Оригинал взят у koruff в 30 лучших фотографий телескопа Хаббл

NGC 5194

Известная как NGC 5194, эта большая галактика с хорошо развитой спиральной структурой, возможно, была первой обнаруженной спиральной туманностью. Хорошо видно, что ее спиральные рукава и пылевые полосы проходят перед галактикой-спутником - NGC 5195 (слева). Эта пара находится на расстоянии около 31 миллиона световых лет и официально принадлежит маленькому созвездию Гончих Псов.


Спиральная галактика M33 - средняя по размерам галактика из Местной группы. M33 называется также галактикой в Треугольнике по имени созвездия, в котором она находится. Примерно в 4 раза меньше (по радиусу), чем наша Галактика Млечный Путь и галактика Андромеды (M31), M33 гораздо больше многих карликовых галактик. Из-за того, что галактика M33 близка к M31, некоторые думают, что она является спутником этой более массивной галактики. M33 недалеко от Млечного Пути, ее угловые размеры более чем в два раза превышают размеры полной Луны, т.е. она прекрасно видна в хороший бинокль.

Квинтет Стефана

Группа галактик - квинтет Стефана. Однако только четыре галактики из группы, расположенные в трехстах миллионах световых лет от нас, участвуют в космическом танце, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Лишнего найти довольно просто. Четыре взаимодействующие галактики - NGC 7319, NGC 7318A, NGC 7318B и NGC 7317 - имеют желтоватую окраску и искривленные петли и хвосты, форма которых обусловлена влиянием разрушительных приливных гравитационных сил. Голубоватая галактика NGC 7320, расположенная на картинке вверху слева, находится гораздо ближе остальных, всего в 40 миллионах световых лет от нас

Галактика Андромеды - это самая близкая к нашему Млечному Пути из гигантских галактик. Скорее всего наша Галактика выглядит примерно так же, как галактика Андромеды. Эти две галактики доминируют в Местной группе галактик. Сотни миллиардов звезд, составляющих галактику Андромеды, вместе дают видимое диффузное свечение. Отдельные звезды на изображении являются в действительности звездами нашей Галактики, расположенными гораздо ближе удаленного объекта. Галактику Андромеды часто называют M31, так как это 31-й объект в каталоге диффузных небесных объектов Шарля Мессье.

Туманность Лагуна

В яркой туманности Лагуна находится множество различных астрономических объектов. К особенно интересным объектам относятся яркое рассеянное звездное скопление и несколько активных областей звездообразования. При визуальном наблюдении свет от скопления теряется на фоне общего красного свечения, вызываемого излучением водорода, то время как темные волокна возникают из-за поглощения света плотными слоями пыли.

Туманность Кошачий глаз (NGC 6543) - это одна из самых известных планетарных туманностей на небе. Ее запоминающиеся симметричные формы видны в центральной части этого эффектного изображения в искусственных цветах, специально обработанного для того, чтобы показать огромное, но очень слабое гало из газообразного вещества, имеющего диаметр около трех световых лет, которое окружает яркую, знакомую планетарную туманность.

Небольшое созвездие Хамелеона расположено вблизи южного полюса Мира. Картинка раскрывает удивительные черты скромного созвездия, в котором обнаруживаются множество пылевых туманностей и разноцветных звезд. По полю разбросаны голубые отражательные туманности.

Космические пылевые облака, слабо светящиеся отраженным звездным светом. Далеко от знакомых нам мест на планете Земля, они прячутся на краю комплекса молекулярных облаков Ореол Цефея, удаленного от нас на 1200 световых лет. Туманность Sh2-136, находящаяся около центра поля, ярче других призрачных видений. Ее размер — более двух световых лет, и она видна даже в инфракрасном свете

Тёмная пылевая туманность Конская голова и светящаяся Туманность Ориона контрастируют на небе. Они находятся на расстоянии 1500 световых лет от нас в направлении самого узнаваемого небесного созвездия. А на сегодняшней замечательной составной фотографии туманности занимают противоположные углы. Знакомая всем туманность Конская голова — это маленькое тёмное облачко в форме головы лошади, вырисовывающееся на фоне красного светящегося газа в левом нижнем углу картинки.

Крабовидная туманность

Эта путаница осталась после взрыва звезды. Крабовидная туманность является результатом взрыва сверхновой, который наблюдали в 1054 году нашей эры. Остаток сверхновой наполнен таинственными волокнами. Волокна не просто сложные на взгляд.Протяженность Крабовидной туманности составляет десять световых лет. В самом центре туманности находится пульсар — нейтронная звезда с массой, равной массе Солнца, которая умещается в области размером с небольшой городок.

Это мираж от гравитационной линзы. Изображённая на этой фотографии яркая красная галактика (LRG) исказила своей гравитацией свет от более удалённой голубой галактики. Чаще всего подобное искажение света приводит к появлению двух изображений далёкой галактики, однако в случае очень точного наложения галактики и гравитационной линзы изображения сливаются в подкову — почти замкнутое кольцо. Этот эффект был предсказан Альбертом Эйнштейном ещё 70 лет назад.

