ

Цели первичной профилактики:

изменение ценностного отношения детей и молодежи
к наркотикам, формирование личной ответственности
за свое поведение, обусловливающие
снижение
спроса на психоактивные вещества в детскомолодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием
наркотических средств за счет пропаганды здорового
образа жизни, формирования антинаркотических
установок и профилактической работы,
осуществляемой сотрудниками
образовательных
учреждений.

СТРАТЕГИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Формирование
личностных
ресурсов,
обеспечивающих развитие у детей и
подростков
социально-нормативного
жизненного стиля с доминированием
ценностей здорового образа жизни;
действенной установки на отказ от приема
ПАВ;
внедрение в образовательной среде
инновационных
педагогических
и
психологических
технологий,
обеспечивающих
развитие
культуры
здорового образа жизни и отказ от ПАВ.

Профилактика ПАВ в образовательном учреждении

ЦЕЛЬ:
Организация работы профилактики
злоупотребления ПАВ детьми и
подростками.

Задачи

1.
2.
3.
4.
Пропаганда ЗОЖ, осуществление мероприятий по
предупреждению
и
профилактике
наркомании
и
токсикомании в ОУ;
организация и обеспечение социально-психологической,
педагогической помощи и коррекции детям и подросткам с
проблемами в развитии и обучении в целях
предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного
поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям,
имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета здорового образа жизни среди
членов образовательного коллектива

В международной практике выделяют модели профилактики

Медицинская модель ориентирована преимущественно на
медико-социальные
последствия
наркомании
и
предусматривает в основном информирование учащихся о
негативных последствиях приема наркотических и иных
психоактивных средств на физическое и психическое
здоровье.
Образовательная модель направлена на обеспечение детей
и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и
обеспечение
свободы
выбора
при
максимальной
информированности.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает
необходимость развития определенных психологических
навыков в противостоянии групповому давлению, в решении
конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор
в ситуации предложения наркотиков.

Правила 4 «НЕТ»

1. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым
психоактивным веществам (наркотическим и токсическим средствам), в
любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой
компании. Всегда только «Нет!».
2. Формировать у себя умений в получении удовольствий при полезной
ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, твердое
«Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному
времяпровождению.
3. Умение правильно выбирать себе друзей и товарищей среди
сверстников. Третье «Нет!» – тем сверстникам и той компании, где
прием наркотиков – дело обыденное.
4. Четвертое «Нет!» – своей стеснительности и неустойчивости, когда
предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов
заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость
от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех
человеческих качеств.

Работа с детьми и подростками по предупреждению употребления ПАВ

(в помощь педагогу)

Профилактики зависимостей.

Первичная профилактика - форма просветительской работы, которая направлена на тех, кто не имеет опыта употребления ПАВ.

Вторичная профилактика - форма комплексного активного взаимодействия специалистов с теми, кто имел опыт употребления, но это были единичные случаи.

Третичная профилактика - форма сложной социально-медицинской помощи тем, кто употребляет ПАВ в системе, реабилитационный комплексный процесс.

Целью первичной профилактики является

создание системы информационно - пропагандистской работы с детьми и родителями по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

Развитие социальной и личностной компетентности:

Способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

Формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;

Повысить самооценку детей;

Сформировать установку на «ведение здорового образа жизни».

Выработка навыков самозащиты:

Формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

Информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений :

Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

Сформировать навыки регуляции эмоций.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ.

Факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов .

Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", Противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.

Учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.

Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.

Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.

Первичная профилактическая работа с младшими школьниками состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, на тематических часах, на родительских собраниях. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

Практический блок

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, педагогов и родителей:

Тренинги, практические семинары,

Родительские собрания и конференции,

Игровые занятия, ролевые игры,

Спортивные соревнования,

Праздники здоровья,

Выпуск плакатов о здоровом образе жизни,

Выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки,

Использование наглядных пособий,

Индивидуальные консультации среди детей, педагогов и родителей.

Работа с подростками по предупреждению употребления ПАВ.

В подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.

Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков - потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.

Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.

Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.

Дети подражают поведению друг друга. Наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя, курения и наркотиков.

