Древний военизированный зарегулированный Рим не слишком озаботился, чтобы придумать своим богам интересные биографии и приключения. Только захватив Грецию и перевезя статуи греческих богов к себе, они заодно и прихватили их замечательные истории. Католики, которые вели богослужения на латыни, читали латинские тексты и познакомили во времена Возрождения весь мир с Поэтому мы знаем не Феба, а Аполлона, не Артемиду, а Диану, например. Похожая история произошла с Церерой, италийской богиней плодородия, которая впоследствии получила красивое жизнеописание греческой Деметры. До наших дней дошли мраморные статуи Цереры, созданные с греческих копий Деметры. Вот пример - статуя Цереры.
Древние италийские верования
Культ земли был важен для многих народов древности. Не были исключением италийские народы, жившие на Церера - богиня земли и плодородия Рима - одно из древнейших божеств. И первоначально она связывалась в сознании италийских народов с еще более древней богиней земли Теллус. В начале Церера имела одну задачу - охрану зерновых посевов.
Этому посвящалось время от момента сева, далее прорастание растений и их созревание. Древние верили в одушевленность всей природы в целом (и дерево, и камень по их представлениям были живы, в них была душа), и, естественно, Церера, богиня Теллус были ими оживлены, наполнены у них жизнью. Церера, как полагали, учила людей возделыванию полей, а кроме того, это была богиня зарождения жизни. Цветы и фрукты - это ее одушевленные подарки, ее обязательная атрибутика. Поэтому она изображалась суровой, красивой, величественной, с короной из шипов на голове, факелом в одной руке и корзиной, наполненной зерном и фруктами. В ее функции входили также защита материнства и супружества и урожая от грабителей. Она также оберегала сельскую общину, но могла и насылать на людей безумие.
Праздники в честь древних богинь
Впервые богини появились, как предполагают в Италии, на сицилийской, самой плодородной земле (Теллус). Церера, богиня, получала свои плоды, в основном зерно. В самые важные дни, например в день первой вспашки и сева, а это был праздник, который зависел от погодных условий и потому мог передвигаться и иметь условные сроки, Церера, богиня Теллус получали кровавые жертвоприношения. Для них закалывали чаще всего свиней, но бывало, что и тельных коров. Праздники назывались цереалии и начинались примерно (разные источники приводят немного разные даты) 11-12 апреля. Они назывались Луди Цереалис и были очень зрелищны (происходила травля лисиц, например). Земледельцы обряжались в белые одежды, на головы возлагали венки и проводили пиры и торжества в течение восьми дней. К 19 апреля они завершались в честь Цереры, Либера (греческий Дионис) и Либеры (Кора). Для этого на холме Авентин был построен в храм между 493 и 495 г. до н. э. Церера, богиня плебеев, имела еще двенадцать различных дополнительных имен:
- Хозяйка.
- Хлоя.
- Та, которая подает на землю подарки.
- Та, что дает яблоки.
- Безжалостная.
- Теплая и другие.
Они связывались с различными моментами полевых работ
Храмы
Во-первых, был храм в Риме, на Авентийском холме. Там и находилась статуя божества. Сейчас статуя богини плодородия Цереры в Риме находится в римском национальном музее. Точнее, это не статуя, а римская мраморная копия с бюста Деметры, 4 век до н. э.
Следующий храм находился в Пестуме.
Святилище есть и в Лавинио. Там нашли медную табличку с текстом, в котором говорится, как надо варить внутренности животных, чтобы потом их поднести богине.
Слияние Цереры и Деметры
Из древнеримских источников известно, что в 496 г. до н. э. был большой неурожай. По этому поводу греческие мастера выстроили в Риме храм, посвященный триаде, состоящей из Деметры, Диониса и Коры. Новые боги слились, как уже упоминалось, со старыми и получили
Главную роль играла Церера, богиня плодородия. Праздники стали проводиться по греческим образцам. Это были мистерии, в которых принимали участие только замужние женщины. Девушки и мужчины на мистериальные оргии не допускались. Они состояли из праздника бракосочетания Плутона и Прозерпины.
Таким образом, древние италийские культы объединились с греческими и стали неразрывными в сознании земледельцев-плебеев, которые наиболее сильно почитали именно эту богиню, дающую жизнь.