Звезда V838 Mon

По неизвестным причинам в январе 2002 года внешняя оболочка звезды V838 Mon внезапно расширилась, сделав эту звезду самой яркой во всём Млечном Пути. Затем она снова стала слабой, также внезапно. Астрономы раньше никогда не видели подобную звёздную вспышку.

Рождение планет

Как формируются планеты? Чтобы попытаться выяснить это, космический телескоп Хаббла получил задание пристально посмотреть на одну из самых интересных из всех туманностей на небе - Большую туманность Ориона. Туманность Ориона можно увидеть невооруженным глазом около пояса созвездия Ориона. Врезки на этом фото показывают многочисленные проплиды, многие из них - это звездные ясли, в которых, вероятно, находятся формирующиеся планетные системы.

Звездное скопление R136


В центре области звездообразования 30 Золотой Рыбы находится гигантское скопление самых больших, горячих и массивных среди всех известных нам звезд. Эти звезды образуют скопление R136, запечатленное на этом изображении, полученном в видимом свете уже на модернизированном космическом телескопе Хаббл.

Блестящая NGC 253 является одной из самых ярких спиральных галактик, которые мы видим, и в то же время одной из самых запыленных. Некоторые называют ее "галактика Серебрянный доллар", потому что в небольшой телескоп она имеет соответствующую форму. Другие называют ее просто "галактика в Скульпторе", потому что она находится в пределах южного созвездия Скульптор. Эта пылевая галактика находится на расстоянии 10 миллионов световых лет от нас

Галактика M83

Галактика M83 одна из самых близких к нам спиральных галактик. С расстояния, которое нас с ней разделяет, равного 15 миллионам световых лет, она выглядит совершенно обычной. Однако, если посмотреть поподробнее на центр M83 с помощью самых больших телескопов, эта область предстанет перед нами бурным и шумным местом.

Туманность Кольцо

Она действительно похожа на кольцо на небе. Поэтому еще сотни лет назад астрономы назвали эту туманность согласно ее необычной форме. Туманность Кольцо также имеет обозначения M57 и NGC 6720. Туманность Кольцо относят к классу планетарных туманностей, это газовые облака, которые выбрасывают звезды похожие на Солнце в конце своей жизни. Ее размер превышает диаметр. Это один из ранних снимков Хаббла.

Столб и джеты в туманности Киля

Этот космический газопылевой столб составляет в ширину два световых года. Структура находится в одной из самых крупных областей звездообразования нашей Галактики, туманности Киля, которая видна на южном небе и удалена от нас на 7500 световых лет

Центр шарового скопления Омега Центавра

В центре шарового скопления Омега Центавра звезды упакованы в десять тысяч раз плотнее, чем звезды в окрестности Солнца. На изображении видно множество слабых желто-белых звезд, меньше нашего Солнца, несколько оранжевых красных гигантов, а также случайных голубых звезд. Если вдруг две звезды сталкиваются, то может образоваться одна более массивная звезда, либо они образуют новую двойную систему.

Гигантское скопление искажает и расщепляет изображение галактики

Многие из них - это изображения одной-единственной необычной, похожей на бусы, голубой кольцеобразной галактики, которая волей случая оказалась расположена за гигантским скоплением галактик. Согласно последним исследованиям, всего на картинке можно обнаружить не менее 330 изображений отдельных далеких галактик. Эта великолепная фотография скопления галактик CL0024+1654 была получена космическим телескопом им. Хаббла в ноябре 2004 года.

Трехраздельная туманность

Прекрасная разноцветная Трехраздельная туманность позволяет исследовать космические контрасты. Известная также как M20, она находится на расстоянии около 5 тысяч световых лет в богатом туманностями созвездии Стрельца. Размер туманности - около 40 световых лет.

Центавр А

Фантастическая куча молодых голубых звёздных скоплений, гигантские светящиеся газовые облака и тёмные пылевые прожилки окружают центральную область активной галактики Центавр А. Центавр A находится близко от Земли, на расстоянии 10 миллионов световых лет

Туманность Бабочка

Ярким скоплениям и туманностям на ночном небе планеты Земля часто дают имена по названиям цветов или насекомых, и туманность NGC 6302 не является исключением. Центральная звезда этой планетарной туманности исключительно горячая: температура ее поверхности составляет около 250 тысяч градусов Цельсия.

Изображение сверхновой звезды, вспыхнувшей в 1994 году на окраине спиральной галактики.

На этом замечательном космическом портрете изображены две сталкивающие галактики со слившимися спиральными рукавами. Выше и левее большой спиральной галактики из пары NGC 6050 можно увидеть третью галактику, которая также, вероятно, участвует во взаимодействии. Все эти галактики находятся на расстоянии около 450 миллионов световых лет от нас в скоплении галактик в Геркулесе. На таком расстоянии изображение охватывает область размером более 150 тысяч световых лет. И хотя этот вид кажется весьма необычным, сейчас учёные знают, что столкновения и последующие слияния галактик не редкость.