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести знания для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

2. Практический блок включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Проведения мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа - информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей « группы риска».

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

Тренинги, практические семинары,

Родительские собрания и конференции,

Диспуты и дискуссии,

Игровые занятия,

Деловые и ролевые игры,

Спортивные соревнования,

Праздники здоровья,

Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини - книжек, открыток,

Проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,

Создание социальных проектов,

Использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,

Индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.

Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:

Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.

Кооперативное обучение - это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу - доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.

Энергизатор - короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.

“Аквариум” - это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего - являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.

Сказкотерапия - само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

Арттерапия - метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”) , адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.

Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.

Литература:

2. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.

4. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.

5. Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.

6. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.

7. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.

8. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.

9. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.

10.Галичкина О.В.Система работы по профилактике наркомании[Текст]/.- Волгоград, 2006 .

11.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков[Текст]/.-М, 2001.

Введение

Резкие изменения социально-политической и экономической ситуации, происходившие в стране с прошлого столетия, привели к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде.

Прогноз распространения наркомании среди подростков Кузбасса, по мнению экспертов, на ближайшие годы неблагоприятен. Положение дел в г. Березовском Кемеровской области осложняется отсутствием системы взаимодействия заинтересованных организаций и ведомств, малочисленностью специализированных служб первичной профилактики, низким уровнем организации альтернативной, досуговой и социальной активности детей, молодежи и другими факторами.

На фоне относительного благополучия в ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиками подростками, произошла замена средств зависимости, и на первый план вышли злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, отмечается факт снижения возрастной границы употребления ПАВ в школьной среде. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения. Это, в свою очередь приводит к очередному “витку” количественных показателей. Проведенный опрос (март- апрель, 2009) среди подростков 12-14 лет образовательного учреждения города свидетельствует о том, что употребление алкоголя возросло на 11 % по сравнению с результатами опроса (ноябрь, 2008). Выявление отношения к курению у подростков данной группы также имеет тенденцию к повышению.

Динамика роста употребления ПАВ среди молодежи заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях.

Смещение акцентов профилактики актуально не только из-за сопоставимости вредных последствий употребления ПАВ, но и потому, что подростки, допускающие злоупотребление алкоголем и табакокурением, значительно чаще имеют отклонения в поведении.

Цель: создание и укрепление у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ.

Задачи программы :

Развивать у старшеклассников компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни;

Оказать помощь подростку в сложных жизненных ситуациях в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения;

Формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям.

Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:

  • возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
  • научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;
  • практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
  • позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт. Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:

Поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);

  • обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);
  • организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).

Программа характеризуется двухуровневым подходом к проблеме профилактики употребления ПАВ.

Уровень личностного пространства человека – рассматриваются опасные мотивы поведения человека (негативные чувства, убеждения, побуждения). Занятия направлены на формирование личностной компетентности подростков и проводятся в форме организационно-деятельностных и ролевых игр, мозговых штурмов, дискуссий, моделирования различных жизненных ситуаций и т.д.

Уровень социального пространства – рассматриваются опасные влияния окружения (конфликты, ложные ориентиры, давление ближайшего окружения). Занятия проводятся в интерактивной форме и дополняются формированием социальной компетентности подростков через ознакомление детей с законами, правилами, нормами по которым живет человеческое общество, и через обучение их социальным умениям и навыкам.

Особенности возрастной психологии обязательно учитываются в профилактической работе с подростками.

Возрастная психологи здоровья указывает на то, что подростки – старшеклассники стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению ПАВ. Наркотические вещества могут использоваться ими и как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников, и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, рискуя своим здоровьем.

Программа предполагает формирование навыков ассертивного поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации

Программа предназначена для проведения цикла занятий по профилактике ПАВ, проводимых на базе МОУ “ООШ № 8” г. Березовского Кемеровской области. Для повышения эффективности восприятия подростками материала программа разбита на 3 блока:

  1. Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях социализации.
  2. Оказание психологической поддержки старшекласснику с учетом его индивидуальности.
  3. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Каждый из блоков представляет собой своеобразный миницикл занятий, посвященных одной теме.