Олицетворяла собой земное плодородие; она своей властью заставляла землю производить плоды и считалась покровительницей хлебных злаков. От Юпитера у нее была дочь Прозерпина (у греков – Персефона), олицетворявшая растительное царство.
Венера, Церера и Вакх. Картина Я. Брейгеля Младшего
Церера была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках – главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Она научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.
Многие знаменитые скульпторы, в том числе Пракситель , изображали в своих произведениях Цереру-Деметру, но очень немногие статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип этой богини более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме ; одно из них, самое известное, представляет Цереру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у нее корзина, наполненная колосьями, а в правой – факел, который она зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь.
Древнее искусство представляет Цереру в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах; на голове у нее венок из колосьев, а в руках мак и колосья. Корзина с плодами и свинья – вот ее атрибуты. Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Цереры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных статуй этих богинь, зато существует много монет с их изображениями.
Овидий рассказывает, что Церера излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор она часто изображается с головкой мака в руке. На одной из элевсинских монет Церера изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья – эмблема плодовитости.
У греков и римлян, культ Цереры (Деметры) был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы. По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, ей обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Она первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Она заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему ее жрецы щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».
Самый известный миф о Церере – тот, что повествует о её скитаниях в поисках дочери, Персефоны, похищенной богом подземного царства мёртвых Аидом . В древности были популярны также связанные с нею легенды об Эрисихтоне и Триптолеме .
ЦЕРЕРА, В МИФОЛОГИИ
Римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция? охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) ? и это вызвало наблюдаемые и в культе Ц. подробности анимистического характера. Праздники в честь Tellus и Ц. падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это? подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где Ц. призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраивается еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Ц. служат первые сжатые колосья (praemetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных? коров и свиней. По сообщению римских анналов в 496 г. до Р. Х. по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм сделался средоточием культа и политической жизни римского плебса? носителя торгового развития Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с aedes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апр.) был храмовым праздником триады, sacerdotes publicae Cereri s populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг? квиндецемвиры sacris faciundis. Ko времени второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Ц. чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в праздновании бракосочетания Плутона и Прозерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (iejunium) справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское Время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинций ее особенно чтила хлебоносная Африка.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРЕРА, В МИФОЛОГИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЦЕРЕРА в Словаре Мир богов и духов:
в римской мифологии богиня, вдыхающая жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и ДРУГИХ опасностей. Вместе с … - ЦЕРЕРА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
(Лат.) По-гречески: Деметра. Как женский аспект Отца Эфира, Юпитера, она эзотерически является плодородным принципом во всеохватывающем Духе, который оживляет каждый … - ЦЕРЕРА в Кратком словаре мифологии и древностей:
(Ceres). Богиня, соответствовавшая у римлян греческой Деметре и отождествляемая с ней. Ее праздник — Цереалии, считался праздником преимущественно плебейским. Жертвенным … - ЦЕРЕРА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
Древняя италийско-римская богиня плодородия, которой поклонялись в храме на Авентине, одном из семи холмов, на которых расположен Рим, с играми … - ЦЕРЕРА в Лексиконе секса:
в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греч. Деметре. Ц. посвящены шванки Сакса, полотна Рубенса, Пуссена, Ватто, … - ЦЕРЕРА в Большом энциклопедическом словаре:
одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (N 1), открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Цереры от … - ЦЕРЕРА
Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (ктак назыв. di indigetes). Ее главная функция - охрана посева … - ЦЕРЕРА
[латинское ceres (cereris)] 1) в древнеримской мифологии богиня, покровительница земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра; 2) в астрономии … - ЦЕРЕРА в Энциклопедическом словарике:
, ы, ж., с прописной буквы 1. одуш. В древнеримской мифологии: богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегрече-ской … - ЦЕРЕРА
ЦЕР́ЕРА, одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (№ , открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Ц. … - ЦЕРЕРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ЦЕР́ЕРА, в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греч. … - ЦЕРЕРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
[р"э], -ы, ж. В римской мифологии: богиня плодородия и земледелия. Этимология: Латинское Ceres (Cereris). Энциклопедический комментарий: Церера как богиня злаков … - ЦЕРЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Малая … - ЦЕРЕРА в Новом словаре иностранных слов:
(лат. ceres (cereris)) 1) в древнеримской мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра … - ЦЕРЕРА в Словаре иностранных выражений:
[лат. ceres (cereris)] 1. в древнеримской мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра; 2. … - ЦЕРЕРА в словаре Синонимов русского языка:
астероид, богиня, брак, деметра, жатва, … - ЦЕРЕРА в Словаре русского языка Лопатина:
Цер`ера, … - ЦЕРЕРА в Орфографическом словаре:
цер`ера, … - ЦЕРЕРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
в римской мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греческой Деметре. - одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых … - АВРОРИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
- ЦЕРЕРА, ПЛАНЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 г. в Палермо и названа им в честь … - ЦЕРЕРА, МИФ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция — охрана посева во … - ЦЕРЕРА, МАЛАЯ ПЛАНЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 г. в Палермо и названа им в … - АВРОРИН в Энциклопедии фамилий:
Фамилия из числа искусственных, придуманных. Обычно этим словотворчеством занималось семинарское начальство. Принимали, скажем, на учебу семинариста с фамилией Любовников или … - ГЕРОИ
В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или … - ДИОНИС
- ДЕМЕТРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса, и Реи (Неs. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ3 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
Аристофан в своих комедиях изображает богов в комическом и издевательском духе, следуя традиционной вседозволенности, связанной с ритуальным происхождением театра.Философы древности, … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ1 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
. Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой … - ГОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
. Мифологические функции Г. многообразны. Г. выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Т. часто воспринимается как образ … - ГЕРОЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или … - ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
- БЫК в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык … - БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанный с религиозно-философской системой буддизма, возникшей в 6-5 вв. до н. э. в Индии, в … - БУДДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый») в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, … - БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
- АПОЛЛОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
родился семимесячным между оливой и финиковой пальмой на горе Кинф (Остров Делос), его рожали девять дней и после этого Делос … - АФИНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(?????) в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя … - АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
мифы о созвездиях, звездах, планетах (в более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически ранней группе … - АПОЛЛОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(???????) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические … - АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. А. м. - составная часть космогонических мифов. В А. м. не всегда … - ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
Церера (Cereris) – древнеиталийская богиня, принадлежащая к числу древнейших богов Рима (к так называемым di indigetes). Ее главная функция – охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ Цереры теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) – и это вызвало наблюдаемые и в культе Цереры подробности анимистического характера. Праздники в честь Теллуры (Tellus) и Цереры падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это – подвижной праздник, в зависимости от времени посева в каждом году. В самом начале сева италийцы совершали жертвоприношение Теллуре и Церере, где Цереру призывали под двенадцатью различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником Tellus-Fordicidia (15 апреля).
Церера, Бахус и Купидон, 1610,
художник Ханс Аахен
Церера, богиня урожая, 1620,
художник Якоб Йорданс
Церера и две нимфы, 1624,
художник Питер Пауль Рубенс
В начале жатвы устраивалось еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Церере служат первые сжатые колосья (praemetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных – коров и свиней. По сообщению римских анналов в 496 году до нашей эры по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм стал средоточием культа и политической жизни римского плебса – носителя торгового развития Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с aedes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Церерой; Дионис и Кора получили имена Либер и Либера.
Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Церера; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апреля) был храмовым праздником триады, sacerdotes publicae Cereris populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Церере примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг – квиндецемвиры sacris faciundis.
Ko времени второй пунической войны относятся предания о празднике в честь Цереры чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в праздновании бракосочетания Плутона и Прозерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (iejunium) справлялся с 191 года, в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Цереры справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское время Церера была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинций ее особенно чтила хлебоносная Африка.
Церера – первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 года в Палермо и названа им в честь богини-покровительницы Сицилии.
Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль … Энциклопедия Кольера
Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя… … Советская историческая энциклопедия
Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98 117 н. э.) Ри … Википедия
Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия
Совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и… … Энциклопедия мифологии
У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения) Марена … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Венера (значения) … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Марс (значения). Статуя бога войны Марса (Бранденбургские в … Википедия