Спиральная галактика NGC 3521 находится на расстоянии всего лишь 35 миллионов световых лет от нас в направлении на созвездие Льва. Галактика, простирающаяся на 50 000 световых лет, обладает такими особенностями, как рваные спиральные рукава неправильной формы, украшенные пылью, розоватые области звездообразования и скопления молодых голубоватых звёзд.

Несмотря на то, что этот необычный выброс был впервые замечен в начале двадцатого века, его происхождение все еще является предметом обсуждений. Показанная выше картинка, полученная в 1998 году космическим телескопом им.Хаббла, четко демонстрирует детали структуры джета. В наиболее популярной гипотезе предполагается, что источником выброса явился разогретый газ, вращающийся вокруг массивной черной дыры в центре галактики.

Галактика Сомбреро

Вид галактики M104 напоминает шляпу, поэтому ее и назвали галактикой Сомбреро. На картинке видны отчетливые темные полосы пыли и яркое гало из звезд и шаровых скоплений. Причины, по которым галактика Сомбреро похожа на шляпу - необычно большой центральный звездный балдж и плотные темные полосы пыли, находящиеся в диске галактики, который мы видим почти с ребра.

M17: вид крупным планом

Сформированные звездными ветрами и излучением, эти фантастические, похожие на волны образования находятся в туманности M17 (Туманность Омега) и входят в область звездообразования. Туманность Омега находится в богатом туманностями созвездии Стрельца и удалена на расстояние 5500 световых лет. Клочковатые сгущения плотного и холодного газа и пыли освещены излучением звезд, находящихся на изображении вверху справа, в будущем они могут стать местами звездообразования.

Что освещает туманность IRAS 05437+2502? Пока точного ответа нет. Особенно загадочным представляется яркая дуга в форме перевернутой буквы V, которая очерчивает верхний край похожих на горы облаков межзвездной пыли, находящихся около центра картинки. В общем, эта напоминающая призрак туманность включает небольшую область звездообразования, заполненную темной пылью.Она была впервые замечена на снимках, полученных спутником IRAS в инфракрасном свете в 1983 году. Здесь показано замечательное, недавно опубликованное изображение, полученное космическим телескопом им.Хаббла. Хотя на нем и видно много новых деталей, причину возникновения яркой, четкой дуги установить не удалось.

Береги честь смолоду – гласит мудрейшая народная пословица. Она и сегодня обращена ко всем молодым и к каждому из них в отдельности.

Чтобы молодой человек мог следовать этому мудрому совету, он должен иметь понятие о чести. Стало быть, он с детства должен обладать чувством стыда, совести, сознанием долга. Он должен жить по принципам здоровой морали.

Нравственность, как и весь характер, формируется уже с той поры, когда ребёнок ещё мал. Нравственное воспитание, его основы, закладываются в семье.

Хочу предложить вашему вниманию статью учителя – методиста Е. Ильина, напечатанную в газете (г. Санкт-Петербург). Привожу её текст.

Первое сентября. Начиная “с торжественной линейки, выстроился как бы график постепенного снижения воспитанности первоклашек.

На линейке, впрочем, ещё не так заметно. Но вот под музыку, один за другим, сквозь плотные ряды счастливых родителей и бабушек направляются они, ведомые учительницей, к дверям школы и впервые переступают её порог. Тут-то и начинаются трудности отнюдь не привычного характера. С виду симпатичные и аккуратные, умиляющие до слёз малыши, начинают вдруг кричать, толкаться, нервничать. Носятся по коридорам, едва не сбивая с ног своих учителей.

Авторитет взрослого, будь то директор, учитель или уборщица действует лишь постольку, поскольку прилежно идешь на поводу у их прихотей. Стоит же хоть в чём-то не угодить - и “прелестные шалуны” тут же преображаются. Попробуй, например, не разреши сегодняшнему малышу позвонить домой из учительской.

Тихие, милые девочки начинают недовольно морщиться, роптать, демонстративно обижаться. Мальчики же часто переходят в атаку, считая свою семилетнюю честь задетой.

Не один и не два ведут себя так – многие. Перед неуправляемой лавиной нормальных, казалось бы, детей, игнорирующих учителя, школу, древняя искусница Педагогика ощущает неожиданное бессилие.

“Что хочу, то и дозволено!” - подобный девиз домашнего очага единственные сыновья и дочери своих родителей приносят в школу, чтобы вслед за мамой – папой “победить” теперь и учителя. Невинный, “детский” эгоизм, пришедший из дома в класс, - устраняет или усугубляет его школа!”.

Хотелось бы услышать ваше мнение об этой статье (проводится обсуждение).

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазны словами: “Все так делают” - писал Л. Н. Толстой.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребёнка. Там где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И, наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны и капризны, нервны.

Вы приходите с работы усталыми и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно подала Вам обед. А на Вас смотрят внимательные глаза вашего сына (или дочери). Он слушает Вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно Ваша перепалка с женой. Вот поэтому-то я хочу сказать Вам: не спешите искать извне причины излишней раздражительности и нервозности ребёнка. Подумайте, а нет ли здесь и вашей вины, и всё ли вы сделали для того, чтобы вырастить ребёнка крепким, здоровым и жизнерадостным.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо детям не меньше, чем во - время приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых. Детство доверчиво, а доверчивость – беззащитна. Психика ребёнка подобна чрезвычайно чувствительному музыкальному инструменту, тонко реагирующему на самое лёгкое прикосновение! Берегите нервную систему ребёнка.