Программа направлена на повышение уровня компетентности участников занятий, на оказание помощи подростку в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения, в развитии жизненно важных навыков, включающих умение сопротивляться вовлечению в употребление ПАВ.

Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
  2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
  4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
  5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Лекций

Практ. занятий

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков 7 3 4
1. Общение. 3 1 2
2. Оказание помощи детям и подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ 4 2 2
Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку 16 6 10
1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ. 4 2 2
2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально- психологических особенностей подростка как основа эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных привычек. 2 1 1
3. Формирование образа “ Я” у подростков. 4 1 3
4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками. 2 1 1
5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций. 4 1 3
Раздел 3. Помощь детям и подросткам в успешной ориентации во внешнем мире 6 3 3
1. Оказание в приобретении подростком навыков самоконтроля и саморегуляции. 2 1 1
2. Развитие навыков личной безопасности подростка. 2 1 1
3. Формирование умения у подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых. 2 1 1

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у подростков.

Цель: формирование личностных ресурсов у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Тема 1. Общение. Внутренние ресурсы личности.

Понятия общения. Виды и стили общения. Формирование личностных установок детей. Конструктивное общение.

Практическая работа: Ролевые игры, направленные на отработку конструктивных приемов в ситуациях манипуляции, коммуникативной агрессии.

Упражнение “Мой личный герб”, позволяющее каждому подростку осознать и осмыслить собственные ресурсы. Составление личного герба на основе собственных ресурсов в повышении самооценки и уверенности в своих силах. Вывод о том, что в каждом человеке существует множество ресурсов, которые в трудную минуту можно использовать в виде самопомощи и поддержки самого себя.

Тема 2. Оказание помощи подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ.

Саморазрушающее поведение детей и подростков. Методы и приемы оказания помощи детям в преодолении аддиктивного поведения.

Практическая работа: Ролевые игры, направленные на приобретение навыков сдерживания вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет выстраивания конструктивных отношений со сверстниками. Групповое обсуждение и выработка рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками, обучению навыкам конструктивного сопротивления вовлечению в употребление ПАВ.

Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку с учетом его индивидуальности.

Цель: развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении проблемных ситуаций.

Тема 1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.

Психологическая поддержка. Принципы и способы оказания поддержки; сосредоточение на достоинствах ребенка; работа по повышению его самооценки, помощь в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного “Я” подростка. Формирование устойчивых доверительных отношений в семье – залог личностной успешности всех ее членов.

Практическая работа: Психологическая игра по проигрыванию ситуаций, в которых уместно применить навыки психологической поддержки детям и подросткам (ребенок или подросток испытывает чувства вины, обиды, страха, неуверенности, находится в конфликте с окружающими).

Тема 2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально – психологических особенностей подростков как основы эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных навыков. Психофизиологические особенности детей и подростков. Сензитивные возрастные периоды и кризисы в развитии детей и подростков. Понятие темперамента; его типы и свойства, особенности проявления темперамента, учет типа нервной системы ребенка в организации взаимодействия с окружающими.

Практическая работа: Самодиагностика подростков по выявлению типа темперамента, определение индивидуальных особенностей членов семьи.

Тема 3.Формирование образа “Я” у подростков.

Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки. Симптомы низкого самоуважения ребенка. Приобретенная беспомощность. Локус контроля. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.

Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков.

Тема 4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Основные закономерности процесса общения и его структура. Знакомство с манипулятивными способами общения. Защиты от манипуляций. Конфликты и умение их разрешать. Непопулярность и социальная отверженность детей как возможные причины формирования отклоняющегося поведения. Помощь подросткам в налаживании межличностных контактов во взаимодействии со сверстниками. Роль родителей в формировании среды, развивающей у детей и подростков черты активной, ответственной личности, способной позаботиться о себе и других.

Практическая часть: Упражнения для подростков на отработку разных приемов обучения конструктивным навыкам общения. Способы самопомощи (способы распознавания своих потребностей, способы удовлетворения своих потребностей).

Тема 5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций.

Понятие о кризисных ситуациях в жизни детей. Условия воспитания психически здорового, личностно развитого человека, способного справляться с собственными проблемами и жизненными трудностями. Способы поведения. Стратегии помощи детям в преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизация

Практическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями участников.