Американский психолог Джен Десмонт показал, что некоторые ритмы музыки наносят значительный вред здоровью, особенно те, которые как бы “перебивают” ритм биение человеческого сердца, рассогласованы с ним. Нервная система при этом страдает обязательно. У детей, длительно смотрящих телевизор, иногда появляются эпилептические припадки или астма. Их вызывает явление, которое физики называют резонансом (частота ритма развёртки на экране совпадает с биоэлектрическим потенциалом мозга).

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребёнка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье созданы хорошие условия для нормального состояния его нервной системы.

Искусство воспитания ребёнка – загадка, разгадка требует усилий, времени, но даёт ощутимый результат и радость, если разгадана. Насколько мы, взрослые, чутки и деликатны в общении с детьми? Научились ли разгадывать загадочную юную душу? Отдаём ли мы себе отчёт в том, что за каждым нашим шагом, вздохом следит внимательный детский взгляд? Всегда ли правы мы, воспитывая детей по образу и подобию своему?

Родители – это первый объект, изучаемый детьми. Здесь закладываются азы морали и нравственности, те, что во многом и навсегда определят сущность человека.

Лет сто назад, когда отец тачал сапоги или шил платье, его главная жизнь – его работа – была на виду у детей.

Ныне профессиональный труд ушёл из дома. Ребёнок уже не может наблюдать работу взрослых, участвовать в ней. Труд, лучший воспитатель, отделился от семейного быта.

Если в доме царит культ матери, если отец не позволяет себе унижать жену, дети невольно получают что-то вроде прививки от хамства. Ведь всякое хамство начинается именно с этого – с унижения женского достоинства, безнаказанности перед слабыми.

И ещё поговорим о культе трезвости в доме. Пьянство, которое Сенека назвал добровольным сумасшествием, - худшее из зол. Тоже относится и к наркотикам. Социологи, изучая причины аморализма и преступности детей, лишний раз убедились, что на скользкий путь толкают ребенка, прежде всего, родительский пример. Чему хорошему может научить ребёнка семья алкоголика, наркомана? Чему научат его бесконечные ссоры родителей, алчность и жажда личной наживы старших, ложные обещания, лицемерие. Не ведёт ли это к развращению юной души? Уверенность в том, что любой наш поступок по отношению к детям всегда правилен и не должен вызывать у последних сомнений, а тем более возражений, - не состоятельна .

Особенности плохого характера стимулируются неправильным воспитанием, достаточно противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми ребёнку.

Есть семьи, в которых ребёнок беспрерывно слышит слово “нельзя”. Есть родители, которые считают, что благодаря таким запретам и ограничениям, им легче будет воспитать послушных, неизбалованных детей.

А между тем, бесконечные запреты часто приводят к очень нежелательному результату. Так как ребёнку почти всё запрещено, а хочется ему очень многого, то он начинает вести себя так, как-будто запретов вообще не существует. Обилие запретов – причина непослушания.

И не редко такие дети действительно совершают поступки, которые вызывают законное беспокойство родителей. Кто же в этом виноват? Надо было не запрещать ребёнку всё подряд, а научить его разбираться в том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя, на самом деле нельзя. Запрещая что-нибудь ребёнку, необходимо объяснить причину запрета.

Может ли забота принести кому-нибудь вред? К сожалению, может. Кто не встречал заботливых родителей, которые стремятся оградить своих детей от всех трудностей жизни, избавить от любых усилий, готовы чуть ли не до старости вести их на помочах. Иногда это им удаётся – и тогда вырастает человек, мало приспособленный к жизни, бесхарактерный, безответственный, эгоистичный. Такому человеку плохо жить на свете, он боится столкновений с малейшими трудностями, избегает их, страдает сам и заставляет страдать других.

А вот другой ребёнок – не менее любимый и окружённый не меньшей заботой. Только эта забота направлена не на то, чтобы избавить его от сложностей жизни, а на то, чтобы научить преодолевать их, закалить характер, воспитать тягу к знанию и труду. Если даёт результаты такая забота, общество получает людей, которыми оно держится. Им тоже бывает нелегко, потому что они первыми подставляют плечо под общий груз. Но тяжёлая ноша наполняет их жизнь смыслом, которого безуспешно ищут те, кто топает рядом с лёгкой поклажей, а то и совсем без оной.

Поговорим ещё о самой большой красоте человеческого общения. И начнём с самого необходимого условия этого общения – с доброжелательности, а ещё проще с улыбки, которая обнаруживает не только духовное здоровье, но и нравственную силу человека. Я не оговорилась - именно духовное здоровье, именно нравственная сила.

Держать себя нужно так, чтобы не быть неприятным людям. В одном случае человек постарается воздержаться от разговора, могущего быть неприятным кому-либо, в другом – человек, у которого всё благополучно, не станет демонстрировать своё благополучие в присутствии людей, которым менее повезло.

Сила доброго примера родителей должна присутствовать даже в мелочах. Многие люди, среди которых мы живём, отличаются этими прекрасным чертами: “Общаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже, общаясь же с ними так, как-будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы “заставляем” их становиться лучше ”- Гёте.

Среди многих талантов большое значение в жизни имеет талант общения с людьми. Я не знаю человека, который был бы лишён общения, но я не знаю и людей, которые развивали бы в себе эту способность. А делать это надо .

Самосознание начинается с отношения к собственной внешности. Причём в подростковом возрасте это становится особенно важным. Мы, взрослые, размышляем, как помочь своему ребёнку в развитии, в учении, а его волнует и собственный рост, и вес, и цвет лица. Этот повышенный интерес к внешности, как это ни странно, определяет очень многое в самочувствии ребёнка, а, значит, в его общем умственном и духовном развитии.

Ребёнок всегда себя видит среди других так, как сложился в его сознании “образ – Я”. И если этот образ наделён отрицательными чертами, то и виденье себя весьма непривлекательно.

В детской среде культивируется свой стандарт. Всё, что выходит за пределы этого стандарта, как правило, подлежит осмеянию. Чуть выше рост – “Дядя, достань воробушка!”. Чуть полнее – “Жирный”. И ребёнок откликается на новые “имена” (потому что стоит показать, что ты обиделся, будут дразнить ещё больше), но каждый раз, когда слышит: “Эй, жир!”, вздрагивает. Ему было бы совсем худо, если бы не надежда!

Истинная вера – это уверенность в себе. Следует всеми силами стараться помочь ребёнку возыметь веру в себя. Это можно сделать, удалив из его натуры смущение, нерешительность, сомнение, ибо это – главные причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремлённость – вот ключи к любому успеху.

Родители, при всех условиях, остаются для ребёнка самыми близкими людьми и в том случае, когда они с уважением относятся к его желаниям, внимательно и серьёзно выслушивают его, близость взаимопонимания между ними и ребёнком не будет нарушена, и родители смогут оказать на него необходимое воздействие.

Дети во всём полагаются на нас, они искренне гордятся нами, чем выше наша ответственность за них, тем недопустимее в нашем поведении, поступках любое отклонение морально-нравственных норм.

Сегодня необходимо учить ребят самовыражению, умению отстаивать собственную позицию, свои взгляды. Хорошо, что они высказывают своё мнение вслух, пусть порой, и ошибочное. Убедить ребят, привести их к верным мыслям, за которым встанет поступок, - наша задача.

Конечно, с детства заложить основу правильной жизненной позиции, сформировать культуру умственного труда, скажем прямо, стоит тяжёлого труда, привить высокий эстетический вкус – не просто, но к этому призваны родители.

Семья, что растит и пестует малыша, лепит из него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с ними, любить их, быть честным, научить думать над своими поступками, оценивать их, отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук и души наполнял свою жизнь смыслом.

. звездное небо над головой и моральный закон во мне

Звездное небо над головой и моральный закон во мне

Кант Иммануил
Критика практического разума (1788)

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни.

Что я должен делать, или Этика Иммануила Канта

В истории философии было немало попыток понять, что заставляет нас вести себя этично, почему мы должны так себя вести, а также выявить принцип, на котором основывается или мог бы основываться наш моральный выбор. Этическая теория немецкого философа Иммануила Канта - одна из самых примечательных таких попыток.

Предпосылки этической теории Канта

Разрабатывая свою этическую теорию, Кант исходит из двух важных предпосылок. Первая из них характерна для всей мировой философии, вплоть до XIXвека. Она состоит в том, что существует такое знание, истина, которое является вечным, неизменным и универсальным.

Вторая предпосылка является характерной в первую очередь для средневековой религиозной философии и может показаться очень странной современному человеку. Она состоит в том, что свобода - это независимость от каких бы то ни было обстоятельств. Кант разделяет мир природы и мир разума или мир свободы, как средневековые богословы разделяют Царство земное и Царство небесное. В мире природы человек подчинён обстоятельствам и потому несвободен. Свободным он может стать только в том случае, если будет подчиняться велению разума (тогда как в Средневековье свобода состояла в подчинении воле Бога).

При этом разум занят познанием истины. Соответственно всё, что может предписывать нам разум, - это нечто вечное, неизменное и универсальное, то есть то, что должны делать все и всегда.

Три формулировки категорического императива

Исходя из этого, Кант разрабатывает этическую систему, основанную на категорическом императиве,- требовании разума неукоснительно следовать выработанным им правилам. Этот императив имеет три, следующих друг из друга и взаимодополняющих, формулировки:

Эта формулировка очень проста и напрямую следует из предпосылок, которыми пользуется Кант. По сути дела, он призывает нас, при совершении того или иного действия, представлять, что было бы, если бы так поступали все и всегда. Причём оценка действия в данном случае будет не столько этическая или эмоциональная: «мне нравится» или «не такая ситуация», а строго логическая. Если, в случае, когда все ведут себя таким же образом, как и мы, действие теряет свой смысл или становится невозможным, то его совершать нельзя.