Раздел 3. Помощь подросткам в успешной ориентации во внешнем мире.

Цель раздела: оказание помощи подросткам в формировании способности противостоять неблагоприятным воздействиям окружения, манипулированию.

Тема 1. Оказание помощи подросткам в приобретении навыков самоконтроля и саморегуляции.

Эмоции и чувства. Аффективные эмоциональные состояния. Управление эмоциями и чувствами. Самоконтроль как развиваемая человеком способность контролировать свои действия и поступки.

Практическая часть: Психодиагностическая работа по выявлению способности к самоконтролю. Обучающие упражнения на приобретение навыков самоконтроля и саморегуляции.

Тема 2. Развитие навыков личной безопасности подростка.

Личная безопасность. Правила безопасности. Ограничения, виды ограничений. Запрет, нарушение запрета. Правила и способы обеспечения безопасности подростков. Механизм возникновения конструктивного и неконструктивного поведения. Связь ситуации, мыслей, чувств, поведения. Изменение собственных мыслей как способ изменения отношения к ситуации.

Практическая работа: Обобщение группового опыта по оказанию помощи подросткам в развитии навыков личной безопасности. Работа с примерами ситуаций, направленная на выявление негативных мыслей и обучение трансформирование их в позитивные. Психологическая игра “Береженого Бог бережет”.

Тема 3. Формирование умения у детей и подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых.

Представление о манипулятивном общении в подростковой среде. Способы развития у подростков умения распознавать манипуляции в общении со стороны сверстников или взрослых. Способы противостояния негативному давлению со стороны окружающих.

Практическая работа с использованием ролевых игр и упражнений по обучению навыкам эффективного поведения в ситуации группового давления, манипулирования.

Основные требования к содержанию программы см. в Приложении 1 .

Организация контроля усвоения материала и выработки социальных навыков в ходе изучения приведены в Приложении 2

Перечень ключевых слов

Потребности – фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо и служащие источником жизненной активности.

Желание – переживание, отражающее потребность и выраженное в конкретных образах и словах.

Интерес – проявление познавательной потребности на уровне осознания целей.

Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания места в обществе, соответствующего представлениям личности о себе.

Самооценка – оценка самого себя, своих качеств на основе сравнения с внутренними и внешними эталонами, критериями.

Адекватный – равный, соответствующий.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок, установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение.

Внушаемость – субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

Социальное положение (статус) – та роль, позиция, которою исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.

Социальные притязания – та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими свом способностям.

Комплекс неполноценности – совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.

Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой.

Конфликтогены – слова и действия, которые могут унизить человека, обидеть, оскорбить его.

Рефлексия – сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях, чувствах.

Список литературы

  1. Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.
  2. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
  3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
  4. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
  5. Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
  6. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
  7. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.
  8. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.
  9. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.
  10. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.
  11. Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
  12. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. – Генезис, 1997. -288с.
  13. Солодова Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности [Текст]: учеб. пособие: / Г.Г.Солодова, С.П.Зуева,
  14. Е.В.Филатова, Л.Е.Галаганова, В.В.Патрина. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. - 120 с.
  15. Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.
  16. Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С.149-152.
  17. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.
  18. Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.
  19. Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.
  20. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.

На сегодняшний день распространение алкоголизма, токсикомании и наркомании среди детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Употребление психоактивных веществ детьми и подростками носит комплексный характер .

В последние годы в психолого- педагогической литературе все чаще используется английский термин аддиктивное поведение, которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.

С точки зрения А.Е.Личко и В.С.Битенского для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным. Поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют пути, по которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом приложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной. Экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда употребление ПАВ обрывается раньше.

Во-втором случае - наблюдается употребление только одного ПАВ(алкоголь, табакокурение и др.)Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор .

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение.

Алкоголизм - хроническая психическая болезнь, раз-вивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе - рас-стройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы.

Наркомания - болезненное состояние, характеризую-щееся явлениями психической и физической зависимо-сти, настоятельной потребностью в повторном много-кратном употреблении психоактивных средств, принима-ющей форму непреодолимого влечения.