Например, прежде чем солгать, представим, что все всегда будут лгать. Тогда ложь будет бессмысленной, поскольку все будут знать, что то, что им говорят - ложь. Зато при этом коммуникация будет практически невозможна.

Подобное правило не может служить ориентиром для действий всех остальных разумных существ, потому что оно уничтожает само себя - оно является логически противоречивым.

Эта формулировка с гораздо меньшей очевидностью следует из указанных выше предпосылок, и при этом она является одновременно и более тривиальной, и более интересной, чем первая. Она исходит из того, что источником любой цели и ценности является разум. И именно разум является целью того законодательства, которое он разрабатывает.

Соответственно, целью законодательства является каждый носитель разума, каждое разумное существо. Если бы мы на основе первой формулировки категорического императива взяли за правило использовать других как средства для достижения целей, а не как цели сами по себе, то столкнулись бы с парадоксом, в котором никто и ничто не может служить источником никакой цели, ради которой могли бы использоваться те или иные средства.

Этот императив может показаться достаточно тривиальным, поскольку он очень похож на «золотое правило нравственности»: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Однако он интересен тем, что, во-первых, как и первый императив, базируется на логике, а не на желании или ценности, как «золотое правило». Во-вторых, если «золотое правило» предлагает посмотреть на собственные желания и поступать по отношению к другим так, как если бы они были нами, то вторая формулировка категорического императива предлагает осознать ценность чужой жизни и желаний, не подменяя их собственными.

Из «золотого правила» можно вывести, что если вы, например, мазохист, то вам следует причинять другим людям боль. Тогда в силу топорной универсальности предписаний оно больше похоже на первую формулировку категорического императива. Вторая же призывает нас подумать о благе другого человека. Она, скорее, советует подменить себя другим, тогда как «золотое правило» предлагает подменить другого собой.

Тут неочевидным образом соединяются первая и вторая формулировки категорического императива. Первая требует установить всеобщие объективные законы. Вторая требует сделать целью этих законов субъект. Третья фактически повторяет предпосылки и предыдущие формулировки.

Смысл третьей формулировки состоит в том, что воля каждого разумного существа должна служить источником законодательства для самой себя. Только тогда она будет свободно следовать этому законодательству. При этом свободным является только поведение, диктуемое разумом. То есть любое разумное существо должно само устанавливать себе (и миру) законы и в силу своей разумности желать этих законов, поскольку они направлены на реализацию диктуемых разумом целей этих существ.

Иммануил Кант

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия - 12 февраля 1804, там же) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Один, смотрит в лужу, и видит темную воду,
а другой, отражающиеся в ней звезды…

Если… наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

Не мыслям надобно учить… а мыслить.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

Что имел в виду Кант о звёздном небе над нами и о нравственном законе внутри нас?

Наверное, видел какую-то связь между тем и этим.

P.S. Я вот что-то не поражаюсь звёздному небу (см. http://otvet.mail.ru/answer/256692066/).
Правда, я и не Кант.

Кант И. — Сочинения в 6-ти томах т 4 ч 1 С 499

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни.
Но удивление и уважение хотя и могут побуждать к изысканиям, но не могут их заменить. Что же нужно сделать, чтобы провести эти изыскания полезным и соответствующим возвышенности предмета образом? Примеры здесь могут служить для предостережения, но также и для подражания. Рассмотрение мира начиналось с превосходнейшего вида, который всегда показывает лишь человеческие чувства, а наш рассудок всегда стремится проследить его во всей его широте, и оканчивалось – астрологией. Мораль начиналась с благороднейшего свойства в человеческой природе, развитие и культура которого направлены на бесконечную пользу, и оканчивалась – мечтательностью или суеверием. Так обстоит дело со всеми еще грубыми попытками, в которых большая часть работы зависит от применения разума, что не дается само собой, не так, как пользование ногами, посредством частого упражнения, в особенности в том случае, если оно касается свойств, которые не могут быть непосредственно показаны в обыденном опыте. Но после того как была, хотя и поздно, пущена в ход максима – заранее хорошенько обдумывать все шаги, которые разум намерен сделать, и делать их, только руководствуясь заранее хорошо продуманным методом, суждение о мироздании получало совершенно другое направление и приводило к несравненно более успешным результатам. Падение камня и движение пращи, разложенные на их элементы и на проявляющиеся при этом силы и математически обработанные, создали наконец тот ясный и для всякого будущего неизменный взгляд на мироздание, который, как можно надеяться, при дальнейшем наблюдении всегда будет развиваться, но никогда – этого бояться не надо – не будет деградировать.
Идти этим путем и в изучении моральных задатков нашей природы – в этом указанный пример может быть очень поучительным для нас и дать надежду на подобный же хороший результат. Мы имеем под рукой примеры разума, строящего моральные суждения. Расчленить их на первоначальные понятия, а за неимением математики в неоднократных попытках испытать на обыденном человеческом рассудке метод, подобный химическому, предписывающий отделить эм

Кант — 285 лет. «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. С детства познал лишения, родившись в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца Кант не мог завершить учёбу в Кенигсбергском университете и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Потом Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. . Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» трудами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы, обосновывает разумность мирного сосуществования.
Кант написал фундаментальные философские работы, прославившие его как одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
— «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
— «Критика практического разума» (1788) - этика
— «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он совершил коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

В этике Кант оставил свой глубокий след. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе долга.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
— Человек как явление;
— Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй - категорическому императиву - высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива:
1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».
3) «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

«Этика долга» Канта, его категорический императив — вошли в историю философии, как важный шаг в развитии этики. Насколько возвышенная и прекрасная этика Канта реализуема практически? Этот вопрос зачастую становился предметом споров. Сам Кант готов был следовать своему учению, но вот как эту концепцию воспринимали другие? И во что можно превратить даже самое прекрасное учение?

Кант замечал: «. В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым. «

Кант жил размеренной, добродетельной жизнью, не гонялся за удовольствиями, всего себя посвятил науке. Будучи слаб здоровьем, хрупкий, невыского роста, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Все знали, что герр Кант в строго определенные часы ходит на прогулку, всегда в одно и то же время обедает, проводит занятия. Так что горожане даже сверяли по Канту часы, когда он прохолдил мимо.
Женат он не был, говорил, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел… Кант так и остался девственником, но это не мешало ему делать меткие замечания о дамах. Например: «Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников» .

Говорят, однажды у Канта спросили:
— Какие женщины самые верные?
На что философ не задумываясь сразу ответил:
— Седые!

Нередко отечественные философы шутили, что великий немецкий философ Кант родился в Кенигсберге, а похоронен в Калининграде.

Шутки шутками, а ведь когда Кенигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, то Кант стал русским подданным, присягнув русской императрице Елизавете Петровне.
Кант читал русским офицерам лекции по математике, фортификации, военному строительству и пиротехнике. . Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров - by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград

Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам: звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас.

tverdyi-znak.livejournal.com

Популярное:

  • Инструкция к монтажу системы вентиляции Предварительно нужно подготовить кровлю к монтажу системы вентиляции. Для этого нужно: I. Установить манжеты из ЭПДМ – резины, в местах, где будут вмонтированы вентиляционные трубы и […]
  • ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА законы и плебисциты; сенатус-консультус; эдикты магистратов; ответы знатоков; конституции императоров; обычное право (обычай не являлся действующим источником права в то […]
  • Центр правовой помощи Пенсии военным пенсионерам в 2017 году белоруссии последние новости Категория инвалида / группа Размер надбавки по группе инвалидности, в руб. I II III Вследствие военной травмы 15540,73 12950,61 9065,43 В […]
  • Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ […]
  • Правило тренажер славянский древности, как известно из истории, славяне всегда заботились о тренировке тела и духа, учили человека слушать и чувствовать свою плоть. И эта древняя славянская традиция была положена в основу […]
  • Пенсия для военнослужащих по призыву Имеют - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, неза txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на […]
  • Как рассчитать продолжительность страхового стажа Подробный разбор всех тонкостей и нюансов определения страхового стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности вы можете посмотреть в видеозаписи семинара Дмитрищук […]
  • Кадровый аудит Автор: Чешко Анатолий. Руководитель направления «Кадровый консалтинг» ЗАО «Евроменеджмент»

Любопытно, что коммунисты активно шумели по поводу дня рождения ничтожного с точки зрения вечности персонажа - Ульянова-Ленина (Бланка). И дата-то некруглая - 139 лет...
Между тем, 22 апреля была гораздо более симпатичная дата - 285 лет со дня рождения великого! философа!! Имануила Канта!!!

Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. С детства познал лишения, родившись в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца Кант не мог завершить учёбу в Кенигсбергском университете и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем... Потом Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности... . Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» трудами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы, обосновывает разумность мирного сосуществования....
Кант написал фундаментальные философские работы, прославившие его как одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
- «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
- «Критика практического разума» (1788) — этика
- «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он совершил коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

В этике Кант оставил свой глубокий след. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе долга.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
- Человек как явление;
- Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Категорический императив - предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива:
1) "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
2) "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".
3) "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

"Этика долга" Канта, его категорический императив - вошли в историю философии, как важный шаг в развитии этики. Насколько возвышенная и прекрасная этика Канта реализуема практически? Этот вопрос зачастую становился предметом споров... Сам Кант готов был следовать своему учению, но вот как эту концепцию воспринимали другие? И во что можно превратить даже самое прекрасное учение?

Кант замечал: "... В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым..."

Кант жил размеренной, добродетельной жизнью, не гонялся за удовольствиями, всего себя посвятил науке. Будучи слаб здоровьем, хрупкий, невыского роста, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Все знали, что герр Кант в строго определенные часы ходит на прогулку, всегда в одно и то же время обедает, проводит занятия...Так что горожане даже сверяли по Канту часы, когда он прохолдил мимо....
Женат он не был, говорил, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел… Кант так и остался девственником, но это не мешало ему делать меткие замечания о дамах. Например: "Мужчина ревнует, когда любит; женщина - даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников" .