Токсикомания - заболевание, проявляющееся психи-ческой, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свой-ствами, что и наркотик (вызывают привлекательное пси-хическое состояние и зависимость) .

Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость, есть «состояние периодической или хронической инток-сикации, вызываемое повторным употреблением естест-венного или синтетического вещества». Зависимость раз-деляется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладеваю-щим желанием или неодолимым влечением к употребле-нию психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость -- состояние, когда употребля-емое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинент-ный синдром), заявляющий о себе соматическими, невро-логическими и психическими расстройствами.

Основными причинами распространения и употребле-ния алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части насе-ления. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание че-ловеческой жизни и др. .

Мерсиянова А.П., Жердева Т.С. выделяют среди форм отклоняющегося поведения наиболее серьёзным на сегодняшний день является употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. В настоящее время данная проблема приобрела значение государственной важности, что обусловлено, во-первых, стремительным ростом числа вовлечённых в употребление алкоголя и психоактивных веществ, а, во-вторых, теми проблемами, которые являются средством асоциального поведения: совершение подростками преступлений, развитие соматических заболеваний, снижение интеллектуального уровня, ухудшение генофонда в целом .

Существенные изменения, по данным В.С. Мухиной, происходят во всех сферах личности подростка. Серьезные сдвиги происходят в познавательной сфере

Е.П. Ильин, обобщая работы исследователей в области эмоциональной сферы подростков, приводит следующие ее характеристики. Подростковый возраст обычно характеризуют как период повышенной эмоциональной возбудимости. Подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью. Они подвержены частой смене настроения, повышенной аффективности поведения. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Подросткам свойственна устойчивость эмоциональных переживаний, в частности, они долго не забывают обиды.

Кроме этого, В.Н. Кисловской отмечена повышенная тревожность, по сравнению с другими возрастными периодами. Данный факт связывают с появлением интимно-личностных отношений, со страхом показаться смешным, с еще несформировавшейся способностью принятия себя. Чувства подростка очень противоречивы: он, несомненно, любит родителей, но при этом во время конфликта начинает испытывать к ним чувство ненависти.

Половое созревание существенно изменяет потребностно-мотивационную сферу. Ведущим мотивом становится общение.

По данным И.С. Кона и А.В. Мудрика, типичными чертами личности подростка является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.

Таким образом, период подросткового возраста - один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. В качестве наиболее серьезной проблемы данного возраста выделяется девиантное, отклоняющееся поведение

Употребление алкоголя и психоактивных веществ относят к отклоняющемуся поведению, получившему название «девиантное поведение».

Несмотря на некоторые различия, проблемы употребления алкоголя и наркотиков - это во многом схожие виды девиантного поведения.

Особый интерес представляют мотивообразующие факторы. Э. Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодёжи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление «потреблять счастье» как товар.

Личко А.Е.и Дмитриева Е.Д., говорили,что мотив употребления психоактивных веществ определяется типом личности и, в частности, акцентуацией, с чем однако не согласна И.А.Агеева.

А.Е. Личко и В.С. Битенский использовали классификацию мотивов, которую В.Ю. Завьялов разработал для алкоголиков, выделяя вслед за ним и следующие группы мотивов:

Социально-психологические мотивы: мотивы, обусловленные традициями и культурой; субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; псевдокультурные, как стремление подростка приспособиться к «наркотическим ценностям» подростковой группы;

Потребность в изменении собственного состояния сознания: гедонистические мотивы; атарактические мотивы; мотивы гиперактивации поведения;

Патологическая мотивация, связанная с наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к наркотику.

4) При многократном применении наркотические вещества вызывают физическую и психологическую зависимость человека, когда человек уже не может существовать без этих веществ.

Проблема зависимости не исследуется в данной работе, однако при рассмотрении проблемы мотивации употребления алкоголя и психоактивных веществ, нельзя не затронуть вопрос о формировании зависимости .

В работе Л.А. Сухинской и Э.А. Татаревского предложена схема развития алкогольной зависимости.

Предалкоголизм включает следующие этапы:

1) первая проба спиртного;

2) случайное употребление алкоголя;

3) систематическое пьянство;

4) привычное пьянство .