Говорят, однажды у Канта спросили:
- Какие женщины самые верные?
На что философ не задумываясь сразу ответил:
- Седые!

Нередко отечественные философы шутили, что великий немецкий философ Кант родился в Кенигсберге, а похоронен в Калининграде...

Шутки шутками, а ведь когда Кенигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, то Кант стал русским подданным, присягнув русской императрице Елизавете Петровне...
Кант читал русским офицерам лекции по математике, фортификации, военному строительству и пиротехнике. . Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград

Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам: звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас...

Совсем недавно, а для меня - это было в конце прошлого века - я часто встречался
со школьными учителями, нашей, всё ещё Свердловской области. Но не как школьник,
а в непривычном статусе учителя учителей. В те времена, как впрочем и сейчас,
преподаватели вузов читали лекции учителям - но в этом порыве тогда не было
ни системы, ни глубокого содержания.
Учителей более напугали своей учёностью, чем помогли в решениях его ежедневных
и потому вечных раздумий.
Первое, о чём я хочу сказать, касается впечатления от первых встреч с учителями.
И это первое впечатление осталось навсегда всегда со мной.
Я запомнил лица учителей, усталых, задумчивых, прекрасных.
Но самое главное,что и запомнилось, было разительное различие облика, характера лиц,
учителей, например, из нашего областного мегаполиса и из дальних провинций
- посёлков, затерянных в тайге и в снегах на северо-западных окраинах нашей
огромной области.
Городские учителя, вернее, учительницы, ничем не отличались от других
усталых женщин многоликого мегаполиса: служащих, делопроизводителей, менеджеров и пр.
А учительницы из дальних школ были светлы лицом. В облике и речи их
угадывалась другая традиция, корни которой терялись в семьях ссыльных
разночинцев, студентов, декабристов, дворян из северо-западных областей России.

Второе событие, которое относится к этому же времени и тоже осталось
в моей памяти и даже изменило как-то мою жизнь.
Если выезжать на север из Екатеринбурга по Серовской дороге,
то неизменное минуешь город Верхняя Пышма, а справа от дороги оставишь
здешнюю школу, которая в те времена была «немецкой»,
то есть с настойчивым изучением немецкого языка.
И это обстоятельство объясняло появление на стене в центральном
зале школы изречения знаменитого прусского философа Иммануила Канта;

«Две вещи потрясают моё воображение:
звёздное небо над головой и
нравственный закон внутри нас».

Эти слова были написаны крупным готическим шрифтом на немецком языке,
но я их узнал, потому что старания моей школьной учительницы
Серафимы Григорьевна Поддъяпольской не прошли бесследно.
Так случилось, что немецкое участие в жизни, труде и быту такого далёкого
от лини фронта городе, как наш, стало заметнее в послевоенные годы:
военнопленные строили дома и дороги, а позднее даже обнаружились
дальние (а какие ещё могли быть у нас?!) родственники Иммануила Канта.
Наконец, после создания Калининградской области, философ хотя и полтора
века после кончины оказался в одной стране с нами.

«…звездное небо над головой…»

Жители больших городов не видят ни звёзд, ни звёздное небо и
это нев
и дение и неве дение началось не вчера и закончится не завтра.
Мы лишены звёздного неба, потеряли желание и возможность
ориентироваться по звёздам в течение всей своей жизни, прошла эпоха
великих географических открытий, изменился характер и психология
жителей морских империй - Испания и Португалия, да и Великобритания
потеряла своё величие и Солнце, которое никогда не заходило над великой ипмерией,
сейчас скрывается после скромного полёта по небу.

Над нами уже не простирается «звёздное небо над головой»,
исчезла небесная сущность человеческой жизни, и мы на земле стали вполне земными.

Но эта только видимость. Открылась другая глубокая правда нашей связи со звёздами.
Оказывается мы все представляем собой живое и одушевлённое звёздное вещество,
мы состоим из субстанции, вещества, из атомов, рождённых в недрах звёзд.
Такое высокое происхождение нас ко многому обязывает.
«..звёздное небо над головой» …
и звёздное вещество внутри нас…

Но философ говорил не о физико-химическом, вещественном родстве
человека и звёзд, а о

….«нравственном законе внутри нас»...

Суть проблемы заключается в том, что наша Земля «прекрасна и, может быть,
одинока среди сияющих звёзд и планет».. осознать, что ни в Солнечной системе,
ни, пожалуй, в Галактике нет обитаемых небесных систем,
и жизнь на Земле - уникальное событие во Вселенной.
И это «одиночество обитаемой Земли» придаёт необыкновенную значительность
и ответственность жизни и мысли каждого человека.

И двигателем мысли и чувства во Вселенной является нравственный закон внутри нас.
Удивительное чувство уникальности и вселенского масштаба жизни
на Земле бытует в стихах и судьбах русских поэтов - Михаила Ломоносова,
Гавриила Державина, Велимира Хлебникова, Ксении Некрасовой.

И в словах и мыслях Иммануила Канта, нашего «земляка» из Калининграда.

P.S. Всё-таки полезно посещать время от времени школу...