После преодоления границы заболевания человек постепенно переходит с первой стадии алкоголизма на третью.

Итак, употребление алкоголя и психоактивных веществ является формой девиантного поведения.

Психологическими исследованиями, проведенными под руководством А.Е. Личко, установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушениями, сексуальной патологией, вредными привычками, никотиноманией.

Так, гипертимные подростки склонны к групповым формам делинкветного поведения. Они пытаются лидировать среди асоциальных сверстников из легкомыслия, жажды развлечений, получения удовольствия. Гипертимы проявляют интерес не только к бытовому пьянству, но и к широкому кругу дурманящих средств. Циклоиды не склонны к нарушению поведения и могут проявлять склонность к алкоголизации лишь в период подъема настроения. При астено-невротической акцентуации ни делинквентность, ни алкоголизация, ни побеги из дома не встречаются, так же как и у сенситивных акцентуантов. В последнем случае, если и наступает алкогольное опьянение, то алкоголь не веселит и не помогает контактам, а даже, наоборот, может вызывать депрессивную реакцию с ощущением и переживанием собственной неполноценности .

В ходе исследования, А.А. Вдовиченко удалось выявить, что сами подростки в качестве ведущего мотива употребления алкоголя указывают на то, что это «позволяет выглядеть старше», ссылаются на «престижность» такого поведения. Кроме этого, употребление алкоголя позволяет выразить свой протест («потому что мне запрещают») и облегчает общение со сверстниками. При употреблении наркотиков акцент ставится не столько на социальных факторах, сколько на субъективных эмоциональных состояниях: «желание получить удовольствие», «стремление уйти от реальности», «желание снять стресс».

Кроме детального анализа мотивации приобщения к употреблению алкоголя и наркотиков, В.С. Собкин со своими сотрудниками выявил гендерные различия в реализации данных форм девиантного поведения, а также предположил, что имеет место возрастная динамика изменения мотивации.

В качестве главного мотива употребления психотропных веществ Н.Ю. Максимова называет стремление изменить свое психическое состояние. Данный мотив «лежит» на поверхности, соответственно проблема детерминации аддиктивного поведения кроется глубже. По мнению автора, найти причины алкоголизма и наркомании у подростков - это значит понять почему они хотят изменить психическое состояние искусственным или химическим путем.

При этом очень важно помнить, что ни один из факторов не является основополагающим, решающим. Даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно: сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды влияют на многих детей, однако далеко не все подростки, поставленные в такие условия, становятся алкоголиками или наркоманами.

В целом, анализ психологических характеристик подростков и форм девиантного поведения, изученного рядом авторов, показал, что, во-первых, подросток в силу свойственной ему противоречивости наиболее уязвим к воздействию алкоголя и психоактивных веществ, которые позволяют компенсировать характерные для данного возраста переживания. Во-вторых, социально-психологическая ситуация современных подростков способствует усвоению алкогольной традиции, важное в которой - постулирование способности алкоголя снимать напряжение и создание с помощью алкоголя праздничного настроения.

Теоретический анализ показал, что при изучении мотивации употребления алкоголя и ПАВ необходимо учитывать, что существуют мотивы, как бы лежащие на поверхности («употребляю потому, что друзья делают это»). Но, с другой стороны, наибольший интерес представляют именно внутренние детерминанты подобного поведения, или можно сказать, какие личностные особенности способствуют принятию решения об употреблении алкоголя или психоактивного вещества. В нашем исследовании мы не будем ограничиваться выявлением непосредственных, «знаемых» причин, которые, по мнению подростка, «толкнули» его на употребление алкоголя или наркотика.

Таким образом, как уже было обозначено выше, изучением проблемы употребления психоактивных веществ детьми подросткового возраста занимались многие психологи, такие как А.Е. Личко и В.С. Битенский, Н.Ю. Максимова, А.В. Мудрик и др. Это имеет большое значение для практики, так как употребление психоактивных веществ детьми подросткового возраста становится глобальной проблемой в современном мире.

Изучение употребления психоактивных веществ детей подросткового возраста осуществляется с учётом их возрастных особенностей. Именно на основании этого заключения в следующем параграфе будут рассмотрены особенности детей подросткового возраста.